Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Республика Исландия

 

Республика Исландия
(География. Государственное устройство. Инфраструктура)

 

Республика Исландия вследствие своего исключительно выгодного географического положения на Атлантике (на морских и воздушных путях между Америкой и Европой) занимает важное место в военно-стратегических планах США и НАТО. Ее территория включена в зону стратегического командования блока на Атлантике.

Исландия рассматривается в качестве удобного плацдарма для подготовки и проведения боевых операции против стран социалистического содружества. Страна не имеет собственных вооруженных сил. Однако на ее терртории созданы военная база США и другие обьекты, а также размещены американские войска. По сведениям иностранной печати, на складах американской базы в Кефлавике хранится атомное оружие.

Географические условия. Исландия расположена па одноименном острове в северной части Атлантическою океана (рис. 1) Вместе с небольшими прибрежными островами площадь страны составляет 103 тыс. км2. Протяженписть острова с севера на юг около -300 км, с запада на восток 500 км. Северное побережье Исландии омывается Гренландским морем, южное и западное — Атлантическим океаном, восточный берег — водами Норвежского моря. Остров отстоит от Североамериканского континента (п-ов Лабрадор) на 1750 км, от Скандинавского п-ова (Норвегия) на 970 км, от Великобритании — свыше 800 км.

Исландия — гористая страна: около 60 проц. ее территории расположено па высоте более 100 м над уровшм моря. Значительная часть страны покрыта парами вулканического происхождения, некоторые из них достигают высоты 2000 м. Высшая точка — вулкан Хваинадальсхнукур (2119 м) на юго-востоке острова.

Свыше 11 проц. территории страны покрыто ледниками, крупнейшие из которых находятся в ее центральной и южной частях. Обширные лавовые поля, мощные ледниковые покрытия, многочисленные долины делают внутреннюю часть острова пустынном и труднодоступной. Низменности и равнины занимают всего 7 проц. территории. Они расположены преимущественно на юге в устьях рек Хитау и Тьоурсау и нa запале в районе Фоккса-фьорд.

Исландия покрыта густой сетью озер и рек с множеством порогов и водопадов. Большинство рек полноводны и отличаются быстрым течением. Они совершенно не пригодны для судоходсттва, но обладают значительными запасами гидроэнергии (4,5 млн. кВт).

Береговая линия острова протяженностью около 6 тыс. км сильно изрезана. Западные, северо-западные и северные берега страны высокие и скалистые, с глубокими фьордами и бухтами, многие из которых представляют удобные естественные гавани для укрытой стоянки кораблей. Южный берег Исландии в основном низменный, равнинный, с многочисленными отмелями, представляющими опасность для судоходства. Здесь почти нет естественных гаваней. Остров окаймлен обширным шетьфом, ширина которого местами достигает 100 км при глубине моря 200 — 1200 м. Море у берегов не замерзает.

Климат Исландии субполярный, океанический, благодаря теплому атлантическому течению (Ирмингера) и холодному восточнопсландскому течению зимой сравнительно теплый, а летом довольно холодный.

Средняя температура февраля (самого холодного месяца) колеблется от —3° до +2°, июля — от 7° до 12°. Из-за частых циклонов на острове происходят резкие изменения погоды. Во все пргмена года выпадают осадки в виде дождя и снега (число дней с осадками достигает 300), максимальное количество осадков (2500 мм) выпадает на юго-востоке страны. Большая часть их приходится на осенние месяцы. В этот периот также часто дуют шквальные ветры, которые в прибрежных водах создают значительную опасность для судоходства. В центральных районах нередко бывают пыльные бури, которые несут огромные массы вулканической пыли и песка. В течение всего года преобладает значительная облачность, в среднем в году бывает не более 30 ясных и безоблачных дней.

Почвенно-растчтельный покров беден. В прибрежных низменностях преобладают торфянисто-подзолистые почвы, а в остальных районах — вулканические арктические. На более 2/з территории страны почти нет растительного покрова, а на остальной части преобладают мохо-лишайниковые покрытия. Лишь на склонах гор и в долинах встречаются незна-чительные массивы низкорослых лесов, составляющие 0,5 проц. территории. В долинах рек и озер имеются заболоченные луга. В прибрежных водах Исландии водится около 150 видов рыб, из которых 15 видов имеют промысловое зиаченпе.

Население и государственное устройство. Численность населения на январь 1975 года составляла 212 тыс. человек. По естественному приросту населения Исландия занимает одно из первых мест среди западноевропейских сгран (20 человек на 1000 жителей). Население размещено неравномерно: около 60 проц. прожизает на юго-западе (здесь плотность населения 12 человек на 1 км2, в остальных районах 9 человек на 1 км2), а центральные районы, составляющие 3/4 всей территории, безлюдны.

