Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Япония

 

Япония

 

Япония — высокоразвитое капиталистическое государство на Дальнем Востоке. В последнее время наметилась активизация деятельности страны во внешнеполитической сфере, при этом главным моментом японской внешней политики является военно-политическое и экономическое сотрудничество с США. Милитаристские круги Японии открыто выражают полную готовность способствовать военным приготовлениям США, направленным против социалистических стран и национально-освободительного движения в азиатско-тихоокеанском регионе. Они стремятся координировать свою деятельность с агрессивным блоком НАТО.

Физико-географические условия. Япония расположена на четырех крупных островах — Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку, а также на примыкающих к ним примерно 900 мелких, образующих гигантскую дугу, которая протянулась вдоль восточной части Азиатского материка более чем на 3300 км (рис. 1). Территория страны занимает площадь 372,2 тыс. кв км. С запада острова отделяются от материка Японским и Восточно-Китайским морями, с севера омываются Охотским морем, с востока и юго-востока — Тихим океаном.

Такое географическое положение позволяет Японии контролировать выходы из Японского, Желтого и Восточно-Китайского морей в Тихий океан, а также важные морские коммуникации, связывающие Дальний Восток с Юго-Восточной Азией, Африкой, Америкой и Европой. Япония находится в непосредственной близости от Советского Союза: о. Хоккайдо отделяется от о. Сахалин проливом Лаперуза шириной 46—60 км, от о. Хоккайдо до ближайшего советского о. Кунашир всего 17 км.

Около 3/4 территории Японии занимают низкие и средневысотные горы (абсолютные высоты от 500 до 1800 м), только в центральной части о. Хонсю и о. Хоккайдо имеются высокие (2000—ЗОСО м) горы с узкими гребнями и крутыми скалистыми склонами. Многие вершины, в том числе и высшая точка страны — Фудзияма (3776 м, известный ориентир для летчиков и моряков), представляют собой вулканы, среди которых 49 действующих. Самая большая равнина — Канто, или Токийская, находится на восточном побережье о. Хонсю. Страна расположена в сейсмически активном районе: слабые толчки происходят ежедневно, нередки и сильные землетрясения. В зоне морского дна последние вызывают образование высоких (до 30 м) волн — цунами, обладающих огромной разрушительной силой. Берега островов сильно изрезаны. Многочисленные заливы и бухты образуют удобные естественные гавани. Реки короткие, быстрые, широко используются для строительства гидростанций и орошения; для постоянного судоходства пригодны лишь устьевые участки больших рек. Почвы на севере страны подзолистые, в центральной части — бурые: на юге — желтоземы и красноземы. Леса покрывают около 60 проц. территории страны; на о. Хоккайдо преобладают хвойные леса (пихта, ель), на о. Хонсю — смешанные (бук, пихта, дуб, клен, криптомерия), на о-вах Кюсю и Сикоку — широколиственные вечнозеленые (лавр, магнолия, дуб, камфарное дерево) с густым подлеском.

Климат Японии муссонный влажный, на севере — умеренный со сравнительно холодной зимой (от —6 до —10° С), в центральной части — субтропический, на юге — переходный к тропическому с очень жарким летом. Осадков выпадает от 1000 до 3000 мм в год. Снежный покров на о. Хоккайдо держится с ноября по апрель, в северо-восточной части о. Хонсю — с декабря по март, на остальной территории снега обычно не бывает. В июне — октябре нередки ураганные ветры — тайфуны.

Население и государственный строй.

Население Японии — 120,8 млн. человек (по данным на конец 1984 года), из них мужчины составляют 49,2 проц. Средняя плотность населения более 300 человек на 1 кв км. Высокая плотность (более 5 тыс. человек на 1 кв км) в районе Токио, а в наиболее крупных городах — Токио, Осака, Кобе, Киото — свыше 17 тыс. Плотность населения на о. Хоккайдо менее 100 человек на 1 кв км. Для Японии характерен умеренный прирост населения — около 1 проц. в год. Более 90 проц. жителей страны живет в городах.

Национальный состав однороден — свыше 99 проц. японцы. По религиозному составу они делятся на приверженцев синтоизма (древняя религия почитания предков) и буддизма. Большинство верующих исповедует одновременно обе религии. Кроме того, в стране насчитывается около 760 тыс. христиан. Официальный язык — японский, имеющий несколько диалектов. Япония является конституционной монархией.

