Полевые аэродромы морской пехоты США

 

В агрессивных устремлениях к мировому господству военно-политическое руководство США уделяет большое внимание повышению боеспособности и мобильности морской пехоты — одного из основных компонентов интервенционистских «сил быстрого развертывания». Важным направлением повышения ее боеспособности и мобильности является решение вопросов базирования авиации морской пехоты в районах агрессии, особенно на начальных этапах проведения морской десантной операции на слабо оборудованном театре военных действий. Предполагается, что в районе высадки морского десанта аэродромов либо вообще не будет, либо они будут частично разрушены во время ударов авианосной авиации при подготовке к высадке десанта. Поэтому для обеспечения его воздушной поддержки потребуется быстрая постройка для авиации морской пехоты полевых (временных) аэродромов, которые в зарубежной литературе называют экспедиционными (EAF — Expeditionary Airfields).

Впервые с реальной необходимостью строительства полевых аэродромов американские ВМС столкнулись во время начальной стадии вовлечения морской пехоты в агрессию в Юго-Восточной Азии, когда в мае 1965 года вынуждены были строить такой объект в Чу-Лай (Южный Вьетнам). Первоначально при строительстве аэродрома решено было использовать специально разработанный комплекс оборудования SATS (Short Airfield for Tactical Support). В его состав входили металлические плиты сборно-разборного покрытия для взлетно-посадочной полосы (ВПП), рулежных дорожек и групповых стоянок самолетов, система катапультирования самолетов при взлете, аэрофинишер для их остановки при посадке, аварийная тормозная установка, система управления взлетом и посадкой, светотехническое оборудование, оборудование для заправки горюче-смазочными материалами, сборно-разборные ангары-укрытия и т. д.

По утверждению американских специалистов, указанное оборудование позволяло строить ВПП размером 600X18 м и обеспечивало полеты самолетов массой до 28 т. Оно могло быть смонтировано инженерно-строительным батальоном ВМС за 50 ч. Однако использование такой ВПП в случае повреждения катапульты или аэрофинишера для большинства самолетов авиации морской пехоты будет невозможно. Кроме того, даже при исправности аэродром не сможет использовать тактическая авиация ВВС, самолеты которой не оборудованы посадочным крюком для аэрофинишера. Поэтому была разработана ВПП размером 1219X29,3 м, удлиненная затем до 2438 м. Аэродром в Чу-Лай был построен за 25 дней инженерно-строительным батальоном ВМС с привлечением саперов морской пехоты. В настоящее время такие сроки строительства полевых аэродромов не удовлетворяют командование морской пехоты, поэтому были разработаны новые требования. По мнению специалистов, такой аэродром должен обеспечивать базирование не менее одной эскадрильи авиации поддержки, быть готовым для использования в первые три— пять дней высадки десанта, функционировать в течение не менее 30 сут в ходе ведения боевых действий десантом нв берегу. Кроме того, он должен быть аэротранспортабельным и быстро разбираемым в случае необходимости.

В связи с широким использованием в авиации морской пехоты самолетов различного назначения (реактивных, винтовых, с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой), а также вертолетов было разработано несколько стандартных комплектов оборудования аэродромов. Это, по мнению командования ВМС, позволяет морской пехоте развертывать аэродромы для вертолетов и самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой почти сразу же после высадки первого эшелона десанта и затем расширять их для обеспечения базирования тактической авиации ВВС и посадки тяжелых транспортных самолетов. Согласно принятой классификации полевые аэродромы, оборудуемые на плацдармах, делятся на пять типов (см. таблицу).

Передовая посадочная площадка размером 22X22 м собрана из сборно-разборных плит и предназначена для размещения одного самолета с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой либо вертолета. Она является базовым конструктивным блоком для последующего создания аэродрома. Полный комплект ее оборудования массой 29 т и объемом 42,2 м3 может доставляться на берег к месту сборки на вертолетах.

