Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Дания

 

Дания

 

Дания — капиталистическое государство в Северо-Западной Европе, участница агрессигного илока НАТО. Оставаясь членом этого блока, она отказалась вместе с тем от размещения яд«рного оружия и иьостранных войск на своей территории а мирное время и заявила о стремлении способствовать разрядке напряженности и сотрудничеству между Востоком и Западом. Однако Дания поддерживает все мероприятия, связанные с подготовкой территории страны к возможному ее использованию объединенными вооруженными силами НАТО в случае развязывания империалистами агрессивной войны против Советского Союза и стран социалистического содружества.

Дания — активный участник европейской торгово-экономической группировки «Общин рынок».

В настоящей статье на основе данных зарубежной печати будут кратко рассмотрены географические условия, население и iосударственнос устройство, природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство, а также некоторые элементы инфраструктуры Дании.

Карта

Географические условия. Дания (см рисунок) юнимает большую часть п-ова Ютландия и о-ва Датского архипелага: Зеландия, Фюн, Лолланн, Фальстер, Мён. Ей также принадлежат о-ва Борнхольм (в Балтийском море), Северо-Фризские (в Северном море), Фарерские (в Атлантическом океане) и крупнейший остров мира Гренландия (2,17 млн. км2). Площадь собственно Дании с о. Борнхольм достигает 43 тыс. кмл длина береговой линии около 730U км, из них 37U0 км приходится на Ютландский п-ов. Длина сухопутной границы (с ФРГ) — 68 км. Датские берега омываются Северным морем, пролигами Скагеррак, Каттегат, Эресунн, Большой и Малый Белы.

Западное и северо-западное побережья Ютландии из-за мелководности неудобны для судоходства. Восточное побережье Ютландии и берега Датских проливов сильно расчленены, местами обрывисты, имеют много заливов и бухт, образующих хорошие естественные гавани.

Дания преичущественно равнинная страна с холмистым рельефом на севере и востоке. Почвы на западе в основном подзолистые, на востоке — бурые лесные. Леса занимают около 10 проц. территории.

Климат умеренный, морской, с мягкой неустойчивой зимой и прохладным летом. Средняя температура февраля 0°С, а июля +15 С. Среднегодовое количество осадков 600 мм на востоке и 750 - 800 мм на западе. Страна изобилует короткими, непригодными для судоходства реками, а также озерами и болотами. Наиболее значительные реки: Гудено (158 км) и Сусо (82 км). Главные озерные районы: восточная часть п-ова Ютландия (озера Моссё, Юльсё и другие) и северная часть о. Зепандия (озера Арресё, Эсручсё, Фуресё).

Оценивая военно-географическое положение Дании, западные военные специалисты считают его стратегически выгодным и удобным прежде всего в качестве плацдарма для размещения военно-воздушных и военно-морских сил блока. Они подчеркивают, что Дання, располагаясь на стыке Северо-Европейского и Центрально-Европейского ТВД, а также на морских путях, ведущих из Балтийского моря в Атлантику, является важнейшим связующим звеном основных группировок сухопутных и морских сил блока, находящихся в Европе и на Атлантике.

Население и государственный строй. Численность населения стряны по состоянию на 1 января 1975 года достигала 5054 тыс. человек, ежегодный прирост его за последнее десятилетие составляет 30—35 тыс. Национальный состав однороден — 99 проц. датчан.

На юге страны проживают немцы (примерно 40 тыс. человек), шведы (10 тыс.), финны. Плотность населения — 118 человек на 1 кч2 (самая высокая в Северной Европе), а на о. Зеландия она достигает 250 человек. Свыше 2/3 населения Дании проживает в городах, в том числе в Большом Копенгагене 26 проц. (1,3 млн человек, включая пригороды Фредериксборг, Гентофте и другие). К крупныч населенным пунктам относятся такжн города Орхус (245 тыс. жителей), Оденсе (167 тыс.), Ольборг (151 тыс.).

Число безработных, достигшее в январе — феврале 1976 года 150 тыс. человек, не уменьшается, а с завершением летних сезонных работ, как ожидается, значительно возрастет.

Государственный строй. Дания — конституционная монархия. Согласно ныне действующей конституции (принята в 1953 году) главой государства является король (королева, с 1972 года королева Маргрете II), осуществляющий верховную власть через правительство. Законодательная влагть принадлежит королю (королеве) и фолькетингу (парламенту). Король является также верховным главнокомандующим вооруженными силами и главой официальной государственной церкви (лютеранской). Для обсуждения важнейших законопроектов и мероприятий правительства созывается государственный совет — собрание всех членов правительства в присутствии кориля (королевы) и наследника престола.