Более половины населения проживает в городах, из которых наиболее крупный — Рейкьявик.

Рейкьявик — столица страны (98 тыс. человек). Это политический, экономический и культурный центр Исландии, ее главный транспортный узел. Здесь сосредоточены все правительственные, основные научные и культурные учреждения: парламент, министерства, а также университет, четыре колледжа, техническое, мореходное, педагогическое и торговое училища, радио- и телецентр, музеи, театры, картинная галерея, библиотеки. В Рейкьявике размещены машиностроительные, текстильные, кожевенно-обувные, деревообрабатывающие предприятия. Большинство предприятий связано с рыбным хозяйством (судоверфи, рыбоперерабатывающие заводы, холодильники и т. д.).

Северное побережье Исландии является густонаселенным районом. Здесь расположен второй по величине город страны Акурейри — важный административный и промышленный центр (10 тыс. жителей).

Основные типы населенных пунктов сельской местности — небольшие хутора и отдельные фермерские дворы. Национальный состав населения однороден: 99 проц. исландцев и только 1 проц. датчан, норвежцев п немцев.

Государственный язык — исландский, государственная ретигия — лютеранская.

По своему государственному устройству Исландия — буржуазная республика (провозглашена 17 июня 1944 года). Законодательная власть в стране принадлежьт парламенту (альтингу) и президенту, который избирается на четыре года.

Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым из представителей политических партий, имеющих большинство в парламенте. В настоящее время правительство состоит из партии независимости и прогрессивной партии.

В 1974 году в Исландии были проведены внеочередные выборы. В результате их места в альтинге получили представители всех основных партий страны: партия независимости (консервативная) — 25 мест, прогрессивная партия (фермерская) — 17, народный союз (возглавляет борьбу за права трудящихся) — 11, социал-демократическая партия Исландии (СДПИ) — 5 мест, организация свободомыслящих и левых (ОСЛ) — 2. Альтинг состоит из 60 депутатов, избираемых на четыре года.

В административном отношении страна делится на 23 округа с 215 сельскими коммунами. Столица и 11 других городов имеют свои местные органы управления, не подчиненные округам

Экономика. Исландия — высокоразвитая аграрно-индустриальная страна. Основные отрасти экономики — рыболовство и рыбообрабатывающая промышленность. По общему улову рыбы Исландия занимает восьмое место в мире, а в расчете на душу населения (оолее 6 т) — первое. Рыба и рыбопродукты составляют 1/3 валовой продукции страны и 95 проц. стоимости всего экспорта (второе место в Западной Европе после Норвегии).

На базе крупных водных и геотермальных ресурсов успешно развивается топливно-энергетическая промышленность. Общая мощность всех гидроэлектростанций достигает 200 тыс. кВт. В 1972 году введен в строи алюминиевый завод в Стрёумсвнк (годовая мощность 77 тыс. т алюминия). Имеются небольшие судостроительные, цементные, азотнотуковые и текстильные предприятия. В промышленности занято около 10 проц. самодеятельного населения.

Основной экономический район Исландии — Рейкьявик и его города- спутпики Коупавогур, Хабпарфьордур и Акрапес Здесь сосредоточена также 1/3 тоннажа рыбопромыслового и торгового флота. На базе использования геотермальных источников значительное развитие получило парниковое и тепличное хозяйство. Недра Исландии бедны полезными ископаемыми. В небольших количествах добывался сера, исландский шпат, болотная руда, перлит, диатомит и бурый уголь. Кроме того, встречаются месторождения различных строительных матерналов(базальтовый шлак, известняк, гравий, липаритовая пемза и другие).

Отсутствие сырьевых ресурсов определило большую зависимость Исландии от внешнего рынка. По внешнеторговому обороту на душу населения она занимает первое место в Европе. Страна ввозит промышленнон оборудование, горючее, суда, зерно и т. д. Более 70 проц. экспорта и 50 проц. импорта приходится па страны «Общего рынка».

За последние годы наблюдается значительный рост торгово-экономических связей с США (за 1971 — 1974 годы американо-исландский товарооборот возрос более чем в четыре раза). Это оказывает, как отмечает иностранная печать, существенное влияние на усиление политической и экономической зависимости Исландии от Соединенных Штатов.

Транспорт и связь. Транспорт Исландии представлен всеми видами, кроме железнодорожного. В силу особенностей географического положения страны и природных условий наибольшее развитие получил морской транспорт, используемый как для внутренних, так и для внешних перевозок. Исландский флот насчитывает около 700 судов общим тоннажем более 80 тыс. бр.-рег. т. Почти все суда недавней постройки (10 — 15 лет). Болес половины состава рыбопромыслового и торгового флота принадлежит частной компании «Эймскипафетаг Исландс» и федерации ислапдских профсоюзов «Самбанд исленскра самвинпуфелаги». Они контролируют около 80 проц. внешнеторговых перевозок исландского флота.

