Вооруженные силы Кувейта

 

Вооруженные силы Кувейта после окончания Войны в Персидском заливе

В конце декабря 1993 года в северной части зоны Персидского залива было проведено первое в истории совместное учение ВМС России и Кувейта. Оно ознаменовало начало практической реализации подписанного 29 ноября того же года сроком на десять лет российско-кувейтского соглашения о сотрудничестве в военной области. Какие причины обусловили подъем двусторонних военных связей на столь высокий уровень? Что представляют собой в настоящее время Кувейт и его вооруженные силы?

Кувейт - государство на северо-востоке Аравийского п-ова (на побережье Персидского залива) - конституционная наследственная монархия. Главой государства является эмир. Законодательная власть принадлежит эмиру и национальному совету (парламенту), исполнительная - эмиру и совету министров. 3 августа 1990 года в результате вооруженного вторжения Ирака в Кувейт национальный совет и правительство эмира были распущены. В августе 1990 года Совет революционного командования Ирака (СРК) провозгласил «полное и вечное» слияние двух стран, а через 20 дней объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака.

За время вторжения была полностью разрушена военная инфраструктура страны, а ее вооруженные силы потерпели сокрушительное поражение. Оставшиеся боеготовые части ушли на территорию Саудовской Аравии. В феврале 1991 года иракские войска в результате успешных действий многонациональных сил покинули Кувейт . После освобождения от оккупации в эмирате действуют положения конституции 1962 года, которыми предусматривается проведение выборов и утверждение парламента. Аннулированы все решения СРК Ирака по Кувейту.

Кувейт, обладающий богатейшими запасами нефти, всегда как магнит притягивал к себе взоры сильных мира сего, включая и тех, кто в период кризиса в Персидском заливе выступил на стороне эмирата. Тяжелыми оказались последствия войны для кувейтской армии - было потеряно 82 проц. имевшейся у нее на вооружении техники, практически полностью разрушена военная инфраструктура. Поэтому сразу после освобождения страны в начале 1991 года остро встал вопрос о необходимости восстановления и укрепления боеспособности вооруженных сил. Данная проблема не потеряла своей актуальности и в настоящее время. В эмирате хорошо понимают - в случае повторения агрессии со стороны какого-либо государства он пока не в состоянии своими силами оказать сколько-нибудь значимое сопротивление. Его неспособность обеспечить свою безопасность в одиночку подтвердило поражение в 1990 году. Вот почему забота о национальной безопасности имеет сейчас высший приоритет в работе всех законодательных и исполнительных органов власти.

Несмотря на тяжелые последствия оккупации, Кувейт быстро залечил раны, направив основные силы на восстановление добычи нефти. Уже в 1993 году был достигнут и даже превзойден довоенный уровень добычи «черного золота», составлявший 1,5 млн. баррелей в день.

В течение двух с лишним лет после окончания конфликта в зоне Персидского залива Кувейт делал ставку на поддержание тесных военных связей с США, Великобританией и Францией, а также на развитие аналогичных отношений с двумя другими постоянными членами Совета Безопасности ООН - Россией и Китаем. Этот курс кардинально отличается от той политики, которую он проводил до иракского вторжения. Тогда эмират пытался сохранить баланс сил между своими влиятельными соседями и гарантировать собственную безопасность в рамках таких региональных организаций, как Лига арабских государств (ЛАГ) и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Однако в результате кризиса в Персидском заливе роль ЛАГ была фактически сведена к нулю. Слабостью же ССАГПЗ является неурегулированность его внутренних противоречий, в частности пограничных вопросов.

Кувейтское руководство в связи с модернизацией армии в первую очередь решает вопрос о размерах вооруженных сил и сумме, которую необходимо потратить, чтобы придать им способность в течение 3 сут противостоять любому потенциальному агрессору. Именно такое время предусматривается американо-кувейтским оборонительным соглашением для развертывания американского контингента, призванного сыграть решающую роль в обороне эмирата.

В настоящее время, согласно изданному в Лондоне справочнику «Милитэри баланс» (по состоянию на январь 1994 года), вооруженные силы Кувейта насчитывают 13,7 тыс. человек (в том числе свыше 1 тыс. в национальной и эмирской гвардии), включают сухопутные войска (9 тыс.), ВВС (2,5 тыс.) и ВМС (1,2 тыс.).

Сухопутные войска в боевом составе имеют шесть отдельных бригад (три бронетанковые, механизированную, артиллерийскую и резервную), два отдельных батальона (командос и пограничный). Вооружение: 150 танков М-48,39 БМП-2, 37 БТР М-113,31 орудие полевой артиллерии, шесть минометов, противотанковые средства (включая ПУ ПТУР ТОУ).