Высшая законодательная власть принадлежит однопалатному фолькетингу, постановления которого за подписью короля приобретают силу закона. Фолькетинг избирается населением сроком на четыре года, в его составе 179 членов.

В адчинистратиеном отношении вся страна разделена на 14 амтов (губерний), возглавляемых амтманами, назначаемыми королем. В городах избираются городские советы во главе с бургомистром, а в сельских коммунах — советы во главе с выборным председателем.

Политичесиие партии. Коммунистическая партия Дапии выступает за демократические права трудящихся, за выход страны из НАТО (семь мандатов в Фолькетинге); социал-демократическая (170 тыс. членов, 53 мандата) объединяет преимущественно рабочих, служащих и мелкобуржуазную интеллигенцию; Венстре либеральная (113 тыс. членов, 42 мандата) отражает интересы крупных и средних землевладельцев, а также части промышленной буржуазии; Партия прогресса (23 чандага) объединяет главным образом консервативные круги мелкой городской буржуазии; Радикальная Венстре (25 тыс. членов, 13 мандатов); Консервативная народная партия (92 тыс. членов, десять мандатов) выражает интересы крупной буржуазии и помещиков; социалистическая народная партия (7 тыс, членов, девять мандатов) объединяет часть рабочих, служащих и интеллигенции. Демократы центра (четыре мандата); Левые социалисты (четыре мандата) и другие.

Отраслевые профсоюзы (56 профсоюзов) объединены в Центральное объединение профсоюзов Дании, насчитывающее свыше 900 тыс. членов. Именно это объединение рабочих профсоюзов является политической опорой датских социал-демократов. Их опорой среди молодежи служит Вседатский совет молодежи (около 500 тыс. человек), объединяющий свыше 35 различных политических, религиозных, культурных и дру­гих молодежных организаций страны.

Природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство. Дания — индустриально-аграрная страна. По размерам валового национального продукта на душу населения она занимает пятое-шестие место среди капиталистических государств. В экономико-географическом отношении выделяют пять основных районов: о Зеландия — главный индустриально-аграрный район (около 1/5 общей площади страны), где сосредоточено свыше 2/5 населения и около 1/2 промышленного производства, в том числе вся металлургия и около 3/5 металлообработки и машиностроения; Восточная Ютландия и о. Фюн — второй по экономическому значению район страны. Западная Ютландия и о-ва Лолланн, Фальстер и Мён — основные аграрные районы: Фарерские о-ва — район рыболовства и рыбообрабатывающей промышленности, Гренландия — район рыболовства и добычи криолита (район Ивигтут).

Дания бедна полезными ископаемыми. В ограниченных размерах имеется бурый уголь, каменная соль, каолин, торф. С морского дна близ западного побережья добывается нефть (100—135 тыс. т в год). В Гренландии найдены уран, нефть, молибден, серебро хромиты

Потребность в топливе покрывается преимущественно за счет импорта нефти и нефтепродуктов. Годовая мощность нефтеперерабатывающих заводов (в городах Калундборг, Фредерисия) достигает 10 — 12 млн. т. Производство электроэнергии осуществляется главным образом на ТЭС. Крупнейшая из них мощностью 500 МВт находится в Аснесверхет, близ Калундбор1а. На р. Гудено сооружена ГЭС.

Ведущее место в промышленности принадлежит машиностроению. По масштабам производства в группе отраслей машиностроения и металлообработки выделяется судостроение, в точ числе военное. Экспорт судов в 1970 году составил 487 тыс. per т (4,8 проц. мирового экспорта, в 1960 году 153 тыс. per. т). Крупнейшие судостроительные верфи находятся в Копенгагене, Оденсе, Хельсингёре и Иаксковя.

Дания может производить военные корабли и легкое вооружение. Развито электромашиностроение и приборостроение, производство оборудования для мясо-молочной промышленности, счетных и копировальных машин. Химическая прочынпенность специализируется на производстве фосфатных (Копенгаген) и азотных (Грено) удобрении, синтетических смол, пластмасс, парфюмерных и фармацевтических товаров.

Сельское хозяйство отличается высокой стргрнью продуктивности, механизации и химизации. Парк тракторов в 1974 году насчитывал 179 тыс. зерновых комбайнов — 45 тыс. Доля животноводства в общей товарной продукции сельского хозяйства составляет около 90 проц.

По производству молока, масла и мяса на душу населения Дания занимает второе место среди капиталистических стран мира после Новой Зеландии.

Коммуникации и средства связи. Автомобильные дороги подразделяются на государственные, губернские, коммунальные и частные. Общая протяженность автодорожной сети достигает 65 тыс. км, из них 11 тыс. км с твердым покрытием, обеспечивающим движение транспорта с давлением на ось 8 — 9 т. В автомобильном парке страны по состоянию на 1974 год насчитывалось 1490 тыс. автомобилей, из которых 1205 тыс. легковых.

