Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Испания (военно-географическое описание)

 

Испания (военно-географическое описание)

 

Испания — капиталистическое государство, расположенное на Пиренейском п-ове, который является крайней юго-западной оконечностью Европы. В состав метрополии входят Балеарские о-ва в Средиземном море и Канарские в Атлантическом океане. Испании принадлежат два анклава на африканском побережье Средиземного моря: Сеута и Мелилья (см. рисунок).

Страна отличается большой обособленностью и относительной изолированностью от остальной территории континента. Ее положение на стыке Европы и Африки (между Средиземным морем и Атлантическим океаном) сказывается на особенностях природы, истории, этнического состава и экономики. Столица — Мадрид.

Испания занимает важное военно-географическое положение. Являясь как бы мостом между Средиземным морем и Атлантикой, она стала крупным перекрестком морских коммуникаций, идущих через Гибралтарский пролив. От берегов Пиренейского п-ова пролегают кратчайшие морские пути к странам Северной, Центральной и Южной Америки. Милитаристские круги США и НАТО рассматривают испанскую территорию как выгодный плацдарм для размещения своих военно-воздушных и военно-морских сил в целях обеспечени южного фланга блока.

Полуостровная континентальная част страны имеет протяженность с запада н восток 1000 км, а с севера на юг — 840 км Площадь этой территории составляв 491,3 тыс. кв км, а общая (материковой части вместе с островами) — 504,7 тыс. кв км.

Испания — второе по площади (после Франции) государство в Западной Европе.

Физико-географические условия. Обща протяженность государственных границ Испании составляет около 5100 км. Страна имеет два протяженных участка морски: границ. На севере, северо-западе и юго западе она омывается Атлантическим океаном, на юге и востоке — Средиземны морем. От Африканского континента Испания отделена Гибралтарским проливом. Общая протяженность морских границ 3144 км (из них средиземноморской — 1663 км). Берега Испании слабо изрезаны. Наиболее расчленено побережье северо-западной области (в Галисии). Бухты очень удобны для строительства портов.

Сухопутные границы (общая длин; 1992 км) на западе проходят с Португалией и не имеют каких-либо естественны) рубежей. На северо-востоке Испания граничит с Францией и карликовым государством Андорра и проходит по гребням Пиренейских гор, являющихся труднодоступным естественным рубежом.

Большая часть территории (70 проц.) представляет собой массивное плоскогорье (Месета) с высотами 600 — 1000 м над уровнем моря. Главный горный хребет — Центральные Кордильеры — имеет высоту до 2500 м и протянулся на 400 км. На востоке к Кантабрийским горам прилегает мощный горный хребет Пиренейских гор высотой 3200 м. Вдоль южного и юго-восточного побережья Испании (протяженность 650 км) возвышается система Андалузских и Бетских гор, главные вершины которой превышают 3000 м (высшая точка — пик Муласен — 3478 м).

Речная сеть страны сильно разветвлена, имеет крайне непостоянный водный режим, малопригодна для судоходства, которое возможно только в устьях крупных рек. Самая протяженная из них Тахо. Озер в стране мало.

Леса представлены лиственными и хвойными породами и занимают менее 10 проц. площади страны. На остальной территории произрастает кустарник.

В целом в Испании преобладает субтропический климат средиземноморского типа с сухим, жарким летом и короткой мягкой зимой. В Мадриде средняя температура января 4 °С, июля — около 24 °С. Годовое количество осадков 440 мм.

Население и государственный строй. В 1984 году население Испании составляло 38 млн. человек, из них 48,7 проц. мужчин. Ежегодный прирост населения — 10 — 12 человек на 1 тыс. жителей. С учетом нынешних темпов рождаемости ожидается, что к 1990 году численность населения страны достигнет 41 млн. человек, а к 2000-му — 45 млн. Средняя плотность населения около 75 человек на 1 кв км. По территории оно размещено крайне неравномерно. Основная его часть сосредоточена в наиболее благоприятных климатических зонах — на побережье, где на 1/3 территории страны проживает 2/3 ее населения. В таких приморских провинциях, как Гипускоа, Бискайя, Астурия, Барселона, плотность населения превышает 200 человек на 1 кв км, а во внутренних провинциях уменьшается до 20 — 30. В стране насчитывается 42 города с числом жителей более 100 тыс. человек. Крупнейшие из них Мадрид (около 4,5 млн., включая пригороды), Барселона (более 3 млн.), Бильбао (с пригородами свыше 1 млн.), Валенсия (около 800 тыс.), Севилья (примерно 700 тыс.). Другими крупными городами (до 500 тыс. человек) являются Сарагоса, Малага, .Пас-Пальмас, Виго, Кордова, Гренада, Вальядолид, Мурсия. Почти 10 проц. населения страны проживает за рубежом, из них около 1,5 млн. — в развитых странах Западной Европы и свыше 2 млн. — в Латинской Америке.

