|
1945 - высадка ВС США. 25,650 - 27,7,53 война в Корее Физико-географические условия 98,4 кв км. 3/ 4 территории - горы. (до 1000 -1300 м) Основные элементы инфраструктуры Южной Кореи показаны на рисунке 1. Южная часть Корейского п-ова отличается разнообразием почв и растительности. В горно-лесистных районах преобладают красно-бурые малоплодородные почвы, в равнинных районах — красноземы и желтоземы, а также наносные почвы, дающие высокие урожаи риса и других культур. Около 2/з территории покрыто преимущественно лиственными лесами. В лесах и долинах встречаются труднопроходимые заросли восьми — десятиметрового бамбука. Климат в основном умеренный муссонный, на крайнем юге субтропический. Сезонные различия проявляются резко. Характерны большие годовые колебания температур. Разница между средними температурами самого холодного и самого теплого месяцев составляет 25—35°. Среднегодовая температура 12—14°С. Зимой мощные потоки холодного сухого воздуха, направляющегося из внутренних районов континента, приносят сухую ясную погоду и холода. Летом южная часть Корейского п-ова находится под воздействием океанических воздушных масс, приносящих обильные осадки (примерно 2/з их годовой суммы). Годовое количество атмосферных осадков колеблется от 1000 до 1500 мм. Режим дождей неустойчивый, часты наводнения. Ежегодно на полуостров обрушиваются сильные тайфуны. Южная Корея богата поверхностными водами, обладает разветвленной речной сетью, особенно на юге полуострова. Наиболее крупные реки Ханган, Нактонган, Кымган. Реки в большинстве своем короткие, полноводные, в верхнем течении некоторые из горного характера. В нижнем течение некоторые из них протекают в приподнятых руслах, обнесенных земляными валами, иногда выше окружающей местности. Нижние участки крупных рек, находящиеся под влиянием морских приливов, доступны для морских судов. Сток всех рек крайне неравномерен и носит сезонный характер. Лишь в период муссонных дождей в июне — августе они становятся полноводными. Энергетический потенциал речкой сети Южной Кореи невелик — всего 2 млн кВт. Население Южной Кореи свыше 40 млн. человек (по данным на 1985 год), из них 49,8 проц. — мужчины. Численность населения в возрасте от 15 до 54 лет превышает 20 млн. человек. Средняя плотность 418 человек на 1 км2. По плотности населения Южная Корея занимает второе место в мире после Бангладеш, Годовой естественный прирост достигает 650—670 тыс. человек. Официальный язык—корейский. Национальный состав Южной Кореи отличается высокой однородностью (99,9 проц. населения — корейцы). Господствующие религии — буддизм, католицизм и конфуцианство. Верующих более 70 проц. населения. Процесс индустриализации ускорил отток населения из деревни в город. Так, за десять лет (с 1970 по 1980 год) городское население увеличилось примерно на 9 млн. человек. К середине 80-х годов оно составило около 70 проц. По прогнозам зарубежных специалистов, число жителей только шести крупнейших городов Южной Кореи в 1986 году достигнет 20 млн. человек, в том числе г. Сеул — 8,7 млн., г. Пусан — 3,9 млн. и г. Тэгу — 2,5 млн. Южная Корея — формально республика с президентской формой правления, В послевоенный период сеульская администрация создала много различных буржуазных партий и группировок. После прихода к власти Чон Ду Хвана правящей считается так называемая «Демократическая партия справедливости». В глубоком подполье работает Революционная партия объединения, программной целью которой является мирное демократическое объединение Кореи. Фактически в Южной Корее царит незаконный марионеточный режим, опирающийся на американские оккупационные войска. В административном отношении ее территория делится на девять провинций. Два города — Сеул и Пусан — имеют особый статус и находятся в непосредственном ведении центральной администрации. Для укрепления своего положения марионеточный режим формально создал все атрибуты государственной власти, в том числе парламент («Национальное собрание») и правительство («Государственный совет»). Однако вся законодательная и исполнительная власть узурпирована диктатором, который является президентом, главой правительства и главнокомандующим вооруженными силами. Экономика. Южнокорейская экономика имеет индустриально-аграрный характер, находится в постоянной и усиливающейся зависимости от иностранного капитала, главным образом