По перспективному плану развития автодорожной сети на 1970 - 1985 годы предпологается построить 1000 км автомагистралей и 3000 км дорог первого класса.

В соответствии с этим планом уже сооружены объездные пути вокруг городов Копенгаген, Оденсе и Ольборг, построены автомобильный тоннель под заливом Лим-фьорд и один из крупнейших мостов в Европе через пролив Малый Бельт, связавший п-ов Ютландия с 0. Фюн.

По оценке зарубежных военных специалистов, основными дорожными направлениями, имеющими важное значение, служат магистрали: Фленсбург (ФРГ) — Вайле — Ольборг — Фредериксхафн — Скаген (протяженностью более 400 км); Эсбьерг — Кольдинг — Оденсе — Нюборг, соединяющая западное побережье Ютландии с восточным побережьем о. Фюн; Гесер—Вирдинборг—Кёге—Копенгаген общей протяженностью 150 км; Копенгаген — Рингстед — К^рсёр (соединяет ьосточное и западное побережья Зеландии). П-ов Ютландия и о-ва Датского архипелага связаны между со­бой железнодорожным паромным сообщением. Общая протяженность паромных линий достигает 208 км. Отдельные острова соединены мостами или дамбами.

Железнодорожная сеть Дании, как и в ряде других европейских государств, имеет тенденцию к свертыванию. Так, в 1955 году ее протяженность достигала 4575 км, в настоящее время длина государственных дорог 2000 км и частных 494 км.

По состоянию на 1974 год в транспортном парке государственных железных дорог имелось 15 паровозов, 373 тепловоза, 382 автомотрисы и моторных вагона, 10,2 тыс. грузовых вагонов общей грузоподъемностью около 250 тыс. т и 1150 пассажирских вагонов на 100 тыс. посадочных мест.

В сети железных дорог датские военные специалисты важное значение придают маршрутам Копенгаген — Оденсе — Эсбьерг (314 км); ФредерИксхавн — Райнере— Коллинг — Фленсбург (ФРГ); Виборг — Хернинг — Гристер — Тённер и Тюборен — Эсбьерг. К основным железнодорожным узлам страны относятся. Кипенгаген, Нюкё- биш, Одснсе, Ольборг, Орхус, Фредерисия, Кольдинг. Характерной особенностью железнодорожной сети Дании считартпя наличие крупных морских железнодорожных межостровных паромных переправ, наиболее важные из которых Зеландия — Ютландия (порты Кадуиборг, Орхус), Зеландия — Фюн (Корсёр, Нюборг); Фюн — Альс (Фоборг, Момуарк). Железнодорожными паромными переправами Данил связана также со Швецией (Копенгаген — Мальмё; Фредериксхавн — Гётеборг), ФРГ (Нюкёбинг — Путтгарден (о. Фемарн) и с ГДР (Гесер—Варнемюнде). Несмотря на довольно густую сеть аотомобильных и железных дорог, в грузовых перевозках страны ведущая роль принадлежит мирскому транспорту. Он обеспечивает свыше половины внутренних и 4/5 внешнеторговых перевозок. По данным датской пррссы, в морском флоте страны к началу 1976 года насчитывалось 3017 судов общим водоизмещением 4,7 млн. т, из них 1098 торговых судов водоизмещением 4,3 млн. т. Из общего грузооборота морских портов Дании 1/5 приходится на Копенгаген.

Ежегодно возрастают воздушные перевозки.

Дания вместе с Норвегией и Швецией — совладелец Скандинавской авиакомпании («САС»), которая обслуживает международные линии. Копенгаген (аэродром Каструп) - один из центров международных авиасообщений. Крупными авиапортами являются также Тирструп, Ольборг, Оденсе, Эсбьерг и Рённе (о. Борнхольм).

Мощные радиостанции расположены в городах Копенгаген, Калундборг, Теннер, Эсбьерг, Скипе, Ольборг, Скамблебак. Всего в стране насчитывается около 2 млн. телефонных аппаратов, свыше 1,5 млн. радио­приемников и примерно столько же телевизоров.

