720-Я специальная тактическая группа кссо ВВС США

 

720-Я специальная тактическая группа кссо ВВС США

 

Силы специальных операций (ССО) являются важной составной частью вооруженных сил США и представляют собой самостоятельный род войск, который имеется во всех видах: сухопутных войсках, военно-воздушных и военно-морских силах, причем как в составе регулярных сил, так и в организованном резерве.

По состоянию на 1 января 1999 года их общая численность, включая организованный резерв и гражданский персонал, составляла около 47 тыс. человек. Часть подразделений ССО всех видов воо-руженных сил постоянно дислоцируется за пределами территории страны в стратегических зонах в составе соответствующих региональных командований.

ССО вооруженных сил США постоянно привлекаются для участия во всех крупных учениях как на своей территории, так и на территориях стран-союзников, а также во всех боевых, гуманитарных и миротворческих операциях, проводимых Соединенными Штатами. Так, например, в течение 1998 года свыше 10 тыс. военнослужащих сил специальных операций США выполняли различные задачи в 144 странах мира, в том чис¬ле принимали участие в 224 совместных учениях и 17 операциях в 91 стране, в 194 операциях по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в 20 странах мира, а также в операциях по разминированию в 11 странах.

Однако успешное выполнение подразделениями специального назначения (СН) поставленных им задач требует всестороннего тылового и боевого обеспечения. Ряд таких задач по обеспечению деятельности сил специальных операций возложена на 720-ю специальную тактическую группу (сптгр), являющуюся неотъемлемой составной частью командования сил специальных операций (КССО ) военно-воздушных сил США.

Эта группа является уникальным подразделением, аналогов которой нет ни в одном подразделении СН других стран мира. Основные ее задачи: организация воздушного движения в зоне выброски ССО; управление авиационной поддержкой при проведении специальных операций; поиск и спасение военнослужащих, выходящих из окружения или осуществивших побег из плена, а также членов экипажей сбитых самолетов и вер-толетов; сбор данных о метеоусловиях в районе действий ССО.

Органилания и состав. 720-я специальная тактическая группа организационно состоит из штаба (авиабаза Херлберт, штат Флорида), четырех специальных тактических эскадрилий, эскадрильи метеоразведки и подразделений обеспечения.

Входящие в состав группы 21, 24 (авиабаза Поуп, штат Северная Каролина), 22 (Мак-Корд, Вашингтон) и 23-я специальные тактические эскадрильи (Херлберт) включают команды боевого управления (Combat Control Team) и группы парашютистов-спасателей (Pararescue Team).

Команды боевого управления (КБУ) выполняют следующие функции: занимаются поиском, подготовкой и обозначением участков (зон), пригодных для выброски, высад-ки и эвакуации подразделений СН и грузов; подбирают и оборудуют площадки для приземления самолетов-заправщиков, где вертолеты СН и легкие разведывательные машины производят дозаправку топливом на земле, а также пополняют свой боезапас; управляют десантированием и воздушным движением с земли; устанавливают радиомаяки для обозначения местоположения целей и своих сил. Входящие в состав этих эскад-рилий группы парашютистов-спасателей проводят в ограниченных масштабах операции по поиску и спасению (Limited Surface Operations Searches) экипажей самолетов и вертолетов, сбитых в тылу противника и военнослужащих, оказавшихся в трудном по-ложении (окружение, отрыв от своих сил, побег из плена и т. д.), а также осуществляют эвакуацию поврежденной авиационной техники (или ее наиболее важной части) с территории противника.

Такие операции проводятся, как правило, при взаимодействии с другими подразделениями сил специальных операций, и прежде всего с авиационными и вертолетными эскадрильями КСО ВВС. Кроме того, эти группы являются основой поисково-спасательной службы по обеспечению программы НАСА «Спейс-Шаттл».

10-я эскадрилья разведки погоды (Combat Weather Squadron) 720 сптгр (штаб на авиабазе Херлберт) осуществляет метеорологическое и океанографическое наблюдение в тылу противника, как самостоятельно высылая разведывательные группы, так и выделяя их в состав других подразделений ССО. Она включает пять отрядов и три оперативные группы. Уже в мирное время личный состав этой эскадрильи обеспечивает действия заранее определенных групп СН и 75-го пехотного полка рейнджеров и находится в районах их постоянной дислокации на территории США и в стратегических зонах.