американского и японского; идет процесс проникновения монополий ФРГ, Франции, Великобритании и других капиталистических стран. Объем ВНП Южной Кореи в 1985 году превысил 80 млрд. долларов. При этом доля добывающей и обрабатывающей промышленности в нем достигла 40 проц. Приоритет в развитии экономики отдается прежде всего таким отраслям промышленности, как металлургия, химия, общее транспортное машиностроение (особенно судостроение), радиоэлектронная промышленность, куда направляется в основном поток иностранного капитала. Режим Сеула, делая упор на всемерное стимулирование экспорта, тем не менее не может ликвидировать дефицит во внешней торговле, который ежегодно составляет несколько миллиардов долларов. К началу 1985 года внешний долг Южной Кореи был равен 45 млрд. долларов. Обладая ключевыми позициями, многонациональные корпорации имеют возможность контролировать хозяйственное развитие Южной Кореи. Сырьевые и энергетические ресур. с ы Южной Кореи ограничены: нет нефти и газа, коксующихся углей, бокситов, некоторых легирующих металлов (хрома, кобальта, никеля и других). Основными видами сырья являются железная руда, вольфрам, свинцовоцин-ковые и марганцевые руды, а топливных ресурсов — антрацит и бурый уголь. Имеются также месторождения олова, золота, серебра, графита, каолина. Запасы железной руды сосредоточены главным образом в провинции Канвондо. Около 90 проц. запасов вольфрама приходится на рудники, расположенные на границе провинций Канвондо и Кёнсан-Пукто. Горнорудная промышленность в значительной мере ориентируется на внешний рынок. Топливно-энергетические ресурсы невелики и базируются преимущественно на разработке каменного угля, залегающего в центральной части страны. В настоящее время в топливно-энергетическом балансе более 65 проц. составляет импортируемая нефть. В последние годы в связи со строительством в Южной Корее атомных электростанций резко возросла потребность в уране. По сообщениям зарубежной прессы, здесь открыто месторождение (площадь около 450 км2) с незначительными залежами урановой руды. Но по сей день основные поставки урана для первых трех АЭС осуществляются из США. По мере индустриального развития Южной Кореи проблема обеспеченности минеральным сырьем и топливом становится все более острой. В 1986 году, по оценкам американских специалистов, зависимость ее экономики от внешних источников топлива составит 70—75 проц. при импорте 48—50 млн. т сырой нефти. Созданные за последние десятилетия электростанции позволили увеличить производство элект. роэнергии — с 9,1 млрд. кВт.ч в 1970 году до 54 млрд. кВт.ч в 1983-м. Почти 80 проц. электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. К 1987 году планируется ввести в строй АЭС суммарной мощностью около 6 млн. кВт. Ежегодно добывается 20—22 млн. т угля, 490 — 500 тыс. т железной руды, 140—150 тыс. т цинковой руды, 5,0 —5,3 тыс. т вольфрамового концентрата, 900 — 1100 кг золота, 45— 50 т серебра. Обрабатывающее я промышленность занимает доминирующее положение в экономике. Число занятых в ней составляет 3—3,5 млн. человек. С начала 70-х годов существенно возрос объем производства черной металлургии. В последние годы было построено два металлургических комбината в городах Пхохан и Осам, Другими центрами производства черных металлов являются Инчхон и Пусан. В 1984 году было произведено 9 млн. т чугуна и 13 млн. т стали. Более половины выплавляемой стали идет на экспорт, преимущественно в Японию. Черная металлургия сильно зависит от внешних источников сырья. Ввозится почти 90 проц. потребляемого количества железной руды и около 70 проц. металлолома, а также 100 проц. коксующегося угля. Налажена выплавка цинка, меди, свинца, вольфрама. Основными центрами цветной металлургии являются Чанхан, Тэгу, Осан. В Южной Корее развивается автомобилестроение. Четыре ведущие автомобильные компании («Хёндэ», «Сэхан», «Тэу» и «Киа индастриал») рассчитывают довести объем производства к концу нынешнего десятилетия до 1 млн, автомобилей в год (сейчас выпускается 200—300 тыс.). Предусматривается быстрыми темпами развивать производство грузовых автомобилей. Заводы по сборке автомобилей имеются в городах Сеул, Пусан, Ульсан, Чханвон, двигатели производятся в городах Сеул и Тэджон. Сеульский режим большое внимание уделяет развитию судостроения, поскольку оно является важной экспортной отраслью промышленности. Объем производства судов составляет 900 тыс. брутто рег. тв год. Однако в 1985 году затоваривание мирового рынка привело к резкому спаду производства в этой отрасли. Важнейшие центры судостроения — Пусан, Ульсан, Масан, Мокпхо, Кунсан, Чхунму. Электронную промышленность сеульские власти рассматривают как стратегически важную отрасль экономики. Основываясь на новейшей технической документации, получаемой из-за границы (главным образом из Японии и США), эта отрасль выпускает широкий ассортимент изделий преимущественно на экспорт. Крупные заводы по производству электронной аппаратуры находятся в городах Сеул и Пусан. Широкое развитие в стране получила нефтеперерабатывающая промышленность, производственные возможности которой за последние 15 лет значительно увеличились. Общие мощности всех нефтеперерабатывающих заводов по переработке нефти достигли 30 млн. т в год. Основные из них построены в городах Ульсан, Инчхон, Йосу и Йончхон. В производстве строительных материалов главенствующее место занимает цемент. Его выпуск осуществляется в тесном сотрудничестве с японскими фирмами. Мощности предприятий по производству цемента в 1983 году составили 23,4 млн. т. На текстильную промышленность приходится около 20 проц. всей промышленной продукции. Она служит важным источником поступления иностранной валюты. Развитой отраслью южнокорейской экономики является также пищевая промышленность. Однако в 1985 году «экспортная» модель экономики Южной Кореи дала существенный «сбой». Из-за падения спроса на промышленную продукцию закрылось около 2 тыс. предприятий. Военная промышленность. На создание военной промышленности Южной Кореи большое влияние оказали военно-стратегические интересы США на Дальнем Востоке. Война 1950—1953 годов показала, что старые японские заводы в Южной Корее не могут служить ремонтно-восстановительной базой для боевой техники США. Поэтому для создания надежной военно-экономической базы Южной Кореи с 1954 по 1964 год Вашингтон оказал военно-экономическую помощь в сумме около 5 млрд. долларов. В период агрессии США во Вьетнаме Пентагон привлек почти 3/4 мощностей южнокорейской тяжелой промышленности к выполнению военных заказов. В 70-е годы Южная Корея начала в форсированном темпе создавать военные предприятия, реконструировать бывшие японские военные заводы, налаживать собственное производство (по лицензиям) стрелкового, артиллерийского и автобронетанкового вооружения. В результате к 1980 году сложились все элементы военной промышленности, что, по оценке зарубежных специалистов, в настоящее время позволяет сеульскому режиму в значительной мере обеспечивать многочисленные вооруженные силы артил-лерииско-стрелковым и автобронетанковым вооружением за счет собственного производства. В военной промышленности ведущую роль играют принадлежащие администрации предприятия. Однако почти все крупные частные компании непосредственно или косвенно участвуют в военном производстве. На заводах в городах Пусан, Масан, Чханвон, Кванджу, Тэгу, Ульсан и других производятся винтовки М16, 60-, 81- и 106-мм минометы, 20-мм шестиствольные пушки «Вулкан» для зенитных самоходных установок, 105- и 155-мм гаубицы, бронетранспортеры, средние танки, боевые самолеты и вертолеты, корабли и катера, боеприпасы, различные средства связи, военные грузовые автомобили и «джипы», а также управляемые ракеты класса «земля — земля» с дальностью стрельбы 150 км и НУР «земля — земля» с дальностью стрельбы 35 км, ПТУР, освоено производство РСЗО. По оценке зарубежных военных экспертов, слабым звеном военного производства Южной Кореи является недостаточное изготовление двигателей для танков, вертолетов, самолетов ракет и боевых кораблей. Для ликвидации этого недостатка в последнее время заключены соглашения с рядом американских и западноевропейских фирм о строительстве новых военных заводов с полным технологическим циклом производства боевой техники и оружия. Транспорт. В Южной Корее развиты все виды транспорта. Автомобильный стал особенно интенсивно развиваться с начала 70-х годов. В настоящий период автопарк насчитывает около 500 тыс. машин различных типов. Протяженность автомобильных дорог составляет более 50 тыс. км, в том числе свыше 17 тыс. км с твердым покрытием. Наиболее важными автодорогами являются автострады, связывающие Сеул с крупнейшими портами, промышленными центрами и крупными гарнизонами южнокорейских и американских войск. К таким магистралям относятся Сеул — Пусан (ширина проезжей части 22 м), Пусан — Кванджу — Тэджон (13—18 м) и Сувой — Каннын (13—18 м). Две последние допускают трех- и четырехрядное движение. Вдоль восточного побережья и по центральной части полуострова проложены дороги Сокчхо — Пусан и Вончжу — Тэгу — Чинджу с двухрядным движением (ширина проезжей части 8—10 м). Провинциальные дороги в большинстве своем не имеют твердого покрытия и пригодны для движения автотранспорта лишь в сухую погоду. Для дорог характерны многочисленные мосты и тоннели, крутые подъемы, спуски, повороты с малым радиусом, подземные переходы и дренажные сооружения. Тоннели построены с расчетом использования их в качестве убежищ для населения и военной техники. Предусматривается к 1990 году увеличить общую протяженность дорог с твердым покрытием до 24,5 тыс. км. При сохранении нынешних среднегодовых темпов прироста автопарка к концу 80-х годов он будет насчитывать свыше 850 тыс. автомашин всех типов, в числе которых будет почти половина грузовых. Железнодорожный транспорт занимает первое место по перевозке грузов и второе по перевозке пассажиров. Общая протяженность железных дорог Южной Кореи превышает 6 тыс. км (из них более 1 тыс. км электрифицированы). Основу железнодорожной сети составляют двухпутные дороги, связывающие Сеул с городами Инчхон, Тэджон, Тэгу, Пусан, Кванджу, Мокпхо. На них приходится 80 проц. всех перевозок грузов и пассажиров. Переводится на электротягу скоростная линия Сеул — Пусан, прокладываются вторые пути на некоторых наиболее важных маршрутах. Локомотивный парк предполагается в будущем довести до 1 500 электровозов и дизелей, а вагонный парк — до 2,2 тыс. пассажирских и 22 тыс. грузовых вагонов. В последние годы интенсивно развивается морской транспорт. Торговый флот располагает почти 1700 судами суммарным тоннажем более 6 млн. брутто per. т. Большая протяженность береговой линии, изрезанность южного и западного побережий благоприятствуют созданию сети базирования флота. Однако удобных и глубоких естественных гаваней мало. Из 1350 причальных пунктов Южной Кореи только 47 являются морскими портами, из которых 17 обеспечивают прием и обработку крупнотоннажных судов. Главный порт Пусан перерабатывает в год более 20 млн. т. грузов. Еще пять морских портов — Инчхон, Чинхе, Масан, Мокпхо, Пукпхён — имеют грузооборот свыше 1 млн. т каждый. Авиационный транспорт Южной Кореи получил развитие только в последнее десятилетие. Весь самолетный парк (около 50 самолетов) принадлежит частной авиакомпании «Кориан эр». Наиболее крупными аэропортами являются: Сеул, Тэгу, Пусан, Каннын, Кванджу. Завершается строительство второго международного аэропорта на о. Чеджудо. Трубопроводный транспорт развит слабо. От порта Пхохан до Сеула (через Тэгу и Сувон) проложен трубопровод протяженностью около 400 км для перекачки горючего вооруженным силам США и Южной Кореи. Его пропускная способность 6,5 тыс. т нефтепродуктов в сутки. Вдоль трассы построены хранилища для горючего. В южнокорейской печати сообщалось, что к середине 80-х годов планировалось создать сеть трубопроводов общей протяженностью около 1500 км и связать ими все аэропорты и военные базы. Вооруженные силы. По сообщениям иностранной печати, регулярные вооруженные силы Южной Кореи насчитывают 598 тыс. человек и состоят из сухопутных войск (520 тыс.), ВВС (33 тыс.) и ВМС (45 тыс.). Повседневное руководство вооруженными силами осуществляет министерство обороны, которое руководит строительством вооруженных сил, их комплектованием и боевой подготовкой, отвечает за организацию управления и материально-технического обеспечения войск. Оно включает ряд управлений: планирования, кадров, подготовки резервистов, оборонной промышленности и другие. Для выработки наиболее важных решений и оперативного руководства войсками существует объединенный комитет начальников штабов. В его состав входят командующие видами вооруженных сил. Председатель комитета назначается президентом на два года. Свою деятельность объединенный комитет начальников штабов согласует с командованием вооруженных сил США. Во главе каждого вида вооруженных сил стоит командующий, одновременно являющийся начальником штаба, через который он осуществляет непосредственное оперативное руководство войсками (силами). Американские стратеги