Командные пункты, аэродромная сеть, военно-морские базы и трубопроводы. В соответствии с планами инфраструктуры НАТО и национальными программами Дания, начиная с 50-х годов, вкладывает крупные средства в создание сигтемы командных пунктов и узлов связи, строительство новых и совершенствование имеющихся аэродромов, военно-морских баз и портов, трубопроводов, навигационных и радиоэлектронных систем, учебных полей и полигонов, а также складов различного назначения. На указанные мероприятия ежегодно расходуется свыше 70 млн. крон по национальной программе и до 90 млн. крон по протри.че инфраструктуры НАТО, из которых около 75 млн. крон составляет взнос Дании. Доля участия Дании в финансировании программ инфраструктуры НАТО, как сообщает иностранная печать, непрерывно возрастает. Так, если в 1951 —1957 годах она составляла 2,7 проц., в 1965—19о9 годах — 3 проц., то в 1970—1971 годах — 3,5 проц.

К настоящему врсмрни на территории страны развернута широкая сеть объединенных и национальных штабов, в том числе штабы командований объединенных вооруженных сил и объединенных ВВС НАТО в зоне Балтийских проливов (Каруп, п-ов Ютландия); штаб объединенных сухопутных войск НАТО на о. Зеландия (Копенгаген); три штаба видов вооруженных сил; два штаба военных командований (Западного и Восточного, соответственно в Орхусе и Копенгагене); сеть штабов военных округов; свыше 30 штабов боевых и учебно-мобилизационных частей и подразделений сухопутных войск; Штаб тактического авиационного командования ВВС (Каруп); штаб оперативного Командования (оперативных сил) флота (Орхус); пять штабов военно-морских районов — 3унд (штаб в Стелен), Большой Бельт (Корсёр), Каттегат (Фредериксхавн), Лайгрланн (штаб в Лангеланн) и Борнхольм (штаб в Рённе). Для бoльшинcтвa указанных центральных, окружных и местных штабов, как отмечалось в зарубежной печати, оборудоьаны полевые пункты управления, используемые в ходе командно-штабных учений и учений войск.

Боевая авиация ВВС базируется на аэродромах Каруп, Ольборг, Скрюдструп, Ворлёее. С целью рассредоточения апиации в угрожаемый период и увеличения оперативной ёмкости аэродромной сети по программе инфраструктуры НАТО на датской территории была создана сеть запасных аэродромов. В последние годы была развернута и модернизирована система управления силами и средствами ПВО НАТО «Пейдж».

Нa датским побережье имеются три военно-морские базы (Копенгаген, Фредериксхавн, Корсёр), два пункта базирования флота и значительной количество погрузочно иых пунктов,

На Ютландском п-ове построена так называемая Ютландская трубопроводная система НАТО, соединяющая пункты выгрузки горючего с некоторыми военно-воздушными и военно-морскими базами. Главная магистраль этой системы идет от разгрузочного пункта в районе ВМБ Фредериксхавн и далее через весь Ютландский п-ов до аэродрома Эггебек (ФРГ) Магистральный трубопровод соединен также трассой Ван-дель—Эсбьерг с пунктом выгрузки горючего на восточном побережье Ютландского п-ва в районе бухты Эбельтофт и с портом выгрузки ГСМ на его западном побережье. От магистрального трубопровода отходят ответвления для подачи горючего к аэродромам Каруп, Вандель, Ольборг, Тиргтруп и Лек (ФРГ). На главной магистрали построено несколько военных складов ГСМ. Нa трассе уложены трубы диаметром 152 мм (в районах выгрузки горючего 305 мм). Пропускная способность системы трубопроводов, по оценке иностранных специалистов, составляет 2000 - 2700 м3 горючего в сутки.

Как отмечается в зарубежной печати, основная задача датских вооруженных сил в случае войны состоит в том, чтобы обеспечить прикрытие левого фланга НАТО и в тесном взаимодействии с западногерманскими военно-морскими силами блокировать зону балтийских проливов и обеспечить противодесантную оборону побережья Дании до прибытия войск других стран НАTO Блокирование зоны Балтийских проливов и оборону островов планируется осуществлять путем активных совместных действий ВМС Дании и ФРГ по уничтожению флота противника в Балтийском море. В случае необходимости для этой цели предполагается использовать также часть сил группировки ВМС НАТО В Северном Море. С целью эффективного проведения блокады проливной зоны предусматривается заблаговременная постановка мин на десантно-доступных учас­стках датского побережья. Противодесантная оборона Ютландского п-ова и о-вов Датс­ского архипелага возлагается непосредственно на сухопутные войска Дании. Эту задачу будут выполнять также ВВС Дании, морская авиация ФРГ и ее тактическая авиация. базирующаяся на аэродромы земли Шлезвиг-Гольштейн. Западноевропейские военные обозреватели при оценке возможностей НАТО в окахании помощи Дании наземными силами обычно указнают, что, кроме западногерманских соединений, она будет усилена части английской и канадской морской пехоты.

Полковник запаса И. Афанасьев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1976.

Последнее обновление 13.10.2017 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru