Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Гражданская оборона Швейцарии

 

Гражданская оборона Швейцарии

 

Современная система гражданской обороны Швейцарии как комплекс мероприятий по защите населения, экономики и административно - политической структуры государства в условиях возможного применения оружия массового поражения начала создаваться в 60-е годы. Ее строительство и развитие осуществляются в соответствии с федеральным законом о гражданской обороне от 1963 года и дополнениями к нему, разработанными в пос-ледующие годы, а также согласно правительственному документу «Концепции гражданской обороны-71».

Следуя принципам принятой в стране доктрины «всеобщей обороны» (при сохранении политики нейтралитета), военно-политическое руководство Швейцарии исходит из того, что гражданская оборона призвана выполнять следующие функции: в случае военных действий или иного общенационального бедствия обеспечить выживание возможно большего количества населения и тем самым создать необходимые предпосылки для восстановления развития и дальнейшего существования швейцарского народа; в условиях мирного времени при содействии других государств и частных служб должна оказывать действенную помощь населению при стихийных бедствиях, производственных авариях и катастрофах, участвовать в ликвидации их последствий; затруднять противнику осуществление шантажа и тем самым повышать способность страны проводить самостоятельную и независимую внешнюю политику; обеспечить подготовку профессиональных кадров и населения для действий в экстремальных условиях в мирное и военное время. По оценкам большинства западных специалистов, Гражданская оборона Швейцарии по уровню своего развития находится на первом месте в мире.

Организационная структура и органы управления. Строительство и организация гражданской обороны в Швейцарии ведутся на трех уровнях: федеральном, кантональном и общинном.

На федеральном уровне общее руководство и ответственность за состояние системы ГО возложены на департамент юстиции и полиции, а непосредственное осуществляет директор федерального управления гражданской обороны, являющегося одним из подразделений этого департамента. Данное управление состоит из административной и юридической служб, трех вице-дирекций, отделов, секций и подсекций. Общая численность личного состава в мирное время около 250 человек.

На кантональном уровне функционируют управления гражданской обороны кантонов, которые подчинены федеральному управлению ГО. Управления отвечают за координацию практической деятельности различных кантональных органов и служб по выполнению ими задач гражданской обороны, а также за организацию и оснащение формирований ГО на подведомственных территориях. Численность личного состава такого управления зависит от размера его территории, количества постоянно проживающего населения, наличия и важности военных, промышленных и хозяйственных объектов, Его состав определяется кантональным правительством и в условиях мирного времени обычно не превышает 20 человек (без вспомогательного персонала — связистов, делопроизводителей, машинисток и т. п.).

Общинные структуры органов ГО (штабы, службы, формирования) создаются по решению кантональных управлений в общинах с населением свыше 1000 человек. В общинах с меньшим числом жителей могут быть образованы объединенный штаб и службы на две — четыре сопредельные общины. В малонаселенных общинах организуются лишь штаб и система общественных убежищ. Как сообщается в западной прессе, службы гражданской обороны есть более чем в 1300 общинах (всего их в стране 3050).

Штаб ГО общины, как правило, включает руководство (начальник штаба, его заместители), начальников служб и вспомогательный персонал (делопроизводители, машинистки, посыльные и т. д.). Его состав зависит от численности населения общины, размеров территории, наличия важных хозяйственных объектов. В крупных общинах в штабе может насчитываться 15 — 20 человек. На штаб возлагаются функции по организации, подготовке и проведению всех мероприятий гражданской обороны среди населения, контролю за выполнением указаний федеральных и кантональных органов по вопросам ГО на предприятиях и учреждениях, находящихся на территории общины.

Крупные города делятся на районы гражданской обороны, районы — на секторы, секторы — на кварталы, кварталы — на блоки. Так, г. Женева (без пригородов) разделен на восемь секторов, 38 кварталов, 238 блоков. Штабы ГО в районах и секторах насчитывают 12 — 15 человек, в кварталах — шесть, в блоках — четыре человека.

Для обеспечения оперативного руководства мероприятиями гражданской обороны в стране построено 1110 защищенных пунктов управления и узлов связи.

Выживание населения. Программа выживания на-селения в системе гражданской обороны Швейцарии базируется на концепции правительства страны — «каждому швейцарцу место в убежище», что находит практическую реализацию в массовом строительстве общественных защитных сооружений. В настоящее время, как сообщается в иностранной печати, актуальной проблемой является не увеличение количества защитных сооружений, а их равномерное распределение по территории страны с учетом плотности населения.

