Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Береговые ПКРК ВМС Швеции

 

Береговые ПКРК ВМС Швеции

 

В качестве главных факторов предотвращения вовлечения Швеции в войну военно-политическое руководство этой скандинавской страны рассматривает активную миролюбивую внешнеполитическую деятельность, а также наличие мощной системы национальной обороны, одним из основных компонентов которой является береговая артиллерия (БА) ВМС, включающая, помимо артиллерийских, ракетные подразделения береговой обороны.

Оснащение частей БА Швеции противокорабельными ракетами (ПКР) берегового базирования началось в 1967 году, когда на их вооружение была принята ПКР первого поколения RB-08A, разработанная специалистами шведского концерна «SAAB - Скания» на базе французской управляемой воздушной мишени «Норд» CT-20.

Корпус ракеты (стартовая масса 1200 кг) выполнен из алюминиевых сплавов и имеет нормальную аэродинамическую схему со складывающимся стреловидным крылом и V-образным стреловидным стабилизатором. Двигательная установка включает два стартовых твердотопливных ускорителя (отделяющихся после пуска) и маршевый турбореактивный двигатель, позволяющий развивать скорость М = 0,72. Максимальная дальность стрельбы при этом составляет около 250 км. Управление ПКР на маршевом участке траектории осуществляется инерциальной системой наведения (ИСН), включающей высотомер, программный блок и три гироскопа, а на конечном - активной радиолокационной ГСН.

Пусковые установки шведских береговых противокорабельных ракет первого поколения имели одну направляющую балочного типа и производились как в стационарном, так и в подвижном варианте.

Мобильная ракетная батарея, вооруженная ПКР RB-08A, включала подвижный пункт управления, радиолокационную станцию обнаружения и сопровождения, четыре - шесть ПУ ПКР на полуприцепах и 8 - 12 транспортно-заряжающих машин. Общий боезапас батареи составлял 12 - 18 ПКР.

По мнению зарубежных специалистов, главными достоинствами ПКР RB-08A являются большая дальность стрельбы и достаточно мощная фугасная боевая часть массой до 250 кг, позволяющая эффективно поражать надводные цели классов эсминец - фрегат. К ее недостаткам следует отнести малую скорость полета, низкую помехозащищенность ГСН и значительную радиолокационную заметность, что делает ракету уязвимой для современных средств ПВО и РЭБ.

Тем не менее ПКР первого поколения находились на вооружении БА Швеции вплоть до начала 90-х годов и лишь с появлением более современных ракет были законсервированы и переданы на долговременное хранение. Предполагается, что в угрожаемый период ими будут оснащаться вновь формируемые в ходе мобилизационного развертывания тяжелые ракетные батареи.

С середины 80-х годов специалисты шведской фирмы «SAAB миссайл» на базе существующей ПКР RBS-15 начали разрабатывать береговую всепогодную противокорабельную ракету второго поколения RBS-15KA, которая была принята на вооружение в 1990-м. В целях улучшения маневренности на траектории она выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет цилиндрический корпус диаметром 500 мм со складывающимися рулями управления и хвостовыми стабилизаторами.

По составу и конструктивной схеме двигательная установка ПКР RBS-15KA аналогич на той, которой оснащена ракета RB-08A. Старт ПКР (рис. 1) осуществляется с помощью двух отделяющихся твердотопливных ускорителей (время их работы около 3 с), а в качестве маршевого используется турбореактивный двигатель TRI-60-1-077 французского производства с полной тягой около 400 кг. Высокая тяга двигательной установки позволяет ПКР при стартовой массе 770 кг развивать скорость около М = 0,85. При этом наибольшая дальность стрельбы составляет 150 км, а эффективная - до 70 км.

На маршевом участке траектории управления ПКР RBS-15KA осуществляется инерциальной навигационной системой с радиовысотомером и бортовой ЭВМ, обеспечивающей два режима полета к цели: по прямой и с за-программированным доворотом в заданной точке. Кроме того, в обоих случаях ИСН позволяет ракете преодолевать в ходе полета препятствия, находящиеся между стартовой позицией и целью.

Противокорабельная ракета RBS-15KA оснащена активной моноимпульсной радиолокационной ГСН, работающей в диапазоне 15,9 - 17,1 ГГц и обладающей повышенной помехозащищенностью. Ширина зоны поиска составляет ±30° по курсовому углу и примерно ±15° по углу места. Поражение цели обеспечивается осколочно-фугасной БЧ проникающего типа массой 200 кг.