1-й отряд (дислоцируется в Форт-Льюис, Вашингтон) предназначен для обеспечения действий 1 грсн;
2-й отряд (Форт-Кэмпбелл, Кентукки) - 5-й грсн и 160-го полка армейской авиации СН;
3-й отряд (Форт-Карсон, Коннектикут) - 10 грсн;
4-й отряд (Форт-Беннинг, Джорджия) 2-го и 3-го батальонов 75-го полка рейнджеров;
5-й отряд (Форт-Брэгг, Северная Каролина) - 3 и 7 грсн;
оперативная группа 10-й эскадрильи обеспечивает действия 1-го батальона 75-го полка рейнджеров (Хантер, Джорджия).

На 720-ю группу возлагаются также задачи по административному руководству (отбор и подготовка личного состава, ротация кадров, обеспечение специальной техникой) двух специальных тактических эскадрилий, находящихся в стратегических зонах в составе 352-й и 353-й авиационных групп специальных операций (агрсо) (авиабазы Милденхолл, Великобритания, и Кадена, Япония, соответственно), командование которых осуществляет оперативное (боевое) управление этими эскадрильями.

Оперативная группа метеоразведки, входящая в состав 321-й специальной тактической эскадрильи 352 агрсо, обеспечивает действия 1-го батальона 10 грсн и дислоцируется в Панцер-Казерн (Беблиген, Германия).

Другая оперативная группа метеоразведки, находящаяся в составе 320-й специальной тактической эскадрильи 353 агрсо, дислоцируется на Торин-Стэйшн (Япония) и обеспечивает действия 1-го батальона 1 грсн. Аналогичное административное руководство осуществляется 720-й специальной тактической группой КБУ и группами метеоразведки, входящими в состав 19-й эскадрильи боевого обеспечения и 18-й эскадрильи разведки погоды, обеспечивающих боевую деятельность соединений и частей 18-го воздушно-десантного корпуса (вдк) сухопутных войск.

Кроме того, в составе 720 сптгр находится демонстрационная парашютная команда КССО ВВС (USAF STARS, U.S. Air Force Special Tactics And Rescue Specialists). Члены этой команды постоянно участвуют в различных показательных выступлениях по всей территории США, а также за рубежом, демонстрируя не только прыжки с парашютом, но и отдельные элементы проведения поисково-спасательных операций. Являясь воен-нослужащими ККСО ВВС, они принимают участие в учениях и боевых операциях в составе команд боевого управления или поисково-спасательных групп.

На подразделения обеспечения возлагаются задачи по поддержанию вооружения и военной техники (В и ВТ) в постоянной готовности к применению. Это прежде всего разнообразные средства связи, радиотехнические средства управления воздушным движением, средства обозначения площадок для десантирования и временных взлетно-посадочных полос, а также разведки погоды. Отдельное подразделение занимается ремонтом и обслуживанием специальной автотранспортной техники: легких разведыва-тельных машин, мотоциклов и транспортно-эвакуационных машин, которые используются при выполнении задач в тылу противника.

Всего в 720 сптгр насчитывается около 800 человек, из которых около 120 - в составе 10-й эскадрильи разведки погоды.

Отбор и подготовка личного состава. Специфика и сложность выполняемых задач заставляет командование 720-й специальной тактической группы предъявлять повышенные требования к отбору и подготовке личного состава. В целом они такие же, как и при отборе во все подразделения ССО. Однако есть и своя специфика.

Прежде всего это должен быть доброволец, гражданин США мужского пола, годный по состоянию здоровья к службе в ВВС по третьему классу, не старше 28 лет, но для военнослужащих, поступающих из других родов войск, может быть сделано исключение (женщин могут принять только на некоторые вспомогательные должности в подразделения обеспечения или в эскадрильи, обеспечивающие действия 18 вдк). Особое внимание обращается на зрение: не должно быть дальтонизма, радиальной кератотамии, хотя допускается небольшая коррекция зрения на оба глаза, то есть кандидат может носить очки. К желающим служить в КБУ или эскадрилье разведки погоды предъявляется специфическое требование - отсутствие такого дефекта речи, как заикание. Кроме того, кандидаты должны иметь определенный общеобразовательный уровень: окончить среднюю школу или получить сертификат об успешной сдаче проверочных испытаний по общеобразовательным предметам. Для кандидатов в 10-ю эскадрилью разведки погоды предъявляются повышенные требования к знаниям в области физики, математики, химии, географии и биологии. При прохождении специального теста на профпригодность необходимо набрать не менее 43 зачетных очков (у кандидатов в 10-ю эскадрилью это требование несколько выше - не менее 50 баллов при прохождении общего теста и 64 при прохождении теста на компьютере). Два требования являются одинаковыми для всех: кандидаты должны уметь плавать и в течение шестинедельного начального курса военной подготовки получить допуск к работе с секретными документами. Не получившие такой допуск отчисляются.

