Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука 601-е Крыло управления ВВС США

 

601-е Крыло управления ВВС США

 

Развернутая милитаристскими кругами США и их партнеров по НАТО гонка вооружений коснулась всех сторон подготовки вооруженных сил блока к ведению агрессивных войн в различных районах земного шара. Особенно интенсивные усилия в данном направлении предпринимаются империалистическими странами в Центральной Европе, где они готовятся к ведению длительных боевых действий всеми видами вооруженных сил как в обычной, так и в ядерной войне.

В ходе этих приготовлений, как отмечает зарубежная печать, значительное место отводится совершенствованию процессов управления войсками с широким использованием новейших достижений науки и техники, в том числе и при создании средств разведки, передачи и обработки данных. Последнее обстоятельство, по мнению западных военных экспертов, позволяет уже в настоящее время приступить к развертыванию систем управления различного назначения в соответствии с новой американской концепцией объединения функций управления, связи и разведки (Command. Control, Communications and Intelligence, сокращенно С3I). Эта концепция предесматривает, что в рамках единой системы будут одновременно и комплексно решаться основные задачи управления, которые ранее выполнялись слабо взаимодействовавшими силами (органами) и средствами.

В соответствии с новыми положениями совершенствуется развернутая на территории ФРГ американская система управления боевыми действиями тактической авиации. По сообщениям иностранной печати, ее модернизация началась в 1980 году. В наибольшей степени изменения коснулись той части системы, которая входит в зону ответственности центра управления боевыми действиями авиации (ЦУБДА) 4-го объединенного тактического авиационного командования (4 ОТАК) на авиабазе Зембах (ее силы и средства находятся в составе 601-го крыла управления тактической Авиацией командования ВВС США в Европейской зоне).

Как свидетельствует иностранная пресса, разворачиваемая крылом система в ее нынешнем виде предназначена для выполнения двух основных задач: обеспечение взаимодействия тактической авиации США с 5-м и 7-м армейскими корпусами американских сухопутных войск при их непосредственной авиационной поддержке. Заведение американских истребителей на воздушные цели в интересах ПВО главным образом группировки вооруженных сил США, развернутой на территории ФРГ (система может использоваться также для обеспечения действий авиации западноевропейских стран — членов НАТО).

Кроме того, силы и средства крыла могут участвовать в наведении самолетов при нанесении ими ударов по целям, расположенным в тактической глубине обороны противника (в том числе ночью ив неблагоприятных метеорологических условиях), в обеспечении десантирования, воздушной разведки, поиска и спасения экипажей сбитых самолетов и т. п.

В 601-е крыло входят десять эскадрилий (две наведения тактической авиации, вооруженные самолетами наблюдения и целеуказания OV-10A «Бронко», одна транспортная, оснащенная вертолетами СН-43, две, непосредственной авиационной поддержки, пять управления тактической авиацией), 12 звеньев (два наведения и десять управления тактической авиацией), а также несколько вспомогательных подразделений, включая школы подготовки специалистов (рис. 1).

По численности личного состава (почти 6 тыс. человек) это крыло, как отмечается в иностранной печати, является самым крупным в ВВС США. Около половины его — это дежурные смены и подразделения обслуживания КП и ЗКП крыла, экипажи самолетов OV-10 и вертолетов СН-53, офицеры оперативных центров авиационной поддержки (ОЦАП), развернутых при центрах управления боевыми действиями (ЦУБД) армейских корпусов и команд управления тактической авиацией (КУТА) при ЦУБД дивизий, входящих в состав корпусов, а также офицеры связи и передовые авианаводчики в бригадах и батальонах.

Основные силы крыла обеспечивают боевые действия 4 ОТАК, а две его эскадрильи управления тактической авиацией (606-я и 609-я) развернуты в зоне ответственности 2 ОТАК.

В соответствии с принятой в США и НАТО структурой развертываемая силами и средствами 601-го крыла система управления подразделяется на две основные подсистемы:

  • непосредственной авиационной поддержки
  • и управления тактической авиацией при решении ею задач ПВО.
  • Обеспечение непосредственной поддержки осуществляется эскадрильями непосредственной авиационной поддержки и наведения тактическюй авиации.

    Эскадрильи непосредственной авиационной поддержки, используя свои силы и средства, развертывают оперативные центры авиационной поддержки (ОЦАП) при ЦУБД соответствующего армейского корпуса и команды управления тактической авиацией при ЦУБД входящих в эти корпуса дивизий и на КП их бригад. Задачи этих органов - сбор и анализ заявок на непосредственную авиационную поддержку и распределение в соответствии с ними сил тактической авиации, согласование по месту и времени ее действий с войсковыми средствами.