Исландия связана постоянными грузопассажирскими линиями с портами США, Великобритании и стран Северо-Западной Европы. Поддержинаются также морские сообщения с государствами Африки, Южной Америки и Средиземноморья. Морской транспорт хорошо обеспечен удобными портами и портовыми стоянками. В настоящее время более 45 портов и портовых стоянок могут принимать суда с осадкой до 5 м (независимо от приливов) и около 20 стоянок — суда с осадкой до 3 м. Однако, как отмечают иностранные специалисты, порты и стоянки размещены неравномерно. Особенно мало их на юго-восточном побережье, где нет удобных мест для их сооружения.

Главный порт страны, через который проходит большая часть внешнеторгового и каботажного грузооборота (80—85 проц.), — Рейкьявик. Его естественная гавань считается лучшей в южной части острова и наиболее выгодно расположена по отношению к морским торговым путям. Порт имеет несколько причалов общей длиной свыше 3 тыс. м (глубина гавани у причалов более 5 м). Здесь находятся судоверфь, нефтехранилища, ремонтные мастерские, склады, холодильник и элеватор.

В последние годы проведены значительные работы по модернизации и расширению порта, что позволило принимать одновременно более 30 рыболовных и сухогрузных судов малого тоннажа

Важное значение в судоходстве Исландии имеет порт Акурейри, расположенный на севере страны, в зативе Ейяфьордур. Он может принимать суда с осадкой до 5 м. Здесь построены нефтехранилища, склады, холодильник, ремонтные мастерские и судоверфь. Акурейри является также центром судостроительной промышленности: на его верфях строятся суда водоизмещением до 2 тыс. бр.-рег. т.

Важное значение имеют также порты Хабпарфьордур, Исафьордур, Стрсумсвик, Пескейпстадур, Сиглуфьордур п Вестманаэйяр.

В годы второй мировой войны Соединенные Шгагы создали на берегу глубоководного зализа Хваль-фьорд военно-морскую базу. Здось построены пирс длиной 260 м, складские помещения, нефте- и водохранилища и другие портовые сооружения. В I962 году в Хваль-фьорд заходила американская подводная лодка «Наутилус». В настоящее время здесь находится пункт базирования, куда заходят во время учений для пополнения запасов топлива и воды корабли американских ВМС.

Морской транспорт обслуживают 115 маяков, построенных на берегах Исландии и прилегающих островах. Вследствие сложных условий рельефа и сурового климата наземные виды транспорта развиты слабо. Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги были построены в основном в годы второй мировой войны и в послевоенное время. Сейчас почти все районы страны связаны автогужевыми дорогами. Общая протяженность их около 11,5 тыс. км. Однако только на одной дороге (50 км), связывающей Рейкьявик с Кефлавиком, бетонное покрытие, а остальные имеют щебеночное (из базальтового шлака) или гравийное покрытие Ширина проезжей части редко превышает 4—G м, и для разъезда встречных машин через определенные интервалы устроены расширенные участки. На дорогах имеется более 700 мостов длиной 10 — 300 м и грузоподъемностью до 9 т. Большая часть их не приспособлена для двустороннего движения, их ширина редко превышает 4 м.

К наиболее крупным мостам, имеющим важное транспортное значение, относятся мосты через р. Лагарфльоут у г. Эйильстадир (длина 301 м) и другие мосты (более 200 м) на кольцевой автомобильной дороге. Основу дорожной сети составляет кольцевая дорога Рейкьявик — Воргаонес — Блендуос — Акурейрч — Эгильсстадир — Хёбн — Скафтафедль — Сельфосс протяженностью свыше 1500 км. На востоке страны в районе равнины Скейдараусандур имеется 30-км участок, непреодолимый для обычного автотранспорта из-за многочисленных протоков и блуждающих ледниковых рек. От основной кольцевой дороги отходят ответвления к прибрежным поселениям. Обширные внутренние районы Исландии не имеют дорог, кроме вьючных троп.

По сообщениям исландской печати, дальнейшее расширение дорожной сети на ближайшее будущее не предусматривается. На развитие наземною транспорта ежегодно выделяется до 15 проц. бюджета страны. В настоящее время главное внимание уделяется реконструкции существующих дорог. Автомобильный парк насчитывает около 50 тыс автомобилей, из которых более 60 проц. сосредоточено в Рейкьявике.

В послевоенные годы возросло значение воздушного транспорта. Он осуществляет как внутренние, так и международные перевозки. Воздушное сообщение на внутренних линиях поддерживается между 20 пунктами страны.

