Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Штат Мичиган

 

Штат Мичиган

 

Очерки об американских штатах

Мичиган

В Мичигане причудливо переплелось прошлое, настоящее и будущее Америки. Футуристические небоскребы детройтского Ренессанс-центра, роботизированные и компьютеризированные автозаводы и их сверкающие хромом и лаком машины, мчащиеся по скоростным магистралям, и в то же время дикие просторы, безмятежная водная гладь, золотые дюны и поросшие соснами пустынные холмы.

Рельеф штата сформировался в ледниковый период. Массы льда сглаживали на своем пути неровности и заполняли впадины. Самая высокая отметка на карте штата (см. 3-ю стр. обложки) — гора Арвон, 604 м. Гряды покатых холмов на севере постепенно редеют и переходят в лесистое плато на юге. Но в любой пейзаж Мичигана обязательно вписывается вода. На долю этого штата приходится 20% запасов пресной воды США. Мичиган омывается четырьмя из пяти Великих озер, на его территории насчитывается еще 11 тыс. озер и сотни рек общей протяженностью около 58 тыс. км. При том, что поверхность внутренних вод составляет менее 2,8% площади суши (4075 кв. км и 147511 кв. км соответственно), не следует забывать, что границы штата «прихватывают» немалую толику акватории Великих озер — Верхнего, Мичиган, Гурон и Эри. По общей протяженности береговой линии (около 5 тыс. км) штат занимает первое место в США.

Пролив Макино между озерами Гурон и Мичиган разделяет штат на две неравные полуостровные части — напоминающий на карте варежку Нижний полуостров и вытянутый с запада на восток, изрезанный аппендикс Верхнего. В 1957 г. завершено строительство подвесного моста через пролив. Облегчив сообщение между северной и южной частью Мичигана, мост как бы подчеркнул их несхожесть, проявляющуюся и в размерах (Нижний полуостров в 2,5 раза больше Верхнего), и в климате, и в ландшафте, и в экономико-демографической структуре.

Климат Верхнего полуострова более суров, среднемесячная температура колеблется здесь между —17 °С в январе и + 17° С в июле. Для района Детройта на Нижнем п-ве соответствующие температуры —4° С и +22° С, а на юго-западе штата климат еще мягче в связи с преобладающим направлением ветров и благотворным воздействием Великих озер.

Несмотря на хищнический лесоповал во второй половине прошлого века, значительная часть территории штата покрыта охраняемыми теперь лиственными и хвойными лесами. Для южной части Нижнего п-ва характерны твердопородные деревья— вяз, дуб, клен, кария. Далее к северу более распространены голубая сосна, береза, осина. Сотни видов цветущих растений радуют глаз с ранней весны до поздней осени. В ягодных местах обильны черника, голубика, ежевика, дикий виноград и крыжовник. В реках и озерах водятся форель, щука, корюшка, сом, окуневые породы; в лесах — олени, медведи, волки, койоты и многие разновид-ности пушного зверя, одно лишь перечисление которых вызывает в воображении дорогие шубы и манто — бобры, ондатры, норки, выдры, куницы, еноты, опоссумы и др. Неофициальное название Мичигана — «штат росомахи» — дань его лесной фауне. Через Мичиган проходят пути миграции перелетных птиц, но круглый год здесь живут дикие утки и гуси, куропатки, американские вальдшнепы. А птицей-символом штата мичиганцы избрали непритязательную малиновку.

Исключительная красота озерного края, широкие возможности, предоставляемые здесь рыбакам, охотникам, любителям спорта и отдыха на природе, привлекают в Мичиган миллионы туристов. На содержание рекреационных зон правительство штата тратит 23 млн. долл. в год (1985). Но эти затраты сторицей возвращаются за счет средств, оставляемых туристами (7,1 млрд. долл. в 1984 г.). Для защиты рекреационных зон от посягательств промышленного капитала под охрану государства взяты один национальный парк (Маунт-Ройал), четыре лесных массива и два протяженных участка побережья Великих озер («Расписные Утесы» и дюны «Спящий Медведь»), Кроме того, под охраной правительства штата находятся 78 парков и рекреационных зон. Одна из достопримечательностей этого рода — остров Макино у северной оконечности Нижнего полуострова, где первозданность природы не оскверняется вторжением автомобиля, а к услугам отдыхающих — конные повозки и велосипеды.