отводят Сеулу роль соучастника в военных авантюрах Пентагона на Дальнем Востоке. Еще в 1978 году было создано так называемое «объединенное американо-южнокорейское командование». Под его прикрытием американское командование по существу полностью взяло на себя руководство южнокорейскими войсками. Готовя марионеточный режим к агрессивным действиям, Вашингтон ежегодно расходует на его милитаризацию все возрастающие суммы. Так, в 1985 году в виде военной помощи Сеулу было предоставлено 240 млн. долларов, а всего в течение 1985—1989-го Пентагон собирается поставить в Южную Корею боевой техники и оружия на 8 млрд. долларов. В свою очередь, сеульский режим не скупится на военные расходы. Так, на 1986 год военный бюджет был утвержден в размере 4 трлн. 300 млрд. вон (более 5 млрд. долларов). Это на 13 проц. превышает ассигнования на военные цели в минувшем году. Военные расходы достигли 40 проц. бюджета Южной Кореи. По сообщениям иностранных специалистов, большая доля этих средств будет направлена на приобретение за океаном в первую очередь наступательных видов оружия и боевой техники. Например, планируется закупить истребители-бомбардировщики F-16, эсминцы УРО, ракеты, вертолеты. Как отмечают западные специалисты, при постоянной и всесторонней помощи и поддержке США в Южной Корее уже созданы мощные вооруженные силы, оснащенные современным оружием и военной техникой. Южнокорейская территория превращается в сильно укрепленный плацдарм с развитой инфраструктурой. Военно-воздушные силы располагают значительным количеством баз и аэродромов, пригодных для использования современными боевыми самолетами. Наиболее крупные авиационные базы построены в районах городов Каннын, Сеул, Чхунчхон, Хвенсон, Вонджу, Инчхон, Сувон, Чхунджу, Андон, Ири, Наджу, Ульсан, Кимхэ, Тэгу, Чеджу, Осан, Кунсан, Кванджу. Основными военно-морскими базами Южной Кореи являются Чинхэ, Инчхон, Пусан. Силы флота могут использовать также пункты базирования и порты Пхохан, Мокпхр, Мукхо, Чеджу. Среди мероприятий, проводимых южнокорейским командованием по совершенствованию оперативного оборудования территории, особое место занимает строительство «стены». На севере Южной Кореи, по 38-й параллели, вдоль военно-демаркационной линии на протяжении около 240 км южнокорейскими правителями совместно с американским командованием воздвигнута железобетонная «стена». По данным зарубежной прессы, она представляет собой земляную насыпь высотой 6—10 м и толщиной у основания 15 — 20 м. Передняя стенка облицована железобетоном высотой 5 м. «Стена» имеет многочисленные огневые точки, наблюдательные пункты и долговременные огневые сооружения. С ее помощью США хотели бы «оградить свои жизненно важные интересы на юге полуострова». В Южной Корее создано 40 американских военных баз. На них, как сообщает иностранная печать, дислоцировано более 40 тыс. солдат и офицеров США, около 110 боевых самолетов, 90 орудий атомной артиллерии и почти 1000 ядерных боеприпасов. Вооруженные силы США используют здесь 30 аэродромов. Под предлогом «модернизации» вооруженных сил Пентагон пытается разместить также ракеты «Першинг-2», крылатые ракеты, нейтронное оружие. Большая часть объектов вооруженных сил США расположена в северо-западной части. Пополнение ядерного арсенала США в Южной Корее новыми средствами не может расцениваться иначе, как прямая подготовка к развязыванию в этом районе вооруженного конфликта с использованием ядерного оружия. Планы ведения такой войны в регионе отрабатываются на совместных маневрах вооруженных сил США и Южной Кореи «Тим спирит». На мирные предложения КНДР Вашингтон и Сеул отвечают провокационными маневрами, стремятся создать препятствия на пути мирного объединения Ко- реи. Именно в этом контексте следует рассматривать наращивание американского военного присутствия на Корейском п-ове и превращение Южной Кореи в плацдарм и заложника авантюристической политики США. Советский Союз выступал и выступает за упрочение безопасности в Азии. «Мы за то, — подчеркнул товарищ Горбачев М. С. в докладе на четвертой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, — чтобы в интересах мира, добрососедства, взаимного доверия и сотрудничества ширился политический диалог между всеми расположенными здесь государствами». Полковник Козлов Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1986. Последнее обновление 20.02.2011 год |