Посадочная площадка, включающая ВПП размером 182X22 м и групповую стоянку для шести самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой (общая площадь 2285 м2), предназначена для базирования эскадрильи авиации морской пехоты. Масса полного комплекта оборудования составляет 622 т. Он занимает объем 1050 м3 и позволяет проводить ограниченное техническое обслуживание авиационной техники.

Полевой аэродром для самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой включает ВПП размером 594X22 м и групповую стоянку (общей площадью 69 765 м2) для 36 самолетов и вертолетов. На нем может базироваться авиагруппа. Полный комплект оборудования имеет массу 1866 т и объем 3125 м3. На аэродроме есть средства технического обслуживания боевых машин, метеорологического обеспечения и оборудование для управления воздушным движением в любых метеоусловиях.

Полевой аэродром с ВПП размером 1585X29,3 м и групповой стоянкой для 88 самолетов и вертолетов (общая площадь 210,6 тыс. м2) предназначен для базирования одной или нескольких авиагрупп авиакрыла авиации морской пехоты. Полный комплект оборудования, который имеет массу 4460 т и объем 5910 м3, включает аэрофинишер, радионавигационные, светотехнические и связные средства, обеспечивающие всепогодные полеты днем и ночью. Он есть в каждом авиакрыле авиации морской пехоты.

«Стратегический» аэродром (называемый так в зарубежной литературе потому, что может принимать самолеты морской пехоты всех типов и тяжелые транспортные самолеты типов С-141В «Старлифтер» и С-5А «Гэлекси» военно-транспортного авиационного командования ВВС для снабжения сил десанта) имеет ВПП размером 2438X29,3 м (или 45,7 м), групповую стоянку для 96 боевых самолетов и вертолетов. Его общая площадь 242,2 тыс. м2. На аэродроме может базироваться несколько авиагрупп или все авиакрыло. Полный комплект оборудования имеет массу 8120 т и объем 13 655 м3. Оно позволяет проводить полеты в любую погоду днем и ночью, выполнять основные виды технического обслуживания авиационной техники. Такой аэродром обычно развертывается после высадки всех сил десанта. Комплект его оборудования хранится на складе на континентальной части США. Комплекты оборудования полевых аэродромов (посадочных площадок) первых четырех типов в район высадки десанта доставляются обычно на судах первого эшелона десантного соединения, а «стратегического» аэродрома — на судах второго эшелона.

В комплект оборудования полевых аэродромов и посадочных площадок вхоДНт ряд стандартных элементов, важнейшими из которых являются сборно-разборное покрытие, портативное светотехническое оборудование, аэрофинишеры, система привода и посадки самолетов в сложных метеоусловиях и ночью.

Сборно-разборное покрытие состоит из профилированных алюминиевых плит типа АМ-2, из которых могут быть быстро собраны ВПП, рулежные дорожки и стоянки. Такие плиты являются стандартными и широко применяются при строительстве полевых аэродромов тактической авиации ВВС США. Покрытие рассчитано на эксплуатацию реактивных самолетов с одноколесными главными стойками шасси, у которых нагрузка на одно колесо составляет до 12 250 кг, давление в пневматике — до 28 кг/см2, динамическая нагрузка, создаваемая самолетами, — не более 40,86 т и давление от удара хвостового крюка самолетов, использующих аэрофинишеры при посадке, — не выше 1055 кг/см2. Плита АМ-2 имеет длину 3660 мм, ширину 610 мм, толщину 38 мм и массу 65,3 кг. Ее поверхность покрыта специальным составом для увеличения коэффициента трения. С целью повышения жесткости покрытия плиты укладывают со смещением наполовину их длины. Поэтому для заполнения свободного пространства по краям полосы выпускаются полуплиты размером 1830X610 мм.

Транспортировка плит производится блоками по 12 штук. Для длительного интенсивного использования ВПП из АМ-2 требуется подготовка грунтового основания. Если грунт твердый, плиты можно укладывать прямо hj него, предварительно выровняв, а при пластичном или рыхлом грунте и в зависимости от метеорологических условий в районе аэродрома для его укрепления должна проводиться специальная обработка цементом на глубину 18— 20 см. Однако это ведет к увеличению срока строительства. Так, при сооружении аэродрома в Чу-Лай на прибрежном песчаном грунте верхний слой грунтового основания ВПП был залит слоем грунтоце-мента толщиной около 18 см (доля цемента 8 проц.), а в дальнейшем в ходе эксплуатации аэродрома американцы вынуждены были поверхность грунтоцемента обрабатывать разжиженным битумом (3,2 л на 1 м2). После этого плиты укладывались через 3 сут, а полеты начинались не ранее чем через 7 сут.

На аэродроме может быть быстро установлено портативное светотехническое оборудование, которое получает электроэнергию от специальных генераторов. Его отдельные элементы могут устанавливаться на различных стадиях строительства. Полный комплект оборудования включает сзетовой аэродромный маяк, огни захода на посадку, индикатор глиссады, светильники для освещения ВПП и полос подхода к ней, для обозначения начала и конца ВПП, препятствий и рулежных дорожек. Светотехническая система посадки обеспечивает визуальную посадку самолетов. На полевых аэродромах в зависимости от их типа используются от одного до трех комплектов систем типа Мк8 мод. О, установленных на трейлере.

Аэрофинишеры предназначены для быстрого гашения посадочной скорости самолетов. На полевых аэродромах применяются аэрофинишеры типа М-21, причем на каждом используется четыре комплекта — два основных и два аварийных. Система привода и посадки самолетов в сложных метеоусловиях и ночью включает приводные радиостанции AN/TPN-16 и -33, обзорные (диспетчерские) РЛС AN/TPS-63, метеорологические РЛС AN/TPS-68, радиомаяки системы ближней навигации ТАКАН AN/TPN-29, посадочные РЛС AN/TPN-8A и -19, переносную курсоглиссадную систему посадки MRAALS (масса 36 кг) и связные радиостанции AN/TRC-131A. Для использования на аэродромах разработана новая система (в контейнерах) управления воздушным движением и посадки МАТКАЛС (MATCALS — Marine Air Traffic Control and Larfrjing System), аналогичная системе посадки AN/SP14-42 {размещается на авианосцах), которая позволяет одновременно управлять посадкой шести самолетов. В состав системы входит всепогодная подсистема посадки AN/APN-22 (дальность действия до 18 км), подсистема управления воздушным движением AN/TSQ-107, обзорная РЛС AN/TPS-63 и подсистема упрaвления и связи AN/TSQ-131. Все это оборудование может быть развернуто обслуживающим личным составом за 1—2 ч. В настоящее аремя командование морской пехоты США использует два временных аэродрома для обучения летных экипажей и личного состава подразделений аэродромного обслуживания. Аэродром, в учебном центре подготовки морской пехоты в Туэнтинайн-Пйлмс (штат Калифорния) является основным тренировочным комплексом и широко применяется в ходе учений морской пехоты, а также проводимых совместно с сухопутными войсками и ВВС. С начала функционирования аэродрома в июне 1976 года по сентябрь 1981-го только транспортные самолеты типа СИ-141 "Старлифтер» полетной массой около 120 т совершили почти 1600 посадок. Вспомогательный аэродром морской пехоты в Богюфилд (штаг Сезерная Каролина) действует с начала 6Q-х годов и используется главным образом для тренировок личного состава инженерно-строительныъ батальонов ВМС и саперых батальонов морской пехоты по развертыванию аэродромов на местности.

Опубликованные за рубежом материалы рекомендуют возводить полевые аэродромы в прибрежных районах, на прибрежных островах, на занятой своими силами территории вблизи района проведений морской десантной операции. При наличии в районе проведения операции разрушенных полевых аэродромов противника аэродромы морской пехоты целесообразно строить на их месте, что значительно облегчит и сократит сроки их создания, поскольку эти районы обычно осушены и имеют очищенные подходы, а также выровненный грунт дпм ВПП и подъездные пути.

Капитан 2 ранга В. Малов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 1987.

Последнее обновление 10.03.2015



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.