Мичиганский департамент охраны природы проводит большую работу, координируя усилия служб, обеспечивающих порядок в рекреационных зонах, и научные исследования биологов. Благодаря усилиям департамента решается вопрос о воспроизводстве оленьего стада при том, что каждый сезон в Мичиган наезжают до 400 тыс. охотников на оленей. Разумеется, вся эта деятельность не всегда эффективна, когда усилия природоохранных органов сталкиваются с интересами бизнеса. Для судов Мичигана обычное явление — дела о загрязнении рек и озер ядовитыми стоками, разрушении берегов и т. п. Скандальную известность получило массовое отравление жителей штата токсичным препаратом ПББ, распространявшимся с комбикормами в западных и центральных районах Мичигана. По оценке Американской медицинской ассоциации, жертвами отравления, вызывающего болезнь печени и ослабление сопротивляемости организма, в той или иной степени стали 97% населения штата.

Первыми европейцами, проникшими с севера на территорию Мичигана еще в начале XVII в., были французские миссионеры и землепроходцы. Их временные поселения известны с 1641 г., но только в 1668 г. иезуитский священник Жак Маркет заложил первое постоянное поселение Су-Сент-Мари. Оседая на новых землях, колонизаторы не полагались на силу божьего слова и строили укрепленные форты. Первый форпост в устье р. Сент-Джозеф был основан в 1679 г., а в 1701 г. Антуан Кадиллак с отрядом солдат приступил к строительству форта Поншартрен, которому предстояло обеспечивать монополию французской короны на торговлю североамериканской пушниной. На месте форта быстро рос город, всемирно известный ныне под своим новым названием — Детройт.

На протяжении XVIII в. Мичиган находился в центре вооруженной борьбы между Англией и Францией за обладание Северной Америкой, что определялось не только природными богатствами края, но и стратегическим положением, открывающим путь на северо-запад через пролив Макино. К 1763 г., потеснив французские войска и индейские племена, англичане овладели территорией Мичигана. По Парижскому договору 1783 г., утвердившему завершение войны за независимость, эта территория отошла к США, хотя форты Детройт и Макино удерживались англичанами до 1796 г. Американцы не спешили с освоением края, единственным богатством которого представлялись меха. Редкие поселения жались к границам. Землемеры, направляемые вашингтонской администрацией, доносили, что Мичигин являет собой большое болото с редкими вкраплениями пригодной для обработки земли. Сопротивление индейских племен также не способствовало заселению края.

30-е годы прошлого века положили начало активному освоению естественных ресурсов Мичигана. Поначалу объектом экстенсивной эксплуатации стали леса. Освободившиеся после вырубки плодоносные земли Нижнего полуострова способствовали развитию сельского хозяйства. Открытие в 40-е годы медных, а затем железорудных месторождений на западе Верхнего полуострова еще более усилило промышленный бум и обусловило бурный приток населения. За 20 лет — с 1850 по 1870 г.— население штата выросло втрое, за следующее 20-летие увеличилось еще почти на 1 млн. человек. Наряду с переселенцами из штатов Новой Англии в Мичиган хлынули канадцы, шведы, норвежцы, финны и итальянцы. По установленному законом минимуму населения Мичиган уже в начале XIX в. мог бы претендовать на статус штата, но территориальная тяжба с соседним Огайо затянула решение этого вопроса; только в январе 1837 г. Мичиган был принят в союз, став 26-м штатом США, С 1847 г. его столица — г. Лансинг,

До конца XIX в. Мичиган был главным поставщиком железной и медной руды. Для ее транспортировки на промышленный Восток за два года был построен судоходный канал, соединивший озеро Верхнее системой шлюзов с другими Великими озерами. Законченный в 1855 г., канал активно эксплуатируется по настоящее время, пропуская за восемь месяцев навигации больше грузов, чем проходит через Панамский канал за год.

