Подготовка квалифицированных дипломатов в США

 

Подготовка квалифицированных дипломатов в США

 

Справки

Основным звеном в системе подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации американских дипломатических кадров является Институт заграничной службы государственного департамента США, созданный свыше 40 лет назад.

Руководящее звено института составляют директор, его первый заместитель, исполнительный директор, деканы трех основных факультетов, а также руководитель центра по изучению международных отношений. (Основные факультеты:
- профессионального мастерства и связей с «академическим сообществом», - языковой подготовки, - страноведческой подготовки.

В штате института (на 1986 г.) насчитывалось 376 человек.

О современных масштабах деятельности института дают представление следующие данные: Ежегодно самыми различными формами подготовки, переподготовки и повышения квалификации охватывается свыше 22 тыс. сотрудников «внешнеполитического механизма» США (представляющих примерно 40 министерств и ведомств); в институте проводятся занятия по 50 двухнедельным страноведческим программам и 30 курсам «продвинутого типа», 120 спецкурсам, охватывающим самые разные аспекты повышения профессиональной квалификации, ведется преподавание более чем 40 иностранных языков; каждый год проводится более 20 симпозиумов инаучно-практических конференций по актуальным проблемам международных отношений и внешней политики США.

Основная нагрузка по подготовке, переподготовке, повышению квалификации сотрудников государственного департамента на всех без исключения направлениях работы ведомства ложится на факультет профессионального мастерства и связей с «академическим сообществом».

Факультет стремится не только оперативно реагировать на запросы американской практической дипломатии, корректируя свои учебные планы и программы, но и учитывать ее перспективные потребности. Именно по его линии были организованы и систематически проводятся спецкурсы: по системному анализу в области международных отношений; теориям международных отношений; теории и практике дипломатических переговоров; количественным методам политического анализа; применению ЭВМ в практической работе дипломатического ведомства; психологическим аспектам дипломатической деятельности. Для их проведения привлекается крупные ученые из специализирующихся по соответствующим направлениям университетских и научно-исследовательских центров США, а иногда и других капиталистических стран. Наиболее привилегированной программой повышения квалификации на факультете (и в институте в целом) является 10-месячный семинар для руководящих работников по внутренним и международным проблемам (действует с 1958 г.). Общее число его слушателей не превышает 26—28 человек (из них 50% — дипломаты, остальные — ответственные работники других внешнеполитических министерств и ведомств США). Его основная программа включает около 30 различных спецкурсов, позволяющих слушателям существенно углубить и расширить свои знания по ключевым вопросам американской внутренней, внешней и военной политики.

Существенный акцент делается на изучении внутриполитических факторов формирования внешнеполитического курса, а также процесса принятия политических решений, проблем управления в области внешней политики. К работе семинара активно привлекаются руководящие сотрудники государственных учреждений, видные представители делозого мира, известные ученые.

Ежегодно до 8 тыс. человек совершенствуют свои знания на факультете языковой подготовки как непосредственно в Институте заграничной службы, так и в американских зарубежных представительствах.

Широко практикуются в государственном департаменте так называемые внешние формы повышения профессиональной квалификации его сотрудников, а именно: зачисление дипломатических работников в штат высших учебных заведений; направлечие на учебу в университеты сроком на один академический год и на более короткие сроки; направление дипломатических работников в ведущие американские научно-исследовательские центры и др.

У Института заграничной службы установились прочные отношения с Гарвардским, Принстонским, Стамфордским и рядом других ведущих американских университетов.

В области подготовки, переподготовки и повышения квалификации дипломатических кадров занимают особое место три основных вопроса; кого готовят (кадровый состав); чему учат (содержание обучения); как готовят (методы и формы обучения). Эти вопросы взаимосвязаны, замкнуты на реальную практическую деятельность дипломатического работника. В различных исследованиях американских авторов дипломатическая деятельность определяется как крайне разносторонний и сложный вид работы. Исследователи выделяют следующие основные ее функции: информационно-аналитическую; прогнозно-аналитическую; административно-управленческую; консульскую.

Другой отличительной чертой дипломатической деятельности является ее ориентация на решение практических задач: подготовку конкретных рекомендаций и предложений, разработку и проведение в жизнь дипломатических акций и операций.

На дипломатическую работу в государственный департамент США принимаются лица, имеющие, как правило, высшее образование в той или иной области знаний. Предпочтение отдается тем кандидатам, которые изучали политологию, международные отношения, юридические, экономические науки и историю.

Такая ориентация на лиц с высшим образованием имеет ряд положительных моментов: в частности, решается вопрос использования различных по базовому образованию людей, не загружая при этом Институт заграничной службы организацией обучения по общим курсам. В самом процессе обучения учитываются все стороны дипломатической работы: с одной стороны, оно разноплановое, с другой — ориентировано на конкретную практическую деятельность. Этим обеспечивается специализация, необходиллая для работы в государственном департаменте и заграничных учреждениях США.

Что касается подготовки к практической работе, то такая направленность обучения закреплена даже законодательно. В законе, определяющем статус и функции Института заграничной службы, говорится, что обучение в перзую очередь должно ориентироваться на то, чтобы дать слушателям навыки и умения, необходимые в дальнейшей работе. Для этого читаются курсы, знакомящие слушателей с особенностями их будущей практической деятельности.

Особое внимание уделяется методам обучения, позволяющим дать слушателям представление о профессиональной деятельности, а также отработать необходимые навыки. В работе Д. Имволд, Г. Келли, Р. Уиншипа отмечается, что при подготовке дипломатических кадров широкое распространение получили тренинг профессиональных навыков и имитационные игры, относящиеся к методам активного обучения, хорошо известные и с успехом использующиеся в различных областях.

Социально-психологический тренинг предназначается для выработки навыков общения «у представителей тех профессий, которые предполагают интенсивный контакт с другими людьми». Обычно социально-психологический тренинг проводится в ходе групповой дискуссии, где ведется отработка навыков правильного построения дискуссии, включая так называемые невербальные компоненты общения (мимику, интонации и т. д.). При этом часто применяются технические средства обучения, в том числе магнитофоны и видеомагнитофоны, с тем чтобы обучающиеся впоследствии могли проанализировать свои ошибки.

Использование имитационных игр в учебном процессе предполагает воспроизведение профессиональной деятельности. Разработчики имитационных игр отмечают, что в результате игры происходит обучение технике принятия решения, знакомство с теми проблемами и трудностями, которые могут возникнуть в реальной деятельности, развиваются навыки взаимодействия с другими людьми и т. д. Отмечается, что игра в отличие от тра-диционных методов обучения не только дает определенную сумму знаний, она прежде всего учит применять эти знания на практике. Кроме того, имитационные игры повышают мотивацию к обучению путем большего вовлечения слушателей в ситуацию, создания неформальной обстановки обучения.

Описание имитационных игр, используемых для подготовки дипломатических кадров в Институте заграничной службы США, дано в работах Дж. Уинхэма и Ю. Бовиса. Эти игры имитируют процесс дипломатических переговоров и решают, как задачи обучения, так и исследовательские задачи, связанные с анализом процесса переговоров. Конкретным примером является имитационная игра, проведенная государственным департаментом на базе Института заграничной службы в апреле 1977 г. Эта игра состоялась в рамках семинара для руководящих работников. Ее цель заключалась в отработке схемы ведения переговоров, которая состояла из указания основных стадий процесса переговоров, а также действий участников на той или иной стадии. В дальнейшем предполагалось использовать схему для подготовки дипломатических кадров более низкого уровня.

Особый вопрос при подготовке дипломатических кадров вызывает необходимость выбора между подготовкой узких специалистов и специалистов широкого профиля. Проблема, кого именно готовить, достаточно часто поднимается в работах американских авторов. Так, ответственный сотрудник государственного департамента Р. Плэйтиг отмечает, что в последнее время возрастает роль национальных культур в международных отношениях (его точку зрения разделяют многие исследователи, в том числе и европейские). В связи с этим, полагает Р. Плэйтиг, при подготовке дипломатов особое внимание следует обратить на подготовку по языку и культуре предполагаемой страны пребывания. При этом ряд авторов неудовлетворительно оценивают существующий уровень языковой подготовки американских дипломатов.

М. М. Лебедева, С. И. Лобанов

Источник - "США - экономика, политика, идеология." №5 1988.

Последнее обновление 13.04.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.