Император (с 1926 года — Хирохито), считаясь «символом государства и единства народа», реальной властью не обладает. Он по рекомендации парламента утверждает назначение премьер-министра, по представлению кабинета министров — главного судьи верховного суда, созывает парламент, распускает палату представителей и объявляет всеобщие парламентские выборы. Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров.

Высшим законодательным органом является парламент, состоящий из палаты советников и палаты представителей. В палату советников (верхняя) входят 252 депутата, избираемых сроком на шесть лет, причем половина ее состава переизбирается каждые три года.

Палата представителей (нижняя) насчитывает 511 депутатов, срок полномочий которых четыре года. Депутаты в парламент избираются путей прямых выборов при тайном голосовании. Высший исполнительный орган власти — кабинет министров, куда входят премьер-министр и 21 министр. Премьер-министр является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны («силами самообороны»).

В административном отношении вся территория разделена на 47 префектур, состоящих из уездов. О. Хоккайдо выделен в особую область (14 округов), а три префектуры (Токио, Осака и Киото) имеют статус столичных. Япония относится к числу высокоурбанизированных стран мира. В ней насчитывается более 600 городов и поселков городского типа. К местным органам власти относятся префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания. Губернаторы в префектурах, мэры в городах, старосты в поселках и деревнях избираются сроком на четыре года.

Основные политические партии и общественные организации. В Японии существует многопартийная система, которая представлена партиями левого, правого и центристского характера.

Коммунистическая партия Японии (КПЯ) образована в 1922 году. До 1945 года КПЯ находилась на нелегальном положении. Выступает в защиту прав трудящихся, за демократические преобразования, национальную независимость, ликвидацию японо-американского военного союза и развитие Японии по пути нейтралитета.

Партия Комэйто (Партия чистой политики) создана в 1964 году. Тесно связана с буддийской организацией Сокагаккай. Опирается главным образом на неорганизованных рабочих и мелких предпринимателей. Идеологический базис — буддийское учение, цель — создать на базе «правильной» политики и религии нечто среднее между капитализмом и социализмом.

Правящая Либерально-демократическая партия (ЛДН) образована в 1955 году. Выражает интересы монополистического капитала и бюрократической верхушки. Ее идеологической базой является антикоммунизм. Во внутренней политике одно из направлений деятельности ЛДП устремлено на пересмотр антивоенных положений конституции. В основу внешней политики положены принципы сохранения и дальнейшего укрепления японо-американского военно-политического союза.

Социалистическая партия Японии (СПЯ) образована в 1945 году, поддерживается частью рабочих и средних слоев населения. Теоретическая основа партии — реформизм, в практической деятельности СПЯ выступает с антиимпериалистических, антимонополистических позиций, пользуется поддержкой крупнейшего профсоюза Японии — СОХИО, насчитывающего в своих рядах примерно 4,5 млн. членов.

Партия демократического социализма (ПДС) создана в 1960 году правыми группировками, отколовшимися от СПЯ. Отражает интересы средней и мелкой буржуазии, верхушечной прослойки рабочего класса. Среди прочих политических группировок выделяется Новый либеральный клуб, образовавшийся в конце 1976 года после выхода из ЛДП части депутатов нижней палаты парламента. Политическая программа клуба по своей сущности мало отличается от программы ЛДП. Она провозглашает курс на дальнейшую милитаризацию страны, укрепление японо-американского союза и активизацию территориальных притязаний к СССР.

Общественные организации в Японии представлены значительным количеством профсоюзных, женских и молодежных объединений. Среди них самую заметную роль играют профессиональные союзы, которые насчитывают около 6 тыс. организаций, в большинстве своем объединенных в отраслевые профсоюзы и профобъединения страны. Экономика. Япония является экономически наиболее развитым государством Азии. Начиная с 1967 года по уровню экономического развития она занимает второе после США место в капиталистическом мире. Ее валовой национальный продукт (ВНП) в 1984 году превысил 1,26 трлн. долларов.