Молодая американская буржуазия без оглядки на будущее торопилась перевести в банкноты казавшиеся неистощимыми природные ресурсы. Опустошительную деятельность «лесных баронов» дополнили крупные лесные пожары 1871 и 1891 гг. Поныне типичны для мичиганского пейзажа заброшенные лесопилки — свидетельство былого насилия над лесными богатствами штата.

К исходу XIX в. экономика Мичигана делает заметный поворот от добычи сырья к его переработке, от сельского хозяйства к промышленности; растет городское население. Если в 1850 г. горожане составляли всего 7,3% жителей штата, то к 1900 г. в городах проживало 39,3%. Но предстояли еще более разительные перемены, основы которых закладывались в двух мичиганских городах. В 1898 г. в механических мастерских Рэнсома Олдса в Лансинге и Генри Форда в Детройте независимо друг от друга были созданы первые самодвижущиеся повозки на бензиновом ходу. «Веселые олдсмобили» первыми пробили дорогу к покупателю, и к 1900 г. Олдсу удалось продать 1400 машин. Форд задержался с выходом на рынок, затратив время на организацию про-изводства и разработку доступной по цене модели автомобиля. Зато к середине 20-х годов заводы Форда выпускали ежегодно уже около 2 млн. автомобилей модели «Т». Автомобильный бум охватил Америку. Новые компании возникали как грибы, но многие из них быстро исчезали, не выдержав конкуренции.

Монополизация автопромышленности вызвала к жизни такие автогиганты, как «Дженерал моторе», который в 1908—1918 гг. поглотил компании «Бюик», «Олдсмобил», «Окленд», «Кадиллак» и «Шевроле». Еще один автоконцерн — «Крайслер» возник в 1925 г. на костях корпораций «Максуэлл» и «Додж бразерс».

Цветущее на первых порах производство вызвало новый приток рабочей силы из южных штатов, а также иммигрантов из Восточной Европы. Бурный рост промышленного пролетариата сопровождался подъемом рабочего движения.

Невиданного размаха достигла во второй половине 30-х годов забастовочная борьба автомобилестроителей за право объединения в профсоюзы, в котором им отказывали монополии. Десятки тысяч рабочих «Дженерал моторе», за которыми последовали трудящиеся заводов Крайслера и Форда, проводили длительные сидячие забастовки, останавливали конвейеры, захватывали заводские корпуса в столкновениях с штрейкбрехерами и полицией. Возглавлявший стачечную борьбу объединенный профсоюз автомобилестроителей и сейчас относится к числу самых массовых американских профсоюзов (более 1 млн. членов). Испытанными методами забастовок при пересмотре коллективных договоров союзу удается удержать заработки рабочих автопромышленности на уровне, превышающем средние заработки других индустриальных р§- бочих. По среднестатистическим доходам Мичиган относится к благополучным штатам. Но следует учитывать составные этой статистики. На 1982 г. в штате насчитывалось 7300 миллионеров, состояние которых исчислялось суммой 17 222 млн. долл. В то же время, по переписи 1980 г., 946 тыс. человек (10,4% населения) и 198 тыс. семей (8,2%) жили ниже официальной черты бедности.

До последнего времени Мичиган характеризовался относительно высоким уровнем образования. Согласно переписи 1980 г., 30% мичиганцев в возрасте 25 лет и старше имели за плечами от одного до трех лет колледжа. В Мичигане издаются 52 ежедневные и 15 воскресных газет.

Успехами образования Мичиган обязан прогрессистским тенденциям, берущим начало еще с первой конституции штата, в которой записано положение о необходимости поощрения школ и учебных заведений. Мичиган первым из американских штатов учредил фонд помощи школам и первым ввел бесплатное среднее образование. В 1984 г. в штате действовали 3804 общедоступные школы, в том числе 2742 со сроком обучения до восьми лет, при том, что полное среднее образование занимает в США 12 лет. На 1983 г. в ведении штата находились 44 вуза, 12 из которых с правом присуждения докторских степеней. К числу последних относятся три крупнейших университета, в которых сосредоточена треть всех студентов штата,— Мичиганский в Анн-Арборе, Уэйн- ский в Детройте и Университет штата Мичиган в Ист-Лансинге. Последний с его опытным хозяйством и лабораториями профилирован в основном по сельскохозяйственным наукам. Шутливое прозвище «коровий университет» не может опровергнуть тот факт, что этот вуз относится к ведущим в стране по подготовке высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного производства.

