Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Морская пехота Великобритании

 

Морская пехота Великобритании

 

Великобритания является верным и одним из самых активных союзников США в проведении агрессивной политики империализма. Военно-политическое руководство страны расширяет милитаристские приготовления, форсирует гонку вооружений, призывает партнеров по НАТО к упрочению «атлантической солидарности». Важное место в осуществлении экспансионистской политики тори отводится военно-морским силам, включающим в свой состав и морскую пехоту общей численностью 7000 человек.

Части и подразделения английской морской пехоты, как отмечает зарубежная печать, в соответствии с планами натовских стратегов предусматривается широко использовать на флангах блока, в частности на севере Европы. На них возлагается решение следующих основных задач: усиление группировки ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД в угрожаемый период, захват и удержание плацдарма и нарушение коммуникаций в оперативном тылу противника, проведение диверсионно-разведывательных мероприятий.

Согласно действующим нормативам, подчеркивается в западной прессе, на переброску морем в Северную Норвегию подразделений морской пехоты в качестве первого эшелона войск усиления отводится до 10 сут, а запасы предметов снабжения в районах развертывания должны быть не меньше месячной нормы.

Высшим оперативно-тактическим формированием сил морской пехоты Великобритании является 3-я бригада (брмп), которая состоит из штаба, роты штабной и связи, трех батальонов (40, 42 и 45-й) морской пехоты, 29-го легкого артиллерийского полка, полка тылового обеспечения, двух отдельных инженерных рот и авиационной эскадрильи. Численность личного состава бригады более 5000 человек.

Большое внимание уделяется вопросам специальной боевой подготовки морских пехотинцев, всестороннему совершенствованию оружия, боевой техники и снаряжения, предназначенного для действия в арктических и горных условиях, отработке тесного взаимодействия с подразделениями морской пехоты других стран НАТО, в частности Нидерландов и США.

Ежегодно к боевой подготовке в Северной Норвегии привлекается батальонная группа 3-й бригады морской пехоты Великобритании (включает 42-й или 45-й батальон морской пехоты (40-й батальон морской пехоты к боевой подготовке в арктических условиях не привлекается. — Ред.), батарею 29-го легкого артиллерийского полка, взвод 59-й отдельной инженерной роты, звено вертолетов авиаэскадрильи и подразделения полка тылового обеспечения, всего примерно 1500 человек), а также подразделения голландской морской пехоты. Они образуют объединенную англо-голландскую бригаду морской пехоты. Для руководства и усиления этих сил в отдельных случаях может привлекаться штаб 3 брмп с подразделениями роты штабной и связи.

Основная особенность ведения боевых действий в горно-арктических условиях заключается в том, как утверждают морские пехотинцы — участники боевой подготовки в Северной Норвегии, что «в этих условиях все становится в 3 раза сложнее».

Арктика является одним из наиболее суровых в климатическом отношении районов земного шара. Для Северной Норвегии в зимнее время характерны значительные перепады температуры воздуха от -(-5 до —40°С, его большая относительная влажность, сильные ветры. При температурах воздуха около —40°С резко затрудняется дыхание, вследствие чего в значительной степени снижается боеспособность личного состава. Для обморожения не обязательны крепкие морозы. При наличии даже небольшого ветра воздействие температуры воздуха —15°С на незащищенный кожный покров равносильно 30-градусному морозу.

В таких экстремальных условиях военнослужащий, обеспеченный комплектом полярного снаряжения и вооруженный соответствующим оружием и боевой техникой, должен жить и вести боевые действия, что возможно, если он обладает навыками выживания. Как считают английские специалисты, для успешного ведения боевых действий в арктических условиях необходимо выполнять три основных требования: личный состав обязан пройти специальную подготовку; снаряжение и средства передвижения должны подходить к климатическим условиям и рельефу местности, на которой действует подразделение; оружие и тактику ведения боевых действий нужно выбирать с учетом реальной обстановки.

Выживание личного состава является основной проблемой при ведении боевых действий в горно-арктических условиях. Английское командование считает, что каждый военнослужащий обязан хорошо представлять всю опасность гипотермии и обморожения, знать симптомы, причины и способы предотвращения их возникновения.

Это один из важных элементов боевой подготовки, которая начинается еще на курсах в учебном центре морской пехоты. На данном этапе особое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с особенностями боевых действий в зимпих условиях высокогорья, а также физической и огневой подготовке, отработке действий в полевых условиях. Планом подготовки предусматривается система контрольных проверок повышенной сложности: 15-км марш с полной боевой выкладкой (нормативное время 90 мин), 10-км марш-бросок с полной боевой выкладкой по пересеченной местности и стрельбой по мишеням (80 мин), преодоление специальной полосы препятствий в обычном снаряжении (не более 5 мин), преодоление так называемой «трассы Тарзана» — прохождение по системе подвесных веревочных мостов (не более 5,5 мин), 50-км марш по пересеченной местности (8 ч) и зачет по плаванию. Выполнение этих нормативов обучаемыми является определяющим фактором для направления их на службу в подразделения морской пехоты.