В настоящее время общая численность трудоспособного населения достигает 90 млн. человек. В экономике занято 55 млн., в том числе в промышленности — 13,5 млн. Высокий уровень автоматизации и механизации производства, а также значительное количество занятых в торговле, финансовой деятельности и сфере услуг (около 24 млн. человек) дают основания зарубежным военным специалистам полагать, что в чрезвычайных условиях японская экономика и вооруженные силы не будут испытывать недостаток в людских ресурсах.

Производство вооружения в Японии налажено на ряде предприятий частных компаний, выпускающих также продукцию невоенного назначения. Государственных военных предприятий в стране нет. Как считают западные эксперты, в случае необходимости экономика страны в состоянии обеспечить быстрое наращивание производства оружия и боевой техники. Основой для этого являются высокоразвитые базовые отрасли. Так, в 1984 году было произведено 620 млрд. кВт-ч электроэнергии, почти 100 млн. т стали, 256 тыс. т алюминия, 80,9 млн. т цемента, 1003 тыс. т синтетического каучука, 256 тыс. металлорежущих станков, 11,6 млн. автомобилей, 5 951 млн. интегральных схем. Самообеспеченность страны продовольствием составила 73 проц.

Удельный вес Японии в мировом капиталистическом хозяйстве составляет около 14 проц. Она занимает первое место по производству судов, автомобилей, цемента, второе по производству электроэнергии, стали, синтетического каучука, радиоэлектронной аппаратуры и другой промышленной продукции. По объему внешней торговли в 1983 году (экспорт — 146,9 млрд. долларов, импорт — 126,5 млрд.) занимала третье место в капиталистическом мире после США и ФРГ.

Япония бедна природными ресурсами, вследствие чего важнейшие отрасли ее промышленности практически полностью зависят от импорта топлива и сырья. Так, в начале 80-х годов доля приобретенной в других странах нефти составляла 99,8 проц., каменного угля — 76,2, сжиженного природного газа — 86,2, обогащенного урана — 100, железной руды — 99,4, медной руды и концентратов — 83,8, бокситов и глинозема — 100.

В структуре топливно-энергетического баланса страны нефть и нефтепродукты занимают более 70 проц., уголь — 15,5, природный газ — 5,4, гидроэнергия — 5, атомная энергия — около 4 проц.

Промышленность. В последние годы продолжается рост удельного веса тяжелой индустрии в отраслевой структуре промышленности в основном за счет машиностроения. С 1965 по 1980 год он возрос с 41 до 70 проц. и более. Характерной особенностью японской обрабатывающей промышленности является сосуществование крупного производства с мелким. Мелкие и средние предприятия (менее 100 человек), на которых работает половина всех занятых, выпускают около 30 проц. условной чистой продукции.

Опережающими темпами развиваются также приборостроение, электроника, производство медикаментов, нефтехимия, станко- и автомобилестроение.

Почти 2/3 страны, где проживает более 30 млн. человек, можно отнести к категории сравнительно менее развитых районов, в то время как 1/3 территории — восточная часть о. Хонсю (население около 80 млн. человек) — сохраняет за собой ведущее положение. Именно здесь формируется тихоокеанский индустриально-транспортный пояс, на который приходится 75 проц. всего промышленного производства Японии.

В черной металлургии занято свыше 450 тыс. человек. Лидером этой отрасли является «Ниппон сэйтецу» — крупнейшая металлургическая фирма капиталистического мира. Наиболее важными центрами черной металлургии являются г. Кита-кюсю, агломерация г. Осака с группой прилегающих городов от Химедзи на западе до Вакаямы на юго-востоке, г. Нагоя, токийская агломерация (с главным центром Кавасаки) и г. Тиба.

Цветная металлургия в Японии производит практически все цветные и редкие металлы. Ее удельный вес в мировом капиталистическом производстве в начале 80-х годов составил (в проц.): по цинку — 18,7, меди — 13,7, алюминию — 9,3.

Машиностроение — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей, многие виды продукции которой ориентированы на экспорт. К числу самых развитых ее направлений относятся энергетическое, электротехническое, транспортное, сельскохозяйственное, строительное машиностроение, производство насосно-компрес-сорного и холодильного оборудования. Значительное развитие получило изготовление шарикоподшипников, медицинской и оптической аппаратуры.