После отбора все новобранцы, если они ранее не служили в вооруженных силах, проходят начальную военную подготовку (шесть недель на авиабазе Локлэнд, штат Техас), а затем - основную в соответствии с избранной специальностью (61 - 62 недели, а для парашютистов-спасателей - 1,5 года), в ходе которой обучаются на курсах и в школах в различных учебных центрах вооруженных сил. Как правило, перемещение обучаемых из одного учебного центра в другой происходит в составе класса (подразделения). Два вида подготовки являются одинаковыми для всех: воздушно-десантная подготовка и прохождение курса по выживанию в экстремальных условиях.

Воздушно-десантная подготовка проводится в течение трех недель в парашютной школе в Форт-Бенинг, при этом обучаемые совершают пять прыжков с парашютом с принудительным раскрытием купола.

Курс по выживанию в экстремальных условиях они проходят также в течение трех недель в школе боевого выживания ВВС на авиабазе Фэрчайлд, штат Вашингтон. Но основу учебы в этот период составляет обучение в школах по своей специальности продолжительностью 27 - 28 недель. Причем будущие специалисты команд боевого управления сначала проходят подготовку в школе управления воздушным движением ВВС на авиабазе Кислер, штат Миссисипи (15,5 недель), а затем в школе боевого уп-равления ВВС на авиабазе Поуп, штат Северная Каролина (14 недель). В первой школе члены КБУ получают специальность диспетчера управления воздушным движением по программе, утвержденной федеральным авиационным ведомством. Во второй школе будущие члены КБУ приобретают навыки выбора и оборудования площадок для десан-тирования людей и грузов (в том числе и с помощью взрывчатых веществ); изучают управления самолетами при десантировании и нанесении авиабомбовых ударов, а также ориентирования на местности; изучают тактику действий небольших подразделений и способы их вывода в тыл противника; проходят усложненный курс воздушнодесантной подготовки: обучаются прыжкам с парашютом на различные естественные препятствия (на воду, строения, лес и т. д.).

Парашютисты-спасатели, помимо обучения по своей специальности (20 недель), проходят курс медицинской подготовки в Форт-Брэгг (22 недели), где приобретают навыки оказания первой помощи пострадавшим, включая проведение несложных медицинских операций в полевых условиях.

Кроме того, военнослужащие перечисленных категорий проходят подготовку по другим направлениям, связанным с их основной специальностью. Например, парашютисты-спасатели тренируются на протяжении четырех недель на курсах обучения высотным прыжкам с парашютом (Форт-Брэгг) и в школе подводного выживания ВВС (авиабаза Тиндал, штат Флорида), где они вместе с экипажами вертолетов в течение трех дней проходят курс подготовки к действиям в случае, если вертолет упал в воду и затонул.

По окончании курса основной подготовки и сдачи экзаменов военнослужащим присваивается соответствующая квалификация и вручается отличительный знак и берет: члены КБУ получают алый берет, парашютисты-спасатели - темно-бордовый, а разведчики-метеорологи - серый. По статистике, только около 20 проц. первоначального количества обучаемых заканчивают курс подготовки.

В дальнейшем в процессе службы военнослужащие могут совершенствовать приобретенные навыки, а также проходить подготовку на различных специализированных курсах. Это всячески поощряется командованием, в том числе и материально. Например, если военнослужащий прошел подготовку по программе водолазов СН или в школе высотных прыжков с парашютом, то он ежемесячно к своему основному денежному содержанию будет получать дополнительно 150 и 225 долларов соответственно. Кроме того, все военнослужащие этих трех специальностей ежемесячно получают надбавку за особые условия службы в размере до 275 долларов (сразу после назначения эта надбавка составляет 110 долларов, а затем в зависимости от срока службы и с повышением уровня квалификации она возрастает).

Боевое применение. В зависимости от поставленной задачи, подразделения 720-й специальной тактической группы могут действовать как самостоятельно, так и в составе или во взаимодействии с другими частями и подразделениями сил специальных операций.

Например, при проведении операций на Гренаде (1982) и в Панаме (1989) команды боевого управления десантировались вместе с подразделениями 75-го полка рейнджеров с высоты 300 м и сразу же, не дожидаясь полного захвата аэродрома, начинали готовить его к приему транспортных самолетов, устанавливая малогабаритные маяки радионавигационной системы TACAN световые сигналы для обозначения взлетно-посадочной полосы и осуществляли руководство воздушным движением. Десантировавшиеся вместе с ними команды парашютистов-спасателей разворачивали пункты эвакуации раненых. В марте 1995 году при эвакуации миротворческих сил из Сомали члены КБУ из состава 23-й специальной тактической эскадрильи обеспечивали взлет и посадку свыше 150 самолетов в районе Магадишо в течение 72 ч.

Вывод команд боевого управления и групп разведки погоды в район выполнения задачи осуществляется в основном воздушным путем (десантированием с парашютом и посадочным способом), а также наземным или морским путем.

Воздушный способ высадки считается основным, так как он позволяет быстро, точно и экономя силы членов КБУ и групп метеоразведки доставлять их в район выполнения задачи. Обычно для этого привлекается вертолет, который совершает перелет к месту доставки группы на малой высоте с огибанием рельефа местности. Высадка производится спуском по тросу вниз с высоты до 20 м или посадочным способом. Десантирование с парашютом осуществляется, как правило, двумя способами: с принудительным раскрытием парашюта с предельно малых высот (до 150 м) или с большой высоты с задержкой раскрытия парашюта (способ HALO - High Altitude Low Opening). Первый способ используется, когда военнослужащие 720-ой специальной тактической эскадрильи выполняют свою задачу в составе 75-го полка рейнджеров или придаются частям и подразделениям 18 вдк. Во втором случае прыжок совершается с высоты до 9 000 м (при этом применяются кислородные приборы), а раскрытие парашюта происходит на высоте 600 - 700 м. К такому способу десантирования чаще всего прибегают члены КБУ, так как они все в обязательном порядке проходят обучение в школе высотных прыжков с парашютом в течение пяти недель в процессе освоения своей военной специальности. Значительно реже используется способ, при котором открытие специального планирующего парашюта происходит на большой высоте, что позволяет приземляться на удалении до 40 км от точки выброски. Во всех случаях прыжок с парашютом выполняется с полной экипировкой и грузом массой 30 - 45 кг.

Команды боевого управления и группы метеоразведки могут выводиться в тыл противника и наземным способом: пешком или (чаще всего) на легких разведывательных машинах. В настоящее время в дополнение к уже имеющимся на вооружении легким разведывательным машинам фирмы «Чиноут», хорошо себя зарекомендовавшим во время боевых действий в зоне Персидского залива, создается комбинированный тактический электрический автомобиль. Его особенностью является наличие двух дополнительных электромоторов (на каждую ось). Машина массой 2 270 кг может перевозить двух человек и груз массой до 360 кг при использовании 2,1-л турбодизельного двигателя «Пежо» на дальность до 740 км и развивать скорость до 64 км/ч. При выключенном дизеле она может преодолеть с помощью электрической тяги расстояние до 20 км. На вооружении КБУ имеются также и мотоциклы с объемом двигателя 300 - 500 см , кото-рые используются при оборудовании полевых аэродромов в тылу противника, так как позволяют быстро передвигаться по такому аэродрому. А парашютисты-спасатели при-меняют в тылу противника транспортно-эвакуационные машины, созданные на базе легких разведывательных машин и оборудованные для перевозки раненых. Высадку на побережье противника КБУ и группы метеоразведки могут производить на надувных резиновых лодках или под водой с использованием дыхательных аппаратов. К месту высадки они доставляются на подводных лодках либо надводных кораблях, а также могут десантироваться на воду с самолетов или вертолетов вместе с НДЛ.

При обеспечении высадки воздушных десантов и подразделений СН команды боевого управления производят поиск, подготовку и обозначение участков, пригодных для десантирования, и охраняют их до высадки. При подготовке временных площадок приземления для самолетов и вертолетов КБУ расчищают их от препятствий (в том числе используя заряды взрывчатых веществ) и в некоторых случаях проводят разминирование. В случае наличия в этом районе сил и объектов противника, которые могут сорвать проведение операции, личный состав КБУ скрытно обозначает их - устанавливает малогабаритные радиомаяки или «подсвечивает» их с помощью лазерных целеуказателей. Это позволяет самолетам ССО АС-130Н и U наносить удары по обозначенным целям и поражать их до подхода десанта. Для транспортных самолетов в районе десантирования КБУ разворачивают переносные маяки РНС TACAN, а границы выбранного участка обозначают инфракрасными огнями.

При необходимости посадки самолетов силами этих команд готовится временная ВПП, которая обозначается четырьмя огнями: два выставляются на расстоянии 150 м от начала этой полосыв 23 м по обе стороны от ее оси, а два других - в 300 м от первой пары по курсу. Таким образом, образуется прямоугольник размером 46 х 300 м, в углах которого расположены сигнальные огни. Кроме того, по оси ВПП в дальнем конце участка десантирования выставляется стробовый инфракрасный огонь. Радиомаяк TACAN и огни включаются, как правило, лишь за 2 - 4 мин до времени прибытия самолетов и выключаются через 1 - 4 мин после этого.

Состав команды боевого управления зависит от поставленной задачи и условий обстановки предстоящего места действий. Например, в 1997 году, КБУ из двух человек обеспечивала действия сил по борьбе с контрабандой наркотиков в Эквадоре, обеспечивая посадку и взлет самолетов С-27 с необорудованного аэродрома, находящегося в джунглях. Взлетно-посадочную полосу (92 х 823 м), они обозначали оранжевыми дымами (самолеты садились только днем), а управление осуществляли с помощью средств связи. Члены команды действовали в отрыве от своих сил 3 сут.

Парашютисты-спасатели, входящие в состав 720-й специальной тактической группы, чаще, чем остальные военнослужащие группы, привлекаются к выполнению реальных задач, так как, находясь в местах постоянной дислокации, они и в мирное время отвечают за проведение поисково-спасательных операций в своей зоне ответственности. Например, когда 28 января 1999 года при проведении тренировочного полета в воздухе столкнулись два самолета F-15 с авиабазы Эглин и летчики были вынуждены катапультироваться в 75 км от побережья Флориды, именно парашютисты-спасатели из 23-й специальной тактической эскадрильи совместно с экипажами вертолетов MH-60G из 55 вэ 16 акрсо оказали им быструю и своевременную помощь. Самолет AC-130U, находившийся в тот момент в районе происшествия, получил команду из объединенного центра поисково-спасательных операций ВВС и, прибыв в район приводнения летчиков, обнаружил их, определил точные координаты места их приводнения и навел на них вертолеты с парашютистами-спасателями. В течение часа после получения сигнала о происшествии оба пилота были подняты из воды и доставлены в военный госпиталь, расположенный на авиабазе Эглин.

Обычно при проведении поисково-спасательных операций парашютисты-спасатели доставляются в район проведения операции на вертолете. Эвакуация осуществляется путем посадки вертолета или подъема эвакуируемого на борт с помощью лебедки. Для подъема на борт людей или грузов из положения зависания вертолет MH-60G оборудован автоматической лебедкой с длиной троса 61 м, которая позволяет поднимать на борт груз массой до 280 кг. В течение 30 лет, начиная с 1966 года, для эвакуации людей и грузов из тыла противника использовалась воздушно-спасательная система Фултона, позволяющая поднимать на борт самолета MC-130E без его посадки до двух человек одновременно или груз массой до 230 кг на скорости полета самолета до 240 км/ч. Однако в 1996 году командование сил специальных операций ВВС отказалось от этой в целом надежной системы по причине сокращения финансирования на ее эксплуатацию и подготовку экипажей самолетов к ее применению и общего сокращения бюджета ССО, а также появления в достаточном количестве вертолетов в составе КСО ВВС, которые могут выполнять дозаправку в воздухе, тем самым значительно увеличивая радиус их боевого использования.

При необходимости члены группы парашютистов-спасателей могут действовать в тылу противника в течение нескольких дней, когда точное местонахождение эвакуируемого (или группы) неизвестно. Группа парашютистов-спасателей доставляется к месту выполнения задачи одним из вышеперечисленных способов, осуществляет поиск эвакуируемого, оказывает ему медицинскую помощь (при необходимости) и осуществляет его эвакуацию.

Личный состав 10-й эскадрильи разведки погоды в тылу противника действует, как правило, в составе тех подразделений обеспечения, которые функционируют уже в мирное время, а также совместно с КБУ. При этом при выполнении своих задач они используют специальную технику и приборы для ведения наблюдения за погодой.

По оценкам зарубежных экспертов, 720-я специальная тактическая группа КССО ВВС является важным средством обеспечения действий сил специальных операций, а также частей и подразделений других видов и родов вооруженных сил США как в мирное, так и в военное время.

Капитан 2 ранга С. Прокофьев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1999.

Последнее обновление 18.04.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.