Основу программы выживания населения составляет долгосрочный правительственный документ «Концепции гражданской обороны-71», в соответствии с которым к началу 90-х годов каждый житель должен был быть обеспечен местом в общественном убежище (нормативные данные — 1 м2 площади и 2,5 м3 пространства на человека), выдерживающем воздействие ударной волны с максимальным избыточным давлением 1 кг/см2 и более. Однако во второй половине 80-х годов темп ввода в строй убежищ несколько снизился и обеспеченность населения страны местами в убежищах составляет 85 проц, (около 83 проц. из них оборудованы фильтровентиляционными установками).

Помимо общественных, в стране создается значительное количество частных убежищ, строительство которых стимулируется покрытием основной части расходов (до 80 проц.) за счет федеральных и кантональных средств. Частные убежища, так же как и общественные, рассчитываются на воздействие ударной волны с избыточным давлением 1 кг/см2. Их число в общегосударственный фонд не включается и при расчетах по укрытию населения не учитывается.

Эвакуация как один из способов выживания населения в системе гражданской обороны Швейцарии развития не получила. Незначительные размеры территории страны и преимущественно горный характер местности практически полностью исключают возможность проведения массовой эвакуации горожан. Планами предусматривается лишь рассредоточение жи-елей наиболее крупных городов в пригородные зоны и близлежащие сельские районы с размещением их там в общественных укрытиях. Предусматривается лишь «вертикальная» эвакуация, то есть укрытие всего населения в убежащах, что в условиях Швейцарии считается наиболее эффективным способом обеспечения выживания.

Реальность планов рассредоточения жителей городов и быстрого занятия гражданами страны убежищ систематически проверяется в ходе учений гражданской обороны. Основная цель таких проверок — довести сроки проведения этих мероприятий до оптимальных размеров (не более 30 мин), что, по взглядам руководства страны, обеспечит выживание до 80 проц. населения в случае применения оружия массового поражения.

Силы и средства гражданской обороны. Как сообщается в западной прессе, в органах и формированиях ГО Швейцарии насчитывается свыше 520 тыс. человек (большая часть сосредоточена в общинах), из которых около 400 тыс. прошли специальную подготовку. Состав и численность общинных служб гражданской обороны зависят от числа жителей общин. При численности населения немногим более 1000 человек создаются следующие формирования: оповещения (20 человек), противопожарное (40), медико-санитарное (30), защиты от оружия массового поражения (25), оказания по-мощи пострадавшим (30). В наиболее крупных общинах по решению местных властей могут образовываться и другие службы: информация населения, общественных сооружений, ремонтно - восстановительная и т. д. Техника и снаряжение общинных служб и формирований обычно законсервированы и хранятся на складах при гаражах и мастерских, с владельцами которых властями общин заключаются договоры на их хранение и содержание.

На кантональном уровне предусматривается в каждом кантоне иметь один саперно-пожарный батальон, находящийся в непосредственном подчинении управления гражданской обороны кантона. Такие батальоны есть в шести кантонах и дислоцируются в городах Цюрих, Базель, Женева, Берн, Лозанна и Люцерн.

В условиях мирного времени саперно-пожарный батальон включает кадровую роту (12—15 офицеров, 130—150 сержантов и рядовых) и четыре роты добровольцев (по 80 человек). Кадровая рота находится в постоянной 15-минутной готовности: личный состав ее дежурных подразделений размещается в казарме, транспортные и специальные средства заправлены топливом, водой и т. д. В угрожаемый период состав кадровой роты удваивается, а общая численность личного состава батальона доводится до 600 человек. В каждом батальоне около 75 специальных и транспортных машин.

Для усиления сил гражданской обороны кантонов, наиболее пострадавших от воздействия противника или стихийных бедствий, могут привлекаться три инженерных полка, находящихся в распоряжении федерального военного департамента, и выделяться до 45 тыс. автомобилей.

Система оповещения. Задача оповещения военного сектора страны и населения об угрозе воздушного нападения, а также о состоянии дорожной сети и гидросооружений, опасности затопления и радиоактивного заражения местности возложена на федеральную службу оповещения войск.

Данные об угрозе воздушного нападения поступают в федеральную службу оповещения с постов наблюдения и оповещения ПВО, а о радиационной опасности — от рассредоточенных по территории страны автоматических станций (постов) радиационной разведки, с которых при превышении допустимых уровней радиации начинают подаваться радио-, звуковые и световые сигналы.

