Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике

 

Постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике

 

Военно-политическое руководство Североатлантического союза придает большое значение подготовке военно-морских сил к ведению боевых действийна море в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке военного времени, в составе многонациональных оперативных соединений. Для этих целей ежегодно от ВМС стран — участниц НАТО выделяются для действий в составе многонациональных соединений, создаваемых на период учений, а также действующих на постоянной основе, боевые корабли и разнородные подразделения.

Одним из таких соединений является постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике (STANAVFORLANT — Standing Naval Force, Atlantic), которое в соответствии с решением комитета военного планирования блока впервые было сформировано 13 января 1968 года в ВМБ Портленд (Великобритания).

До февраля 1965 года оперативная и боевая подготовка военно-морских сил Североатлантического блока проводилась, как правило, в соответствии с национальными планами. Совместные мероприятия боевой подготовки планировались относительно редко. Тем не менее итоги их проведения свидетельствовали о различном подходе к организации боевой подготовки в странах, а также о несоответствии уровней подготовки экипажей кораблей для ведения боевых действий на море.

В связи с этим военное руководство НАТО приняло решение о проведении ряда совместных учений под условным наименованием «Мэтч мейкер» (Match Maker) продолжительностью до шести-семи месяцев. К концу 1967 года состоялось три таких учения, результаты которых были положительно оценены командованием блока. В ходе их боевые корабли отрабатывали тактические приемы совместного плавания, организацию всех видов обороны соединения на переходе морем с использованием оружия и боевой техники. По результатам учений бывший в то время главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике американский адмирал Мурер предложил создать на многонациональной основе постоянно действующее соединение ВМС НАТО на Атлантике.

Первоначально в состав соединения вошли американский эскадренный миноносец «Холдер» и три фрегата: «Брайтон» (Великобритания), «Нарвик» (Норвегия) и «Холланд» (Нидерланды). Позже в него начали выделять свои боевые корабли военно-морские силы Канады, ФРГ, Португалии, Бельгии и Дании.

Традиционно формирование постоянного соединения ВМС НАТО на Атлантике осуществляется в январе в одной из военно-морских баз стран НАТО. В его составе постоянно находится от четырех до девяти боезых кораблей классов эскадренный миноносец — фрегат военно-морских сил указанных выше государств, замена которых производится раз в три-четыре месяца. В конце года соединение расформировывается, а входящие в него корабли переходят в национальное подчинение.

Командиром соединения поочередно назначаются офицеры в звании капитан 1 ранга от одной из стран, которые постоянно выделяют в его состав корабли.

Управление соединением осуществляется через штаб, куда входят 16 офицеров, унтер-офицеров и рядовых различной национальности. Начальнику штаба (офицер в звании капитан 2 ранга) подчиняются офицеры — специалисты по вопросам оперативного планирования и боевой подготовки, разведки, связи, противолодочной обороны, вооружения и ПВО, материально-технического обеспечения. При штабе имеются также группа переводчиков и представители прессы.

Общее руководство постоянным соединением ВМС НАТО на Атлантике осуществляет верховный главнокомандующий ОВС НАТО на Атлантике (американский адмирал) со штабом в Норфолк (штат Вирджиния, США). Непосредственное руководство возлагается на главнокомандующих ОВС НАТО в Западной (штаб в Норфолк) или Восточной Атлантике (Нортвуд, Великобритания) в зависимости от решаемых задач и района действия соединения.

По заявлениям западных военных специалистов, создание соединения обусловливалось прежде всего военно-политическими целями — продемонстрировать готовность и решимость стран блока «защищать свои коллективные интересы» на море силой оружия. Фактически постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике представляет собой не что иное, как «пожарную команду» НАТО, которая должна быть готова оказать политическое давление на отдельные страны в случае возникновения напряженной обстановки.

Ежегодно планом боевой подготовки соединения предусматривается проведение мероприятий боевыми кораблями в составе соединения самостоятельно, совместно с военно-морскими силами стран блока в учениях объединенных ВМС НАТО, а также посещение портов и военно-морских баз стран-участниц для текущего ремонта и пополнения необходимых запасов.

Как подчеркивалось в иностранной прессе, основной задачей постоянного соединения является повышение уровня боевой подготовки кораблей различной национальной принадлежности в составе объединенных ВМС НАТО с учетом накопленного многолетнего опыта. С этой целью, участвуя в различных учениях, личный состав систематически тренируется в использоза-нии всех видов корабельного оружия, осваивает районы плавания в пределах зоны ответственности блока НАТО. В общей сложности более 60 проц. времени пребывания в составе соединения боевые корабли находятся в море. Значительное внимание в ходе боевой подготовки уделяется обмену боевыми расчетами и экипажами палубных вертолетов для ознакомления с техникой, оружием, организацией службы кораблей различной национальной принадлежности.

Особое внимание командование НАТО уделяет определению оптимального состава соединения. Опыт боевой подготовки соединения показывает, что в него должны включаться корабли с новыми гидроакустическими средствами поиска подводных лодок, а также с зенитным ракетным вооружением, обеспечивающим эффективную противовоздушную оборону соединения в море. Поэтому в составе соединения в последнее время появляются боезые корабли, оснащенные гидроакустическими станциями с протяженными буксируемыми антеннами, палубными вертолетами и современными зенитными ракетными комплексами. Кроме того, считается, что наличие в соединении быстроходного транспорта снабжения значительно повышает его мобильность и автономность.

Капитан 2 ранга Ю. Крюков

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1989.

Последнее обновление 01.08.2010 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com