Военно-воздушные силы располагают тремя эскадрильями из 105 боевых самолетов (22 А-4,40 F-18,15 «Мираж-F.l» и 28 учебных, которые могут использоваться в качестве легких штурмовиков) и тремя вертолетными эскадрильями (20 машин - «Газель», «Пума», °Супер Пума»).

В составе военно-морских сил два ракетных и два сторожевых катера.

Комплектование вооруженных сил осуществляется за счет набора добровольцев (иностранцы служат по особым контрактам и межгосударственным соглашениям).

После фактического разгрома вооруженных сил Кувейта иракцами в 1990 году их строительство активизировалось. Основным направлением совершенствования кувейтской армии считается закупка самого современного вооружения. За два последних года из США получены 12 из 40 истребителей F-18. Там же приобретены ПУ ЗРК «Пэтриот» и ракеты к ним на общую сумму 1 млрд. долларов. В 1992 году заключен контракт стоимостью 4 млрд. долларов на поставку из США 256 танков М1А2 «Абрамс». В Великобритании Кувейт намерен заказать 300 БМП «Уорриор» (1,5 млрд. долларов). В конкурентной борьбе со своими американскими и британскими соперниками пока отстают французские фирмы. С ними подписан контракт только на 18 155-мм САУ. Кувейт начал приобретать военную технику, бывшую в употреблении. Так, в Испании закуплено 14 истребителей «Мираж-F.l», ранее находившихся в боевом составе испанских ВВС.

По заявлению командующего сухопутными войсками Кувейта генерала Салем аль-Массуда, решения о поставках в страну конкретных образцов техники принимались на основе данных конкурсных испытаний на соответствие различных типов вооружений условиям эксплуатации в пустынной местности. Так, наряду с «Уорриор» в комплексной проверке участвовал американский БМП «Брэдли», а в «соревновании» танков американскому М1А2 противостоял британский «Челленджер-2».

Но не только данные конкурсных испытаний повлияли на выбор типа вооружений. Сразу после окончания войны в Персидском заливе США, Всликобри- тания и Франция пришли к «джентельменскому соглашению» о том, что американцам достанутся все контракты на поставки Кувейту авиационной техники, англичанам - вооружений для сухопутных войск, французам - для ВМС. Поможет ли российско-кувейтское соглашение перераспределить часть заказов на долю российских фирм? Ответ на этот вопрос, по Рис. 2. ПУ ЗРК «Пэтриот» мнению западныхвоенныхспециалистов, бу- дет скорее всего негативным. Определенные круги в Кувейте выступают против участия страны в гонке вооружений. По мнению депутата парламента X. аль-Катиба, «нас заставляют покупать оружие по причинам политическим, а не военным, чтобы отблагодарить государства, которые освободили страну. В любом случае Кувейт не сможет противостоять атаке со стороны Ирака. Мы вынуждены следовать курсу сверхвооружения, хотя достичь баланса сил нам все равно не удастся». Однако мнение представителя парламента не является определяющим в Кувейте. В минувшем году эмир подписал декрет, согласно которому в предстоящее десятилетие предполагается ежегодно расходовать на оборону 3,5 млрд. долларов.

Несмотря на то что Кувейт вынужден тратить огромные средства на закупку вооружений, основной проблемой, стоящей перед ним в настоящее время, считается не финансовая, а демографическая. Если накануне иракского вторжения численность кувейтской армии была на уровне 40 тыс. человек, в настоящее время она не превышает 12 тыс. Такое сокращение объясняется тем, что после войны из кувейтской армии были изгнаны ранее служившие в ней палестинцы, пакистанцы и апатриды (лица без гражданства), показавшие свою ненадежность в период войны. Кроме того, из 600 тыс. граждан эмирата годными к службе признаются только 120 тыс. Поэтому едва ли реально восстановить численность вооруженных сил страны до иракского вторжения только за счет одних кувейтцев. Скорее всего они займут в ней основные командные посты, а выходцы из других стран пополнят рядовой состав. Поскольку уровень жизни в Кувейте очень высок, маловероятно, чтобы значительное число подданных эмирата добровольно решилось на военную карьеру и связанные с ней трудности.

