Корпус стражей исламской революции

 

Подполковник О. Чернета.
В ФЕВРАЛЕ 1979 года в Иране был свергнут деспотический шахский режим, тесно связанный с американским империализмом. В стране произошла революция, которую по движущим силам, методам борьбы и всеобщим требованиям социальной справедливости можно определить на начальном этапе как народную, демократическую, по основной направленности — антимонархическую и антиимпериалистическую, по социальной сущности — буржуазную, по идеологической форме и руководящей роли шиитского духовенства — исламскую.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии подчеркивается; "Особый характер имеет революция в Иране, которая стала крупным событием в международной жизни последних лет. При всей своей сложности и противоречивости это в своей основе антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить этот ее характер». Как показали последующие события, выводы съезда нашей партии полностью подтвердились.

Правящее ныне в Иране мусульманское шиитское духовенство, пришедшее к власти на волне народных выступлений, в первый послереволюционный период под давлением трудящихся обещало провести преобразования, объективно направленные на обеспечение интересов «обездоленных». Однако в дальнейшем, проявив явную непоследовательность в осуществлении данных народу обещаний, оно направило основные усилия на монополизацию власти в своих руках. Претворение вжизнь важнейших социально-экономических преобразований в интересах трудящихся (особенно земельной реформы, введение прогрессивного трудового законодательства) было застопорено. Стали усиливаться позиции правоконсервативного крыла духовенства, склонного к союзу с крупным капиталом и помещиками.

Положение в стране серьезно осложняется в связи с нерешенностью национального вопроса, оставшегося в наследство от шахского режима. Курды, туркмены, белуджи и другие национальные меньшинства выдвинули требования о предоставлении им национальной, административной и культурной автономии. В Иранском Курдистане постоянно происходят вооруженные столкновения между отрядами курдских повстанцев и силами религиозно-политического руководства.

Тяжелым бременем для экономики и всей общестаенной жизни страны стала ирано-иракская война, начавшаяся в сентябре 1980 года. По подсчетам зарубежных специалистов, она уже стоила Ирану нескольких десятков тысяч человеческих жизней. Экономический ущерб, нанесенный войной, достигает многих миллиардов долларов. Совершенно очевидно, что от продолжения этого братоубийственного конфликта выигрывают лишь агрессивные внешние силы, и прежде всего США, стремящиеся ослабить обе страны, дестабилизировать обстановку в регионе, и особенно в зоне Персидского залива. Вашингтон рассматривает эту войну как предлог для открытого вмешательства во внутренние дела государств Юго-Западной Азии и наращивания здесь милитаристского присутствия.

В этих условиях в Иране усилились роль и влияние так называемых «революционных органов власти» — местных исламских комитетов, общественно-политических, экономических и благотворительных организаций, преданных духовенству и лично аятолле Хомейни. Наиболее влиятельным органом религиозно-политического руководства страны считается сформированный в первые месяцы после победы революции корпус стражей исламской революции (КСИР) — «Сепах-э пасдаран-э энкелаб-э золами». Аятолла Монтазери, которого называют преемником аятоллы Хомейни, считает, что «корпус стражей — детище исламской народной революции и является единственным в своем роде органом, обладающим широкими религиозными, политическими и военными полномочиями».

Основу КСИР составили различные боевые группы исламских комитетов, бойцов которых называют пасдаранами. В переводе на русский язык слово «пасдар» означает охраняющий, оберегающий, то есть страж, защитник.

В соответствии с уставом КСИР, утвержденным в мае 1982 года, его верховным главнокомандующим является руководитель страны аятолла Р. Хомейни. Корпус предназначен для защиты исламской революции Ирана и ее завоеваний, распространения господства ислама в рамках конституции Исламской республики Иран (ИРИ), постоянного содействия осуществлению мусульманских идей, усиления оборонного потенциала ИРИ при взаимодействии с вооруженными силами, формирования и военной подготовки народного ополчения — «басидж». Он выполняет как внутренние, так и внешние функции. В уставе отмечается, что к числу его основных внутренних задач относится ведение борьбы с «подрывными элементами», выступающими против исламской революции, оказание помощи силам охраны общественного порядка, в том числе в деле обеспечения безопасности государственных учреждений, религиозных и политических деятелей, а также участие а спасательных операциях в случае стихийный бедствий.

В уставе корпуса определено, что по решению высшего совета обороны КСИР «оказывает содействие армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя". Он тесно сотрудничает с органами разведки и контрразведки.

В иностранной печати не раз отмечалось, что КСИР создан в противовес армии в силу того, что религиозно-политическое руководство не вполне доверяет ей, несмотря на многочисленные чистки офицерского состава после свержения шаха. Но сейчас представители правящего режима отрицают это и заявляют о своих планах развивать и армию, и КСИР.

В настоящее время части и соединения корпуса активно участвуют в боях на ирано-иракском фронте. Они же в широких масштабах используются и для подавления всех инакомыслящих в стране, в первую очередь левых прогрессивных сил, выступающих за продолжение революции по пути социально-экономических преобразований в интересах трудящихся масс. Как одну из больших «побед» КСИР и режима в целом иранские средства массовой информации преподносят арест и суд над руководителями и членами Народной партии Ирана (Туде).

По оценке зарубежных специалистов, КСИР является основным орудием правящего духовенства и в борьбе против выступлений национальных меньшинств, особенно в Иранском Курдистане.

Как отмечается в иностранной печати, по своей организационной структуре корпус состоит из командования, возглавляемого командующим КСИР, и министерства во главе с министром. В целях организации взаимодействия между ними создан высший совет, который вырабатывает генеральную линию деятельности КСИР и определяет задачи различным подразделениям, управлениям и службам.

Все руководящие органы корпуса находятся под эгидой представителя аятоллы Хомейни (в настоящее время — ходжат- оль-эслам (один из высших титулов шиитского духовенства) Ф. Махаллати). Он является духовным лицом и, согласно уставу, обязан «следить, чтобы все дела корпуса и решения командования соответствовали нормам шариата и указаниям руководителя страны». В целях контроля над всеми звеньями КСИР он назначает в них своих представителей из числа компетентных лиц духовенства. Ф. Махаллати сотрудничает с представителями Хомейни в армии и силах общественного порядка в интересах установления взаимодействия и связей между ними.

По словам аятоллы Монтазери. «представительство имама (так сейчас в Иране называют Хомейни. — Ред.) в корпусе - это не формальный орган, ограничивающийся только разговорами и объявляющий, что дозволено и не дозволено для пасдаранов... Его основная задача — полный и пристальный контроль за всеми сферами деятельности корпуса как на фронте, так и в других местах».

Для обеспечения деятельности представителя руководителя страны создан соответствующий аппарат, состоящий из двух канцелярий:контроля — занимается наблюдением за текущими делами корпуса на всех уровнях и готовит доклады-обзоры для представителя и политической — проводит анализ проблем, связанных с моральной подготовкой и идейным воспитанием пасдаранов.

Непосредственное руководство КСИР осуществляет командующий (в настоящее время им является Мохсен Резайи) через центральный штаб. Он несет ответственность за оперативную подготовку, планирование, организацию и ведение разведки, укомплектование корпуса кадрами, военную и идейно-политическую подготовку личного состава, пропагандистскую и издательскую деятельность, а также обучение народного ополчения. Командующий корпусом назначается лично аятоллой Хомейни и подчиняется ему.

Министерство корпуса отвечает за административно-финансовую и правовую деятельность. Оно занимается также вопросами обеспечения корпуса, поддерживает связь с правительством и меджлисом, ведет строительство необходимых объектов и сооружений. В настоящее время его возглавляет Рафик Дост. Министр корпуса — член правительства, но он не входит в высший совет обороны, где корпус представлен командующим КСИР.

В территориальном отношении вся страна разбита на 11 округов КСИР (в них созданы свои штабы и советы), которые состоят из районов, а те —— из баз и постов. Округ располагается, как правило, на территории нескольких останов (областей).

По оценке командующего КСИР Резайи, в настоящее время «корпус превратился в широкомасштабную военную организацию... Произошли разительные изменения и в качественном отношении. С военной точки зрения он вырос настолько, что в состоянии планировать и проводить военные операции, которым дают высокую оценку опытные кадровые военные».

Большую часть вооруженных формирований КСИР, как сообщалось в иностранной печати, составляют сухопутные войска. которые строятся по типу регулярных вооруженных сил (дивизии, бригады, батальоны и роты). Имеются также военно-морские и военно-воздушные подразделения. Кроме того, в корпусе создаются специальные батальоны «кровной мести аллаха». предназначаемые в основном для борьбы с выступлениями курдов. Есть также подразделения, которые именуются батальонами «освобождения Кодс», то есть Иерусалима. В феврале 1984 года первая дивизия, сформированная из таких батальонов, была направлена на ирано-иракский фронт. Бойцы корпуса имеют свою форму одежды и специальную эмблему: рука, сжимающая винтовку, и надпись «Сепэх-э пасдаран-э энкеляб-э эслами». В настоящее время большое внимание уделяется оснащению подразделений корпуса современным, в том числе тяжелым, вооружением. По боевой мощи. согласно оценке иранских руководителей, он уже практически на уступает регулярным вооруженным силам.

В соответствии с пятилетним планом развития КСИР предусматривается создание собственных заводов по производству вооружения и боеприпасов. В феврале 1984 года на церемонии открытия первого предприятия, выпускающего минометы, министр корпуса заявил, что на таких заводах "в будущем будет производиться и стратегическое оружие».

Комплектование КСИР осуществляется в основном на добровольных началах за счет наиболее фанатично преданных исламскому режиму, всесторонне проверенных мужчин и женщин в возрасте старше 16 лет, имеющих рекомендации от священнослужителей. Значительная часть бойцов корпуса подбирается из числа личного состава «двадцатимиллионной народной армии», то есть народного ополчения.

На КСИР возложены задачи подготовки и формирования ополчения. В соответствии с уставом все члены ополчения делятся на три категории: простые (рядовые) члены, прошедшие курс общей начальной подготовки и зачисленные в рядовой состав, активные — те, кто после курса общей подготовки продолжает заниматься по отдельной программе, и специальные — это лица, зачисленные в резерв КСИР. Последняя категория поддерживает регулярную связь с корпусом, им выдается специальное удостоверение. По данным иранской печати, уже более 3 млн. человек прошло военную подготовку по этой программе. В интересах совершенствования системы комплектования ополчения в феврале 1984 года в стране были проведены большие «исследовательские маневры» под названием «освобождение Коде".

В последнее время усилилось внимание религиозно-политического руководства Ирана к расширению учебных центров по подготовке кадров для корпуса. Сейчас руководящие кадры готовятся в офицерском училище КСИР в г. Кум. Обучение командно-штабных иидеологических кадров осуществляется в средних школах корпуса. В ближайшее время планируется открыть академию, куда будут приниматься выпускники офицерского училища и средних школ КСИР. Кроме того, для мальчиков старше 13 лет организованы специальные лагеря. Таким образом, по оценке иностранных обозревателей, упор .делается на достижение полной автономии корпуса в деле подготовки кадров.

Руководящие деятели Ирана считают, что так как КСИР — это военно-идеологический, политический орган, то все его члены "должны хорошо знать каноны ислама и иметь соответствующую идейно-политическую подготовку". По словам президента Ирана А. Хаменеи, «если в корпусе не будет усиленного изучения идейно-политических проблем, то его нельзя считать действенным органом исламской революции». С целью превращения КСИР в надежную опору клерикального режима осуществляется интенсивная религиозно-идеологическая обработка его личного состава. Для организации и проведения этой работы существуют два управления: идейно-политическое и пропаганды и печати. Последнее отвечает за ведение пропагандистской деятельности при помощи средств массовой информации. Их начальники и начальники подчиненных им отделов назначаются из числа духовенства представителем руководителя страны в корпусе. В уставе корпуса подчеркивается, что «тематика, программы идейно-политической подготовки, а также направление и содержание пропаганды и печати должны утверждаться руководителем страны или его представителем в КСИР».

В настоящее время, по данным иранской печати, в идейно-политическом управлении работает более 250 служителей культа. Кроме того, значительное их количество находится непосредственно в частях и соединениях.

В идейно-политическом воспитании личного состава корпуса а духе верности исламским канонам и правящему режиму используются самые разнообразные формы и методы, основным из которых является устная и печатная пропаганда. Широкое распространение получили беседы и лекции на религиозные темы. Проводятся также ежедневные намазы (молитвы) в составе подразделения. По выходным дням в пятницу в масштабе частей организуются намазы, на которых выступают высокопоставленные религиозные и политические деятели, командиры. Во время этих выступлений наряду с чисто религиозными затрагиваются вопросы повседневной жизни, дается трактовка актуальных внутренних и международных проблем.

Для воспитания пасдаранов активно используются средства массовой информации. В Иране существует несколько радио и телепрограмм для КСИР. Действует широковещательная радиостанция «Радьйо- йе селах» ("Радио корпуса»), которая ведет передачи не только на личный состав КСИР и население Ирана, но и на зарубежные страны. Издается более десяти газет и журналов, среди которых большинство многотиражных, в том числе «Пасдар-э эслам» («Страж ислама»), "Пейам-э энкелаб» («Вестник революции») и другие. Выпускается также большое количество пропагандистских брошюр религиозного и политического содержания. Часть материалов издается на иностранных языках (английском, арабском) для зарубежного читателя. Широко используется наглядная агитация. Боевая техника расписана изречениями из корана, танки и бронетранспортеры украшаются флагами — зелеными (цвет ислама) и красными (цвет самопожертвования).

В основу содержания идейно-политического воспитания личного состава КСИР положены догмы ислама шиитского направления и положения шариата. Характерно, что религиозные аспекты все теснее переплетаются с конъюнктурой политической жизни в стране и за рубежом. Широко ведется пропаганда исламской революции, подчеркивается ее «всемирный характер» и необходимость экспорта в другие страны. Это положение было выдвинуто аятоллой Хомейни. «Мы,— заявляет он,— распространяем нашу революцию по всему миру, поскольку наша революция исламская. Пока во всем мире не победит ислам, борьба будет продолжаться». Особое внимание уделяется пропаганде «джихада» (священной войны с неверными), что используется правящим духовенством для поддержания у пасдаранов высокого боевого духа и веры в справедливость идей экспорта «исламской революции». При этом особое место отводится призыву следовать "шахадату" (самопожертвование в борьбе за веру). Всем стражам внушается, что самопожертвование является богоугодным делом для правоверного мусульманина, а «шахидам» (погибшим за веру) обещается прощение всех их грехов и «прямой путь в рай». В этой связи аятолла Хомейни учит: "Красная смерть во много раз лучше черной жизни. Мы сегодня нуждаемся в «шахадате» с тем, чтобы завтра наши дети с гордостью противостояли миру безбожия". Он проповедует, что «кровь, пролитая во имя «джихада», делает ислам еще более блестящим и дает душу потомкам».

Подобная пропаганда ведет к тому, что в ходе боевых действий на ирано-иракском фронте были неоднократные случаи, когда впереди атакующих войск посылались 14- и 15-летние подростки. Как отмечалось в зарубежной печати, они шли по минным полям и ценой собственных жизней открывали проходы идущим за ними войскам. Эти юноши искренне верили, что после смерти их ожидает прямой путь в рай.

Концепция «джихада» используется и как один из аргументов укрепления воинской дисциплины и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Например, выступая в январе 1984 года перед пасдаранами, отправляющимися на фронт, Махаллати призывал к точному выполнению приказов и распоряжений командиров. При этом он подчеркивал, что «если вы без распоряжения командира пойдете даже вперед, то в этом случае вы не будете считаться "шахидами", так как только повиновене командиру соответствует нормам шариата." Религиозно-политическое руководство Ирана прилагает большие усилия, чтобы изолировать личный состав КСИР от политической жизни в стране. Им запрещено участвовать в партиях, политических организациях и группировках.

Источник - Зарубежное военное обозрение №12 1984

Последнее обновление 18.04.2003 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.