|
Правящие круги США, развязавшие беспрецедентную гонку вооружений, видное место в своих агрессивных планах отводят ВМС. В стремлении к достижению военного превосходства над Советским Союзом значительные усилия прилагаются для реализации объявленной администрацией США программы увеличения к 1990 году численности корабельного состава регулярных ВМС до 600 единиц. При этом существенное развитие, как качественное, так и количественное, получат амфибийные силы, которые призваны обеспечивать боевую деятельность морской пехоты — ударного отряда американского империализма. Они предназначены для переброски десанта океаном (морем) и высадки его па побережье противника, включают десантные корабли и суда различных классов, а также десантно-высадочные средства. Все эти силы сведены в амфибийные группы надводных сил Атлантического (одна) и Тихоокеанского (две) флотов, группы состоят из эскадр.
В послевоенном развитии амфибийных сил ВМС США, судя по сообщениям зарубежной печати, можно отметить следующие основные направления:
— разработка десантно-высадочных средств (в том числе на воздушной подушке) с большей вместимостью, скоростью хода и повышенной мореходностью. По данным справочника по корабельному составу «Джейн», в регулярных ВМС США (без учета кораблей резерва) в настоящее время насчитывается 61 десантный корабль и транспорт. В их число входят: 2 штабных (типа «Блю Ридж») и 5 универсальных кораблей («Тарава»), 7 вертолетоносцев («Иводзима»), 13 десантно-вер-толетных кораблей-доков (11 — «Остин» и 2 — «Релей»), 11 транспортов-доков (3 — «Уидби Айленд», 5 — «Энкоридж» и 3 — «Томастон»), 18 танкодесантных кораблей «Ньюпорт» и 5 грузовых транспортов («Чарлстон»). Кроме того, два десантно-вертолетных корабля-дока («Ла Саль» и «Коронадо») переоборудованы в штабные корабли, а семь кораблей находятся в резерве ВМС, из них два танкодесантных типа «Ньюпорт» (в составе экстренного резерва) активно используются для подготовки амфибийно-десантных сил. Основные тактико-технические характеристики десантных кораблей и транспортов приведены в табл. 1. Штабные корабли амфибийных сил США LCC19 «Блю Ридж» и LCC20 «Маунт Уитни» (рис. 1), построенные в начале 70-х годов, являются флагманскими кораблями амфибийных соединений Тихоокеанского и Атлантического флотов соответственно. Они предназначены для управления морскими, воздушными и наземными силами на всех этапах морской десантной операции или в боевых действиях по высадке тактических десантов. Кроме того, каждый из них может принимать на борт и высаживать на берег ограниченное число морских пехотинцев, для чего на борту этих кораблей имеются три транспортно-десантных вертолета и до четырех десантных катеров. Внутренние помещения корабля позволяют разместить около 700 человек личного состава штаба амфибийно-десантного соединения (АДС), других штабов и органов управления. Эти корабли вооружены новейшими средствами связи и автоматизированными системами управления. Наиболее современные корабли амфибийных сил США — универсальные десантные корабли (LHA) типа «Тарава». Идея их создания появилась в период агрессии США во Вьетнаме. По оценке американских военных специалистов, при высадке морских десантов особенно эффективными оказались действия боевых амфибийных групп, включавших вертолетоносец, десантно-вертолетные корабли-доки и транспорты-доки с подразделениями морской пехоты на борту. Однако, как отмечала зарубежная печать, даже при отсутствии серьезного противодействия со стороны противника из-за несогласованности в действиях кораблей нарушалась организация высадки морского десанта. Поэтому было принято решение о создании универсального десантного корабля (УДК), который обладал бы качествами десантных кораблей нескольких подклассов (вертолетоносца, десантно-вертолетного корабля-дока, транспорта-дока, грузового транспорта), а также корабля управления. УДК должен был стать ядром амфибийно-десантной группы, способной самостоятельно решать тактические задачи в морских десантах. Наличие на борту УДК транспортно-десантных вертолетов и десантных катеров позволяет осуществлять высадку морского десанта и выгрузку боевой техники и предметов МТО не только непосредственно на берег, но и в глубину территории противника. Па борту этих кораблей возможно базирование смешанной авиагруппы, в состав которой входит около 30 вертолетов различных типов, в том числе тяжелые (СН-53Е «Супер Стэльен», CH-53D «Си Стэльен», см. цветную вклейку) и средние (СН-46 «Си Найт») транспортно-десантные вертолеты и вертолеты огневой поддержки (AH-1J и Т «Си Кобра»), самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. С полетной палубы универсальных десантных кораблей типа «Тарава» могут одновременно действовать до 9 вертолетов СН-53Е (CH-53D) либо 12 СН-46, а ангарная палуба позволяет разместить 19 тяжелых или 26 средних транспортно-десантных вертолетов. Один из типовых вариантов состава авиагруппы может быть следующим: 8 вертолетов СН-53, 16—18 СН-46, 4 АИ-1 и UH-1 «Ирокез». УДК располагает четырьмя