Видя в курсе на диверсификацию военных связей единственную возможность обеспечить безопасность страны и одновременно не допустить преобладающей зависимости от какого-нибудь союзника, Кувейт в послевоенный период заключил соглашения о сотрудничестве в области обороны с США, Великобританией и Францией, а совсем недавно - с Россией. На очереди подписание кувейтско-китайского документа. Договоренности между Кувейтом и западными странами предусматривают поставки ему вооружений, проведение совместных учений, а в ряде случаев и предварительное складирование в эмирате военной техники. Последняя должна использоваться войсками соответствующих государств, если они будут направлены в Кувейт для его защиты.

В рамках подписанного в сентябре 1991 года оборонительного соглашения с США на территории эмирата постоянно находятся около 200 американских военнослужащих. Их основная задача - поддерживать в готовности к боевому применению вооружение, за-складированное на военной базе Эль-Доха близ столицы (г. Эль-Кувейт). В периоды обострения обстановки (например, в январе 1993 года) происходит быстрое усиление американского контингента. Тогда в эмирате было дополнительно размещено примерно 1100 военнослужащих США и несколько батарей ЗРК«Пэтриот». Соглашением 1991 года предусматривается участие США в подготовке национальных военных кадров и проведении совместных учений.

Срок действия подписанных с западными странами договоренностей 10 лет. Как считает кувейтское командование, именно столько времени необходимо для того, чтобы армия стала соответствовать предъявляемым к ней требованиям. В настоящее время Вашингтон во многом определяет и даже нередко оказывает давление при разработке отдельных положений новой кувейтской военной стратегии. Так, американские специалисты считают, что в случае нового нападения на Кувейт Ирак сделает основную ставку на массированное применение танков. Чтобы выстоять в течение 3 сут и не допустить захвата Эль-Кувейта, они предлагают эмирату тактику, разработанную для Западной Европы в период «холодной войны», когда войска НАТО готовились отразить массированное танковое наступление войск Варшавского Договора. Основная цель такой тактики - сорвать внезапное нападение противника путем нанесения ему максимальных потерь в живой силе и технике. Этой же цели призван служить возводимый в настоящее время гигантский ров (его глубина 3 м, ширина 5 м) вдоль 207-км кувейтско-иракской границы. В совокупности с другими инженерными сооружениями и системой минных полей он должен стать передовым рубежом обороны эмирата.

Чтобы обеспечить постоянную безопасность страны, подразделения кувейтской армии стремятся как можно чаще участвовать в совместных учениях с контингентами вооруженных сил союзных стран. Расчет прост: пока в эмирате есть войска иностранного государства, Саддам Хусейн едва ли вновь решится напасть на эмират. С декабря 1993 года среди стран, поддерживающих «зонтик безопасности» над Кувейтом, стала фигурировать и Россия. Примечательно, что в круг вопросов тактики, отрабатывавшихся в ходе всех этих учений, осязательно входит ведение боевых действий в условиях города, то есть Эль-Кувейта. С 1994 года кувейтское военное руководство планирует практически постоянное проведение совместных учений с контингентами государств, подписавших оборонительные соглашения с эмиратом. Только на эти цели выделено 1,5 млрд. долларов.

Один из путей решения проблемы собственной безопасности Кувейт видит в дальнейшем развитии сотрудничества стран - членов ССАГПЗ. Совет был образован в 1981 году. В него наряду с Кувейтом входят Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн и Оман. Первоначально он создавался как экономический союз, но затем приобрел черты регионального военно-политического блока. В рамках ССАГПЗ действуют объединенные вооруженные силы «Щит полуострова» численностью около 10 тыс. человек. Эти силы, дислоцирующиеся в Саудовской Аравии, не смогли противостоять иракскому вторжению в Кувейт. На состоявшейся в декабре 1993 года в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) встрече на высшем уровне стран - членов ССАГПЗ эмират поддержал решения стран «шестерки», касающиеся их совместной обороны .

В послевоенный период предпринимались аналогичные меры в рамках так называемой Дамасской декларации. Пока усилия решить проблему безопасности в Персидском заливе за счет взаимодействия стран ССАГПЗ, Сирии и Египта не принесли каких-либо практических результатов. Причиной тому явилась позиция Кувейта, не спешащего выполнять условия соглашения, по которому в зоне залива должна быть создана арабская армия, состоящая из сирийцев и египтян. В Эль-Кувейте считают, что реализация данной декларации повлекла бы за собой превращение эмирата в протекторат «на сирийско-ливанский манер». В настоящее время кувейтско-иракская граница остается очагом напряженности. Она стала настоящей миной замедленного действия после того, как ООН была проведена такая демаркация границы между двумя странами, в результате которой к Кувейту отошли отдельные участки иракской территории. Естественно, Ирак отказывается признать эти реалии.

Подполковник М. Степанов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1994.

Последнее обновление 04.12.2015 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.