    Из состава эскадрилий в батальоны первого эшелона выделяются наземные передовые авианаводчики. В зарубежной прессе сообщается, что в качестве последних предполагается максимально использовать списанных с летной службы летчиков самолетов OV-10, поскольку приобретенный ими опыт якобы позволит более эффективно управлять наведением самолетов на цели.

    Отмечается также, что эскадрильи непосредственной авиационной поддержки очень насыщены различными техническими средствами, главным образом аппаратурой обработки, отображения и передачи данных. Например, чтобы перебросить аппаратуру только для одного ОЦАП из мест постоянной дислокации (одна эскадрилья находится в Штутгарте, другая — во Франкфурте-на-Майне) на позиции, используется 50 самоходных транспортных единиц и 40 прицепов. Наземные передовые авианаводчики перемещаются в основном на бронетранспортерах М113 (в каждой эскадрилье имеется по 60 машин) и легковых автомобилях типа «джип». Все они оснащены УКВ радиостанциями, работающими в режиме частотной модряции сигналов, а также другими необходимыми для целеуказания средствами. Кроме того, в состав эскадрилий входят звенья наведения (управления) тактической авиации (в настоящее время в крыле есть два таких звена, планируется сформировать третье).

    Основная задача этих звеньев — управление с земли самолетами ударных групп в условиях низкой эффективности действий передовых авианаводчиков, то есть ночью и в плохую погоду. Используя специальные РДС и средства связи, расчеты этих звеньев наводят самолеты, оснащенными радиолакационными маяками-ответчиками на наземные цели или ориентиры с точностью, достаточной для выполнения ими бомбометания, десантирования, сброса разведывательно-сигнализационных приборов, вывода их в район нахождения экипажей сбитых самолетов и вертолетов.

    Звенья оснащены РЛС AN/TPB-1. которые имеют антенны с очень узкими диаграммами направленности, а также ЭВМ для автоматизации процесса сопровождения самолетов и радиостанциями для связи. Вся аппаратура и оборудование размещаются на самоходных и буксируемых транспортных средствах, что обеспечивает звеньям высокую мобильность. По сообщениям западной прессы, звено может быть подготовлено для перемещения на новые позиции не более чем за 6 ч.

    Эскадрильи наведения тактической авиации вооружены самолетами наблюдения и целеуказания OV-10 «Bpohko». Основная задача этиx подразделений — обеспечение взаимодействия ударных самолетов американской тактической авиации с сухопутными войсками. В них насчитывается 42 самолета и 110 летчиков.

    Как подчеркивается в зарубежной печати, возможности самолетов OV-10 управлять нанесением ударов с воздуха по наземным целям определяются их летно-техническими характеристиками (наибольшее время нахождения в воздухе 4,5 ч, с дополнительными топливными баками 6 ч; возможность совершать полет на предельно малых высотах, используя для маскировки от визуального и радиолокационного наблюдения противника растительность и складки местности), а также составом бортового оборудования. На самолете имеются УKB радиостанция с аппаратурой засекречивания связи «Хэйв квик», КВ радиостанция AN/GRC-171, обеспечивающая связь на дальности свыше 2000 км, разведывательный приемник AN/ALR-46, бортовая РЛС, 14 неуправляемых авиационных ракет (НАР) со световыми трассерами для маркировки наземных целей. Однако, по мнению летчиков крыла, OV-10 не вполне приспособлен для действий в климатических условиях Центрально-Европейского ТВД. В частности, указывается на возможндсть обледения самолета, против чего непредусмотрено никаких мер. Упоминается также, что самолеты OV-10 , дислоцирующиеся в ФРГ, уже выработали значительную часть своего летного ресурса.

    Западная пресса сообщает, что эти самолеты предполагается использовать парами. При этом один из них совершает полет вблизи линии соприкосновения с противником на предельно малых высотах (до 30 м). Укрываясь за складками местности от огня и воздействия средств радиоэлектронного подавления противника, он ведет разведку наземных целей и одновременно поддерживает постоянную связь с передовыми авианаводчиками. При входе ударной группы в зону действия средств УКВ радиосвязи экипаж самолета осуществляет наведение ее на цели по радиокомандам или маркируя их с помощью упомянутых выше НАР. Другой самолет, барражируя на большей высоте на удалении 40—50 км от первого, осуществляет связь с ударной группой с момента ее подхода к тыловому району армейского корпуса и до перехода на связь с первым OV-10. Кроме того, он обеспечивает оперативную связь передовых авианаводчиков и самолетов тактической авиации с ЦНАП и с КУТА, то есть работает в качестве ретранслятора.

    Обеспечение решения тактичесной авиацией задач ПВО возлагается на эскадрильи управления тактической авиацией и входящие в них звенья.

    Все эти подразделения, представляющие собой соответствующие органы полустационарной и мобильной сети АСУ 407L. предназначены для наблюдения за воздушным пространством, оповещения о полетах самолетов противника, управления полетами своих истребителей, выполняющих перехват воздушных целей, и воздушным движением.

    Всего в крыле имеется пять таких эскадрилий: 601-я (дислоцируется в Прюм), 602-я (Торхейн), 603-я (Зембах), 606-я (Бремерхафен) и 609-я (Бад-Мюндер). Из них три первые обеспечивают полеты самолетов 4 ОТАК, а две последние, как говорилось выше, действуют в зоне ответственности 2 ОТАК. В состав этих эскадрилий входят десять звеньев управления тактической авиацией. Как сообщается в иностранной печати, места их постоянной дислокации разбросаны по всей территории ФРГ. В частности, 611-е звено находится в районе населенного пункта Альцей, 612-е — Прюм, 619-е и 629-е — Швелентруп, 621-е — Висбаден, 622-е— Бад Крейцнах, 626-е и 636-е — Нордхольц, 631-е — Вюрцбург и 632-е — Графенвер.

    Эскадрильи управления тактической авиацией оснащены автоматизированными вариантами трехкоординатных PЛС AN/TРS-43E, которые обеспечивают обнаружение воздушных целей на дальности до 390 км. Выходная импульсная мощность передатчиков станции 2,8 МВт, рабочая длина волны около 10 см. Сопряжение РЛС с ЭВМ позволяет вести автоматизированный обмен информацией с другими станциями и органами управления. Кроме того, как сообщается в иностранной печати, данные от одной РЛС могут поступать на 20 выносных индикаторов. Помимо РЛС, в эскадрилье имеется значительное количество других средств, которые дают ей возможность выполнять задачи центра управления и оповещения (ЦУО).

    Особую роль в составе сил крыла, как подчеркивается в зарубежной прессе, играет 603-я эскадрилья управления тактической авиацией, которая развернута при ЦУБДА 4 ЦУБДА 4 ОТAK на авиабазе Зембах. Личный состав эскадрильи (более 300 человек) несет боевое дежурство как в самом центре, так и на трех радиолокационных постах (РЛС AN/TPS-43E), которые перекрывают воздушное пространство над южной частью территории ФРГ.

    По утверждению иностранной печати, эта эскадрилья в настоящее время выполняет функции радиолокационного обеспечения западногерманской системы противовоздушной обороны, собственные средства которой модернизируются. Поэтому KП эскадрильи связан с рядом пунктов управления ОВС блока, а ЭВМ, входящие в состав РЛС, имеют возможность обмениваться данными с ЦУО и постами управления и оповещения (ПУО) объединенной системы ПВО НАТО «Нейдж», а также с самолетами ДРЛО и управления Е-ЗА. Кроме того, батареи ПВО сухопутных войск США, развернутые в зонах ответственности 5 и 7 ак, соединены с КП эскадрильи радиорелейной УКВ связью и телетайпной кабельной линией.

    В процессе боевой подготовки эскадрильи довольно часто проводятся учения по защите от оружия массового поражения (личный состав полностью обеспечен противогазами и защитным обмундированием). В ходе их отрабатываются действия по дегазации людей и техники в условиях резкой нехватки электроэнергии. Об энергоемкости состоящих на вооружении эскадрильи средств говорит тот факт, что даже при алектроснабжении от промышленной сети ежесуточно расходуется горючее на сумму 2100 долларов.

    Звенья управления тактической авиацией представляют собой высокомобильные наземные элементы крыла. Каждое звено имеет на вооружении до двух РЛС AN/TPS-43E. Они могут быть свернуты и подготовлены к переброске всего за 6 ч. В их состав не входят ЭВМ, поэтому звенья не ведут автоматического обмена данными с другими элементами крыла и играют роль неавтоматизированных ПУО в системе противовоздушной обороны.