Специальная подготовка морских пехотинцев на выживание начинается осенью в горных районах Северной Шотландии. В ротном звене обучение осуществляется инструкторами отдела боевой подготовки по ведению боевых действий в горно-аркти-ческих условиях управления морской пехоты Великобритании:

В дальнейшем основным мероприятием боевой подготовки морской пехоты в арктических и горных условиях является так называемый «зимний полевой выход», проводимый в течение трех месяцев (январь—март).

Первые шесть недель «зимнего полевого выхода» личный состав готовится дифференцированно на курсах для различных категорий обучаемых. Из данного времени для тех, кто впервые действует в условиях Арктики, а таких насчитывается ежегодно 30—40 проц., три недели отводятся на обучение выживанию в экстремальных условиях и усиленную лыжную подготовку, а для морских пехотинцев, прошедших ранее начальную арктическую подготовку, организуется специальный трехнедельный курс, охватывающий все аспекты выживания и совершенствования методов ведения боевых действий на реальной горно-арктической местности.

В течение следующих шести недель проходят занятия по боевому слативанию подразделений в звене «отделение — взвод — рота», ротные четырех- и пятисуточ-ные полевые тактические учения, на завершающем этапе — тактические учения англо-голландской бригады и, как правило, участие в двусторонних учениях объединенных вооруженных сил НАТО типов «Экспресс», «Коулд винтер» и других.

Интенсивность боевой подготовки в период «зимнего полевого выхода» постепенно нарастает. Если в первые недели организуются одно- или двухсуточные занятия в поле, то в последний месяц личный состав еженедельно проводит по 4 — 5 сут на тактических учениях и полевых занятиях. В начале апреля подразделения морской пехоты возвращаются к месту постоянной дислокации, а тяжелая боевая техника и оружие консервируются на складах в Норвегии.

Командование морской пехоты Великобритании, судя по материалам зарубежной прессы, в целях повышения боеспособности своих подразделений постоянно принимает меры по совершенствованию методов выживания и тактики боевых действий, разрабатывает новые виды снаряжения и боевой техники, которые проходят проверку и испытания в реальных арктических условиях в период «зимнего полевого выхода».

Искусство выжить в экстремальных условиях основывается, как отмечают западные специалисты, на здравом смысле и приобретенном опыте, доведенном до состояния, близкого к профессионализму. Солдат должен побуждать себя выполнять при любых обстоятельствах основные требования, необходимые для выживания, заботиться о себе, поддерживать в нормальном состоянии оружие и снаряжение, а также внимательно следить за соседями по отделению. К решению проблемы выживания в условиях Арктики относятся также вопросы разработки соответствующего снаряжения и норм питания военнослужащих. Английские морские пехотинцы, проходящие боевую подготовку в Норвегии, обеспечиваются разнообразным специализированным снаряжением, наиболее важным из которого является обмундирование. Верхняя одежда плотная, выполнена с учетом предохранения от холодных вегров, белье и носки имеют электрообогрев.

В состав комплекта снаряжения морского пехотинца входят 46 наименований, в том числе: водонепроницаемые куртка и брюки формы военной полиции, полярные боевые форменные куртка и брюки, стеганые подкладки для куртки и брюк, норвежская форменная сорочка, теплая шапка, шерстяная шапочка, обратимая бело-зеленая водонепроницаемая накидка, полярные носки, комплект запасного сухого белья, утепляющие чехлы пальцев ног, шерстяные варежки, внутренние и водонепроницаемые наружные рукавицы-краги, резиновые перчатки, белые камуфляжная парка и сетка, брюки, защитный костюм от ОМП; ранец-рюкзак с чехлом, палатка, спальный коврик, снегоступы, лыжи норвежского производства, лыжные ботинки, шерстяные ремешки для часов, защитные очки, продовольственный паек на 3 сут, неприкосновенный запас в пластмассовом герметичном пакете, портативная печь, фляга-термос, компас и т. д.

Полярный пищевой рацион включает обезвоженные продукты и большое количество кондитерских изделий. Суточная норма обеспечивает поступление в организм военнослужащего 5500 калорий, что очень важно для региона, где только во время сна может быть потеряно 1500 калорий. Пища готовится на воде, получаемой в результате растапливания снега.