Регулярными воздушными рейсами Исландия связана с Данией, Великобританцем, Норвегией и Швецией. Здесь проходят международные авиалинии, связывающие Европу с Северной и Южной Америкой.

В стране имеется свыше 50 аэродромов и посадочных площадок с ВПП длиной 200 — 3500 м. Крупными аэродромами являются Кефлавик, Рейкьявик, Акурейри, Эгильсстадир н Хабнарфьордир (два первых могут принимать современные реактивные самолеты).

Телефонная связь охватывает почти все населенные пуйкты, которые включены в национальною систему связи. Более 70 проц. телефонных станций автоматические. В стране действуют 25 радиотелефонных станций, радиотелевизионный центр. Подводный кабель через Сейдисфьордур связывает Исландию с Бёрвиком на Шетландских о-вах. Установлена радиотелефонная связь Рейкьявика с Нью-Йорком, Лондоном, Копенгагеном, Осло, Стокгольмом.

Американские войска в Исландии. Выгодное географическое положение Исландии на воздушных и морских путях из Европы в Америку с давних пор привлекало внимание империалистических государств. В начале второй мировой войны в Исландии находились части английских войск, а к конпу 1941 года было высажено свыше 40 тыс. американских военнослужащих. По планам комалдования США здесь развернулись значительные работы по созданию военных объектов для обеспечения деятельности военно-морских сил США в Северной Атлантике. Помимо модернизации аэродрома Кефлавик, были проведены большие работы по созданию объектов связи, расширению и модернизации некоторых портов. Вскоре в руках американских промышленных компаний были сосредоточены основные рычаги вп внешней торговли Исландии с другими странами, в обеспечении страны необходнмыми товарами и оборудованием.

Оккупация острова войсками США и экономическая экспансия американских магнатов сыграли важную роль в дальнейшем усилении влияния Соединенных Штатов в Исландии и втягивании ее в НАТО. Став в 1949 году членом агрессивного Североатлантического блока, Исландия попала в еше большую политическую ч экономическую зависимость от Соединенных Штатов. В 1951 году ей было навязано «Соглашение об обороне между Исландией и США». Эго соглашение предусматривало, что Соединенные Штаты организуют «оборону» Исландии и для этой цели получат в свое распоряжение необходимую территорию, создадут военные объекты и будут иметь право их использовать без какой-либо материальной компенсации.

Американское военное командование сразу же приступило к расширению аэродрома Кефлапик и строительству радиостанций, радионавигационных и других военных объектов, а подразделения американских войск были размещены в различных пунктах страьы (Кефлавик, Сяндур, о-ва Флатей, Гримсей и другие).

В 1956 году исландский парламент принял решение о пересмотре «Соглашения об обороне» и выводе американских войск из страны. Однако Соединенным Штагам удалось при содействии правых сил Исландии не только сохранить свою базу в Кефлапике, но и получить разрешение исландских властей на ее расширение и строительство воепно морской заправочной базы в заливе Хваль-фьорд

По сообщениям зарубежной печати, в районе Кефлавика был построен аэродром, пригодный для использования современной авиации, созданы пункты базирования ВМС и центр управления военно-морскими силами США в Северной Атлантике, построены ангары, склады, ремонтные мастерские. В 1961 году база Кефтавик была официально передана в распоряжение командования Североатлантического блока. Здесь разместился штаб так называемого «Островного командования НАТО».

Кефлавнк превращен в передовой пункт базировання и передовую авиабазу противолодочных сил американских ВМС. В настоящее время здесь дислоципуются патрульная эскадрилья ВМС США (девять самолетов «Орион»), эскадрилья истребителей-перехватчиков (12 F-4Е), а также подразделения связи, береговой охраны, метеослужбы, МТО и другие подразделения вооруженных сил Соединенных Штатов.

Для обеспечения действий американских подводных лодок на Атлантике на территории Исландии построена станция системы «Лоран»С, (м Сандур), которая входит в североатланшческую сеть этой системы, а для обеспечения навигации надводного флота — станция системы «Лоран»А (п-ов Хёбп).

По мнению зарубежных военных специалистов, главной задачей американских войск в Исландии является обслуживание противолодочного рубежа Гренландия—Исландия—Норвегия, а также объектов раннего предопреждения и оповещения в системе ПВО США и тропосферной линии связи: Северная Америка — Европа.

Для обеспечения деятельности американских войск в Исландии был осуществлен ряд организаннонпо-политических мероприятии. В частности, для поддержания связи между правительством Исландии и командованием американских войск при исландском министерстве иностранных дел создан специальный отдел.

Полковник И. Макиенко, кандидат военных наук

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1976.

Последнее обновление 07.01.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com