|
Осуществляя милитаристские приготовления, направленные против стран социалистического содружества, военно-политическое руководство США и других стран агрессивного блока НАТО считает, что в случае возникновения войны на Европейском театре ее исход во многом будет зависеть от бесперебойной доставки с Американского континента войск, вооружения, продовольствия, различных материально-технических средам, большая часть которой придется на торговый флот. Пристальное внимание Пентагона к морским перевозкам объясняется еще постоянным присутствием оперативных соединений в различных раионах Мирового океана, а также размещением вооруженных сил и баз на территориях других государств, удаленных от США. Как сообщается в западной печати, во всех современных военных столкновениях на море в той или иной степени участвовали суда частных пароходных компаний. Подчеркивается также, что в крупных вооруженных конфликтах эскортных кораблей ВМС США и других стран НАТО не хватит для охраны своих морских коммуникаций. Поэтому командование ВМС вот уже более десяти лет проявляет повышенный интерес к судам торгового флота как потенциальным носителям летательных аппаратов, используемых для борьбы с подводными лодками и воздушными целями, патрулирования в открытом море, переброски на вертолетах грузов с одного корабля на другой, траления мин и высадки морского десанта. В ВМС США разработан проект, названный «Арапахо», который предусматривает размещение на торговых судах (в первую очередь контейнеровозах) авиационных систем и средств обеспечения, заключенных в модули. Последние изготовлены из стали, имеют габариты стандартных (2,4Х 2,4X6,1 м или 2,4X2,4X12,2 м) грузовых контейнеров (вес последнего с грузом до 37 т), которые используются для международных перевозок. В них можно оборудовать ремонтные мастерские, административные и жилые помещения, склады оружия, топлива и т. п. Из контейнеров-модулей можно сделать ангар для вертолетов (самолетов), покрыв его легкой крышей и установив раздвижные двери на роликах. На палубе современных контейнеровозов достаточно свободного места (нет стрел, кранов, вентиляционных труб, антенн), чтобы смонтировать из стальных решетчатых настилов взлетно-посадочную полосу длиной до 90 м для полетов вертолетов и даже самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой типа «Харриер». Для последних предусматривается, кроме того, установить специальные трамплины, которые, судя по материалам зарубежной прессы, имеют сравнительно небольшой вес (около 40 т). Весь комплект, состоящий из 60—70 контейнеров общим весом 900 т, должен подготавливаться на авиабазе, грузиться на тягачи или железнодорожные платформы (30—35 штук), доставляться в порт и перегружаться портальными кранами на палубу судна. 40-футовый контейнер грузится на борт судна современным портальным краном за 55 с. Контейнеры могут также транспортироваться самолетами С-5А «Гэлекси», С-141 и СИЗО. Как свидетельствует иностранная печать, испытания показали, что обычными портовыми средствами всю систему можно погрузить за 4—5 ч, а затем в море в течение 14 ч смонтировать и подготовить ее к выполнению задач. Американские военные специалисты считают, что даже при размещении вертолетного подразделения на контейнеровозе за 48 ч система «Арапахо» является пока самым быстрым средством развертывания авиационных систем на торговых судах для использования их в море. По данным западной прессы, для установки «Арапахо» на судах торгового флота США более всего подходят большие современные контейнеровозы, например типов SL7 (водоизмещение 51 000 т, скорость свыше 33 уз) и «Лайтнинг» (водоизмещение около 27 000 т, вместимость 1100 контейнеров). Как отмечается в зарубежной печати, предварительные наземные испытания системы «Арапахо» были проведены в сентябре 1982 года на специальной площадке в авиационно-техническом центре ВМС США (Лейкхерст, штат Нью-Джерси). Вертолеты 5Н-ЗН «Си Кинг», СН-46Е «Си Найт» и тяжелый СН-530 «Си Стэльен» (полетный вес 13 т) сделали 92 посадки (из них 31 ночью) на площадку небольших размеров. После испытаний на берегу эта система на тягачах и трейлерах была перевезена в течение двух недель (всего 59 рейсов) в Норфолк для погрузки на контейнеровоз «Экспорт Лидер» валовой вместимостью 18 000 брутто-рег. т. Считается, что в военное время перевозка займет не более 48 ч. Погрузка модулей на корабль с помощью типовых средств без специального инструктажа докеров и использования дополнительного снаряжения длилась 11 ч. В систему входили 18 модулей, заправочная станция и полетная палуба (около 1200 м2). Авиационное топливо (керосин №5) размещалось в стандартных баках емкостью по 19 000 л в кормовой части судна. Два дизель-генератора мощностью по 250 кВт также транспортировались и устанавливались в стандартных контейнерах. Подсистемы обеспечивания включали: противопожарное оборудование, авиационные средства борьбы за живучесть, пусковые агрегаты, устройства заправки и слива топлива, прогревания, системы вентиляции, кондиционирования и освещения. Пресная вода имелась в составе комплекса «Арапахо», забортная для противопожарной системы и резерв пресной воды подавались от корабельных систем. Сборку и проверку работы всех подсистем на корабле выполняла специальная группа авиационно-технического центра ВМС США. С контейнеровоза «Экспорт Лидер» в Чесапикском заливе осуществили испытательные полеты семь вертолетов ВМС и морской пехоты США. В море за 40 ч они совершили 178 посадок днем и 45 ночью. В полетах участвовали вертолеты четырех основных типов: 5Н-ЗН «Си Кинг», СН-46Е «Си Найт», 5Н-2Е «Си Спрайт» системы ЛЭМПС Мк1 и НН-1К «Ирокез» (огневой поддержки). Днем полеты проводились с двух площадок на палубе (каждая размером 20X 30 м) значительно больших, чем на кораблях, ночью — только с одной, которая освещалась и была оснащена устройствами, облегчавшими подход вертолетов с правого и левого бортов. Основными целями испытания системы «Арапахо» были: определение возможности применения современного летательного аппарата в необычных для него условиях судна, отработка техники сборки модулей, транспортировки и погрузки системы на корабль обычными портовыми средствами; проверка безопасности полетов днем и ночью в простых метеоусловиях; отработка вопросов связи и межведомственных отношений при участии в полетах вертолетов союзников по блоку НАТО. На ходу в море проверялись максимально допустимые при выполнении полетов крен судна, перемещение палубы, сила и направление ветра, турбулентность над палубой и т. п. Проверялась также целостность и безопасность хранения авиационного топлива, надежность крепления стандартных контейнеров, прочность найтовов и палубных оттяжек. После испытаний в море комплект системы «Арапахо» был разобран и снят с корабля за 8 ч. По данным зарубежной прессы, в США начат серийный выпуск таких комплектов стоимостью 13—18 млн. долларов каждый. По мнению военных специалистов, они могут быть размещены примерно на 200 контейнеровозах США и других стран НАТО. Пока на них планируется размещать подразделения только резервных вертолетных эскадрилий ВМС. В настоящее время в составе резерва имеется четыре эскадрильи по восемь противолодочных вертолетов 5Н-ЗН «Си Кинг». Кроме того, изучается вопрос об использовании вертолетов гражданских авиационных компаний, которые могут быть мобилизованы в военное время для действий в прибрежных водах и даже на морских коммуникациях. Командование морской пехоты США, подчеркивается в западной прессе, проявляет повышенный интерес к системе. Предусматривается располагать ее на судах, участвующих в десантных операциях, которые не будут поддерживаться авианосной авиацией. ВМС США уже имеют опыт размещения самолетов «Харриер» и вертолетов огневой поддержки на универсальных десантных кораблях типа «Тарава», десантно-вертолетных кораблях-доках — «Кливленд» и десантных вертолетоносцах — «Иводзима». При увеличении количества самолетов «Харриер» сокращается численность морских пехотинцев на борту. Поэтому в десантные соединения предполагается включать суда торгового флота, оборудованные системой «Арапахо», для усиления авиационной поддержки десанта. Проектом «Арапахо» заинтересовалось также руководство ВМС Великобритании, ФРГ, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Чили, Нидерландов. Планируется продавать комплекты системы «Арапахо» странам, не имеющим своих авианесущих кораблей. Американские военные эксперты считают, что с некоторыми изменениями эту систему можно разместить на многих торговых судах с открытой палубой (танкеры и крупные балкеры). Подобное мероприятие, по расчетам специалистов, в незначительной степени снизит их грузоподъемность и вместимость, но зато существенно повысит боеспособность конвоев. По данным иностранной печати, в настоящее время создается контейнерная система, обеспечивающая борьбу с воздушными целями. Она включает полетную палубу со специальным трамплином, самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, вертолеты системы ЛЭМПС МкЗ, ЗРК, 20-мм артиллерийскую систему «Вулкан-Фаланкс», систему постановки пассивных помех, РЛС обнаружения и опознавания воздушных целей и другие средства. Предусматривается проведение летных испытаний вертолетов стран НАТО типов «Линкс», «Уэссекс» (Великобритания) и «Газель» (Франция) с палубы контейнеровозов. По мнению военного руководства НАТО, оборудование торговых судов системой «Арапахо» позволит, не снизив безопасности конвоев, высвободить часть эскортных кораблей от выполнения ими функций кораблей охранения и возложить на них решение других, более важных задач. Полковник запаса М. Павлов Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1988. Последнее обновление 19.09.2010 год |