Электротехническая и электронная промышленность, опираясь на широкую экспериментальную базу, выпускает разнообразный ассортимент аппаратуры для промышленного и научного использования, а также предметов бытового назначения. Быстроразвивающимися отраслями продолжают оставаться автомобильная промышленность и судостроение.

По производству автомобилей, строительству и экспорту судов Япония вышла на первое место в мире.

Центры машиностроения расположены преимущественно в районе городов Токио — Кавасаки — Иокогама, Нагоя, Осака — Кобе. Крупные судостроительные верфи находятся на северо-западе о. Кюсю, преимущественно в г. Нагасаки.

Химическая промышленность характеризуется большим разнообразием продукции. Значительное развитие получила нефтепереработка (суммарные мощности бо- лее 320 млн. т в год). Основные районы размещения предприятий — побережьй Токийского залива, район г. Нагоя и юго-западная часть о. Хонсю.

Военная промышленность страны, как отмечается в иностранной печати, в настоящее время развита на уровне, достаточном для удовлетворения нынешних потребностей японских вооруженных сил. В среднем в год по заказам управления национальной обороны (УНО) производится около 40 боевых самолетов, 35 вертолетов, примерно 60 танков, 20—25 ПУ ЗУР, более 100 орудий полевой артиллерии и минометов, до шести кораблей и другое современное оружие и боевая техника.

Всего военную продукцию выпускает более 1500 фирм, то есть каждая седьмая зарегистрированная на фондовой бирже. Большинство из них входит в крупные монополистические объединения. В целом концентрация производства вооружений в Японии довольно велика: 20 самых крупных его производителей выполняют более 70 проц. всех заказов.

Основным представителем военного бизнеса является гигантский концерн «Мицубиси дзюкогё», на долю которого приходится свыше 30 проц. заказов УНО. В его руках сосредоточено производство авиационной, бронетанковой и ракетной техники, артиллерийского вооружения, электронного оборудования, боевых кораблей и другой военной техники. Кроме того, крупными подрядчиками УНО считаются «Кавасаки дзюкогё», «Ниппон дэнки», «Тосиба», «Исикавадзима-Харима дзюкогё».

Уступая давлению Вашингтона, правительство Японии к 1990 году намечает увеличить в войсках количество боевых самолетов, современных танков, ракетных систем, эсминцев и подводных лодок, а также завершить разработку собственных истребителя и штурмовика, вывести на орбиту два разведывательных спутника. В Японии ведутся работы по созданию ракет с лазерной системой наведения, готовится к испытаниям собственная крылатая ракета.

В последние годы расширяется японо-американское сотрудничество в области совместных военных разработок, которые особенно активизировались после заключения в ноябре 1983 года двустороннего соглашения об обмене соответствующей информацией. США намерены привлечь Японию, известную своими достижениями в области электроники, к участию в создании «оружия будущего», в том числе по программе подготовки «звездных войн». В свою очередь японские военно-промышленные круги стремятся активно сотрудничать с американскими корпорациями.

Сельское хозяйство. В сельском и лесном хозяйстве, а также рыболовстве занято около 9 проц. самодеятельного населения, эти отрасли производят 3,3 проц. ВНП. Обрабатываемая площадь составляет около 5,7 млн. га. В некоторых районах страны осуществляются два посева в год.

Посевами риса, являющегося главной сельскохозяйственной культурой и основой питания населения, занято более половины посевной площади. Овощи в пригородных хозяйствах выращиваются круглогодично. Возделываются также табак, соя, фасоль, чай. Выращиваются цитрусовые, яблоки, персики и другие фрукты.

В целом сельскохозяйственное производство с середины 70-х годов обеспечивает страну рисом, овощами и фруктами. В 1984 году было собрано 11,4 млн. т зерна, произведено более 7 млн. т молока, 3,2 млн. т мяса.

Пути сообщения и транспорт. В Японии развиты все современные виды транспорта: морской, автомобильный, железнодорожный и воздушный.

Морской транспорт традиционно занимает ведущее место. По тоннажу морского торгового флота Япония занимает второе место в капиталистическом мире (около 40 млн. брутто peг. т). Ежегодно через ее порты проходит 2 758 млн. т грузов. Всего на побережье Японских о-вов построено более 1000 морских портов и стоянок, из них 123 считаются основными, в том числе 18 важнейшими. 30 портов имеют грузооборот, превышающий 20 млн. т в год каждый: Кобе (грузооборот более 140 млн. т в год, рис. 2), Иокогама (около 130 млн. т), Тиба (123 млн. т), Нагоя (свыше 100 млн. т) и другие.

Кобе

Второе место по грузообороту занимает автомобильный транспорт. В Японии развита сеть автомобильных дорог. В среднем на 100 кв км территории приходится 30 км дорог. Общая их протяженность превышает 1 млн. км, в том числе более 3,5 тыс. км скоростных и свыше 430 тыс. км с твердым покрытием.

Характерной чертой японских автомобильных дорог является наличие большого количества искусственных сооружений: мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок. Всего насчитывается около 4,5 тыс. тоннелей (общая их протяженность превышает 770 км), более 457 тыс. мостов (свыше 6,5 тыс. км).

Скоростные автострады связывают практически все крупные административно-промышленные центры страны. Сеть таких дорог постоянно расширяется. Дорожные сети островов связаны между собой автомобильными паромами.

Автомобильный парк Японии на конец 1984 года насчитывал: легковых автомашин 26,4 млн. единиц, грузовых — 15,4 млн., автобусов — 200 тыс. Объем автомобильных перевозок грузов составил 192 млрд. ткм.

За последние 30 лет резко снизилась доля железнодорожного транспорта во внутреннем грузообороте (с 51 проц. в 1955 году до 18 и ниже в 1983-м). На конец 1984 года протяженность железных дорог достигала 27 тыс. км, из которых более 16 тыс. электрифицированы. Из-за гористого рельефа местности на дорогах находится много мостов, эстакад, тоннелей. Подавляющая часть железных дорог имеет узкую (1067 мм) колею. В настоящее время активно расширяется сеть скоростных железных дорог с шириной колеи европейского стандарта (1435 мм). Они используются для пассажирских перевозок. К концу 1984 года были построены три направления этой дороги общей протяженностью около 1900 км: Токио — Осака — Хаката, Токио — Мориока и Токио — Ниигата. Скорость движения здесь достигает 210 км/ч.

Железные дороги основных островов соединены между собой паромами.

Между островами Хонсю и Кюсю имеются тоннели — однопутный (ширина колеи 1067 мм) и двухпутный для скоростной дороги. Протяженность последнего 18,7 км. Между островами Хоккайдо и Хонсю завершена проходка крупнейшего в мире тоннельного сооружения общей протяженностью около 54 км. Только подводная часть тоннеля «Сэйкан» имеет длину 23 км. Движение намечено открыть к середине 1988 года. Подвижный состав железных дорог насчитывает около 4 тыс. локомотивов, до 29 тыс. пассажирских и до 99 тыс. грузовых вагонов.

Среди капиталистических стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Япония имеет наиболее развитый воздушный транспорт. Ежегодно по внутренним авиалиниям перевозится около 32 млн. пассажиров и по международным — почти 4 млн. Самолетный парк насчитывает более 300 самолетов различных типов, в том числе около 25 проц. японского производства (типа YS-11).

В стране имеется развитая аэродромная сеть. Всего построено более 130 аэродромов, наиболее крупными из которых являются международные аэропорты Токио (Ханеда и Нарита) и Осака. В настоящее время ведутся проектные и изыскательские работы по созданию нового крупного международного аэропорта в районе г. Осака, который планируется построить на плавучей платформе в Осакском заливе. Крупнейшей авиационной компанией является «Джапан эр лайнз», которая ежедневно осуществляет более 40 международных и около ПО внутренних рейсов.

Вооруженные силы Японии, как сообщает японская печать, насчитывают 245 тыс. человек. Они состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. В японской армии высок удельный вес офицеров и унтер-офицеров, что позволяет в случае необходимости быстро развернуть многочисленную армию.

К высшим органам управления «силами самообороны» относятся: совет национальной обороны (СНО), управление национальной обороны (УНО), объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ).

Совет национальной обороны — консультативный орган при премьер-министре по военным вопросам, который по существующему законодательству является главнокомандующим «силами самообороны» и председателем СНО. Ему дано право объявлять с согласия парламента состояние войны и военного положения.

В состав СНО входят: премьер-министр, генеральный секретарь кабинета министров, министры иностранных дел, внешней торговли и промышленности, финансов, начальники управлений (в ранге министров) национальной обороны, экономического, научно-технического планирования, председатель государственного комитета по обеспечению общественной безопасности (руководитель полицейского ведомства).

Управление национальной обороны решает вопросы, связанные со строительством и использованием «сил самообороны», поддержанием их в состоянии боевой готовности, организацией материально-технического, продовольственного и финансового обеспечения. Во главе управления стоит начальник (гражданское лицо), назначаемый премьер-министром из числа депутатов парламента от правящей ЛДП. В последние годы роль начальника УНО заметно возросла.

Объединенный комитет начальников штабов — орган оперативного руководства вооруженными силами. Председатель ОКНШ — высшее должностное лицо среди военнослужащих «сил самообороны». Он поочередно назначается из числа начальников штабов видов вооруженных сил и имеет высшее воинское звание — генерал или адмирал. В ОКНШ на правах членов входят начальники штабов (они же командующие) видов вооруженных сил. Рабочим органом комитета является секретариат. Функции ОКНШ приравниваются к функциям генеральных штабов в капиталистических странах.

Сухопутные войска — самая многочисленная часть «сил самообороны». По официальным японским данным, на начало 1985 года в них насчитывалось 155 тыс. человек. Они оснащены современным оружием и военной техникой.

танк 74

По сведениям иностранной печати, сухопутные войска имеют более 1000 танков, 550 бронетранспортеров, до 2800 орудий полевой артиллерии и минометов, свыше 400 самолетов и вертолетов армейской авиации, 50 пусковых установок тактических ракет, до 200 ПУ зенитных управляемых ракет и другое вооружение. Парк армейской авиации позволяет решать задачи воздушного десантирования, огневой поддержки с воздуха, снабжения и эвакуации войск, управления боем и ведения разведки.

В составе сухопутных войск Японии пять армий: Северная (штаб в Саппоро), Северо-Восточная (Сендай), восточная (Токио), Центральная (Осака) и Западная (Кумамото). Наиболее сильная армейская группировка сухопутиых войск, по оценке западных военных специалистов, расположена на о. Хоккайдо.

Всего в составе сухопутных войск имеется: 12 пехотных и одна танковая дивизия, две смешанные, одна воздушно-десантная и одна артиллерийская бригада, две отдельные группы полевой артиллерии, восемь зенитных ракетных дивизионов, одна вертолетная и пять инженерных бригад, одна бригада связи.

Военно-воздушные силы включают собственно воздушные силы, силы и средства ПВО страны. В них насчитывается 46 тыс. человек, на вооружении находится свыше 350 боевых самолетов. В боевом составе ВВС имеются следующие эскадрильи: три тактические истребительные, десять истребительных ПВО, одна разведывательная, одна ДРЛО и управления, три транспортные, а также шесть зенитных ракетных дивизионов.

Оперативное руководство ВВС осуществляет боевое авиационное командование.

ВВС Японии по вопросам организации боевой подготовки тесно взаимодействуют с ВВС США, дислоцирующимися на территории Японии и в зоне Тихого океана.

Противовоздушная оборона Японии организуется и ведется по единому плану командования «сил самообороны» с привлечением всех видов истребительной авиации и частей ЗУР «Найк-J». Управление силами и средствами ПВО осуществляется с помощью автоматизированной системы «Бэйдж», в которую поступает информация о воздушной обстановке в зоне Японских о-вов с 28 радиолокационных постов ПВО и с самолетов ДРЛО Е-2С.

Японские ВВС располагают сетью хорошо оборудованных авиационных баз, пригодных для использования современными боевыми самолетами всех типов в любых условиях метеообстановки, днем и ночью. К таким базам относятся Титосе, Мисава, Мацусима, Хамамацу, Комацу, Комаки, Ньютабару, Наха и другие.

Военно-морские силы, насчитывающие по официальным данным 44 тыс. человек, организационно состоят из оперативного флота, пяти военно-морских районов и других учреждений, подчиненных ВМС. В составе флота имеется более 100 боевых кораблей (в том числе около 50 эскадренных миноносцев и фрегатов, 14 подводных лодок, более 40 тральщиков) и примерно 40 катеров. В авиации флота до 300 самолетов и вертолетов, из которых более 200 — боевые.

Перед ВМС Японии поставлены задачи по охране и обороне морского побережья страны, блокаде проливных зон, в особенности по борьбе с подводными лодками. В последние годы в соответствии с тезисом японского военно-политического руководства о «военной ответственности в 1000-мильной зоне» сфера возможной деятельности ВМС Японии охватывает тихоокеанские воды у рубежей СССР, КНДР, КНР, Тайваня, Южной Кореи и Филиппин.

Территория Японии, по оценке зарубежных специалистов, в оперативном отношении оборудована достаточно хорошо. В то же время в соответствии с планами военно-политического руководства страны по дальнейшей подготовке ее к возможному использованию в случае развязывания военщиной США войны против Советского Союза и других социалистических стран на Дальнем Востоке продолжаются широкие работы по совершенствованию инфраструктуры Японии. Значительные средства выделяются на содержание и модернизацию американских военных объектов, расположенных на территории Японских о-вов.

В последние годы, как сообщает зарубежная печать, особое внимание уделяется развитию систем связи и управления вооруженными силами, систем контроля воздушной, надводной и подводной обстановки в районе Японских о-вов, систем базирования ВВС и ВМС. В частности, в середине 1984 года было завершено создание единой системы связи и управления вооруженными силами, начата эксплуатация национальной системы спутниковой связи «Сакура», ведутся работы по созданию системы связи, основанной на использовании волоконной оптики.

Расширяется сеть аэродромов, пригодных для базирования боевой авиации, в особенности в северных районах. На о. Хоккайдо вблизи авиабазы Титосе завершается строительство еще одного крупного аэродрома, построены новые аэродромы в районе Мемамбецу, Обихиро, реконструируются аэродромы в Вакканай, Асахигава, Кусиро, Кенебецу и другие. Проводится модернизация авиабазы Мисава, на которой начато развертывание двух эскадрилий самолетов — носителей ядерного оружия F-16, принадлежащих американским ВВС.

В стадии завершения находятся работы по перевооружению радиолокационных постов ПВО с устаревших РЛС американского производства на современные трех-координатные РЛС японской разработки.

Вооруженные силы США в Японии, дислоцирующиеся на ее территории под предлогом «обеспечения взаимной безопасности», насчитывают около 46 тыс. человек, в том числе: сухопутные войска — около 2,5 тыс., ВВС — 14,6 тыс., ВМС — 7,5 тыс., морская пехота — более 21 тыс. Они используют 120 японских военных баз и объектов, а о. Окинава фактически превращен в «непотопляемый авианосец» США.

Правящие круги Японии, последовательно осуществляя милитаризацию страны и усиливая военные приготовления, активно проводят мероприятия по дальнейшему развитию японо-американского военного сотрудничества, ускоренному наращиванию боевых возможностей вооруженных сил, идеологической обработке населения. Официальные представители правительства и деятели правящей либерально-демократической партии открыто ставят вопрос о пересмотре антивоенных статей действующей конституции и принятии законов на период чрезвычайной обстановки. С 1973 года официально провозглашен фальшивый тезис о том, что «вооруженные силы СССР представляют потенциальную угрозу Японии».

Япония является одним из наиболее последовательных сторонников поддержки программ развертывания американских ракет первого удара в Западной Европе и милитаризации космического пространства. Как сообщали японские средства массовой информации, некоторые компании страны уже поставляют в США радиоэлектронные приборы, предназначенные для использования в системах так называемой «противоракетной обороны с элементами космического базирования».

Практика свидетельствует, что в военно-политическом курсе японских правящих кругов, направленном на дальнейшее усиление милитаризации страны и наращивание мощи вооруженных сил, на беспрекословную поддержку агрессивных устремлений американского империализма, усиливаются опасные тенденции для дела мира на Дальнем Востоке. Все это требует от советских воинов постоянного повышения бдительности и боевой готовности.

Подполковник В. Мишин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1986.

Последнее обновление 10.01.2010 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com