Английское полярное снаряжение, как отмечает западная печать, в целом высоко оценизается большинством союзников Великобритании по блоку НАТО и считается одним из лучших. Однако, несмотря на это, ряд военнослужащих, особенно офицеры, приобретают за собственные деньги дополнительно к штатному снаряжению значительное количество вещей, например гражданскую нижнюю одежду с электрообогревом, спальные мешки с полой фибровой изоляцией, норвежские армейские рубашки, носки и рукавицы, свитера, ранцы-рюкзаки.

В настоящее время рассматривается вопрос о замене существующего ранца-рюкзака, не совсем удобного, по мнению зарубежных экспертов, при передвижении на лыжах. Уже разработан и прошел испытания ранец-рюкзак нового образца, который стал более узким и высоким и не выходит по ширине за пределы корпуса лыжника.

Успех решения боевой задачи в арктических условиях во многом зависит от мобильности подразделений морской пехоты. Для передвижения в условиях Заполярья применяются снегоступы, лыжи, гусеничный снегоходный и колесный автомобильный транспорт. Последний используется только на расчищенных шоссе и утрамбованных дорогах. При недостаточном количестве снегоходных транспортных средств для передвижения морских пехотинцев широко используются лыжи. Важную роль для сохранения боеспособности военнослужащего играет укладка личного снаряжения, так как груз весом 40 — 50 кг, который несет на себе лыжник, требует от него большой выносливости и запаса физических сил. Почти во всех подразделениях морской пехоты стран НАТО, проходящих боевую подготовку в полярных условиях, при выборе средств передвижения — лыжи или снегоступы — предпочтение отдается лыжам.

Снегоступы используются довольно редко, тем не менее в отдельных случаях они бывают необходимы, поэтому каждый английский морской пехотинец имеет их при себе в качестве резервного средства передвижения.

Средством, обеспечивающим повышенную мобильность в арктических условиях, является снегоходный транспорт. На вооружении стран НАТО находятся гусеничные сочлененные транспортеры Вv202 шведского производства, которые в ближайшее время планируется заменить Вv206.

Транспортер Вv202Е предназначен для перевозки личного состава и грузов в условиях снежной целины и имеет следующие характеристики: вес с прицепом 3,2 т, грузоподъемность 1000 кг, количество сидячих мест — 2+10 (тягач+ прицеп), мощность двигателя 90 л. с, максимальная скорость 40 км/ч, по пересеченной местности — 10 — 15 км/ч, по воде — 3,3 км/ч.

Вv206 является снегопроходимым и плавающим вариантом гусеничного транспортера. Его характеристики: вес с прицепом 4,2 т, грузоподъемность 600 + 1400 кг (тягач+прицеп), число сидячих мест 7+11, максимальная скорость 55 км/ч, по воде — 3,6 км/ч. Машина способна перевозить средства огневой поддержки бригады и батальона, которые могут быть развернуты в районах, находящихся на достаточном удалении от основных дорог. Оружие взвода или отделения (84-мм противотанковые гранатометы, пулеметы и боеприпасы к ним) буксируется в основном лыжниками на специальных санях «Палк» норвежского производства.

Десантирование войск обеспечивает недавно сформированный 539-й отряд десантно-высадочных средств морской пехоты Великобритании. Танкодесантные и десантные катера, входящие в состав отряда, позволяют командованию англо-голландской бригады перебрасывать личный состав и технику на значительные расстояния вдоль побережья и повышают его возможности по осуществлению скоростных десантно-диверсионных рейдов и широкомасштабной высадки морского десанта.

Низкие температуры в условиях Арктики создают также определенные трудности в содержании и использовании оружия, находящегося на вооружении морской пехоты. Смазочные масла затвердевают или становятся очень вязкими, что приводит к резкому ухудшению тактико-технических характеристик оружия. Обледенение боеприпасов, особенно к автоматическому оружию, может вызвать его несрабатывание. По этой причине английские морские пехотинцы (до отделения включительно), действующие в арктических условиях, вооружены сейчас легкими ручными пулеметами «Брен L4А4» с магазинной подачей. Представляет опасность попадание уплотненного снега в канал ствола оружия. Для решения данной проблемы разработан ружейный ремень специальной конструкции, на котором укреплен чехол для закрывания ствола оружия.

Средства огневой поддержки представляют особую заботу для командира подразделения, действующего в арктических условиях. Серьезное внимание уделяется подготовке огневых позиций для минометов и 105-мм орудий, а также доставке боеприпасов к ним. На оборудование огневой позиции для 81-мм миномета, опорная плита которого должна располагаться на твердой поверхности слежавшегося снега (но не на скальном грунте), выделяется не более 2 ч. Для минометов роются окопы с большим заглублением. Состоящие на вооружении мины имеют только контактные взрыватели, которые недостаточно эффективны в глубоком снегу. В этих условиях более эффективным является воздушный взрыв, но в настоящее время, как отмечается в зарубежной печати, неконтактными взрывателями английская морская пехота не обеспечена.

Подготовка огневых позиций для 105-мм артиллерийских установок даже при наличии инженерных средств занимает около 12 ч. Для таких орудий имеется полный боекомплект боеприпасов, включая осколочно-фугасные с неконтактными взрывателями.

Восполнение боекомплекта для всех видов оружия огневой поддержки остается сложной проблемой для службы материально.-технического обеспечения. Один гусеничный транспортер в состоянии доставить на огневую позицию боекомплект только для одного миномета или одной установки ПТРК «Милан». Доставка последующих партий боеприпасов на позиции занимает много времени и требует значительных усилий.

Надежная радиосвязь в УКВ и КВ диапазонах в горно-арктических условиях серьезно усложняется из-за низких температур, наличия естественных преград в виде гор и частых ионосферных возмущений. Английские войска, находящиеся в Норвегии, для связи между подразделениями, с вышестоящими штабами и с поддерживающими действия морской пехоты силами используют штатную радиоаппаратуру английского производства. Как правило, это радиостанции УКВ и КВ диапазонов.

Краткие тактико-технические характеристики некоторых из этих радиостанций приведены ниже.
Тип К/РРС-344 К/РРС-349 К/РРС-32О
  (носимая) (носимая) (возимая)
Диапазон. Мгц 225 — 400 37 — 47 1.5 — 30
Мощность. Вт 2,5 0,5 100
Дальность связи, км 10 2 - 3 80
Вес. кг 7,6 1,5 25

Особенности ведения боевых действий с использованием оружия массового поражения (ОМП) в условиях Арктики, как считают западные специалисты, должны учитываться гораздо серьезнее, чем в районах с умеренным климатом.

Методы боевого применения химического оружия в полярных условиях так же, как и способы защиты от действий его поражающих факторов, мало чем отличаются от изложенных в боевых наставлениях для войск, дислоцирующихся в Западной Европе. Тем не менее наличие глубокого снежного покрова предъявляет особые требования не только к средствам защиты от ОМП, но и ко всей системе ее организации. Важное внимание уделяется средствам предупреждения о возможном поражении отравляющими веществами — индикаторам, которые позволяют своевременно определить опасную степень концентрации ОВ и предпринять соответствующие меры для защиты личного состава от их воздействия.

Зарубежная печать сообщала, что зимой 1984 года морскими пехотинцами англо-голландской бригады испытывалась специальная куртка, предназначенная для защиты военнослужащего от ОМП. Она поступит в подразделения морской пехоты для замены верхней части защитного комбинезона МкЗ, состоящего на вооружении морской пехоты Великобритании. Для удобства куртка снабжена множеством карманов с застежками «молния».

Основными причинами выхода из строя личного состава подразделений, действующих в горно-арктических условиях, являются гипотермия, обморожение, различные виды травм, полученных в ходе боевой подготовки. Процент военнослужащих, выходящих из строя в результате гипотермии и обморожения, как считают английские специалисты, можно сократить путем совершенствования методов подготовки морских пехотинцев к действиям в полярных условиях. Однако процент военнослужащих, пострадавших в результате несчастных случаев, остается довольно высоким.

Больные, пораженные гипотермией, помещаются в большой спальный мешок. Находясь в нём, они получают горячее питье и согревают друг друга теплом своих тел. Лечение более серьезных случаев осуществляется с помощью специального мешка, оборудованного электропечкой с вентилятором, работающей от аккумуляторной батареи.

На лечение обмороженных больных требуется, как утверждают западные специалисты, примерно 7 сут. В полярных условиях единственный раненый может сковать действия всего отделения. Для доставки в полковой медпункт раненого, не способного передвигаться, требуются четыре человека и транспортное средство, например специальные сани-носилки, представляющие собой конструкцию из лыж пострадавшего и небольшого комплекта снаряжения, закрепляемого между ними.

Считается, что в реальной боевой обстановке медицинской службе придется принимать более серьезные решения, так как людские потери в этих условиях будут выше, чем в районах с умеренным климатом.

Боевое применение войск в условиях Арктики, как отмечает зарубежная печать, потребует достаточно высокого уровня боевой подготовки и профессионализма личного состава, а также использования довольно сложного снаряжения. Трудности, вызываемые экстремальными условиями окружающей среды, будут одни и те же для каждой из противоборствующих сторон. Поэтому верх в вооруженной борьбе одержит тот, у кого окажется более высокая выучка личного состава, более качественное снаряжение и лучшее вооружение.

Учитывая это, военно-политическое руководство Великобритании и НАТО придает самое серьезное внимание боевой подготовке морской пехоты к действиям в горно-арктических условиях Северной Норвегии.

Капитан 1 ранга запаса А. Мельников

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №10 1985.

Последнее обновление 17.10.2010

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com