В настоящее время в составе БА Швеции развернута одна тяжелая ракетная батарея, на вооружении которой находятся противокорабельные ракеты средней дальности RBS-15Ka.

В батарею входят взвод управления, два ракетных взвода и подразделение обслуживания общей численностью более 250 человек.

Каждый ракетный взвод включает секцию управления, три огневые секции (одна мобильная ПУ в каждой) и отделение охраны. Общий боезапас батареи составляет до 48 ракет.

Мобильная пусковая установка ПКР RBS-15KA, размещающаяся на трехосном грузовике «Сканиа-112 H2» (колесная формула 6 х 6, рис. 2), включает четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК, одна ПКР в каждом), выполненные из алюминиевого сплава, аппаратуру топографической привязки к местности, бортовую ЭВМ и вспомогательное оборудование. Особенностью конструкции установки является способ размещения ракеты в ТПК, при котором она оказывается повернутой на угол 45° по крену. Такой способ позволяет расположить стартовые ускорители по диагонали контейнера и тем самым уменьшить габариты последнего.

Перед стартом ПКР пусковая установка с помощью четырех гидравлических домкратов поднимается над землей, а контейнерам с помощью механизма вертикального наведения придается фиксированный угол возвышения, равный 22°. Благодаря высокой степени механизации работ на полное развертывание ПУ на огневой позиции и подготовку к пуску расчету из четырех человек требуется не более 5 мин. Перезарядка же каждой ПУ производится при помощи транспортно-заряжающей машины приблизительно в течение 1 ч.

Управление огнем ракетной батареи осуществляется с мобильного командного пункта, обслуживаемого расчетом из четырех человек (офицер и три оператора) размещаемого на одном грузовом автомобиле SISU SL 117 (колесная формула 4 х 4) и связанного с ПУ кабельными линиями связи длиной до 500 м. При этом данные о цели поступают от штатной РЛС подразделения или береговых постов.

В 1987 году на вооружение заградительных и амфибийных батальонов береговой артиллерии ВМС Швеции начала поступать противо-корабельная ракета малой дальности RBS-17, предназначенная для поражения надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, обороны прибрежных минных заграждений, проливных зон и узкостей. Она разработана шведской фирмой «Бофорс» совместно с аме-риканской «Рокуэлл интернэшнл» в середине 80-х годов на базе американской ПТУР «Хеллфайр» и имеет аналогичные характеристики. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестоообразным крылом в носовой части и рулями управления в хвостовой. Ее стартовая масса 43 кг, длина корпуса 1,62 м, диаметр 0,18 м. ПКР RBS-17 способна совершать полет на малых высотах со скоростью более 350 м/с. Для наведения ракеты на цель используется полуактивная лазерная система наведения, которая позволяет с достаточной эффективностью поражать надводные цели на дальности до 10 км.

Боевая часть ПКР проникающего типа оснащена контактным электромеханическим взрывателем с временной задержкой, обеспечивающим подрыв заряда ВВ массой 9 кг после проникновения во внутренние помещения корабля.

Пусковая установка многоразового использования массой 48 кг представляет собой треногу с закрепленной на ней направляющей балочного типа с углом разворота по горизонту 360° и двумя фиксированными углами возвышения - 10° и 20°. ПУ легко разбирается на две части (направляющую и треногу) и переносится стартовым расчетом из двух человек. По заявлению шведских специалистов, на приведение одной установки в боевое положение требуется не более 2 мин. Особенностью легкого ПКРК RBS-17 является возможность использования в его составе не одной, а двух ПУ, имеющих единую систему управления, которая позволяет осуществлять пуск ракет с них одновременно.

В настоящее время в составе береговой артиллерии ВМС Швеции насчитывается до 30 легких ракетных батарей и около 180 пусковых установок ПКР RBS-17.

Типовая батарея включает секцию управления, три-четыре огневые секции, а также подразделение обеспечения и обслуживания. Общая численность ее личного состава около 60 человек.

На вооружении каждой огневой секции находится легкий ПКРК малой дальности, в составе которого имеются две ПУ противокорабельных ракет, система управления пуском, лазерное устройство подсветки цели и шесть ПКР RBS-17. Общий боезапас батареи насчитывает до 24 ракет.

Капитан 3 ранга А. Федечкин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №10 1998.

Последнее обновление 07.05.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru