Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Операции ВС США в условиях отсутствия войны

 

Операции ВС США в условиях отсутствия войны

 

В Соединенных Штатах Америки особое внимание традиционно уделяется изучению вопросов применения военной силы. В американской историографии принято считать, что с момента своего создания национальные вооруженные силы (ВС) принимали участие в 11 войнах: за независимость (1775 - 1783), в Гражданской (1861 - 1865), в американо-британской (1812), мексиканской (1846 - 1848), с Испанией и Филиппинами (1898 - 1902), в Первой (1917 - 1918) и Второй (1941 - 1945) мировых, в Корее (1950 - 1953), Индокитае (1958 - 1975) и в зоне Персидского залива (1990 - 1991).

Почему именно эти вооруженные столкновения объединяются термином «войны»? Американские военные исследователи объясняют следующими причинами:
- межгосударственный характер столкновений - во всех вышеперечисленных конфликтах (за исключением Гражданской войны) воюющими сторонами выступали Соединенные Штаты (с союзниками или без таковых) и иностранные государства либо альянсы;
- легитимность - войны велись в соответствии с решением конгресса, президента США, официально оформлялись все нормативно-правовые основы ведения боевых действий;
- размах - войны требуют значительного увеличения численности вооруженных сил по сравнению с мирным временем, проведения полномасштабной или частичной мобилизации, перевода экономики на военные рельсы; уровень потерь в ВС становится важнейшей темой в общественно-политической жизни страны.

Однако в последнее время в американской литературе военно-научного характера все чаще стал употребляться новый термин - «операции в условиях отсутствия войны» (Military Operations Other Than War). Такое определение, по мнению американских экспертов, объе-диняет различные варианты применения военной силы - от вооруженной интервенции, представляющей собой силовое вмешательство в дела другого суверенного государства до демонстрации своего военного могущества и решительности намерений путем концентрации американских воинских контингентов. Например, столь разные по целям, задачам, характеру и другим критериям миссии, как операция против Ирака «Лис пустыни» (1998) и практически постоянное (с 90-х годов XVIII века) присутствие американских ВМС в Средиземноморье исследователи относят к «операциям в условиях отсутствия войны» (ОУОВ).

Принято считать, что вооруженные силы Соединенных Штатов участвуют в ОУОВ с 1789 года, когда началась борьба против французских каперов в Карибском море и пиратов в Средиземном. Однако точное число таких операций затрудняются назвать даже сами военные историки. В списке ОУОВ, опубликованном конгрессом в 1999 году, указывалось, что их было проведено около 230. Ученые Бруклинского института насчитали свыше 200 подобных операций только за период «холодной войны». Сотрудники военно-исторического управления штаба морской пехоты (МП) США считают, что морские пехотинцы принимали участие в более чем 400 акциях, подпадающих под определение «операции в условиях отсутствия войны».

Причина столь значительных разночтений заключается в том, что специалисты не могут прийти к единому мнению относительно того, к какой категории отнести, например, развертывание в Китае в первой половине XX века американского контингента, осуществлявшего охрану дипломатических миссий начиная со времени «боксерского» восстания (1899 - 1900) и вплоть до сдачи в плен японцам в 1941 году. «Азиатская» эскадра МП (позже переименованная во флот) патрулировала прибрежные воды Китая и высаживала десанты, когда возникала угроза аккредитованному здесь дипломатическому корпусу или китайским христианам. С аналогичными целями подразделения экспедиционной бригады морской пехоты (впоследствии сокращенной до полка) в 30-е годы минувшего столетия регулярно высаживались в шанхайской провинции, а катера МП два десятилетия патрулировали р. Янцзы.

Спорной в этом плане остается также «контртеррористическая» кампания против мексиканских бандитов. Так, список конгресса фиксирует только проведенные в ее рамках интервенции американских военно-морских сил в Веракрус и Тампико (Мексика) в 1914 году. Считается, что сухопутные войска США вообще не участвовали в борьбе с мексиканскими бандами до тех пор, пока в 1916 году бригадный генерал Дж. Першинг во главе 10-тысячного контингента не предпринял карательную экспедицию в провинцию Чиуауа. В то же время почему-то не учитывается тот факт, что в период с 1872 по 1886 год подразделения СВ США не менее 7 раз пересекали северную границу Мексики с целью разгрома местных бандформирований.