танкодесантными катерами типа LCU1610 или LCU1466 либо шестью десантными катерами LCM6 для перевозки личного состава и боевой техники. Корабли типа «Тарава» в общей сложности могут принять на борт около 200 единиц автобронетанковой техники, в том числе 40 плавающих бронетранспортеров LVTP-7. Все высадочные средства позволяют доставить на берег одновременно до 1,6 тыс. человек. В зарубежной печати отмечается, что пять кораблей типа «Тарава» в состоянии решать те же задачи, что и восемь десантных транспортов-деков, четыре десантных грузовых транспорта и два десантных вертолетоносца одновременно. Универсальные десантные корабли для обеспечения решения задач управления силами и средствами при высадке морских десантов оснащены боевой информационно-управляющей системой ITAWDS (Integrated Tactical Amphibious Warfare Data System). Она отражает в реальном масштабе времени надводную и воздушную обстановку в районе высадки, производит расчет оптимальных вариантов использования огневых средств и средств РЭБ амфибийно-десантного соединения, авиации и корабельных сил обеспечения и поддержки. Десантные вертолетоносцы (LPH) типа «Иводзима» являются кораблями специальной постройки. Каждый из них рассчитан на переброску усиленного батальона морской пехоты со штатным вооружением и боевой техникой и высадку его в тактическую глубину обороны противника с помощью транспортно-десантных вертолетов. Корабль может обеспечить одновременный взлет 7 вертолетов СН-46 «Си Найт» или 4 СН-53 «Си Стэльен» (в ангаре размещается 20 или 11 машин соответственно). Группа вертолетов, взлетающих одновременно с одного корабля, может доставить в район десантирования за один рейс около 300 человек. Имеющиеся в составе амфибийных сил ВМС США семь десантных вертолетоносцев позволяют одновременно перевезти около 12 тыс. десантников с легким вооружением. Иностранные военные специалисты основным недостатком таких кораблей считают отсутствие доковой камеры для десантных катеров и невозможность перевозки на них тяжелой боевой техники, поэтому самостоятельные десантные действия они вести не могут. Десантно-вертолетные корабли-доки (LPD) — 11 типа «Остин» и 2 типа «Релей» — представляют собой сочетание десантного вертолетоносца, транспорта-дока и грузового транспорта. Они могут самостоятельно высадить десант на необорудованное побережье противника и обеспечить его снабжение. Каждый такой корабль способен высадить комбинированным способом около 1000 десантников и выгрузить до 3 тыс. т грузов. Десантные транспорты-доки (LSD) типа «Томастон» (три в строю и пять в резерве) и «Энкоридж» предназначены для доставки в район высадки десантно-высадочных средств, с помощью которых может производиться разгрузка десантных войсковых и грузовых транспортов. Каждый транспорт-док принимает на борт свыше 300 морских пехотинцев. Согласно сообщениям зарубежной печати, устаревшие транспорты-доки типа «Томастон» будут заменены строящимися кораблями типа LSD41 «Уидби Айленд». Основным предназначением танкодесантных кораблей (LST) типа «Ньюпорт» (2 в экстренном резерве) является транспортировка и высадка на необорудованное побережье десанта с тяжелой неплавающей техникой без использования десантно-высадочных средств. Их отличительная особенность — наличие носовой и кормовой аппарелей. Носовая аппарель (длина 36,3 м) выдвигается на опорных катках с помощью системы электромеханических лебедок и специального такелажа. Такое устройство обеспечивает разгрузку боевой техники весом до 75 т непосредственно с верхней палубы на берег. Суммарный вес перевозимой техники составляет почти 5 тыс. т. На верхней и танковой палубах корабля можно разместить более 20 танков, плавающих бронетранспортеров или автомобилей. Кроме того, каждый танкодесантный корабль принимает на борт около 430 морских пехотинцев. Десантные грузовые транспорты (LKA) типа «Чарлстон» предназначены для доставки в район высадки войск и боевой техники, доставляемых на берег с помощью десантно-высадочных средств или выгружаемых непосредственно на причал. Отличительной особенностью этих кораблей является наличие мощных грузоподъемных устройств, которые обеспечивают разгрузку одновременно на оба борта» С вводом в боевой состав ВМС в 1980 году пятого универсального десантного корабля типа «Тарава» в США была завершена 25-летняя программа строительства амфибийных сил. За этот период скорость хода всех десантных кораблей увеличилась до 20 — 24 уз, а их водоизмещение возросло более чем в 1,5 раза. По расчетам зарубежных военных специалистов, в настоящее время амфибийные силы ВМС США способны перебросить через океан и высадить на необорудованное побережье 1,15 экспедиционной дивизии морской пехоты (около 65000 человек с соответствующим вооружением и боевой техникой). Американское военное командование считает, что с реализацией программ строительства УДК типа «Уосп» и десантных транспортов-доков— «Уидби Айленд» к середине 90-х годов их амфибийные силы позволят одновременно транспортировать экспедиционную дивизию и экспедиционную бригаду