Примерно 3/4 населения — испанцы, которые заселяют до 84 проц. территории страны. Другие этнические группы: каталонцы (около 6 млн. человек), галисийцы (примерно 3 млн.), баски (до 0,8 млн.) — занимают северные и северо-восточные окраинные области.

На территории Испании говорят на четырех языках: испанском, баскском, каталонском и галисийском. Самый распространенный — испанский, или кастильский, официально признанный государственным. Почти все население страны (99 проц.) — католики.

Согласно нынешней конституции (принята в 1978 году) политическая форма испанского государства — парламентарная монархия. Глава государства — король.

Законодательным органом являются Генеральные кортесы (парламент), которые состоят из двух палат: конгресса депутатов и сената. В конгресс депутатов входят 350 человек, избираемых всеобщим прямым тайным голосованием сроком на четыре года. Сенат — палата территориального представительства: от каждой провинции избираются четыре сенатора на четыре года.

Высший исполнительный орган — правительство (совет министров). Функции высшего консультативного органа испанского правительства осуществляет Государственный совет.

Интересы рабочего класса, буржуазии и представителей промежуточных слоев населения выражают многочисленные политические партии. В настоящее время правительство формирует Испанская социалистическая рабочая партия.

Территориально страна делится на 50 провинций, из которых 47 расположены на полуострове, а три островные (две на Канарских о-вах и одна на Балеарских). Провинции полуостровной Испании объединяются в 13 исторических областей.

Во главе провинций стоят губернаторы, назначаемые правительством. В каждой имеется выборный орган — провинциальный совет. В состав провинции входят несколько муниципалитетов (округов), имеющих свои выборные органы. Муниципальные советы возглавляются алькальдами (мэрами), которые назначаются правительством и подчиняются губернаторам провинций.

В 1982 году Испания присоединилась к агрессивному Североатлантическому союзу, хотя правительство и откладывает пока принятие решения по вопросу о передаче вооруженных сил страны в военную организацию блока.

Экономика. Современная Испания — индустриально-аграрная страна со средним уровнем развития производительных сил. В общем объеме валового национального продукта (ВНП) на долю промышленности приходится около 41 проц.

Отличительной чертой испанской экономики является высокий удельный вес рабочей силы, занятой в сфере торговли и услуг. Она дает 49 проц. валового национального продукта, в то время как сельское хозяйство лишь 10 проц.

В промышленности и строительстве занято 5,3 млн. человек, или 40 проц. самодеятельного населения, в сельском хозяйстве — 2,6 млн. (около 20 проц.), а в сфере услуг и торговли — 5,2 млн. (39 проц.). Доля Испании в промышленном производстве капиталистического мира составляет немногим более 2 проц. По абсолютному объему ВНП она занимает пятое место среди капиталистических стран Европы (после ФРГ, Франции, Великобритании и Италии). Однако по уровню национального дохода на душу населения, составившему в прошлом году 2,5 тыс. долларов, Испания находится лишь на 28 — 30-м месте в мире, уступая даже некоторым развивающимся странам.

Испанская промышленность не производит таких современных технических средств, как станки с программным управлением, вычислительная техника, сложные электронные устройства. Слабо развиты или полностью отсутствуют некоторые отрасли военной промышленности. Тем не менее некоторые другие отрасли имеют мировое значение: судостроительная (третье место в капиталистическом мире), автомобильная (девятое), нефтеперерабатывающая (11-е), цементная (седьмое). Развиты горнорудная, текстильная и пищевая отрасли промышленности.

Отдельные отрасли сельского хозяйства Испании играют важную роль в мировом капиталистическом хозяйстве. Страна занимает второе место в мире (после США) по сбору цитрусовых культур, первое — по производству оливкового масла, третье — по сбору винограда.

Здесь имеются крупные месторождения вольфрама, ртути, серы, медной руды, полиметаллических и урановых руд.

Важное место в экономике заняла индустрия туризма. Испанию ежегодно посещает свыше 40 млн. зарубежных гостей.