    Переброска РЛС и другого оборудования может осуществляться как на автомобилях, так и на вертолетах СН-53. В западной прессе отмечается, что эти же вертолеты используются и для доставки средств МТО крыла.

    Американские военные специалисты считают, что наличие в крыле транспортных вертолетов повышает живучесть системы и гибкость ее боевого применения в условиях быстроменяющейся обстановки, особенно при передислокации средств крыла в случае разрушений и перегрузки наземных коммуникаций. Однако для эффективного решения этой проблемы количество вертолетов, по их расчетам, должно быть увеличено до 18 единиц.

    Деление элементов крыла на две подсистемы в определенной степени условно. Практически все они представляют собой единую систему, централизованно управляемую со стационарного КП. защищенного от оружия массового поражения, который совмещен с ЦУБДА 4 ОТАК на авиабазе Зембах и оснащен аппаратурой автоматизированной обработки данных, устройствами отображения информации и большим количеством средств связи. Первые осуществляют сбор и сортировку сведений о состоянии своих сил и средств, подбор разведывательных данных, необходимых для планирования боевых дейетвий авиации, производят некоторые оперативные расчеты с распечаткой приложений к боевым приказам. Характерной особенностью устройств отображения информации на КП крыла является то, что они не воспроизводят радиолокационного изображения воздушной обcтановки, а дают ее на большом экране индикатора коллективного пользования в виде цифровых данных в табличной форме.

    Средства связи КП крыла обеспечивают обмен информацией с глобальной си-стемой оперативного управления вооруженными силами США и системой стратегического управления НАТО через ЭВМ Н-6060, установленную на КП 4 UTAK. Для передачи данных из объединенного разведывательного центра, размещенного на авиабазе Рамштейн, используется засекреченный фототелеграф. КП крыла имеет около 100 действующих и резервных телефонных линии, а также располагает средствами радиорелейной связи со своими подразделениями и с другими органами управления тактической авиацией. Для передачи огромных потоков информации, распоряжений и приказов, циркулирующих между элементами крыла, развернута разветвленная сеть, включающая большое количество KB и УКВ радиостанций различного типа, радиорелейных и тропосферных средств, а также сеть кабельной связи с автоматическими коммутаторами,

    Основным средством является тропосферная станция AN/TRC-97A. Она обеспечивает двустороннюю телефонную связь на дальность до 200 км, которая при применении нескольких таких станций, работающих в радиорелейном режиме, может быть значительно увеличена. Кроме связи за счет тропосферного рассеяния, эта станция может работать и по методу использования пространственного распространения радиоволн. Любой из обеспечиваемых ею 24 каналов телефонной связи может уплотняться 16 каналами телетайпной связи. Для повышения надежности передачи сообщений в станции применена антенная система, состоящая из трех антенн: одной рупорной, поднимаемой на высоту до 15 м на телескопической мачте, и двух высоконаправленных параболических. Значительная часть каналов связи крыла оснащена средствами засекречивания.

    Как и все другие элементы крыла, его КП имеет высокую мобильность, поэтому, как отмечает зарубежная пресса, оно может быть передислоцировано за 48 ч. Возимые запасы МТО позволяют ему действовать без пополнения в течение 24 ч. По»истечении этого срока предусмотрено снабжение переместившихся подразделений горючим и другими предметами с рассредоточенной сети складов при помощи вертолетов СН-53.

    В 1982 году согласно программе «Грик Телл» на КП крыла приступили к работам по повышению его защищенности и расширению боевых возможностей. В частности, была развернута информационно-поисковая автоматизированная система «Эйфель-1» западногерманского производства, обеспечение ссопряжения средств связи КП со стратегической системой связи министерства обороны США, построены новые заглубленные в грунт помещения. В настоящее время на КП размещаются средства защиты радиоэлектронной аппаратуры от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва (экранировка аппаратуры и помещений, установка фильтров в местах сопряжения кабелей с аппаратурой; монтируются фильтровентиляционные установки для очистки воздуха, проводится сопряжение средств связи с глобальной американской системой цифровой передачи данных AUТODIN. Завершить перечисленные мероприятия намечалось в конце 1983 года.

    Срочность, с которой выполнялись эти работы, и их направленность еще раз свидетельствуют об ускоренной подготовке вооруженных сил США и блока НАТО в целом к войне против СССР и других стран социалистического содружества.

    Полковник-инженер Ф. Дмитриев, кандидат технических наук

    Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 1984.

    Последнее обновление 16.11.2009 год

    Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

    petivantropov@gmail.com

      Рейтинг@Mail.ru