Большинство других вузов — колледжи с двух-, трехлетним сроком обучения, ориентированные на подготовку специалистов среднего звена для штата и его экономических районов. Акцент на подготовку кадров для региона характерен как для вузов, контролируемых штатом, так и для частных институтов, содержащихся корпорациями. Из частных вузов, основанных автоконцернами, можно упомянуть Детройтский институт технологии, Детройтский институт права, Институт «Дженерал моторе» во Флинте, Крайслеровский инженерный институт (Хайленд-Парк) и Технологический институт им. Лоуренса (Саутфилд).

С той или иной степенью правомерности синонимом Мичигана выступает слово «Детройт». «Когда Детройт промочит ноги, вся страна чихает»,— любят повторять мичиганцы, имея в виду взаимозависимость Мичигана и остальных штатов, возникшую, в частности, в связи с проникновением автомобиля в жизнь американцев. Но правильнее было бы перевернуть эту поговорку. Детройт, ориентирующийся на производство товаров длительного пользования, «чихает» при первых признаках нарушения экономического здоровья страны и остро чувствует падение покупательной способности населения в периоды экономических спадов, опасения потребителя покупать товары в кредит. Так было в годы «великой депрессии», ударившей по Мичигану больнее, чем по другим штатам, так было и при последующих экономических спадах. Смена поколений систем оружия после второй мировой войны лишила автопромышленность выгодных военных заказов. Жестоко ударили по Детройту энергетический кризис 70-х годов и повышение цен на нефть. Сильными конкурентами американских автомобилестроителей на внутреннем рынке стали иностранные (прежде всего японские) компании, быстрее отреагировавшие на изменение покупательского спроса. На грани краха очутился один из автогигантов— корпорация «Крайслер», которая в 1979 г. задолжала банкам более 2 млрд. долл. и избежала банкротства только благодаря помощи федерального правительства.

Сокращение производства и роботизация рабочих процессов привели к массовым увольнениям с мичиганских автозаводов, что не замедлило сказаться на демографической ситуации. Если в течение перой половины XX в. прирост населения Мичигана составил 4 млн. человек, 55% которых — за счет миграции из других штатов, то в 1956—1962 гг. число убывающих из штата на 322 тыс. превысило количество въезжающих. Рост населения Мичигана затормозился, а в 70—80ге годы пошел вспять. По сравнению с пиковым показателем 1978 г.— 9266 тыс. человек — население штата уменьшилось в 1980 г. до 9210 тыс. и в 1985 г. до 9088 тыс. Демографический прогноз на 2000 г. предусматривает лишь скромный рост до 9208 тыс. человек.

Три четверти населения сконцентрировано в десяти урбанизированных районах в южной части Нижнего полуострова. Здесь выделяются три основные промышленные зоны: Детройт; Гранд-Рапидс Маскигон и Батл-Крик — Каламазу.

Ядро экономической зоны Детройта — урбанизированный ареал, включающий графства Уэйн (куда входит собственно Детройт), Окленд и Макумб, но фактически к ней тяготеют тесно связанные с автомобильной столицей промышленные города восточной половины Нижнего полуострова, скучившиеся на «большом пальце» картографической «варежки». Индустриальный профиль этой зоны определяет автомобилестроение. В Детройте и вокруг него расположились штабы «большой тройки» автомобильных монополий, выпускающей 95% всех американских автомашин,— «Дженерал моторс», «Форд мотор» и «Крайслер». В предместье Детройта раскинулся старейший заводской комплекс Форда «Руж», на котором заняты 27 тыс. человек. В определенной мере это завод-музей, завод-заповедник, в котором предстазлен весь технологический цикл производства автомобиля — от выплавки стали до сборки готовой продукции на конвейере. Даже уголь и железная руда доставляются сюда на баржах с рудников, принадлежащих компании. Этот работающий памятник старой организации производства — единственный в своем роде. Другие автозаводы, в том числе и заводы Форда, давно перешли к специализации и кооперации. Готовые к сборке узлы и агрегаты поступают на конвейер со специализированных заводов своей фирмы и фирм-смежников.

Во многих городах экономической зоны разместились литейные, кузнечные, рессорные, штамповочные, лакокрасочные и прочие заводы «большой тройки» и других фирм, работающих на автопромышленность. Так, гигантский завод диверсифицированной нефтяной корпорации «Теннеко» в Детройте производит амортизаторы и пружины для всех марок автомобилей, выводя Мичиган на одно из первых мест по этому виду продукции. Вторым «автомобильным» городом Мичигана стал Флинт г заводами «Дженерал моторе», на которых занято 51 тыс. человек. По нескольку автозаводов насчитывают города Бей-Сити, Сагино, Понтиак, Лансинг, Анн-Арбор, Монро.

Промышленное значение зоны не определяется исключительно автомобилестроением и связанными с ним производствами. В урбанизированном ареале Детройта имеются крупные предприятия химической, пищевой, пивоваренной, швейнотрикотажной, полиграфической промышленности, промышленности средств связи и стройматериалов. В Детройте расположены лаборатории и производственные корпуса крупной фармацевтической компании «Парк-Дэвис», в г. Трой — заводской комплекс «Дейко корпорейшн», специализирующейся на производстве приводных ремней, в г. Мидленд и Хемлок — лаборатории и заводы «Доу-Корнинг», выпускающие сверхчистый силикон. Нефтеперегонные заводы действуют в г. Алма, Бей-Сити и в районе Детройта.

В промышленную зону Детройта входит и столица штата Лансинг. Это не только административный, но и важный индустриальный центр, в котором размещаются правления и крупные автозаводы дочерних компаний «Дженерал моторе» — «Олдсмобил» и «Фишер боди» (кузовной), а также предприятия резиновой, пищевой промышленности, оптовой торговли сельхозпродуктами, В предместье Лансинга разместились учебные и жилые корпуса, лаборатории и опытные поля крупнейшего университета штата, в котором обучается более 40 тыс. человек.

Другой университетский город, Анн-Арбор, притянул ряд небольших научно-исследовательских и консультативных фирм, организаций, занимающихся сбором, обработкой и продажей информации, Одна из них — Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований — располагает автоматизированным банком данных, в пополнении которого участвуют 290 организаций. Широкой из-вестностью пользуется дочерняя фирма корпорации «Ксерокс» — «Юниверсити майкрофилмс», ведущая библиографический учет и аннотирование всех диссертаций, защищенных в США. Эта информация распространяется через печатные бюллетени и сети ЭВМ, а копии диссертаций продаются в формате оригинала или на микроносителях.

Экономическая зона Гранд-Рапидс — Маскигон в меньшей степени подверглась засилью автопромышленности, хотя в ее границах немало предприятий, имеющих отношение к этой отрасли. Здесь производятся бытовая и конторская мебель, кондиционеры, кухонные машины, компрессоры для холодильников. Развита пищевая промышленность, в частности консервирование фруктов и овощей, и целлю-лозно-бумажная промышленность. В Маскигоне находится один из крупнейших в США заводов компании «Скоттпейпер» по производству салфеток и туалетной бумаги. В районе Маскигона расположены нефтеперегонные заводы компании «Огайо ойл».

В г. Гранд-Рапидс и соседних графствах Оттава и Аллеган, выходящих на побережье оз. Мичиган, с середины прошлого века обосновались многие выходцы из Голландии. Несмотря на постепенную ассимиляцию, эта этническая группа бережно поддерживает национальные традиции, обычаи и ремесла. Именно ей Гранд-Рапидс обязан репутацией мебельной столицы США, хотя с уходом старых мастеров производство мебели все более переходит на конвейер, а ценные породы дерева заменяются металлом и пластмассой. Традиции мичиганских голландцев находят выражение не только в ежегодных фестивалях тюльпанов и костюмированных танцах в деревянных башмаках местного производства, но и в консервативных убеждениях.

Промышленная зона Батл-Крик — Каламазу во многом повторяет экономический профиль своего северного соседа. Здесь производятся картонная тара, отопительные системы, холодильники и кондиционеры, развита пищевая промышленность. Но выделяют эту зону два гигантских предприятия, продукция которых доходит практически до каждого американца. 21 тыс. рабочих на заводах корпорации «Келлог» в Батл-Крике занято производством кукурузных хлопьев и других готовых к употреблению витаминизированных крупяных продуктов к утреннему столу Америки. В г. Каламазу находится другой крупный работодатель, обеспечивающий заработками 22 тыс. человек. Здесь на территории 125 га раскинулись лаборатории и заводы фармацевтической корпорации «Апджон», производящей антибиотики и лекарственные препараты.

Верхний полуостров — земля легендарного Гайаваты, воспетого Лонгфелло. На большей части территории природа сохранилась в своей первозданности. XX век заявил о себе отличными шоссейными дорогами, пересекающими полуостров.

Промышленное значение Верхнего полуострова определяется добывающими отраслями. Продолжается разработка железных рудников гряд Маркетт и Меномини. Поскольку после почти 100-летней эксплуатации богатые железом породы практически выработаны, отрасль переориентирована на добычу и обогащение рудного сырья более низкого качества. Так же истощены медные месторождения на южном берегу озера Верхнее. Рудники используются как резервные, и доля района в общем производстве меди в США не превышает 2%.

Из нерудных ископаемых промышленного значения в Мичигане добываются гипс, торф, йод, бром, поваренная соль, известняк, гравий и цемент. В районе залива Сагино в ограниченных размерах добываются нефть и природный газ.

Климатические условия — достаточность осадков и относительно продолжительный период роста (180 дней на юге штага) — благоприятны для развития сельского хозяйства. Мичиган входит в «молочный» и «сенной пояс» и задевается «кукурузным поясом», проходящим через его южные графства.

За счет механизации сельхозработ численность фермерского населения снижается и, по переписи 1980 р., составила 1,9% общей численности мичиганцев. Для сравнения; фермерское население штата в 1960 г, 486 тыс., в 1970 г.— 305 тыс. человек, при этом количество ферм и их общая площадь почти не изменились. Развитию молочного животноводства способствуют хорошие условия выпаса, обилие кормов и обширный рынок внутри штата (южные промышленные города), потребляющий до 83% производимых продуктов. Молочное стадо Мичигана составило в 1985 г. 390 тыс. голов (шестое место в США), а надои — 2525,6 млн. кг. Кормовые травы, составляющие базу молочного животноводства, занимают до 30% культивируемых площадей. За ними по размерам площади посевов следуют: кукуруза— 1092 тыс. га; соевые бобы — 432 тыс. га и озимая пшеница — 300 тыс. га.

К «кукурузному поясу» тяготеют мясное животноводство и птицеводство. В 1985 г. фермерами Мичигана продано 3,9 млн кг баранины и 175 млн. кг свинины. На птицефермах в том же году насчитывалось 4,8 млн. кур, 1,3 млн. бройлеров и 2,3 млн. индюшек.

В садах на побережье оз. Мичиган вызревают богатые урожаи фруктов — яблок, черешен, вишен, слив, винограда. По сбору яблок Мичиган уступает только штатам Нью-Йорк и Вашингтон. Не случайно офи-циальным цветком Мичигана считается цвет яблони.

Политические симпатии мичиганцев в двухпартийной системе определялись как объективными обстоятельствами, так и субъективными чертами отдельных деятелей, оказавшихся у кормила власти. Янки из Новой Англии, составившие основное ядро первых переселенцев в Мичиган, привнесли в общественную жизнь дух либерализма. Множество сторонников приобрело здесь движение за отмену рабства, и Мичиган стал важным участком на дороге свободы беглых рабов из южных штатов, В течение первых 20 лет политическая власть в штате принадлежала демократам. Аболиционистская платформа созданной в 1854 г. республиканской партии нашла сочувственный отклик в либеральных кругах Мичигана, и республиканцы надолго обосновались в органах управления штата.

Доверие к республиканской партии подорвал экономический кризис конца 20-х — начала 30-х годов, нанесший ощутимый удар по автомобильному штату. Мичиганцы поддержали «новый курс» Ф. Рузвельта, суливший выход из экономических тупиков, но только после смерти Рузвельта демократам удалось окончательно преодолеть инерцию политического механизма и получить административную власть в штате. В 1948 г. коалиция либеральной интеллигенции и профсоюзных лидеров выдвинула на пост губернатора демократа М. Уильямса Ограниченные социальные реформы, которые пытался провести новый губернатор, наталкивались на сопротивление легислатуры, где окопались представители большого бизнеса, не спешившие расстаться с прибылями ради социальных нужд.

В апреле 1957 г. президент «Дженерал моторе» X. Кертис, поддержанный другими лидерами монополистического капитала, выступил против попытки Уильямса поднять налоги на прибыли корпораций, пригрозив вывести чдгтъ производственных мощностей за пределы штата. Бюджет Мичигана трещал по швам, и в 1959 г. У наступил кризис: дважды оставались без зарплаты должностные лица штата. Это предопределило исход выборов 1960 г., и хотя губернатором был снова избран демократ, Дж. Уильямс, ему не удалось свести концы с концами, и два года спустя мичиганскую администрацию возглавил Дж. Ромни, республиканец, бывший президент корпорации «Америкен моторе». За шесть лет правления, совпавшего с периодом экономического подъема, новому губернатору удалось упорядочить бюджет, провести новую конституцию штата, укрепить позиции республиканской партии. Упрочились и позиции самого Ром- Форд, губернатор Нью-Йорка Т. Дыон; в области литературы — Ноль де Крайф, автор «Охотников за микробами»; из мира искусств — певица Дайана Росс.

Сменивший Ромни на посту губернатора У. Милликен, также республиканец, показал себя искусным политиком, продержавшись на этом посту 14 лет. Выдвигая программы, пользующиеся поддержкой населения (защита окружающей среды, финансовая помощь школам, развитие общественного транспорта и т. п.), Милликен при необходимости вступал в коалицию с демократами, обеспечивая себе голоса избирателей независимо от степени реализации этих программ. Наиболее актуальной социальной проблемой в годы правления Милликена стал кризис городов, особенно главного индустриального центра Мичигана — Детройта.

Жители городов к этому времени составляли более 70% населения штата. Вызванный экономической конъюнктурой конца 50-х — начала 60-х годов отток населения коснулся в основном наиболее квалифицированных кадров, рассчитывающих на лучшие условия в штатах «высокой технологии». Напротив, мелеющий приток мигрантов, ищущих счастья в Мичигане, включал, как правило, черных из южных штатов с предельно низким уровнем общей и профессиональной подготовки. В городской черте Детройта черные со-ставляют более 63% населения. Более состоятельные из них переселяются вслед за белыми в пригороды, обрекая Детройт на превращение в гигантское гетто с редкими островками «благополучных» районов. Разителен разрыв между белыми и черными по уровню социально-экономического благосостояния. Безработица среди черного населения вдвое выше, чем среди белого; втрое больше черных среди лиц, живущих ниже официального уровня бедности. Отчаянье и безысходность вызвали негритянские выступления в районе Детройта летом 1967 г., жестоко подавленные полицией.

Милликен понимал, что решение или хотя бы смягчение проблем находящегося на виду Детройта помогло бы ему нажить политический капитал. Союзником губернатора в этом предприятии стал избранный в 1973 г. первый черный мэр Детройта К. Янг, демократ, один из организаторов профсоюза автомобилестроителей. Не будучи в состоянии развязать узлы серьезных социально-экономических проблем, Милликен и Янг возлагали особые надежды на перестройку фасада, обновление городского центра. Символом возрождения города должен был стать гигантский Ренессанс-центр, пятибашенный комплекс на берегу р. Детройт, состоящий из 73-этажной гостиницы на 1400 номеров, окруженной еще четырьмя высотными цилиндрами с конторскими помещениями. В пятиэтажном атриуме, связывающем комплекс у основания, отведено место для 105 магазинов и ресторанов. Сметная стоимость комплекса составила 350 млн. долл. Финансирование строительства взяла на себя группа корпораций большого бизнеса при координирующей роли Г. Форда II. В процессе сооружения комплекса выявились непредвиденные расходы, и в 1975 г. Форд был вынужден до-полнительно ассигновать 100 млн. долл., чтобы работы могли быть продолжены. Официальное открытие Ренессанс-центра состоялось в 1977 г., но ему не суждено было не только спасти Детройт, но и возместить затраты корпорациям, финансировавшим его возведение. За пять лет после передачи в эксплуатацию центр потерял 140 млн. долл., и в 1982 г. Форд продал комплекс группе частных инвесторов.

Отчаянные попытки Янга уменьшить дефицит городского бюджета за счет повышения подоходного налога и увольнения 4 тыс. городских служащих (в том числе 1 тыс. полицейских, что отнюдь не способствовало искоренению преступности) дали результата. Продолжающееся свертывание автопромышленности и массовые увольнения автомобилестроителей еще более обострили проблемы Детройта и увеличили отток населения из города. В 1970—1980 гг. Детройт потерял пятую часть своих жителей. В 1982 г. Милликен уходит в отставку и занимает доходное место в совете директоров корпорации «Крайслер». Губернатором штата избирается демократ Дж. Блэнчард, который в 1986 г. снова выигрывает выборы на этот пост.

В 1982 г. демократическая партия не только возвратила себе пост губернатора, но и обеспечила большинство в обеих палатах конгресса штата. После выборов 1986 г. демократы занимают оба места Ми-чигана в сенате США и 11 из 18 мест в палате представителей. Один из сенаторов от штата Мичиган, Д. Ригл, начал политическую карьеру в 1967 г., когда был избран в палату представителей от республиканской партии, но в 1973 г. порвал с республиканцами и избирался в дальнейшем как демократ, с 1976 г.— сенатор. Он активный критик социально-экономической политики администрации Рейгана. Второй, К. Левин,— один из наиболее либеральных сенаторов и также активный критик внутри- и внешнеполитического курса президента Рейгана, особенно наращивания вооружений.

Представительство штата в конгрессе США в целом характеризуется либеральной позицией по большинству вопросов, что, в частности, объясняется и тактикой республиканской организации Мичигана. В условиях, когда раздел между индустриальным Детройтом и консервативной провинцией, между богатыми пригородами и городскими гетто, между черным и белым населением примерно уравновешивал шансы обеих буржуазных партий на выборах, республиканцы в последние два десятилетия занимали гибкую позицию, выдвигая на выборные должности более умеренных кандидатов в борьбе за голоса независимых избирателей.

Это не значит, что на умеренных позициях стоят все конгрессмены-республиканцы от Мичигана. Ветеран палаты У. Брумфилд, например, за которым стоит богатый электорат респектабельных предместий Детройта, выступает с весьма консервативных позиций по вопросам внутренней и внешней политики. Еще одна особенность делегации Мичигана в конгрессе — сглаживание межпартийных разногласий во имя защиты интересов автопромышленников. Так, либералы, обычно выступающие против загрязнения окружающей среды, голосовали против «закона о чистом воздухе», устанавливавшего более строгие стандарты содержания окиси углерода в выхлопе автомобильных моторов.

Американские экономисты ищут объяснение кризисным явлениям в экономике Мичигана на протяжении последних 20— 25 лет. Среди причин называют неспособность автомобильных монополий вовремя перестроить производство и обновить основные фонды. Оптимисты видят выход во внедрении новейшей технологии в могучий индустриальный потенциал, аккумулированный в штате.

В. Н. Орлов

Источник - "США - экономика, политика, идеология." №3 1988.

Последнее обновление 29.12.2015 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com