Экономический кризис и затянувшаяся депрессия способствовали значительному падению деловой активности, росту инфляции и безработицы. По последним показателям Испания вышла на одно из первых мест в капиталистической Европе.

Сырьевые и энергетические ресурсы. Испания богата полезными ископаемыми. Здесь сосредоточена 1/3 всех минеральных запасов Западной Европы, в том числе 2/3 — цветных металлов. Из важнейших видов полезных ископаемых в стране пока не найдены лишь месторождения бокситов промышленного масштаба.

Запасы основных видов сырья по разведанным месторождениям составляют (в млн. т): железа — 3000, меди — 3,6, свинца, цинка и олова — 80, ртути — 1,0. Однако богатства испанских недр используются недостаточно. Промышленники предпочитают ввозить более дешевое сырье из-за границы, главным образом из Африки. В результате обеспеченность металлургии собственным сырьем составляет 13 проц. по олову, 20 — по меди, от 50 до 65 (в разные годы) — по железной руде.

Имеющиеся крупные запасы титана, никеля, молибдена, ванадия, натрия, висмута, многих редких металлов не используются. Потребность в них полностью удовлетворяется за счет импорта.

Из нерудных ископаемых Испания располагает большими запасами пиритов, калийных солей, шпата, талька, барита, различных видов строительных материалов.

Добыча нефти в стране составляет около 1 млн. т в год и заметного места в энергетике не занимает. Промышленных месторождений газа пока не обнаружено. Испания ежегодно ввозит до 45 млн. т нефти и более 2 млрд. м3 газа. Основная часть нефти импортируется из стран Ближнего Востока, а газа — из Ливии и Алжира.

Общие запасы угля превышают 10 млрд. т. Реальная добыча обычно составляет 15 — 18 млн. т в год, что соответствует примерно 3/4 потребного количества, а 4 — 4,5 млн. т угля ежегодно ввозится.

Испания обладает значительными гидроресурсами, которые оцениваются в 160 млрд. кВт ч в год. В настоящее время используется 25 — 40 млрд. кВт-ч.

По обеспеченности расщепляющимися материалами, служащими основным сырьем для атомной энергетики, страна занимает второе (после Франции) место в капиталистической Европе. Однако реальная добыча урановой руды покрывает лишь небольшую долю потребностей. Основная ее часть (точнее, рудного концентрата) заказывается за рубежом, главным образом в Канаде.

Несмотря на ограниченность энергетических ресурсов, Испания имеет хорошо развитую энергетику. Электростанции включены в единую систему высоковольтных сетей страны. Производя электроэнергии более 110 млрд. кВт ч в год, она не только обеспечивает себя электроэнергией, но и экспортирует ее во Францию и Португалию.

Промышленность. Быстрые темпы развития промышленности Испании за последнее десятилетие изменили ее структуру: появились новые отрасли (электротехническая, электронная, авиастроительная, нефтехимическая) и технически современные предприятия, использующие новейшее оборудование и передовую технологию.

Несмотря на общий рост производства, уровень развития промышленности в Испании остается относительно низким. Такое состояние обусловлено прежде всего тем, что ей свойственны невысокий по сравнению с развитыми капиталистическими странами уровень концентрации производства и преобладание мелких и мельчайших предприятий. Согласно данным промышленной переписи 1983 года, 81,5 проц. предприятий насчитывали лишь до 20 занятых. В список включены и такие, где число работающих менее четырех человек. Примечательно, что последние составляют 58 проц. общего числа промышленных предприятий страны.

Старейшая и важнейшая в прошлом отрасль — горнодобывающая по темпам развития в последние годы занимает одно из последних мест в испанской индустрии. Доля ее в валовом национальном продукте на сегодняшний день составляет менее 1 проц.

В целом Испания добывает 40 проц. по весу и 30 проц. по стоимости потребляемого ею минерального сырья. Страна полностью зависит от закупок за границей сырья для производства алюминия, асбеста, марганца, никеля, титана, фосфатов и особенно нефтепродуктов.

Черная металлургия быстро развивалась до 1974 года, но во второй половине прошлого десятилетия подъем в этой отрасли сменился кризисом, основной причиной которого было сокращение спроса на сталь в судостроении, автомобилестроении, строительстве и т. д.

Машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли промышленности, хотя и занимают в Испании первое место по стоимости выпускаемой продукции (более 1/5), развиты слабо и неравномерно. Для этого сектора характерны сравнительно небольшое число предприятий, сильная зависимость от иностранных фирм и слабая конкурентоспособность. Наиболее развиты отрасли транспортного машиностроения, а хуже — станкостроение.