Основным средством доведения сигналов тревоги до населения являются стационарные электросирены различной мощности (свыше 5 тыс. единиц), а также радио, телевидение и телефон. Включение сирен производится местными штабами гражданской обороны, в том числе и дистанционно. Население страны ознакомлено с сигналами тревог об угрозе или реальном воздушном нападении, химической и радиационной опасности, стихийном бедствии или производственной катастрофе.

В 1987 году согласно директиве федерального правительства начали проводиться мероприятия по расширению возможностей оповещения граждан страны. Суть их состоит в том, что наряду со стационарными сиренами предусматривается использовать подвижные (на автомобилях) и телефоны, что особенно важно для сельской местности. Директивой определены нормативы размещения сирен. Там, оповещение в населенных пунктах с числом жителей от 200 до 1200 человек обеспечивается одной сиреной, от 1400 до 2700 — двумя (мощность 4 кВт или 11 кВт). Радиусы слышимости сирен мощностью 4 кВт в условиях обычной застройки 500 м, в условиях высотно-городской — 250 м, сирен мощностью 11 кВт соответственно 1200 м и 600 м. Радиус слышимости подвижной сирены 130 м, ее электропитание осуще-ствляется от бортовой сети напряжением 12 В, рекомендуемая скорость движения установки не более 10 км/ч. Жители отдельных домов и деревень, расположенных в труднодоступных районах страны, оповещаются по телефону.

Согласно «Инструкции федерального управления ГО о проведении регулярных проверок по тревоге», на территории всей страны не реже 2 раз в год (как правило, в начале февраля и сентября) устраиваются контрольные проверки системы оповещения. Время включения 13.30, повторное включение (в случае необходимости) 14.00.

Комплектование и подготовка кадров ГО. В соответствии с законом о прохождении воинской службы в систему гражданской обороны призываются граждане Швейцарии мужского пола в возрасте от 20 до 60 дет, кроме лиц, подлежащих призыву в вооруженные силы или же состоящих на службе в полиции и правительственных (федеральных и кантональных) органах и учреждениях, а также руководящего состава крупных предприятий к служителей религиозных культов. В военных условиях контингент привлекаемых к службе в ГО будет увеличен за счет расширения возрастного диапазона (от 16 до 65 лет).

Службу в гражданской обороне на добровольных началах могут проходить и женщины, достигшие 16 лет. С ними заключаются контракты сроком на пять лет, которые в дальнейшем могут продлеваться. Всего в органах и формированиях ГО Швейцарии насчитывается свыше 15 тыс. женщин. При желании в местные формирования ГО в качестве рядовых могут быть зачислены и иностранные граждане. Однако назначение их на любые командные должности запрещается.

В целях стимулирования службы в системе гражданской обороны правительство Швейцарии утвердило ряд льгот. Так, лицам, проходящим службу в ГО, компенсируются потери до. ходов по постоянному месту работы, предоставляются бесплатные проезд на транспорте, обмундирование, питание, на 50 проц. сокращается военный налог.

В мирное время в случае возникновения чрезвычайной обстановки федеральный совет и кантональные правительства могут объявлять частичную мобилизацию для доукомплектования органов и формирований гражданской обороны, предназначенных для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

Система подготовки кадров гражданской обороны предусматривает обучение в основном четырех категорий служащих: руководящего состава, инструкторов, среднего и младшего командного, а также рядового состава формирований ГО. Руководящий состав, а также инструкторы для федерального и кантональных звеньев органов ГО обучаются на курсах, периодически организуемых федеральным управлением гражданской обороны. В качестве преподавателей на них приглашаются высококвалифицированные военные и гражданские специалисты. Продолжительность обучения 12 сут. Программа подготовки личного состава кантональных саперно-пожарных батальонов рассчитана на шесть месяцев (25 недель по 40 учебных часов). В течение последующей службы личный состав батальонов еженедельно практикуется по 4 ч в пожаротушении, ведении спасательных работ и т. д.

Личный состав местных (общинных) формирований обучается дифференцированно: пожарных подразделений по 80-часовой программе, медико-санитарных по 40-часовой. В дальнейшем личный состав всех местных формирований привлекается ежегодно на переподготовку (четыре занятия по 4 ч).

Все вновь зачисляемые в систему ГО обязаны пройти вводный курс обучения (12 ч). Такие курсы организуются при кантональных и общинных центрах гражданской обороны. Всего в системе функционируют 58 центров подготовки специалистов (шесть в стадии строительства).

Уровень подготовленности органов и формирований гражданской обороны определяется на учениях, которые, как правило, про-водятся не реже 3 раз в год, преимущественно в крупных городах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий. Личным составом отрабатываются такие вопросы, как борьба е пожарами, ведение спасательных и неотложных ремонтно-восстановительных работ, оказание первой медицинской помощи, эвакуация населения из опасных зон, быстрое занятие убежищ и т. п.

Медицинское обеспечение в условиях чрезвычайной обстановки предусматривается возложить на единую медико-санитарную службу. Она будет оказывать помощь пострадавшим военнослужащим и гражданским лицам. В мирное время заблаговременно создается сеть медицинских учреждений. В стране насчитывается 117 защищенных госпиталей с операционными отделениями и госпиталей-лазаретов, 310 подземных медицинских пунктов, 820 медико-санитарных постов, расположенных главным образом при крупных противоатомных убежищах. Общая численность больничных коек достигла 92,6 тыс.

Госпитали с операционными отделениями являются базовыми медицинскими учреждениями военного времени; они оснащены оборудованием, позволяющим проводить операции любой сложности. Около 20 госпиталей имеют оборудованные в противоатомном отношении операционные и палаты. Госпитали-лазареты рассчитаны на оказание медицинской помощи раненым, проведение несложных операций. Емкость их различна — от десятков до нескольких сот коек. Для автономности действий они они имеют запасы медицинского имущества и продовольствия на две — восемь недель работы.

Подземный медицинский пункт рассчитан на разме-щение 45 человек (в том числе девять человек медицинского и обслуживающего персонала), 20-суточного запаса продовольствия, воды, медикаментов, топлива, обеспечивающих его функционирование в условиях полной изоляции.

Средства медико-санитарных постов при убежищах могут оказывать только первую медицинскую помощь и осуществлять юофилактическую обработку. В веецнее время под дополнительные медицинские учреждения планируется занимать здания общественного назначения; гостиницы, пансионаты, школы и т. п.

Планами совершенствования медико-санитарной службы к 2000 году намечается оборудовать 194 защищенных госпиталя (48 тыс. больничных коек), 439 подземных медицинских пунктов (55 тыс.) и 1514 медико-санитарных постов (47 тыс.). К 2010 году в Швейцарии предусматривается иметь на каждые 38 тыс. жителей один госпиталь, два медицинских пункта, восемь медико-санитарных постов.

Гражданская оборона на промышленных предприятиях и в учреждениях в соответствии с федеральным законом организуется при количестве работающих более 50 человек. Численность штаба гражданской обороны предприятия (учреждения) колеблется от 5 до 11 человек, а количество личного состава формирований зависит от числа работающих: до 100 человек — 20 проц. персонала, до 200 — 16, до 500 — 12, до 750 — 10, до 1000 — 9, до 2000 — 6,5, 3000 и более — 5 проц. персонала. Все основные службы ГО создаются на предприятиях с числом работающих не менее 300 человек, они уже имеются более чем на 2 тыс. предприятий. Руководство и контроль за их развитием возложены на соответствующие федеральные министерства и ведомства.

Материально - техническое обеспечение. Гражданская оборона Швейцарии располагает 32 собственными крупными складами и, кроме того, в ее распоряжение выделены 40 отдельных хранилищ на федеральных и кантональных складах для хранения имущества, необходимого для оснащения органов и формирований по штатам военного времени. Запасы имущества и средств на складах своевременно пополняются и обновляются.

На средства общин образовано свыше 350 хранилищ для складирования имущества местной гражданской обороны. Это имущество используется при решении реальных задач местными формированиями и для отработки учебно-практических мероприятий. Всего на территории страны имеется около 600 складов материально-технического снабжения. Расходы на гражданскую оборону находятся на уровне 580 млн. франков: федеральные ассигнования составляют 190 млн., расходы кантонов и общин — 280 млн., владельцев частных домов и объектов — 110 млн. По уровню ежегодных расходов на гражданскую оборону в расчете на душу населения Швейцария значительно опережает ведущие мировые державы.

В настоящее время федеральное управление гражданской обороны разрабатывает положения нового документа — «Концепции гражданской обороны-95», который предусматривает уточнение задач ГО и приведение структуры органов управления и подразделений в соответствие с современными требованиями.

Полковник В. Емельянов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №6 1992.

Последнее обновление 06.01.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com