Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Авиация морской пехоты США

 

Авиация морской пехоты США

 

Морская пехота США является одним из основных орудий американского империализма в проведении им агрессивной политики. На протяжении всего своего существования она выполняет роль палача и жандарма в военных акциях, предпринимаемых США. Открытая интервенция с целью вмешательства во внутренние дела других государств, провокации у побережья многих стран для оказания давления на их правительства и народы являются одним из основных назначений морской пехоты США. Пентагон постоянно держит в боевой готовности на кораблях, находящихся в Карибском и Средиземном морях, а также в западной части Тихого океана, крупные подразделения морской пехоты.

По оценке американского военного командования, соединения и части морской пехоты представляют собой наиболее подвижные, хорошо вооруженные штурмовые войска, готовые к немедленной переброске по воздуху и морю в любой район земного шара.

В зарубежной печати сообщалось, что одной из основных задач морской пехоты США является участие в морских десантных операциях в качестве первого эшелона главных сил десанта с целью захвата и удержания плацдармов, передовых военно-морских баз и береговых объектов противника.

Большая роль в выполнении задач морской пехоты отводится ее авиации, в составе которой, по данным иностранной печати, насчитывается около 1300 самолетов и вертолетов. По мнению военных руководителей США, авиация морской пехоты является важнейшей составной частью сил морской пехоты, она в значительной степени повышает их боевые возможности.

Авиация морской пехоты организационно подразделяется на авиацию морской пехоты Атлантического и Тихоокеанского флотов. На флотах части и подразделения авиации морской пехоты сведены в авиационные крылья, которые считаются высшими тактическими и административными соединениями. Количество и нумерация авиационных крыльев соответствует количеству и нумерации дивизий морской пехоты. Так, авиация морской пехоты Атлантического флота включает одно — 2-е авиационное крыло, штаб которого находится на авиабазе Черри-Пойнт (штат Северная Каролина). Части и подразделения крыла базируются на авиационные базы Черри-Пойнт, Бофорт и Ныо-Ривер. Авиация морской пехоты Тихоокеанского флота состоит из двух — 1-го и 3-го авиационных крыльев. Части и подразделения 1-го авиакрыла базируются на авиационные базы в Японии (Ивакунии Футема), Таиланде и Южном Вьетнаме, 3-го авиакрыла — на авиационные базы Эль-Торо и Санта-Ана (Тихоокеанское побережье США).

Авиационное крыло авиации морской пехоты флота (рис. 1) и входящие в него авиационные группы не имеют постоянного штатного состава. Боевой состав авиакрыла меняется в зависимости от поставленных перед ним задач и условий обстановки. Постоянный штатный состав в авиакрыле имеют лишь авиационные эскадрильи, батареи ЗУР и некоторые другие подразделения.

На вооружении авиационного крыла находятся 300—400 самолетов и вертолетов, численность его личного состава около 9000 человек.

По данным зарубежной печати, в состав каждого авиационного крыла, как правило, входят штабная группа, группа управления, группа обслуживания, группа транспортно-десантных вертолетов, две — четыре авиационные группы, смешанная разведывательная эскадрилья и эскадрилья самолетов-заправщиков.

Штабная группа обеспечивает командира авиационного крыла и его штаб средствами связи, необходимыми для руководства и боевого управления всеми частями и подразделениями авиакрыла. Кроме того, она занимается вопросами тылового обеспечения штаба авиакрыла и его подразделений. В штабную группу входят эскадрильи: штабная, связи и квартир мейстерская.

Группа управления выполняет задачи по управлению самолетами авиационной поддержки и средствами противовоздушной обороны авиакрыла. В состав группы входят штабная эскадрилья, эскадрилья управления авиацией поддержки, три эскадрильи управления средствами ПВО. В административном отношении группе управления подчинены зенитный ракетный дивизион «Хок» и батарея ЗУР «Ред Ай».

Зенитный ракетный дивизион «Хок» предназначается для обеспечения ПВО боевых порядков дивизии, баз авиакрыла и некоторых важных объектов морской пехоты. Он состоит из четырех батарей ЗУР «Хок».

На батарею ЗУР «Ред Ай» возложены задачи по обороне частей и подразделений дивизии морской пехоты, находящихся в составе передовых эшелонов сил десанта, от самолетов противника, действующих на малых высотах. Она состоит из пяти взводов ЗУР «Ред Ай», каждый взвод имеет три секции по пять расчетов. Такая организация батареи позволяет придавать взвод ЗУР «Ред Ай» каждому полку, секцию ЗУР «Ред Ай» — каждому батальону и расчет ЗУР «Ред Ай» — каждой роте морской пехоты.

Группа обслуживания осуществляет материально-техническое обеспечение и ремонт боевой техники частей и подразделений авиакрыла. Она включает эскадрилью штабную и обслуживания, а также эскадрилью ремонта вооружения.

Группа транспортно-десантных вертолетов предназначается для переброски с кораблей на берег личного состава и вооружения, а также предметов материально-технического обеспечения сил десанта.

Обычно она включает эскадрилью тяжелых, две-три эскадрильи средних и эскадрилью легких транспортно-десантных вертолетов, а также эскадрильи: разведывательно-корректировочную, штабную и обслуживания, базового обслуживания. Кроме того, в состав группы иногда вво-дятся эскадрильи вертолетов огневой поддержки. По взглядам американских военных специалистов, последние должны привлекаться для оказания непосредственной поддержки десанту путем нанесения ударов по живой силе, боевой технике и огневым точкам противника, а также для сопровождения транспортно-десантных вертолетов и обеспечения безопасности высадки десанта и разгрузки вооружения.

Авиационные группы являются основным боевым ядром авиационного крыла, предназначаются они для решения задач по оказанию авиационной поддержки силам десанта как во время его высадки, так и в ходе ведения боевых действий на берегу. В состав авиагруппы входят две — четыре штурмовые и истребительно-штурмовые эскадрильи.

Смешанная разведывательная эскадрилья предназначается для ведения разведки и создания помех в работе радиотехнических средств противника. На вооружении эскадрильи состоят самолеты RF-4B «Фантом» 2 и ЕА-6А «Интрудер». Самолеты ЕА-6А, подавляя выявленные радиотехнические системы управления и наведения ракет противника, обеспечивают боевые действия своих штурмовиков и истребителей-штурмовиков. Для затруднения обнаружения радиолокационными станциями противника самолеты ЕА-6А могут действовать на малых высотах.

Эскадрилья самолетов-заправщиков предназначается для дозаправки самолетов топливом в воздухе, при совершении ими дальних перелетов. Кроме того, самолеты этой эскадрильи используются для срочной транспортировки грузов. В эскадрилье насчитывается 12 самолетов KC-130F «Геркулес», каждый из них оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе одновременно двух реактивных самолетов. Максимальный взлетный вес самолета KC-130F 61 200 кг, крейсерская скорость 595 км/час, дальность полета около 6200 км.

Данные зарубежной печати свидетельствуют о том, что авиация морской пехоты имеет на вооружении в основном такие же типы самолетов, как и авианосная авиация флота. Это дает командованию ВМС США возможность использовать самолеты авиации морской пехоты как с наземных аэродромов, так и с ударных авианосцев. Основные тактико-технические данные самолетов и вертолетов авиации морской пехоты приведены в таблице.

Каждая штурмовая эскадрилья состоит из 20 самолетов А-6А «Интрудер» или А-4 «Скайхок». Самолет А-6А «Интрудер» разработан в конце 50-х годов. Предназначается он для нанесения бомбоштурмовых ударов по малоразмерным целям с малых высот в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Самолет оснащен цифровой интегральной навигационно-бомбардировочной системой, которая рассчитывает и выдает данные, необходимые для бомбометания, в результате чего летчик шеет возможность основное внимание сосредоточивать на оценке тактической обстановки в районе цели.

Самолеты А-4 «Скайхок» начали поступать в части морской пехоты в 1956 году и до сих пор состоят на вооружении многих эскадрилий. Однако, как сообщалось в американской печати, в последнее время в авиацию морской пехоты поступают самолеты новой модификации этого штурмовика, боевые возможности которых, по заявлению иностранных специалистов, на 30 проц. выше, чем самолетов «Скайхок» прежней модификации. Максимальный взлетный вес самолета А-4М «Скайхок» 11 560 кг. Этот штурмовик оснащен новым двигателем, развивающим тягу 5080 кг, он способен взлетать с полной боевой нагрузкой с ВПП длиной около 460 м.

Истребительно-штурмовые эскадрильи авиации морской пехоты имеют на вооружении по 15 самолетов F-4 «Фантом» 2. По оценке американских специалистов, эти самолеты по своим характеристикам, вооружению и оборудованию можно считать современными. Они способны действовать в сложных метеорологических условиях и в любое время суток, на разных высотах и в больших диапазонах скоро-стей. Многоцелевое назначение самолета оказало влияние на состав его вооружения. В варианте истребителя-перехватчика он обычно несет восемь управляемых ракет класса «воздух — воздух» (четыре «Спарроу» и четыре «Сайдвиндер»), а в варианте штурмовика — до 7250 кг бомб.

На малых высотах самолет F-4 развивает сверхзвуковую скорость, а на больших — его скорость приближается к числу, соответствующему М = 2. В зарубежной печати сообщалось, что на вооружение авиации морской пехоты США поступают также самолеты с вертикальным или коротким взлетом и посадкой AV-8A «Харриер» английского производства. Их предусматривается использовать в качестве легких штурмовиков. Американское командование возлагает большие надежды на эти самолеты и планирует до 1974 года закупить 114 таких машин. Оно считает, что эти самолеты позволят значительно повысить боевые возможности авиации морской пехоты по оказанию непосредственной авиационной поддержки силам десанта.

На вооружении эскадрилий транспортно-десантных вертолетов находятся тяжелые вертолеты СН-53А «Си Стэллион» (20 машин в эскадрилье), средние вертолеты СН-46А «Си Найт» (24 машины в эскадрилье), а также вертолеты огневой поддержки UH-1E «Ирокез» и AH-1G «Хью Кобра». Вертолеты первых двух упомянутых типов являются основными авиационными транспортными средствами морской пехоты.

Вертолет СН-53А «Си Стэллион» принят на вооружение авиации морской пехоты в 1966 году. Нормальный взлетный вес его около 17 000 кг, максимальный 19 000 кг. Днище фюзеляжа и погрузочный люк вертолета герметизированы, благодаря чему в случае аварийной посадки на воду он может продержаться на воде около двух часов. Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей мощностью по 3450 л. с. Вертолет может транспортировать ракеты «Хок» класса «земля — воздух».

Вертолеты СН-46А «Си Найт» начали поступать в авиацию морской пехоты в 1965 году. Нормальный взлетный вес этого вертолета 8900 кг, максимальный 9700 кг. Днище фюзеляжа вертолета герметизировано, что позволяет ему делать кратковременную посадку на воду. Вертолеты UH-1E «Ирокез» являются первыми американскими многоцелевыми вооруженными вертолетами. Они применялись в боевых действиях в Юго-Восточной Азии для оказания огневой поддержки сухопутным войскам.

В конце 60-х годов в США были созданы специальные вертолеты огневой поддержки. В отличие от многоцелевых вертолетов они, по оценке американских специалистов, обладают лучшими боевыми возможностями. Таким вертолетом, состоящим на вооружении авиации морской пехоты, считается вертолет огневой поддержки AH-1G «Хью Кобра». Как сообщалось в иностранной печати, в ближайшем будущем на вооружение авиации морской пехоты ожидается поступление усовершенствованного варианта этого вертолета — «Кинг Кобра», оснащенного более мощным оружием и более современным оборудованием.

Американское командование считает, что основной задачей авиации морской пехоты является оказание авиационной поддержки силам морской пехоты при проведении десантных операций.

Количество и состав сил, привлекаемых для оказания авиационной поддержки, зависят от характера и масштаба десантных действий. Так, для оказания непосредственной авиационной поддержки батальонной десантной группе, которая считается основной тактической единицей дивизии морской пехоты (усиленный батальон морской пехоты общей численностью 1800 — 2000 человек), формируется оперативная смешанная авиационная группа, включающая штурмовую эскадрилью, эскадрилью тяжелых или средних транспортно-десантных вертолетов и отряд самолетов из состава разведывательно-корректировочной эскадрильи.

Для оказания непосредственной авиационной поддержки полковой десантной группе, являющейся усиленным полком морской пехоты общей численностью 8000 —10 000 человек, формируется усиленная смешанная авиационная группа. Последняя создается на базе авиационной группы или группы транспортно-десантных вертолетов из состава авиационного крыла. Она обычно включает не только штурмовые эскадрильи и эскадрильи транспортно-десантных вертолетов, но и истребительноштурмовые эскадрильи, предназначенные для обеспечения ПВО сил десанта. Полковая десантная группа и усиленная смешанная авиационная группа составляют экспедиционную бригаду морской пехоты.

Авиационную поддержку дивизии морской пехоты оказывает авиационное крыло. Дивизия морской пехоты с частями усиления и авиационное крыло составляют экспедиционное соединение, которое насчитывает свыше 30 000 человек. Создается оно для проведения крупных и продолжительных операций.

Для переброски транспортно-десантных вертолетов и сил десанта в район их высадки используются в основном десантные вертолетоносцы. Каждый такой корабль способен принять на борт 20 — 30 вертолетов и усиленный батальон морской пехоты.

Авиация морской пехоты может быть привлечена для оказания авиационной поддержки силам десанта после захвата ими в районе высадки аэродромов противника или развертывания собственных полевых аэродромов.

Действия авиации морской пехоты по нанесению бомбо-штурмовых ударов в ходе десантных операций подразделяются на дальнюю и непосредственную авиационную поддержку. Первая из них осуществляется главным образом в период, предшествующий высадке десанта, в целях нанесения бомбо-штурмовых ударов по аэродромам, военным складам и районам сосредоточения войск и боевой техники противника, а также для изоляции района боевых действий.

При оказании войскам непосредственной авиационной поддержки наносятся удары по живой силе и огневым средствам противника, находящимся в непосредственной близости от войск десанта. Непосредственная авиационная поддержка осуществляется в соответствии с заранее разработанными планами или «по вызову». В последнем случае задачи самолетам, выделенным для нанесения ударов, ставятся по радио.

Вызов и наведение самолетов непосредственной авиационной поддержки и боевого обеспечения наземных сил морской пехоты в каждой роте возлагаются на передовые посты наведения авиации на цели. В ходе высадки десанта на берегу развертывается центр управления самолетами непосредственной авиационной поддержки. Он принимает заявки на оказание авиационной поддержки от передовых постов наведения и обеспечивает своевременное выполнение их. Личный состав и необходимые технические средства для этого центра выделяет эскадрилья управления самолетами непосредственной авиационной поддержки из состава группы управления авиацией авиационного крыла морской пехоты.

Капитан 2 ранга Р. Дмитриев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №2 1973.

Последнее обновление 11.09.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru