Комитет начальников штабов вооруженных сил США

 

Комитет начальников штабов (КНШ) — консультативный и исполнительный орган, обеспечивающий деятельность президента (верховного главнокомандующего) и министра обороны по управлению вооруженными силами как в мирное, так и в военное время.

Впервые понятие «комитет начальников штабов» появилось в американской военной печати в феврале 1942 года, когда состоялось заседание начальников штабов видов вооруженных сил, созванное для организации совместного руководства военными действиями во второй мировой войне.

Официально положение о КНШ было изложено в законе о национальной безопасности (1947). В соответствии с ним в состав КНШ были включены начальники штабов армии, ВВС и ВМС с задачей координации планов и выработки военной стратегии. Для обеспечения их работы был создан объединенный штаб в количестве 100 офицеров — представителей всех видов вооруженных сил.

В последующие годы структура и функции комитета постоянно претерпевали изменения. Так, в 1949 году конгресс США утвердил должность председателя КНШ без права голоса. С 1952 года на заседания КНШ при обсуждении вопросов, связанных с морской пехотой, стал приглашаться комендант морской пехоты с правом голоса. В соответствии с дополнениями к закону, принятыми в 1953 году, комитет становится в большей степени планирующим, консультативным органом и теряет свое право коллегиального управления объединенными командованиями. Однако уже в 1958 году он приобрел полномочия по оперативному руководству объединенными командованиями, членам КНШ было разрешено поручать выполнение своих обязанностей заместителям с тем, чтобы больше времени уделять работе в комитете. Существенно расширились полномочия председателя КНШ, которому были даны право голоса и равные права с другими членами при решении вопросов планирования. Численность объединенного штаба была доведена до 400 офицеров. В 1978 году постоянным членом комитета стал комендант морской nexoты.

В указанном составе и с такими функциями КНШ просуществовал до 1986 года, но работа по совершенствованию его деятельности продолжалась: создавались многочисленные комиссии, изучавшие структуру, задачи комитета и полномочия его членов, разрабатывались различные рекомендации по реорганизации комитета. В качестве основных причин появления многочисленных проектов совершенствования деятельности КНШ в западной прессе приводились следующие:
— Необходимость повышения полномочий председателя комитета.
— Деятельность членов КНШ, являющихся одновременно начальниками штабов видов вооруженных сил, в значительной степени зависит от состояния дел в своих видах. Поэтому при рассмотрении общих для вооруженных сил вопросов они исходили в первую очередь из интересов своих войск (сил), что вело к соперничеству, снижению эффективности предлагаемых мер и оперативности их применения, препятствовало рациональному планированию и ведению военных операций объединенными усилиями всех видов вооруженных сил. Это особенно наглядно проявилось в ходе попытки освобождения американских заложников в Тегеране в 1980 году и вторжения на Гренаду в 1983-м.
— Комитет практически не участвовал в процессе разработки бюджета министерства обороны, что также проявлялось в недостаточном учете интересов вооруженных сил в целом и объединенных командований в частности, в дублировании при разработке и принятии на вооружение новых видов оружия и военной техники. Это в свою очередь вело к увеличению расхода денежных средств.

Критические замечания в адрес КНШ были учтены в законе о реорганизации министерства обороны, подписанном президентом США 1 октября 1986 года. В соответствии с ним в состав КНШ входят (см. схему) председатель, его заместитель, начальники штабов армии, ВВС, ВМС и комендант морской пехоты. Председатель является главным военным советником президента США, совета национальной безопасности (СНБ) и министра обороны. Другие члены комитета — военные советники президента, СНБ и министра обороны по своим вопросам.

Председатель КНШ назначается президентом по рекомендации и с согласия сената из числа генералов (адмиралов) регулярных вооруженных сил (заместитель председателя комитета, начальник штаба вида вооруженных сил, комендант морской пехоты, главнокомандующий объединенным или специальным командованием) сроком на два года, который может быть продлен еще на два двухгодичных периода. Он является высшим военным должностным лицом в вооруженных силах и вместе с тем не считается начальником для членов комитета из видов вооруженных сил.

Председатель организует регулярные заседания КНШ, определяет их повестку дня, принимает решение о включении для обсуждения вопросов, предлагаемых другими членами, оказывает им помощь в выполнении своих обязанностей, особенно при решении спорных и срочных вопросов, определяет сроки принятия решений по проблемам, находящимся на рассмотрении комитета. В круг его функциональных обязанностей входят:
— оказание помощи президенту и министру обороны в управлении вооруженными силами;
— руководство разработкой текущих и перспективных стратегических планов исходя из выделяемых министром обороны ресурсов, комплексных планов материально-технического обеспечения и стратегических перебросок в интересах их выполнения, выработка рекомендаций по распределению обязанностей между видами вооруженных сил;
— руководство разработкой и уточнением планов действий в условиях чрезвычайной обстановки в соответствии с указаниями президента и министра обороны, а также потребностями МТО и стратегических перебросок войск и грузов с целью их выполнения, выработка рекомендаций по распределению обязанностей между начальниками штабов видов вооруженных сил;
— доклад министру обороны о наиболее существенных недостатках в вооруженных силах, выявленных в ходе разработки или уточнения стратегических планов, об оценке их влияния на выполнение стоящих перед вооруженными силами задач и достижение целей национальной безопасности с рекомендациями по устранению этих недостатков;
— консультация министра обороны по вопросам соответствия основных программ строительства видов вооруженных сил положениям стратегических планов;
— предоставление военно-политическому руководству рекомендаций по включению в проект военного бюджета средств, необходимых для обеспечения деятельности объединенных и специальных командований, и по проектам бюджетов и программам строительства видов вооруженных сил на очередные два финансовых года, а также по их соответствию требованиям министра обороны, планируемым ресурсам и потребностям войск (сил) в целом;
— разработка во взаимодействии с главнокомандующими объединенными и специальными командованиями и введение в действие единой системы оценки готовности командований к выполнению возложенных на них задач;
— оценка потребностей вооруженных сил при подготовке программ закупок министерства обороны;
— разработка и корректировка военной стратегии и концепций использования сухопутных войск, ВВС и ВМС и вооруженных сил в целом;
— формулирование принципов организации совместной оперативной и боевой подготовки видов вооруженных сил, указания по подготовке крупных учений войск (сил) и руководству ими;
— организация представительства Пентагона в военно-штабном комитете ООН и других международных военных организациях;
— представление министру обороны не реже раза в три года доклада с рекомендациями по уточнению роли, предназначения и задач видов вооруженных сил в связи с возможными изменениями в характере угрозы «национальным интересам США», появлением новых технологий, которые могут быть эффективно использованы в военном деле, и другими факторами. В таком докладе должны содержаться рекомендуемые изменения, которые целесообразно внести в соответствующие законодательные акты, директивы, уставы и другие документы.

По решению президента США председателю КНШ (в его отсутствие заместителю) разрешается присутствовать на заседаниях совета национальной безопасности в качестве главного военного советника.

Президент может принять также решение, чтобы связь между ним (министром обороны) и главнокомандующими объединенными и специальными командованиями осуществлялась через председателя КНШ, что фактически и делается в повседневной жизни. Кроме того, президент имеет право возложить на председателя комитета обязанности по оказанию помощи ему и министру обороны в ходе руководства вооруженными силами.

Министр обороны может поручить председателю КНШ осуществлять контроль за деятельностью объединенных и специальных командований без предоставления ему каких-либо командных полномочий, а также возложить на него обязанности по представлению и защите интересов главнокомандующих объединенными и специ- альными командованиями, особенно при решении оперативных вопросов и обеспечении их потребностей.

Заместитель председателя комитета назначается президентом по рекомендации и с согласия сената из числа генералов или адмиралов регулярных вооруженных сил, имеющих опыт работы в объединенных штабах. Считается, что председатель КНШ и его заместитель не могут принадлежать к одному и тому же виду вооруженных сил. Срок полномочий заместителя и порядок его продления точно такой же, как и у председателя.

Заместитель выполняет функции председателя КНШ, если этот пост не занят, а также если тот не способен выполнять по каким-либо причинам свои обязанности. В случае отсутствия председателя и его заместителя президент назначает одного из членов КНШ для временного исполнения функций первого.

Заместитель председателя КНШ имеет право присутствовать без права голоса на всех заседаниях комитета, а в случае исполнения обязанностей председателя КНШ ему предоставляется это право. Он — второе по старшинству военное должностное лицо, однако не является начальником ни для членов комитета, ни для видов вооруженных сил.

Члены КНШ несут ответственность за представляемые ими виды вооруженных сил, участвуют в разработке стратегических планов их использования и оперативном руководстве войсками (силами).

Члены КНШ имеют право высказать председателю свои соображения (рекомендации), которые могут дополнять или идти вразрез с мнением председателя КНШ. В этом случае при докладе президенту, СНБ или министру обороны он обязан сообщить об этом. Члены КНШ по требованию президента, СНБ или министра обороны могут быть заслушаны персонально или коллективно по конкретным вопросам.

Объединенный штаб КНШ в соответствии с новым законом является рабочим органом комитета и предназначен в первую очередь для обеспечения деятельности председателя, его заместителя и членов КНШ.

Председатель комитета отбирает для работы в объединенном штабе офицеров (примерно равное количество от сухопутных войск, ВВС и ВМС) из числа кандидатов, представленных министрами видов вооруженных сил, куда должны входить наиболее подготовленные для такой работы военнослужащие. После консультаций с другими членами председатель КНШ выбирает кандидата на должность начальника объединенного штаба, для утверждения которого необходимо получить согласие министра обороны.

Министр обороны обеспечивает организационную и оперативную независимость объединенного штаба, что необходимо для осуществления единого стратегического руководства вооруженными силами и их эффективного использования в составе объединенных и специальных командований. Однако этот орган руководства не являет- ся генеральным штабом и не имеет полномочий по оперативному управлению вооруженными силами.

Время пребывания офицеров и генералов (адмиралов) постоянного состава и прикомандированных к объединенному штабу не должно превышать четыре года. С согласия министра обороны для отдельных офицеров и генералов (адмиралов) этот срок может быть продлен. Повторное назначение в объединенный штаб, или прикомандирование к нему разрешается не ранее, чем через два года.

Объединенный штаб включает семь управлений: личного состава; оперативное; тыла; стратегических планов и политики; оперативного планирования и совместного использования видов вооруженных сил; управления и связи; структуры сил, ресурсов и оценок.

Общая численность его личного состава (постоянный состав, прикомандированные военнослужащие и гражданские служащие) не должна превышать 1627 человек.

В задачу объединенного штаба входит подготовка материалов в соответствии с указаниями председателя КНШ либо его заместителя к заседаниям комитета, разработка или уточнение мобилизационных, стратегических и оперативных планов использования вооруженных сил, а также их тылового обеспечения.

Комитет начальников штабов и объединенный штаб представляют собой главное звено в объединенной системе стратегического планирования, служащей для определения направлений строительства, состава, задач и возможных способов использования вооруженных сил с учетом прогнозируемой политической и складывающейся военно-стратегической обстановки в мире. В свою очередь объединенная система стратегического планирования являемся основным инструментом, с помощью которого КНШ осуществляет свои функции по стратегическому планированию.

Порядок и процедура, регулирующие деятельность объединенной системы стратегического планирования, устанавливаются меморандумом КНШ. В нем излагаются сущность и краткое содержание семи документов, положенных в основу объединенной системы стратегического планирования, и устанавливается ответственность за их подготовку и издание. Основные планирующие документы охватывают 20-летний период, который подразделяется на три временных отрезка: два года (с учетом текущего) — короткий, затем восемь лет — средний и десять лет — длительный периоды планирования. Они разрабатываются объединенным штабом КНШ и разведывательным управлением министерства обороны (РУМО), которое в этом случае выступает в качестве одного из его управлений.

Характеристика этих документов приводится ниже.

Документ, где дается комплексная разведывательная оценка в интересах планирования, готовится в РУМО ежегодно и содержит подробные оценочные данные на ближайшую перспективу. Основное внимание сосредоточивается на анализе возможных ситуаций и вариантов развития обстановки в различных районах земного шара, которые могут затрагивать «интересы безопасности США» на короткий и средний периоды. Он служит исходной базой для разработки других планирующих документов КНШ.

Разведывательные приоритеты для стратегического планирования также ежегодно готовятся РУМО. В этом документе определяются наиболее существенные категории текущих и перспективных задач, стоящих перед военной разведкой, и приоритеты в их решении.

Комплексная долгосрочная стратегическая оценка разрабатывается раз в четыре года с внесением изменений и дополнений через каждые два года. В документе рассматриваются варианты развития обстановки в мире в целом и его отдельных регионах и предлагаются возможные действия для обеспечения «интересов США». Он является основой для определения и уточнения структуры вооруженных сил, а также планов и программ их строительства на ближайшую и длительную перспек- тивы. Обобщенные предложения по стратегическому планированию готовятся ежегодно и содержат рекомендации президенту, СНБ и министру обороны по вопросам строительства вооруженных сил и разработки военной стратегии, которые необходимы для достижения «целей национальной безопасности США», то есть исходя из комплексной военной оценки угрозы «американским интересам».

Объединенный меморандум оценки программ разрабатывается ежегодно на средний период и дает оценку по вопросам достаточности планируемого состава вооруженных сил, их возможностей и степени риска, связанного с ними. Объединенный меморандум по оказанию военной помощи готовится ежегодно на средний период. В нем излагаются намечаемые для финансирования программы оказания американской военной помощи другим государствам, а также указываются потребности в личном составе и гражданских служащих министерства обороны для реализации этих программ.

Объединенный план стратегических возможностей разрабатывается ежегодно на очередной год. Он содержит стратегические концепции использования вооруженных сил в глобальном масштабе и в основных регионах мира, практически соответствующих зонам ответственности объединенных командований, в «интересах достижения целей национальной безопасности и решения вытекающих из них военных задач», а также оценку имеющихся сил и средств. Он состоит из двух частей — «Концепции, задачи и указания по планированию» и «Силы и средства» и ряда приложений, в которых оцениваются возможности вооруженных сил и разрабатываются указания по планированию разведки, материально-технического обеспечения, применения ядерного оружия и другим вопросам.

Вышеперечисленные документы объединенной системы стратегического планирования служат руководством и основой для разработки и финансирования программ строительства вооруженных сил и оперативных планов их применения.

Оперативное управление вооруженными силами КНШ осуществляется через основной и запасный командный центры (ОКЦ и ЗКЦ) и воздушный командный пункт (ВКП), подчиненные непосредственно объединенному штабу. Они составляют национальную систему оперативного управления, которая является ядром глобальной системы оперативного управления. Последняя обеспечивает высшему военно-политическому руководству США возможность централизованного управления вооруженными силами как в мирное, так и в военное время.

Основной командный центр КНШ, предназначенный для оперативного управления вооруженными силами в мирное время, размещается в подземной части Пентагона и противоатомной защиты не имеет. Центр функционирует круглосуточно, что обеспечивается несколькими дежурными сменами, включающими специалистов объединенного штаба и разведывательного управления министерства обороны. Его оборудование позволяет осуществлять автоматизированный сбор, обработку и отображение на экранах данных текущей обстановки и справочных сведений по отдельным, наиболее важным вопросам.

Запасный командный центр КНШ расположен северо-западнее Вашингтона (штат Мэриленд) в предгорьях Голубых гор. По сообщениям американской прессы, он находится под землей и имеет достаточно сильную противоатомную защиту и автономные системы жизнеобеспечения. В военное время ЗКЦ может быть использован президентом США в качестве пункта управления.

Воздушный командный пункт КНШ предназначен для управления вооруженными силами в случае вывода из строя наземных органов управления. На него возложена задача быть в готовности в любой момент принять на борт президента страны, министра обороны или председателя КНШ. Под ВКП оборудованы четыре самолета Е-4 (на базе Боинг-747), которые дислоцируются на авиабазе Оффут (штат Небраска). Для обеспечения круглосуточного боевого дежурства в мирное время созданы три оперативные группы (численность каждой до 30 человек).

В целом, по многочисленным оценкам, появившимся в американской прессе после принятия закона о реорганизации министерства обороны (1986), нынешний комитет начальников штабов претерпел существенные изменения. В первую очередь подчеркивается, что председатель КНШ стал главным военным советником президента, совета национальной безопасности и министра обороны и начал играть более активную роль в разработке военного бюджета. Все это, как считают военные специалисты, должно привести к повышению эффективности работы КНШ, оперативности решения вопросов, находящихся в его компетенции, и большей сбалансированности в развитии видов вооруженных сил.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1988.

Последнее обновление 01.08.2010 год


Ищешь нежные прикосновения и полное расслабление? Посмотри на https://vl.inditail.net и наши незнакомки обеспечат тебя всем, что ты желаешь.
(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.