Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Система базирования ВМС НАТО на Средиземном море

 

Система базирования ВМС НАТО на Средиземном море

 

D АГРЕССИВНЫХ планах подготовки новой, мировой войны руководящие круги НАТО рассматривают район Средиземного моря как выгодный плацдарм для нападения на Советский Союз и другие страны Варшавского Договора. По заявлению бывшего главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО на Южно.-Европейском ТВД, значение южного фланга Европы повышается тем, что здесь якобы фокусируется динамика развития отношений Запада с Востоком. Американский империализм пытается решать здесь свои так называемые «локальные» проблемы, среди которых важное место занимает борьба против арабского национально-освободительного движения, поддержка израильской агрессии на Ближнем Востоке, стремление сохранить контроль за нефтяными запасами Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. В проведении своего агрессивного военно-политического курса в районе Средиземного моря командование НАТО опирается на крупные военно-морские силы.

Как сообщает иностранная военная печать, для обеспечения действий ВМС НАТО на Средиземном море на территориях стран блока и их союзников создана и продолжает совершенствоваться система баз и портов для базирования, снабжения и ремонта кораблей. Развитие этой системы осуществляется как по национальным программам средиземноморских стран, так и по планам инфраструктуры НАТО. Кроме того, модернизация и расширение отдельных баз и портов производятся американскими и английскими военными ведомствами в соответствии с двусторонними соглашениями, заключенными США и Великобританией с отдельными средиземноморскими государствами.

По данным иностранной печати, на территориях Испании, Франции, Италии, Мальты, Греции, Турции, Израиля и Кипра создано свыше 30 военно-морских баз и пунктов базирования (рис. 1). В этих странах насчитывается также значительное количество торговых портов, которые имеют важное экономическое значение и играют большую роль в рассредоточении, снабжении и ремонте боевых кораблей. По отдельным странам основные базы и порты характеризуются следующим образом.

Испания. Сеть военно-морских баз и портов Испании обеспечивает контроль за стратегически важным районом Гибралтарского пролива, который является единственным выходом из Средиземного моря в Атлантический океан, и за подходами с запада и востока к этому проливу. США удерживают Испанию в сфере своей военной политики, навязывая ей военные договоры. В 1970 году между США и Испанией было заключено пятилетнее соглашение, по которому американское командование вновь получило право на использование ряда военно-морских и авиационных баз и других объектов на территории страны.

Картахена — крупная военно-морская база и важный порт Испании, обеспечивающий в основном перевозки нефти и нефтепродуктов. На ее территории расположены военно-морской арсенал, где в настоящее время строятся боевые корабли для ВМС Испании, и судостроительный завод. Имеются также крупные подземные склады горючего и боеприпасов, укрытия для подводных лодок. Здесь находится учебное командование ВМС Испании и американский военно-морской учебный центр. Картахена приспособлена для базирования кораблей 6-го флота США.

Кадис — военно-морская база и порт у западных подходов к Гибралтарскому проливу. Обеспечивает базирование легких сил флота. Здесь расположено амфибийное командование ВМС Испании. Кадис считается важной топливной базой, поскольку в ней имеются крупные подземные склады горючего.

Военно-морская база Рота, расположенная в северной части Кадисской бухты, передана в распоряжение ВМС США. Здесь создана основная станция для тылового обслуживания кораблей 6-го флота и оборудован передовой, пункт базирования для 16-й эскадры американских атомных ракетных подводных лодок. Три пирса могут принимать корабли любого класса, включая противолодочные авианосцы типа «Эссекс», а расположенный при входе в базу рейд обеспечивает якорную стоянку этих кораблей. Из Роты берет начало трубопровод длиной свыше 780 км, по которому поставляется горючее на американские авиабазы Морон, Торрехон и Сарагоса. Из новых сооружений и объектов базы важнейшими являются: склад боеприпасов и военного снаряжения вместимостью до 8000 т; хранилища для горючего общей емкостью свыше 100 тыс. т; плавучий док, способный принимать корабли до эсминцев включительно; крановое оборудование и буксиры; крупный узел связи, включающий мощный приемный и два передающих центра (один в районе авиабазы Морон и второй в 160 км севернее Картахены); метеорологическая станция, обеспечивающая сбор и обработку метеорологических и гидрологических данных по Средиземному морю и Восточной Атлантике, а также составление и распределение прогнозов и сводок погоды; плавучая база 16-й эскадры атомных ракетных подводных лодок.

Общая численность находящегося на базе американского военного и гражданского персонала, а также членов их семей составляет более 10 тыс. человек. Создание этой базы уже обошлось американским налогоплательщикам в 250 млн. долларов.

Маон — военно-морская база, расположенная на одноименном острове архипелага Балеарских о-вов. Она обеспечивает снабжение кораблей как ВМС Испании, так и 6-го флота США. В районе базы имеются склады боеприпасов и горючего, ракетная база и другие военные объекты.

Большую роль в организации базирования ВМС США и Испании, по сообщениям иностранной прессы, играют испанские порты Барселона, Валенсия, Малага и ряд других. Некоторые из них, такие как Барселона и Валенсия, используются кораблями 6-го флота США для пополнения своих запасов, мелкого ремонта и отдыха личного состава экипажей. В Валенсии, помимо судостроительного и судоремонтного заводов, расположен склад материалов для обслуживания американской авиабазы в Торрехоне.

Гибралтар — крупнейшая английская военно-морская база и крепость, расположеная на юге Пиренейского п-ова. Важность ее, как отмечается в иностранной печати, заключается в том, что она обеспечивает контроль за районом Гибралтарского пролива.

Общая территория этой базы составляет 6,5 км2; основные сооружения — причалы, склады горючего, доки, судоремонтные предприятия, специальные бассейны для сбора дождевой воды и другие — расположены на склонах скалы и во внутрискальных помещениях. Здесь же имеется огороженная молами искусственная гавань с глубинами до 46 м.

Франция. Несмотря на то что Франция вышла из военной организации НАТО, ее флот тесно взаимодействует с ВМС других стран блока, участвуя в совместных учениях.

В районе Средиземного моря, как сообщает французская печать, образован III военно-морской округ со штабом в Тулоне; командующий этим округом является одновременно командующим средиземноморской эскадрой ВМС Франции.

Главная база эскадры, а также крупный порт — Тулон. Здесь находятся военно-морской арсенал, несколько крупных сухих доков (некоторые из них рассчитаны на прием кораблей до ударных авианосцев включительно), судостроительные и судоремонтные предприятия, военно-морские учебные центры. Хорошо защищенная гавань имеет глубины до 13 м. В Тулоне расположена дирекция средиземноморского испытательного центра Франции, который занимается испытанием новых видов военно-морского оружия и техники, а также обучением личного состава.

Марсель — крупнейший торговый порт Франции и всего Средиземноморья, его грузооборот - в 1972 году составил более 67 млн. т (почти 2/3 всего грузооборота приводится на - нефть и нефтепродукты). В порту имеется семь сухиx доков, современное крановое хозяйство, судостроительные и судоремонтные предприятия. Вместе со своими портами-спутниками Берр, Ла-Сьота и другими Марсель дополняет и расширяет возможности снабжения и ремонта кораблей Франции на Средиземном море. Район Тулон—Марсель рассматривается руководством НАТО как важная составная часть общей системы базирования ВМС блока на Средиземном море.

Мальта. В административном, политическом и экономическом центре Мальты городе Ла-Валетта расположена военно-морская база и порт с годовым грузооборотом более 5 млн. т. Здесь имеются крупное судостроительное и судоремонтное предприятие, пять сухих доков (крупнейший из них рассчитан на прием кораблей и судов водоизмещением до 100 тыс. т), плавучий док, развитое крановое хозяйство. Глубины гавани Ла-Валетты допускают якорную стоянку кораблей всех классов.

По мнению командования английских ВМС, значение военно-морской базы Ла-Валетта заключается прежде всего в том, что отсюда можно контролировать Тунисский и Мальтийский проливы, соединяющие западную и восточную части Средиземного моря. По соглашению, заключенному с Мальтой в 1972 году, Великобритания получила право использовать в течение семи лет военно-морскую базу Ла-Валетта, три близлежащих аэродрома и некоторые другие военные объекты.

Италия. Командование НАТО считает, что вследствие географического положения и хорошо развитой экономики Италия занимает главное место среди остальных стран средиземноморского бассейна Здесь создана самая совершенная на Южно-Европейском ТВД сеть баз и портов.

Все побережье Италии разделено на четыре военно-морских округа и два автономных военно-морских командования. Их штабы размещаются о следующих пунктах: Верхне-Тирренский военно-морской округ — Специя, Нижне-Тирренский — Неаполь, Адриатический — Анкона, Ионический и пролива Отранто — Таранто, автономное военно-морское командование о. Сицилия — Мессина, автономное военно-морское командование о. Сардиния — Кальяри.

Военно-морские округа и автономные командования разделены в свою очередь на военно-морские районы, командующие которыми отвечают за организацию обороны военно-морских баз, портов и побережья в пределах зоны ответственности.

Основные военно-морские базы Италии — Таранто, Неаполь, Ливорно, Специя, Мессина, Кальяри, Аугуста, Бриндизи, Анкона. Кроме того, в качестве пунктов базирования используются порты Генуя, Гаэта, Венеция, Ла-Мадалена и другие.

Таранто — главная военно-морская база ВМС Италии и крупный торговый порт, где базируются основные силы итальянского флота. Здесь расположен штаб командующего основным объединением флота — эскадрой. В Таранто имеются военно-морской арсенал, судостроительный и судоремонтный завод и другие базовые сооружения. Обширный рейд в северной части залива Таранто обеспечивает якорную стоянку кораблей всех классов.

В Неаполе расположены военно-морской арсенал, несколько сухих доков (один из них рассчитан на прием судов водоизмещением до 100 тыс. т), судостроительные и судоремонтные предприятия. Поблизости от Неаполя в обширном Неаполитанском заливе в небольшом порту Кастелла маре-ди-Стабия находится крупный судостроительный завод фирмы «Новолмекканика», строящий военные корабли до крейсеров включительно.

В настоящее время, как сообщает иностранная печать, Неаполь превращен в основную базу 6-го флота США в центральном Средиземноморье. Обычно на нее постоянно базируется не менее 10 американских кораблей, в том числе плавбаза эсминцев, крейсер, несколько сторожевых кораблей (рис. 2). Сюда приписаны штабы соединений 6-го флота: 8-й эскадры сторожевых кораблей, 18-й флотилии подводных лодок, 8-й эскадры сил обслуживания и другие. В 80 км севернее Неаполя в порту Гаэта постоянно базируется флагманский корабль 6-го флота.

Аугуста — нефтяной порт и важнейшая база снабжения топливом кораблей ВМС Италии и США. В районе порта расположен один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Италии. Порт может при-нимать танкеры грузоподъемностью свыше 100 тыс. т.

Кальяри — важная военно-морская база и порт в южной части о. Сардиния. Сюда периодически заходят корабли 6-го флота для снабжения топливом. В районе Кальяри созданы склады горючего общей вместимостью свыше 200 тыс. т. В 10 км севернее (в районе Дечимоману) расположена крупнейшая военно-воздушная база НАТО, которая используется для отработки совместных боевых действий подразделениями ВВС НАТО.

По сообщениям итальянской печати, в районе Кальяри начато строительство новой базы НАТО, в которой будет создан военно-технический центр с новейшей аппаратурой для обнаружения кораблей; здесь же предусматривается построить большие склады горючего.

Ла-Маддалена — небольшой порт на одноименном острове, расположенном севернее о. Сардиния. С 1972 года порт превращен в пункт базирования атомных подводных лодок ВМС США. По свидетельству итальянской прессы, в будущем этот порт может быть использован также для базирования атомных ракетных подводных лодок.

В 40 км юго-восточнее Ла-Маддалены на небольшом острове Таволара создано скальное укрытие для подводных лодок, представляющее собой большую зацементированную изнутри пещеру. По мнению итальянских военно-морских специалистов, наличие этого укрытия существенно дополняет возможности для рассредоточения подводных лодок.

Ливорно используется для снабжения кораблей ВМС Италии и б-го флота CLL1A. В районе порта расположены крупный судостроительный завод фирмы «Луиджи Орландо» и несколько сухих доков. В настоящее время завершается строительство сухого ремонтного дока, способного вмещать корабли грузоподъемностью свыше 200 тыс. т.

В Специи расположены военно-морской арсенал, склады, судострои тельные и судоремонтные предприятия, научно-исследовательский центр противолодочной обороны НАТО. Полузакрытый обширный рейд обеспечивает якорную стоянку большого количества кораблей всех классов.

Мессина — важная военно-морская база на о. Сицилия, контролирующая Мессинский пролив. Ее небольшая гавань доступна для базирования легких сил. В Мессине расположено предприятие, строящее морские катера на подводных крыльях.

База в Бриндизи расположена в южной части Адриатического побережья Италии, отсюда можно контролировать Отрантский пролив.

Анкона — военно-морская база и основной порт Италии на Адриатике (рис. 3). Имеет судостроительные и судоремонтные предприятия. Италия располагает также рядом портов, которые увеличивают возможности базирования военно-морских сил, их снабжения и ремонта. Крупные судостроительные заводы, расположенные в Генуе, Ливорно, Неаполе, Палермо, Триесте, Монфальконе, Венеции, Анконе, Рива Трегозо, Кастелламаре-ди Стабия и других портах ежегодно спускают на воду суда общим тоннажем свыше 500 тыс. бр.-т, а судостроительный завод в Монфальконе может строить суда дедвейтом до 300 тыс. т. Большинство итальянских портов имеют по одному или несколько судоремонтных предприятий. В настоящее время в них насчитывается около 20 ремонтных доков длиной более 200 м, а также значительное количество более мелких доков. Кроме того, строится еще несколько доков, которые смогут вмещать крупнотоннажные суда (300 — 500 тыс. т).

Греция. Командование НАТО считает, что близость Греции к СССР, Болгарии и другим социалистическим странам, а также к Черноморской проливной зоне определяет важное стратегическое значение греческих баз для объединенных вооруженных сил НАТО.

Базирование ВМС Греции организовано в рамках двух командований — командования ВМС Эгейского моря и командования ВМС Критского и Ионического морей.

Главной военно-морской базой ВМС Греции и крупнейшим портом страны считается Пирей. Основные сооружения расположены на о. Саламин. В порту и прилегающих к нему бухтах Скараманга и Элефсис расположены судостроительные и судоремонтные предприятия, имеющие несколько сухих и плавучих ремонтных доков. Один из них, расположенный в заливе Скараманга, является в настоящее время самым крупным на Средиземном море — он имеет размер 335X53X9,2 м и может принимать суда грузоподъемностью до 240 тыс. т. В этом районе планируется построить еще один док, рассчитанный на прием судов водоизмещением до 250—300 тыс. т.

В 1972 году между США и Грецией было заключено соглашение сроком на пять лет, по которому ВМС США получили право использовать Пирей в качестве постоянной базы для кораблей 6-го флота. Соглашением предусмотрено создание береговых объектов для обслуживания кораблей — заправочных пунктов, ремонтных мастерских, складов, а также жилищ для 8 тыс. американских моряков, и членов их семей. Постоянно на Пирей должна базироваться одна авианосная группа: авианосец, шесть эсминцев, несколько обслуживающих кораблей и госпитальное судно. Общая стоимость расходов по-оборудованию Пирея для базирования американских кораблей около 20 млн. долларов.

Суда — военно-морская база, расположенная в восточной части одноименной бухты о. Крит. Якорная стоянка в бухте имеет глубины до 29 м и доступна для кораблей всех классов. На выходе из бухты создан полигон для подводных лодок. Суда широко используется в качестве передовой базы НАТО в восточном Средиземноморье. В 1968 году на расположенном поблизости от нее п-ове Акротири был создан ракетный полигон НАТО «Намфи», который используется для боевой подготовки ракетных частей США, ФРГ и других стран НАТО. В частности, здесь отрабатываются пуски ракет «Найк», «Хок» и «Сержант».

Кроме Пирея и Суды, в качестве пунктов базирования греческих военно-морских сил используются порты Салоники (второй по значению порт Греции), Патрас, Корфу, Гераклион и другие. Салоники систематически посещают корабли 6-го флота США. Режим военной хунты полностью поддерживает агрессивную политику США на Средиземном море, предоставляя все свои базы в распоряжение американского командования.

Турция. Близость Турции к Советскому Союзу и наличие в пределах страны Черноморской проливной зоны, связывающей Черное и Средиземное моря, по мнению иностранных обозревателей, заставляют США принимать любые меры, чтобы удержать Турцию в НАТО и использовать сеть ее баз и портов для базирования кораблей в непосредственной близости от социалистических стран.

Система базирования организована в рамках командований военно-морскими зонами — Северной (штаб в Стамбуле) и Южной (штаб в Измире). Каждая зона включает несколько военно-морских районов и баз. Гельджюк — главная военно-морская база турецкого флота и крупный порт. Она расположена в заливе Измит (Мраморное море), пригодном для якорной стояки большого количества кораблей всех классов (длина залива 52 км, ширина у входа 6 км, глубины до 180 м). Имеющийся в порту судостроительный завод строит небольшие боевые корабли. В Гельджюк находится штаб командующего флотом Турции.

Стамбул — важная военно-морская база, обеспечивающая контроль за проливом Босфор, и крупнейший порт, расположенный в бухте Золотой Рог. Причальный фронт обеспечивает стоянку крупных современных кораблей и судов. В порту имеются разнообразное крановое оборудование, складские помещения, судоремонтные предприятия.

Измир — военно-морская база турецкого флота на Эгейском море и второй по значению грузовой порт Турции, судоремонтные предприятия которого обеспечивают ремонт легких кораблей и судов. В последнее десятилетие Измир превращен в передовую опорную базу ВМС НАТО в восточном Средиземноморье. Здесь расположен ряд штабов объединенных вооруженных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД, сооружен узел связи для управления силами ВМС.

Искендерон — важная военно-морская база ВМС Турции и крупный торговый порт на юге страны в заливе Искендерон. Залив служит удобной якорной стоянкой для большого количества кораблей всех классов (длина его 70 км, ширина до 36 км, глубины до 90 м). На эту базу из США доставляются военные грузы для снабжения американских вооруженных сил, дислоцирующихся на территории Турции, она также используется для заходов кораблей 6-го флота США.

Кипр. Остров Кипр занимает важное стратегическое положение в восточной части Средиземного, моря. Великобритания сохраняет здесь ряд военных объектЬз на территорий площадью 250 км2, которые обслуживают 7 тыс. военнослужащих. Главная роль принадлежит британской военно-морской базК Фам-агуетй, расположенной в одноименном порту, располагающем судоверфью дйя ремонта мелких кораблей.

В качестве пунктов базирования английских ВМС используются порты Ларнака (второй по значению порт Кипра) и Лимасол. Через последний осуществляются военные поставки на крупную английскую военную и военно-воздушную базу на Кипре — Акротири.

Израиль. Особая роль в системе базирования на Средиземном море отводится базам Израиля, обеспечивающим действия израильского флота, который выполняет определенные задачи в агрессивных войнах, развязываемых правящими кругами страны. Основной военно-морской базой и крупнейшим портом страны является Хайфа. На нее базируются основные силы израильского флота. Здесь расположены судоверфь, шкиперские склады, учебный центр ВМС, а также дислоцируются подразделения «командос». К Хайфе подходит нефтепровод из Ирака, имеющий стратегическое значение. Кроме того, Израиль имеет военно-морскую базу и порт Ашдод (второй по значению в Израиле) и порт Ашкелон, к которому подходит крупный нефтепровод из Эйлата (залив Акаба).

Система базирования надводных кораблей и подводных лодок ВМС НАТО на Средиземном море дополняется сетью авиабаз морской авиации — как базовой, так и авианосной.

На территориях средиземноморских стран НАТО, а также Испании, Мальты и Кипра имеется значительное количество авиабаз, на которые в мирное время базируются самолеты морской авиации стран НАТО. Основные из них: Рота, Гибралтар, Сигонелла, Фонтанаросса (Катания), Каподикино (Неаполь), Луни (Специя), Гротталье (Таранто), Лука и Хальфар (обе на Мальте), Элефсис (Афины), Суда, Акротири, Ка- рамюрсель (Гельджюк), Иер и Ним-Гарон (обе — в южной части Франции).

Как сообщается в иностранной печати, особое значение для США имеют авиабазы Рота и Сигонелла. На первую базируется эскадрилья противолодочных самолетов, осуществляющая патрулирование в западной части Средиземного моря и в Иберийской зоне Атлантики, а также специальная разведывательная эскадрилья. Через Роту поставляется оружие и боевая техника для американских вооруженных сил, дислоцирующихся на Средиземном море. На авиабазу Сигонелла, расположенную в центральной части Средиземного моря на о. Сицилия, базируются самолеты базовой авиации, а также самолеты палубной авиации 6-го флота. Общая численность персонала, обслуживающего эту авиабазу, превышает 1100 человек. В настоящее время авиабаза модернизируется: расширяется взлетно-посадочная полоса, строятся новые ангары, склады, хранилища для топлива, жилые помещения и другие объекты. Сюда командование США планирует перевести центр грузовых воздушных перевозок для 6-го флота.

Как сообщает иностранная печать, английские противолодочные и разведывательные самолеты, базирующиеся на авиабазы Гибралтар, Лука и Акротири, патрулируют весь район Средиземноморья. Авиабаза Лука, имеющая ВПП длиной около 3 000 м, пригодна для базирования тяжелых реактивных самолетов.

В целом, по оценке командования НАТО, имеющаяся на Средиземном море сеть военно-морских баз и портов, а также авиационных баз для морской авиации обеспечивает широкий маневр группировками ВМС США и других стран НАТО, позволяет осуществлять ремонт и снабжение кораблей. Как сообщает иностранная пресса, система базирования постоянно улучшается и совершенствуется, причем значительная часть работ по модернизации баз приводится в рамках программ инфраструктуры НАТО. Расширяется причальный фронт баз и портов, а также доковое хозяйство, увеличиваются судоремонтные возможности, модернизируется портовое оборудование, ведутся дноуглубительные ра-боты на фарватерах и в гаванях.

Командование США стремится расширить возможности базирования 6-го флота путем заключения новых договоров со средиземноморскими странами на создание военно-морских баз.

Стремление военного руководства США и НАТО к совершенствованию системы базирования военно-морских сил на Средиземном море свидетельствует о том, что мировой империализм не отказывается от намерения использовать этот район в качестве плацдарма для подготовки новой мировой войны против СССР и других социалистических стран. В этих условиях Советский Союз, проводящий политику разрядки напряженности и создания системы коллективной безопасности в Европе, настойчиво борется за то, чтобы превратить Средиземное море в зону мира, ликвидировать имеющиеся здесь иностранные военные базы.

Капитан 1 ранга А. Евгеньев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1974.

Последнее обновление 14.09.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com