Морские порты Австралии

 

Австралийский союз — государство в Южном полушарии, расположенное на материке Австралии, о. Тасмания и мелких прибрежных островах. Оно является одним из учредителей и участников агрессивных военно-политических блоков АНЗЮС и АНЗЮК. На его территории расположено около 30 важных американских и английских баз и военных объектов.

В настоящее время Австралия поддерживает регулярное морское сообщение с государствами Европы, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, а также с Японией, Новой Зеландией и островами Тихого океана.

Собственный торговый флот страны сравнительно невелик. В 1981 году в его составе насчитывалось 497 судов общей валовой вместимостью 1642,6 тыс. брутто per. т (30-е место в мире по этому показателю). Среди них преобладали сравнительно небольшие: 415 единиц водоиз мещением от 100 до 1000 т (84 проц. суммарного тоннажа), в том числе 367 (74 проц.) грузоподъемностью до 500 т. Около 50 проц. тоннажа приходилось на сухогрузы. По срокам эксплуатации австралийский торговый флот является довольно молодым: 281 судно (56 проц. общего числа) суммарной валовой вместимостью 1136 тыс. брутто per. т находится в его составе менее десяти лет, а 122 (25 проц.) валовой вместимостью 441 тыс. брутто per. т — от десяти до 20 лет.

Основными экспортными товарами, которые перевозятся преимущественно морским транспортом, являются: продукция сельского хозяйства (40 проц. всего экспорта страны), сырье и топливо (35 проц.), промышленные полуфабрикаты (15) и готовые изделия (7). В импорте преобладают машины и оборудование (42 проц.), а также топливо (9).

Австралия омывается водами Индийского и Тихого океанов (рис. 1). Протяженность береговой линии только континентальной части около 20 тыс. км, что предоставляет благоприятные возможности для создания сети портов.

Для обеспечения морских перевозок на побережье Австралии и о. Тасмания имеется более 60 портов. Общий их грузооборот превышает 200 млн. т. На долю крупных портов, имеющих грузооборот свыше 1 млн. т каждый (их насчитывается более 20, см. таблицу), приходится примерно 190 млн. т обработанных грузов. Семь из них имеют среднегодовой грузооборот более 10 млн. т каждый: Порт-Хедленд (40,8 млн. т), Сидней (31,0), Фримантл (17,3), Мельбурн (17,0), Ньюкасл (17,0), Порт-Кембла (16,7), Гладстон (15,0). Портовое хозяйство Австралнн, по мнению зарубежных специалистов, в целом современное. Многие порты имеют глубоководные причальные сооружения, способные принимать крупные океанские суда. Некоторые из них оборудованы причалами для обслуживания контейнеровозов и транспортов класса «ро-ро». По количеству прошедших через порты контейнеров Австралия занимает шестое место в мире. Наибольшими возможностями в этом виде работ располагают Сидней, Мельбурн, Аделаида, Лонсестон.

Некоторые порты специализируются на обработке определенных видов навалочных (однородных сыпучих) грузов, таких, как различные руды, уголь, пшеница. Но большинство не имеет специализации, и в них одновременно перерабатываются массовые и генеральные (штучные) грузы, контейнеры и нефть. Ниже, по данным зарубежной печати, приводится описание наиболее крупных портов Австралии, имеющих грузооборот свыше 10 млн. т в год.

ПОРТ-ХЕДЛЕНД (штат Западная Австралия) — крупнейший порт страны по переработке навалочных грузов, специализируется на вывозе железной руды. Основные сооружения находятся в безопас-ной гавани. Проход в нее осуществляется по каналу шириной 244 и глубиной 12,8 м.

Имеется шесть причалов, четыре из которых предназначены для погрузки руды. Общая их длина 1,3 км, глубина у стенок от 11,2 до 17,3 м. Рядом с прича лами расположены складские помещения общей площадью более 2,1 тыс. м2.

Погрузочно-разгрузочное оборудование включает два подъемных крана (грузоподъемность 31 и 120 т), 1,5-, 2,5- и 3-т вилочные перегружатели, четыре рудопогрузчика общей производительностью 12 000 т/ч.

Ремонтные возможности порта ограниченные. Для обслуживания заходящих судов используются восемь буксиров.

СИДНЕЙ (штат Новый Южный Уэльс)— один из важнейших портов страны (рис. 2). Расположен на берегу Тасманова моря в заливе Порт-Джэксон. Через него идет экспорт угля, шерсти, зерна, молочных продуктов, мяса, шкур, фруктов и принимаются импортные грузы — машины и запасные части к ним, нефть, какао и другие товары

К основным причальным сооружениям ведут два канала — западный и восточный, имеющие глубины 12,8 и 13,7 м соответственно. Порт располагает широкими причальными возможностями. В нем 12 погрузочных районов, где сгруппировано до 85 причалов. Глубины у стенок колеблются от 2,4 до 13,5 м. Из общего количества причалов три предназначены для погрузки и выгрузки сыпучих грузов : пшеницы (принимаются суда длиной до 225 и шириной 33 м), соды (100Х X 14 м) и угля (200 X 30 м). Восемь причалов принадлежат различным нефтяным компаниям и специализируются на обслуживании танкеров. Они принимают суда длиной 168—259 м, имеющие осадку от 8,5 до 13,4 м. Есть также пять контейнерных терминалов (длина причалов 124—670 м, глубины у стенок 7,9— 12,1 м).

К основному погрузочно-разгрузочному оборудованию относятся плавучие краны (грузоподъемностью 150 и 250 т), четыре контейнерных крана (по 45 т), два 35-т и три портальных 26-т крана, ленточные транспортеры и другая техника.

В порту может производиться ремонт любых судов. Три крупных сухих дока имеют длины соответственно 347, 210 и 145 м. Кроме них, есть ряд более мелких доков и слипы. По мнению зарубежных специалистов, хорошо развита буксирная служба.

ФРИМАНТЛ (рис. 3) — на западном побережье страны (штат Западная Австралия) в устье р. Суон. Предназначен для переработки навалочных и генеральных грузов. В особенно широких масштабах через него вывозятся пшеница и шерсть. Кроме того, здесь обслуживается большое количество пассажиров (свыше 50 тыс. ежегодно).

Акватория порта включает две гавани — внешнюю и внутреннюю (защищена двумя волноломами). В них ведут каналы с минимальными глубинами 11 и 13,7 м.

Во внешней гавани имеются три глубоководные якорные стоянки и девять коммерческих причалов. Два из них (глубины у стенок 11,7 м) предназначены для погрузки и выгрузки стальных изделий, один — для сыпучих грузов, три — для приема танкеров (глубины до 13,4 м). У нефтяных причалов могут одновременно разгружаться три танкера дедвейтом по 70 тыс. т при темпе разгрузки 1000 т/ч. Есть также специализированный причал для погрузки зерна (глубина у стенки 16,8 м). На нем работают четыре погрузчика общей производительностью 5000 т/ч.

Во внутренней гавани насчитывается 20 причалов общей длиной около 4 км с глубинами до 11 м. Причальные сооружения: пассажирский и два контейнерных терминала (общая длина последних 430 м), а также причалы для обработки навалочных грузов (вместимость складских помещений при них достигает 200 тыс. т, темпы погрузки до 1600 т/ч).

Из погрузочно-разгрузочного оборудования имеются следующие краны: плавучий (грузоподъемность 80 т), подъемные (35, 20, 7,5 и 3 т) и передвижные (по 6 т).

Ремонтные возможности порта определяются наличием трех слипов, позволяющих проводить работы на судах дедвейтом до 3000 т. Для обслуживания заходящих судов используются семь буксиров.

МЕЛЬБУРН (штат Виктория) — один из крупнейших портов страны (рис. 4). Расположен на берегу залива Порт-Филипп, в устье р. Ярра. Через него вывозятся пшеница, мука, мясо, шерсть, фрукты, генеральные грузы, а ввозятся — фосфаты, сталь, нефть, машинное оборудование и т. д.

Порт занимает территорию и акваторию площадью 27 км2. Три канала, имеющие глубины в малую воду (период отлива) от 10,4 до 11,2 м, ведут к причальным сооружениям, которые группируются на северном и южном берегах р. Ярра. Всего здесь около 80 причалов и пирсов, из которых 25 — специализированные, в том числе шесть предназначены для обработки контейнеров, 13 приспособлены для обслуживания транспортов класса «ро-ро», три — танкеров длиной до 274 м (глубина у стенки 11,3 м). Порт располагает развитым погрузочно-разгрузочным хозяйством, есть 250-т плавучий кран, два крана грузоподъемностью 25 т, один — 15 т, 25—7,5 т, десять — 6 т, 32 — 3 т, семь кранов для погрузки контейнеров и другое оборудование.

Площадь складских помещений и мест возможного складирования составляет около 150 тыс. м 2. По мнению зарубежных специалистов, порт имеет хорошие возможности по ремонту судов. Здесь находятся три плавучих дока, крупнейший из которых (156 х X 24 м) позволяет ремонтировать суда дедвейтом до 17 тыс. т. Для обслуживания судов используются пять буксиров.

НЬЮКАСЛ (штат Новый Южный Уэльс) — один из важнейших торговых портов страны (рис. о). Расположен на побережье Тасманова моря в устье р. Хантер. Его площадь 3 км2. Основными предметами ввоза являются продукция металлообрабатывающей промышленности, продовольственные товары, текстиль, а вывоза — уголь, шерсть, лес, кожи, масло, зерно. Специализируется он на вывозе угля и зерна.

Вход в порт, защищаемый волноломами, имеет глубину в малую воду 11 м, достаточную для прохода сухогрузных судов водоизмещением до 65 тыс. т и длиной до 240 м.

В порту 80 причалов протяженностью 150—600 м каждый. Большинство из них предназначено для переработки навалочных грузов, в том числе два — для погрузки угля, один — зерна (длина 240 м, глубина у стенки 11,6 м), один — железной руды. Кроме того, имеются контейнерный терминал (глубины у стенки 10,8 м) и причал для обслуживания танкеров (длина 190, глубина 10 м). Погрузочно-разгрузочное оборудование порта включает: четыре зерновых погрузчика общей производительностью 1000 т/ч, три угольных погрузчика (1600 т/ч), два других погрузчика сыпучих грузов (650 т/ч), три мостовых крана (грузоподъемность от 10 до 20 т), контейнерный (26 т) и портальный (30 т) краны. Устанавливается еще один угольный погрузчик производительностью 10 млн. т в год.

Ремонтные возможности порта определяются мощностями плавучего дока (размер 190 х 25 м, грузоподъемность 9 тыс. т) и нескольких слипов. В перспективе предполагается завершить строительство нового плавучего дока грузоподъемностью 15 тыс. т.

ПОРТ-КЕМБЛА (штат Новый Южный Уэльс) — в 75 км южнее Сиднея. Специализируется на вывозе угля, предметов металлообрабатывающей промышленности, а доставляется сюда в основном сырье для местных заводов: железная руда, фосфаты, известняк, нефтепродукты.

Площадь порта 2 км 2. Имеются две гавани: внешняя (глубина 10,7 м) и внут- ренЬяя (13 м). Всего в порту насчитывается 11 причалов, пять из которых расположены во внешней гавани. Три специализируются на обработке железной руды (общая их длина свыше 700 м, глубины у стенок 3,7—15,7 м). Это позволяет принимать суда-рудовозы дедвейтом до 100 тыс. т. Три причала используются для погрузки и разгрузки генеральных грузов (глубины от 3,7 до 11 м), один — нефти и нефтепродуктов (принимает танкеры длиной до 183 м с осадкой 11,6 м), один — угля (длина 215 м, глубина 11,6 м), один предназначен для транспортов класса «ро-ро» (обрабатываются суда длиной до 152 м, осадкой 9,2 м).

Погрузочно-разгрузочное хозяйство включает три 35-т крана, два 20-т, два 16,5-т, два 17-т, четыре 10-т и шесть 7-т, а также некоторое другое оборудование.

Как считают иностранные специалисты, ремонтные возможности порта ограниченные. Ремонтируются только отдельные механизмы. Сухих доков нет. Заходящие суда обслуживают четыре буксира.

ГЛАДСТОН — крупнейший порт в штате Квинсленд расположен на побережье Тихого океана. В него ведет фарватер длиной 10 км, шириной 184 м и глубиной 10,4 м. В период прилива уровень воды повышается на 2,7—4,9 м, что позволяет входить судам с осадкой до 12,8 м.

Порт специализируется на вывозе угля, бокситов, пшеницы. Здесь есть шесть основных причалов с глубинами у стенок от 10 до 12,3 м при малой воде. Два из них предназначены для обработки угля, один — бокситов. На других причалах идет перегрузка пшеницы, нефтепродуктов, каустической соды и других грузов. На нефтяных причалах (основной из них имеет глубину у стенки 10 м) для разгрузки нефти и нефтепродуктов используются трубопроводы диаметром 20 и 30 см.

На причалах нет стационарных кранов. Применяются пять передвижных портальных погрузчиков (производительность каждого по погрузке сыпучих грузов 400—2000 т/ч). Складские помещения позволяют складировать одновременно 2 млн. т угля, бокситов и других навалочных грузов.

Ремонтные возможности порта, судя по данным зарубежной прессы, невелики. В нем расположен один слип грузоподъемностью 100 т. Сухих доков нет. Для обслуживания заходящих судов ис-пользуются четыре буксира.

Наличие в Австралии большого количества портов и их широкие возможности по приему крупнотоннажных судов не только позволяют обслуживать торговые суда, но и обеспечивают потребности военно-морских сил страны.

В настоящее время для базирования военно-морских сил Австралии используются главная военно-морская база в Сиднее, ВМБ Дарвин, Кэрнс, Мельбурн, Кокберн-Саунд (Фримантл), а также четыре пункта базирования (Аделаида, Брисбен, Ньюкасл, Хобарт), расположенные, как правило, в крупных портах или в непосредственной близости от них. Большая протяженность береговой линии, вдоль которой сосредоточено значительное количество небольших портов, гаваней и якорных стоянок, предоставляет широкие возможности по рассредоточенному базированию кораблей всех классов.

Тем не менее австралийское правительство предпринимает активные усилия по модернизации старых и строительству новых объектов для ВМС страны. Так, по сообщениям зарубежной печати, было принято решение о строительстве на западном побережье страны вблизи города и порта Порт-Хедленд новой ВМБ, ассигнованы многие миллионы долларов на модернизацию базы в Кокберн-Саунд, которая периодически используется кораблями ВМС США.

Майор В. Куликов.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №11 1982.

Последнее обновление 02.03.2016 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.