морской пехоты. Учитывая 15-процентный резерв кораблей, командование ВМС США окончательно определило необходимую десантовместимость амфибийного флота в 1,5 экспедиционной дивизии, что потребует увеличения общей грузоподъемности кораблей более чем на 50 проц. Возросшие требования к повышению десантовместимости и обновлению корабельного состава (по нормам, существующим в ВМС США, средний срок пребывания кораблей в строю не должен превышать 25 — 30 лет) привели к разработке долговременной программы развития амфибийных сил. В соответствии с ней предусматривается строительство десантных кораблей-доков типа «Уидби Айленд», универсальных десантных кораблей типа «Уосп», а также десантных катеров на воздушной подушке типа LCAC. При проектировании новых кораблей были предусмотрены: их дальнейшая универсализация; возможность размещения на них десантных катеров на воздушной подушке, тяжелых транспортно-десантных вертолетов и самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой; повышение живучести, боковой устойчивости, десантовместимости, скорости хода и дальности плавания. На вооружение новых десантных кораблей поступают современные радиоэлектронные комплексы, зенитное, ракетное и артиллерийское вооружение. Корабли типа «Уидби Айленд» являются дальнейшим развитием кораблей типа «Эпкоридж». На их палубе оборудованы две вертолетные площадки, позволяющие принимать вертолеты всех типов, в том числе тяжелые транспортно-десантные СН-53Е «Супер Стэльен» и самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой (AV-8A и В «Харриер»). В настоящее время три таких корабля переданы ВМС, шесть находятся в различных стадиях постройки. После ввода их в строй планируется приступить к строительству модернизированного варианта десантных транспортов-доков данного проекта (шесть кораблей: LSD 49 — 54). Судя по сообщениям зарубежной печати, этот вариант будет способен за счет сокращения количества перевозимых LCAC (с четырех до двух) доставлять в район высадки десанта значительно больший объем грузов. В соответствии с принятой кораблестроительной программой к 1994 году планируется иметь 14 транспортов-доков типа «Уидби Айленд». Дальнейшим развитием универсальных десантных кораблей стали УДК типа «Уосп» (серия из 11 единиц). Головной корабль был заложен в мае 1985 года. Его полное водоизмещение около 40 500 т, длина 257,3 м, ширина 32,3 м, осадка 8 м, мощность главной энергетической установки 70 000 л. с, максимальная скорость хода 24 уз, дальность плавания 10 000 миль при скорости 20 уз. На корабле планируется установить две восьмизарядные пусковые установки ЗРК «Си Спарроу», три 20-мм зенитных артиллерийских комплекса (ЗАК) «Вулкан-Фаланкс». Экипаж будет насчитывать 1080 человек и принимать дополнительно 1873 морских пехотинца в составе экспедиционного батальона. При необходимости на корабле может быть развернут госпиталь на 600 коек с шестью операционными. Полезный объем помещений, предназначенных для приема десантников, размещения боевой техники и предметов МТО, как сообщает зарубежная печать, будет таким же, как у универсальных десантных кораблей типа «Тарава». Вместе с тем боевые возможности корабля будут повышены за счет размещения на борту трех катеров на воздушной подушке типа LCAC (до 18 LCM-6) и большего числа вертолетов и самолетов. Состав авиагруппы в зависимости от решаемых задач может быть различным (шесть—восемь самолетов AV-8A и В «Харриер» и до 30 вертолетов различных типов или 42 вертолета, или 20 самолетов и 4—6 вертолетов). Передача LHD1 «Уосп» флоту ожидается в 1989 году, а к 1994-му будет завершено, как ожидается, строительство пяти УДК этого проекта, после чего начнется постепенный вывод из боевого состава десантных вертолетоносцев типа «Иводзима». Командование ВМС США планирует модернизацию вертолетных кораблей-доков типа «Остин», после которой они смогут оставаться в боевом составе флота до конца 90-х годов. Средства на модернизацию первых семи кораблей выделяются с 1987 финансового года. В конце 90-х годов для замены танкодесантных кораблей типа «Ньюпорт» предполагается начать строительство кораблей типа LST/X. Согласно предварительному проектированию, их водоизмещение будет 9000 т, длина 160 м, ширина 22 м, осадка 5 м, максимальная скорость xoдa 20 уз, дальность плавания 6000 миль. Мощность дизельной энергетической установки достигнет 16 000 л. с. Вооружение: два 20-мм ЗАК «Byлкан-Фаланкс». Экипаж 300 человек. Корабль будет принимать на борт 400—500 десантников, около 30 танков, 2 — 4 десантных катера. По мнению зарубежных военных специалистов, опыт высадки морских десантов в локальных войнах и в ходе учений показал, что имеющиеся в настоящее время плавающие десантно-высадочные средства (табл. 2) не удовлетворяют современным требованиям. Их малая скорость (9 - 12 уз) недостаточная мореходность (не уболее 3 баллов) могут отрицательно повлиять на ход морской десантной операции. Капитан 1 ранга П. Лапковский
Источник - "Зарубежное военное обозрение" №11 1987. Последнее обновление 18.10.2010 |