Транспортное машиностроение — важнейший сектор испанской промышленности, наиболее развиты автомобиле- и судостроение, менее — локомотиво- и авиастроение. Автомобильные заводы (в основном филиалы иностранных фирм — ФИАТ, «Рено», «Фольксвагенверк», «Ситроен», «Крайслер» и другие) построены в городах Мадрид, Барселона, Вальядо-лид, Виго. Выпуск всех видов автомобилей превышает 1 млн. машин в год.

По уровню развития судостроительной промышленности Испания входит в число ведущих государств капиталистического мира. На внешних рынках ее суда успешно конкурируют с продукцией экономически развитых капиталистических стран.

В Испании действует более 30 судостроительных компаний, которые располагают почти 40 верфями в городах Бильбао, Сантандер, Хихон, Эль-Ферроль, Виго, Барселона, Валенсия, Картахена, Кадис.

Электронная промышленность развита пока недостаточно и сконцентрирована главным образом в Барселоне и Мадриде.

Одна из важнейших и быстро развивающихся отраслей испанской промышленности— химическая. По валовой стоимости ее продукция заняла второе место (после транспортного машиностроения). Она работает главным образом на импортном сырье, а ее важнейшей особенностью является засилье иностранного капитала.

Крупнейшие центры расположены в провинциях Каталония, Валенсия, Бискайя, Астурия и Мадрид. Наиболее важные в экономике страны нефтехимические комплексы находятся в городах Уальва, Альхесирас, Таррагона и Пуэртольяно.

С начала 70-х годов в строительной промышленности быстро развивалась цементная отрасль. По производству цемента Испания занимает четвертое место среди капиталистических стран Европы, а по его экспорту вышла (вместе с Японией) на первое место в мире. 5S цементных заводов размещены более или менее равномерно по всей территории государства.

Важное место занимают отрасли промышленности, производящие товары широкого потребления, — текстильная, пищевая, кожевенная, обувная и другие. Текстильная, например, по числу занятых находится на втором месте. Ее центры расположены в провинции Каталония и в городах Валенсия, Аликанте, Саламанка, Сарагоса, Севилья.

Военная промышленность. Несмотря на то что Испания входит в первую десятку промышленно развитых государств, ее военная индустрия не занимает столь заметного места в военном производстве капиталистических стран. Только в последние годы началось мелкосерийное производство отдельных образцов бронетанковой техники. Авиационная промышленность малыми сериями выпускает лишь легкие самолеты.

Ведущим предприятием бронетанковой промышленности является фирма «Санта Барбара», выпускающая по французской лицензии танки АМХ-30. Второй крупной фирмой этой отрасли военного производства считается «Тальбот». Она осуществляет модернизацию танков М47 и М48. В настоящее время военно-политическое руководство страны изучает предложения ряда западных фирм о производстве на испанских предприятиях современного образца боевого танка. Среди предложенных прототипов модели — американский танк М1 «Абраме», западногерманский «Леопард-2» и французский АМХ-32. Как свидетельствует журнал «Камбио-16», наибольший интерес командование сухопутных войск Испании проявляет к танку «Леопард-2».

Основным предприятием, выпускающим авиационную технику, является государственная компания КАСА. Сейчас она изготавливает учебно-боевые самолеты С-101, транспортные С.212 «Авиакар» и по лицензии западногерманского концерна «Мессершмитт — Бельков — Блом» осуществляет сборку вертолетов ВО-105.

На испанских верфях возможно строительство любых кораблей и судов. Основная производящая фирма — государственная компания «Басан». На верфях в г. Эль-Ферроль в настоящее время ведется строительство авианосца «Принц Астурийский» и трех фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри» (по американской лицензии). На верфи в Картахене завершается программа строительства четырех подводных лодок типа «Галерна» (французский проект лодки типа «Агоста»).

В области НИОКР по созданию систем артиллерийского и стрелкового вооружения ведущее место занимает компания СЕТМЕ. В ее центрах ведется разработка многоствольной артиллерийской зенитной установки «Мерока». Корабельный вариант будет выпускаться фирмой «Басан».

Стрелковое вооружение, которым оснащены боевые части и полиция, практически полностью выпускается на национальных предприятиях.