Отсутствует также единое мнение по вопросу о том, считать ли «операциями, отличными от войны», гуманитарную деятельность войск. С 1948 года американские морские пехотинцы участвовали в 38 крупных операциях гуманитарного характера, 11 из которых проводились в Западном полушарии, 13 - в Средиземноморье, 12 - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, две - в Африке. В 1991 году более 10 тыс. военнослужащих МП и ВМС США обеспечивали доставку продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости одновременно курдам в Турции и Северном Ираке (операция «Обеспечение комфорта»), жителям Бангладеш («Морской ангел») и Филиппин («Огненный пост»). Однако конгрессмены включили в список ОУОВ только операции по эвакуации (спасению) мирных жителей.

В любом случае число ОУОВ оказывается весьма значительным, и, по мнению американских экспертов, в ближайшее время такие операции станут основной формой применения военной силы. В связи с этим считается чрезвычайно важным изучить их причины, ход и результаты, так как подобные исследования позволят наметить новые подходы к организации боевой подготовки войск и, возможно, изменить их организационно-штатную структуру, адаптировать к новым вызовам и угрозам.

По мнению американских экспертов, задачами ОУОВ являются:
- защита национальных интересов США. При этом возможен превентивный захват важ-ных военных и государственных объектов, в том числе за рубежом, оккупация спорных территорий, защита транспортных и экономических инфраструктур международного значения;
- защита жизни и собственности американских и иностранных граждан, включая их эвакуацию, независимо от источника угрозы - будь то боевые действия или природные катаклизмы;
- демонстрация силы в поддержку дипломатических переговоров, в том числе и с целью заставить противоположную сторону отказаться от планов эскалации вооруженного конфликта;
- поддержка союзников в борьбе с повстанцами и, наоборот, - революционного дви-жения против недружественных режимов;
- проведение операций по установлению и поддержанию мира, в ходе которых предус-матривается, в частности, разведение и разоружение воюющих сторон, формирование новых силовых структур (армии, полиции и т. п.) взамен распущенных;
- контртеррористические действия.

Историю проведения ОУОВ можно условно разделить на несколько этапов. На первом (конец XVIII - XIX век) они имели цели расширения влияния США на Североамериканском континенте, поддержки, а также защиты национальных торгового и китобойного флотов. Как правило, к участию в них привлекались подразделения военно-морских сил и МП. Основными районами проведения таких операций были мусульманские страны Средиземноморья, государства Карибского бассейна, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона.

На втором этапе (1898 - 1941 годы) количество операций несколько сократилось, однако в ходе них ставились более решительные цели, определенные «доктриной Монро». Зоной наиболее интенсивного проведения ОУОВ стал Дальний Восток, и в первую очередь Китай, превратившийся в арену жесткого американо-японского противоборства. Столь же резко возросла активность США в Центральной Америке, что связано прежде всего со строительством Панамского канала и традиционной политической нестабильностью в островных государствах Карибского бассейна.

К этому же периоду относится участие Соединенных Штатов в международной интервенции против Советской России. В период с 1918 до середины 1920 года американские подразделения находились в районах Архангельска, Мурманска, а также Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом следует отметить, что в отличие, например, от Великобритании и некоторых других стран Антанты, американские воинские контингенты редко вступали в непосредственное боевое соприкосновение с Красной Армией и ограничивались в основном моральной и материально-технической поддержкой Белого движения, а также вывозом российских ценностей и природных богатств в качестве «возмещения оккупационных издержек» (только из северных районов России было вывезено различных товаров на сумму около 1 млрд золотых рублей).

После окончания Второй мировой войны количество ОУОВ возросло. Так, по подсчетам американских исследователей С. Блекмана и С. Каплана из Бруклинского института, только за период с 1 января 1946 по 31 декабря 1975 года было проведено 215 операций такого типа. В 177 из них принимали участие МП и ВМС, в 103 - ВВС, в 45 - сухопутные войска, в 19 - стратегические силы. Основными районами проведения таких операций являлись Карибский бассейн и Азия (по 28), Средиземноморье (20), Ближний Восток и Северная Африка (18), Центральная Африка (шесть). Исследователи выделили следующую особенность операций этого периода - 2/3 из них, которые, как казалось, были быстро и успешно завершены, вызвали со временем ухудшение ситуации даже во внешне благополучных миссиях, и в итоге США вынуждены были признать, что такие операции в долгосрочной перспективе оказались неэффективными.

С конца 70-х годов XX столетия части и подразделения ВС США участвовали в 25 операциях в Средиземноморье, 12 на Ближнем Востоке, шести в Центральной Америке. Самыми «горячими» точками, по мнению американских специалистов, стали Ливия, Иран, Ливан, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и Куба. В Азии активность Соединенных Штатов снизилась - три таких случая за 20 лет. Западные эксперты связывают этот факт с расширением зоны влияния азиатской региональной державы - КНР, постепенно оттесняющей Вашингтон с ведущих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, США организовали три гуманитарные миссии в Экваториальной Африке и провели две операции по борьбе с наркоторговцами в Латинской Америке. Американские ВС осуществляли также боевое и материально-техническое обеспечение британской стороны в ходе конфликта с Аргентиной из-за Фолклендских о-вов.

Еще одной особенностью ОУОВ является тот факт, что чаще всего они осуществляются в одних и тех же странах. В Латинской Америке из 110 операций, проведенных после окончания Второй мировой войны, американцы высаживались в Панаме 13 раз, Никарагуа - 12 и Колумбии - девять. В Африке отмечено 79 операций, причем 34 из них приходится всего на четыре страны: Чад, Заир, Марокко и Судан. На Ближнем и Среднем Востоке более половины (25 из 41) интервенций пережили Турция, Иран, Иордания и Пакистан. Аналогичная ситуация в Юго-Восточной Азии: 41 из 63 миссий были направлены в Южный Вьетнам, Корею, Бангладеш и Таиланд. В Тихоокеанском регионе была проведена 101 операция, в том числе 29 - в Японии и 20 на Филиппинах, далее с большим отрывом следует Гуам - всего 6 раз.

Последнее десятилетие «холодной» войны характеризовалось более решительным применением военной силы. Принятая в 80-х годах «доктрина Рейгана» - борьба с коммунистическими и радикальными режимами по всему миру - была реализована в виде скрытой поддержки сальвадорской хунты против партизан и контрас против левого правительства в Никарагуа, моджахедов в Афганистане, отправки многотысячного контингента «наемных специалистов» в Пакистан.

Новый импульс ОУОВ придали распад Советского Союза и резкое сокращение российского военного присутствия за рубежом, рост влияния интернационального фундаменталистского исламского движения и увеличение размаха международной наркоторговли. Не случайно за минувшие десять лет (1990 - 2000) вооруженные силы США участвовали по крайней мере в 38 зарубежных интервенциях. Эта цифра даже превышает число рейгановских «ковбойских наскоков». На карте мира возникли новые «горячие» точки, такие, как Панама, Ирак, Сомали, Гаити, Босния и Герцеговина, Косово. В 1995 году Пентагон принял «Единую доктрину военных операций, отличных от войны». В настоящее время новая американская администрация только формирует свой военно-политический курс, но вряд ли стоит сомневаться, что республиканцы не продолжат практику быстрого и решительного применения военной силы по всему миру. Недаром на ключевой пост госсекретаря пришел К. Пауэлл, в свое время один из авторов «доктрины Рейгана», а впоследствии председатель комитета начальников штабов ВС США. Еще 20 лет назад он зарекомендовал себя как сторонник силового решения кризисных ситуаций.

Главный вывод, к которому пришли американские эксперты, занимавшиеся проблемой ОУОВ, формулируется просто: «Мы поступали так раньше, можем делать это и впредь». Таким образом, в наступившем тысячелетии Соединенные Штаты не намерены отказываться от применения своей военной мощи за пределами национальных границ. ®

Майор А. Карлов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 2001.

Последнее обновление 05.05.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com