Сельское хозяйство характеризуется отсталой социальной структурой. Около 60 проц. всех земель находится в руках менее 1 проц. крупных собственников. Основная масса крестьян безземельна. Дешевая рабочая сила позволяет помещику обходиться без машин и удобрений. Испания обеспечивает свои потребности в продовольствии только на 2/3. В стране не хватает зерна, мяса, молочных продуктов, хлопка, подсолнечного масла, льна.

Испанское сельское хозяйство в избытке производит цитрусовые, маслины и оливковое масло, виноград и вино, ранние овощи.

Пути сообщения, транспорт и связь. Внутренние перевозки в стране осуществляются в основном автотранспортом, а внешние — морским. По объему грузопассажирских перевозок первое место занимает автомобильный транспорт (около 85 проц. всех сухопутных грузов). Общая протяженность автодорог Испании примерно 150 тыс. км, из них около 2 тыс. км — автострады.

Автомобильные и железные дороги имеют радиальную конфигурацию с центром в Мадриде. Это приводит к изоляции некоторых районов страны и тормозит их экономическое развитие.

Общая длина железных дорог составляет примерно 18 тыс. км, из которых 3 тыс. электрифицированы. Почти 3/4 железнодорожной сети проложено в горных районах, где много тоннелей (самый длинный — Подернело — 6 км), крутых подъемов и мостов. По плотности и технической оснащенности испанские железные дороги занимают одно из последних мест в Европе.

Большая протяженность береговой линии страны определяет важность морского транспорта, который обслуживает около 90 проц. всех внешних перевозок и примерно 30 проц. внутренних. По данным справочника «Джейн», торговый флот Испании насчитывает 2589 судов общей валовой вместимостью 7505 брутто-peri т (12 788 тыс. т дедвейта).

В Испании насчитывается около 200 портов общегосударственного и местного значения. Примерно половину грузооборота составляют нефть и нефтепродукты. Обычно порты одновременно являются и крупными промышленными центрами. Самыми значительными считаются Пальма (о. Мальорка), Барселона, Валенсия, Малага, Альхесирас, Кадис, Хихон, Эль-Ферроль, Бильбао, Лас-Пальмас и Санта-Крус (два последних на Канарских о-вах).

Испания — один из важнейших узлов трансконтинентальных воздушных линий. Авиаперевозки осуществляются двумя государственными компаниями («Иберия» и «Авиако») и тремя небольшими частными. Ведущее место занимает «Иберия», которая удерживает второе место среди авиакомпаний стран Западной Европы, уступая лишь английской «Бритиш эруэйз». Ежегодно воздушным транспортом перевозится свыше 40 млн. пассажиров и 300 тыс. т грузов. Важнейшие аэропорты страны Мадрид, Барселона, Лас-Пальмас.

В Испании расположены три военно-воздушные базы США (Торрехон, Сарагоса и Морон) и одна военно-морская (Рота).

По территории страны проложено всего два трубопровода: Рота — Сарагоса и Малага — Пуэртольяно. Их общая протяженность около 1 тыс. км.

Удельный вес различных видов транспорта в перевозках грузов составляет (в проц.): автомобильного — 29, морского — 49, железнодорожного — 20, остальных видов (трубопроводного, воздушного, речного) — 2.

По уровню развития связи и ее техническому оснащению Испания заметно уступает другим капиталистическим государствам Европы. Только по степени обеспеченности населения телефонной связью она стоит в одном ряду с основными странами Западной Европы.

Вооруженные силы, по сообщениям иностранной печати, насчитывают 330 тыс. человек и состоят из сухопутных войск (240 тыс.), ВВС (33 тыс.) и ВМС (57 тыс.).

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Испании как в мирное время, так и в военное согласно конституции является король. Непосредственное руководство ими осуществляет министр обороны (гражданское лицо, представитель правящей партии), на которого возложена ответственность за координацию действий всех заинтересованных ведомств в области национальной обороны, а также за разработку и осуществление военной политики. Министру обороны подчинены начальник генерального штаба и начальники главных штабов видов вооруженных сил, через которых он осуществляет руководство вооруженными силами.

В военно-административном отношении территория страны разделена на шесть военных округов, штабы которых находятся в городах Мадрид, Севилья, Барселона, Валенсия, Бургос и Ла-Корунья. Имеются также два самостоятельных командования на Канарских и Балеарских о-вах. В настоящее время строительство вооруженных сил Испании осуществляется с целью приблизить их структуру к организации, существующей в основных странах НАТО. Активную помощь Испании в выполнении программы строительства вооруженных сил и оснащения их современными видами оружия и военной техники оказывают США и другие ведущие страны этого агрессивного блока.

Сухопутные войска насчитывают 240 тыс. человек, в том числе на Канарских о-вах — 14 тыс., Балеарских о-вах — 5,8 тыс., в анклавах Сеута и Мелилья — соответственно 9 тыс. и 10 тыс. Организационно они включают боевые силы и войска территориальной обороны. Наиболее подготовленными и оснащенными являются боевые силы, предназначенные для использования в условиях обычной и ядерной войн как на территории Испании, так и за ее пределами.

Соединения и части сухопутных войск имеют на вооружении: более 1000 танков (из них 300 АМХ-30 французского производства, 350 М47Е, 110 М48 и 180 М41 — все американского производства), свыше 2000 орудий полевой артиллерии и минометов, около 500 противотанковых средств, почти 600 зенитных средств и более 100 вертолетов армейской авиации.

Военно-воздушные силы по оперативному предназначению сведены в пять авиационных командований (тактическое, ПВО, транспортное, зоны Канарских о-вов и учебное), а также отдельные части и подразделения центрального подчинения.

ВВС имеют на вооружении 450 самолетов, из них 215 боевых, в том числе 83 истребителя - бомбардировщика («Мираж-F.1, F-5A, RF-5A, F-5B) и 114 истребителей ПВО (F-4C, RF-4C, «Мираж-3», «Мираж-F.I»), а также 71 вертолет различного назначения.

Военное руководство Испании планирует перевооружить ВВС за счет закупок боевых самолетов в США и Франции. Заказано 72 тактических истребителя F-18 «Хорнет», два базовых патрульных самолета Р-ЗС «Орион», четыре транспортных С.212 «Авиакар», 13 учебно-боевых самолетов С-101,- а также 17 вертолетов Хьюз 300С.

Для базирования авиации в стране имеется сеть авиабаз: Бильбао, Вальядолид, Сарагоса, Барселона, Торрехон, Валенсия, Севилья, Херес, Морон, Малага, Альмерия, Лас-Пальмас и ряд других.

Военно-морские силы Испании состоят из флота, морской пехоты и авиации ВМС. Силы и средства ВМС сведены в пять командований: флота (штаб в ВМБ Эль-Ферроль), подводных сил (ВМБ Картахена), минно-тральных сил (ВМБ Картахена), авиации ВМС (ВМБ Рота) и морской пехоты (Мадрид).

В составе ВМС Испании насчитывается 127 боевых кораблей различных классов, а также 144 вспомогательных судна и катера. В число боевых кораблей входят: один многоцелевой авианосец (американской постройки, имеет на борту девять тактических истребителей AV-8A «Матадор» и 21 вертолет), восемь дизельных подводных лодок, пять эскадренных миноносцев УРО, 11 эскадренных миноносцев, шесть фрегатов УРО, четыре фрегата, шесть корветов, 29 сторожевых катеров, один десантный транспорт-док и два войсковых транспорта, три танкодесантных и шесть малых десантных кораблей, 33 десантных катера, четыре морских и восемь базовых тральщиков.

В настоящее время ведется строительство одной торпедной подводной лодки, одного многоцелевого авианосца и трех фрегатов УРО.

Для базирования сил флота используются ВМБ Эль-Ферроль, Кадис, Рота и Картахена.

Морская пехота насчитывает 11900 человек. В ее боевой состав входят четыре полка, два отдельных батальона и подразделения морской пехоты на кораблях.

Авиация ВМС представлена одной эскадрильей тактических истребителей (11 самолетов) и четырьмя эскадрильями боевых вертолетов (41 машина).

По мнению иностранных специалистов, Испания занимает выгодное стратегическое положение, позволяющее ей осуществлять контроль за Гибралтарским проливом — важнейшим узлом морских коммуникаций. В последние годы натовские заправилы заметно активизировали усилия по втягиванию Испании в военную организацию блока. Страна обладает довольно значительным военным потенциалом, но некоторые элементы инфраструктуры развиты недостаточно. В обмен на тесное сотрудничество с государствами агрессивного блока НАТО Испания получает от них, и в первую очередь от США, всестороннюю военную и экономическую помощь, которая используется для непрерывного наращивания боевой мощи ее вооруженных сил и совершенствования инфраструктуры.

Полковник О. Чаритов,
капитан 1 ранга В. Светов, кандидат экономических наук.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №6 1985.

Последнее обновление 20.10.2010

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com