Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Таиланд (географическое положение, экономика, инфраструктура, вооруженные силы)

 

Таиланд (географическое положение, экономика, инфраструктура, вооруженные силы)

 

Таиланд — одно из крупных капиталистических государств Индокитая — в послевоенные годы играет заметную роль в Юго-Восточной Азии. Эта страна была одним нз инициаторов создания и активным членом агрессивного блока СЕАТО, штаб-квартира которого находилась в Бангкоке. В настоящее время Таиланд является участником региональных организаций АЗПАК и АСЕАН.

В течение многих лет таиландское правительство поддерживает тесные контакты с США, которые после непродолжительного перерыва возобновили оказание Таиланду военной помощи. В 1979 году американские поставки вооружения Бангкоку увеличились в четыре раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 400 млн. долларов. Проводятся совместные учения ВМС, оказывается содействие в совершенствовании аэродромной сетн и других элементов инфраструктуры. Пентагон считает территорию этого государства важным связующим звеном между американскими военными объектами в Индийском океане и базами в Японии, на Филиппинах и в зоне Тихого океана.

С 1976 года во внешней политике таиландского руководства наметилась тенденция отхода от односторонней ориентации на США и расширения сотрудничества со всеми странами. За последнее время особенно заметно расширились контакты Таиланда с Китаем, который придает в своих экспансионистских планах большое значение этой стране, расположенной вблизи Вьетнама, Лаоса и Кампучии. Пекин оказывает через него помощь остаткам полнотовских банд в Кампучии, что обостряет напряженность на таиландско-кампучийской границе и негативно влияет на процесс стабилизации обстановки в данном районе мира.

Заинтересованность США и Китая в использовании Таиланда в своих агрессивных танах в определенной степени влияет на строительство вооруженных сил н совершенствование его инфраструктуры.

Географическое положение. Таиланд расположен в центральной части Индокитайского п-ова (рис. 1). Его территория (514 тыс. км2) вытянута в меридиональном направлении более чем на 1600 км. Протяженность сухопутных границ 4750 км, береговой линии 2700 км. Па побережье имеется много удобных естественных бухт, но большинство из них мелководные. Характерными для прибрежных вод являются значительные приливно-отливные колебания уровня и наличие большого количества островов и рифов, особенно на побережье Андаманского моря.

Рельеф страны примерно наполовину гористый. Наиболее обширный горный массив находится на севере. Ои состоит из ряда хребтов, протянувшихся с севера на юг. Самым высоким из ннх является хребет Танентаунджи, расположенный вдоль границы с Бирмой. Его средняя высота 1600 м, а наивысшая точка 2595 м.

Для гор Таиланда характерны крутые изрезанные множеством узких ущелий склоны, покрытые тропическими лесами. Ранее леса занимали огромные площади, а к настоящему времени лесные массивы резко сократились в результате интенсивной рубки ценных пород деревьев на экспорт. В горах имеется много перевалов, по которым проходят преимущественно тропы для пешеходов и вьючного транспорта, а также автомобильные дороги. Наиболее труднодоступные перевалы расположены в северном горном массиве и в горах на бирманской границе. Как отмечается в иностранной прессе, ведение боевых действий с использованием современной тяжелой боевой техники в этих районах затруднено.

Менамская низменность (самая обширная) находится в бассейне р. Чаупхрая (Менам). Это основной сельскохозяйственный и промышленный район страны. Здесь проживает большая часть населения, расположены крупнейшие города.

Речная система Таиланда состоит из двух крупных водных магистралей и ряда небольших по протяженпостн и мелководных рек Основная водная артерия — р. Чаупхрая. Ее длина с притоком Пинг превышает 1200 км, из которых около половины судоходны в течение всего года. Второй важной водной мчгистралыо является крупнейшая река Индокитая Меконг. Она протекает на границе с Лаосом (около 800 км), а два ее притока (реки Чи и Мун) — по плато Корат. В сухой сезон эти притоки пересыхают на значительном протяжении, а в период дождей сильно разливаются и звтотяют обширные пространства. На реках построено много плотин и дамб, что позволило создать сеть водоемов, используемых для регулирования уровня воды в сухой н дождливый сезоны и орошения значительных площадей плодородных земель. Судоходство на р. Меконг из-за наличия порогов осуществляется только на отдельных участках.

Климат Таиланда субэкваториальный, муссонный. Повышенная влажность воздуха, особенно в период муссонов, в сочетании с высокими температурами, по мнению иностранных военных специа-листов, создает серьезные трудности для ведения боевых действий, оказывая влияние на физическое состояние личного состава и сроки службы вооружения.

Госудорстьенное устройстсо. Таиланд является конституционной монархией. Глава государства — король, который осуществляет руководство высшими органами власти. Ои же верховный главно-командующий вооруженными силами. При короле в качестве консультативного органа имеется тайный совет, члены которого (девять человек) назначаются королем пожизненно. Исполнительная власть осуществляется советом министров.

Население Таиланда 46,54 млн. человек (по состоянию на 1979 год), из которых свыше 50 проц. — тайцы. В стране проживает около 4 млн. китайцев, а также малайцы, лао, кхмеры, тин, мео и другие народности. Население размещено крайне неравномерно. Основная его часть проживает в долине р. Чаупхрая, где плотность более 200 человек на 1 км2. Наименее заселены западные горные районы (четыре человека на 1 км2).

Официальный язык — тайский, распространены также китайский и английский. Государственная религия — буддизм. >Экономика Таиланда носит аграрно-сырьевой характер. Ее основу составляет сельское хозяйство, в котором занято 80 проц. самодеятельного населения. Главная культура земледелия — рис (производится свыше 13 млн. т в год), но экспорту которого страна занимает первое место в Азии.

Таиланд — один из крупнейших производителей и экспортеров натуралыюго каучука. Промышленность представлена горнодобывающей и обрабатывающими отраслями. Горнодобывающая (олово, вольфрам) носит ярко выраженный экспортный характер н полностью находится в руках западных монополий. В последнее десятилетие с помощью иностранного капитала построены заводы по сборке автомашин, тракторов, сельскохозяйственных машин, электро- и радиотехнической аппаратуры, нефтеперерабатывающие, химические и другие предприятия.

Военной промышленности в Таиланде нет. Ведутся переговоры с американскими фирмами о строительстве завода по производству стрелкового оружия и боеприпасов.

Пути сообщения. По данным зарубежной печати, наибольшее развитие в Таиланде получила сеть автомобильных дорог, плотность которых к настоящему времени составляет около 7 км на 100 км2 территории. Плотность железных дорог крайне низка: на 100 км2 приходится до 0,8 км. Важная роль принадлежит речному и прибрежному морскому транспорту. Воздушный транспорт на внутренних линиях развит недостаточно. Международные авиалинии связывают страну с рядом государств Азнн и Европы. Автомобильные дороги в Таиланде подразделяются на государственные, провинциальные и местные.

Наиболее интенсивно строительство современных шоссейных дорог осуществлялось во второй половине 60 — начале 70-х годов, когда находившиеся на территории страны американские войска вели боевые действия в Индокитае.

По дапым иностранной прессы, к настоящему времени протяженность автомобильных дорог в Таиланде превысила 35 тыс. км, из которых примерно 2/3 приходится на государственные дороги (ширина полотна около 15 м, проезжей части до 13 м). Провинциальные дороги значительно уже и в большинстве своем имеют щебеночное или латеритовое покрытие.

К основным автомобильным магистралям относятся: Бангкок — Чиааграй (830 км, в значительной части проходит по северному горному массиву); Сарабури — Нонгкай (506 км, соединяет столицу с северо-восточными районами); Бангкок — Саттахип — Трат (390 км, вдоль юго-восточного побережья Сиамского залива). Построена также южная дорога Бангкок — Транг (1400 км), которая частично проходит по побережью Сиамского залива и Андаманского моря н выходит в Малайзию. Большая часть автомобильных дорог проложена в центральной и севере восточной частях страны. В горных районах профиль дорожного полотна сложен, имеются крутые повороты, затяжные подъемы и спуски, много искусственных сооружений. Участки дорог в ннзинах, вблизи рек и заболоченных участков подвержены затоплению в дождливый сезон.

Железные дороги в Таиланде однопутные, за исключением участка Бангкок — Банпачи (90 км), неэлектрифицированные. Ширина колеи 1000 мм. Общая протяженность железнодорожной сети 3,9 тыс. км. Из-за низкого технического состояния путей и изношенности вагонов и локомотивов движение по основным магистралям осущестатяется, как правило, со скоростями до 50 км/ч.

Крупнейшим железнодорожным узлом страны является Бангкок, через который проходят все основные железнодорожные лнннн. Всего на железных дорогах Таиланда имеется до 600 станций и разъездов, более 2.7 тыс. мостов и виадукон. Наиболее сложный профиль пути на участках, расположенных в горных районах.

Аэродромы, военно-морские базы и порты. В Таиланде построено бечче 50 аэродромов с капитальными ВПП. К наиболее крупным и оборудованным в инженерном отношении относятся аэродромы Дон-Муанг н Утапао, способные принимат все типы самолетов, в том числе стратегической авиации, днем и ночью, в любых метеорологических условиях.

По оценке иностранных специалистов, общая емкость аэродромной сети превышает потребности национальной военной и гражданскои авиации. Известно, что в годы войны в Индокитае на семи крупных аэродромах Таиланда в течение ряда лет базировалось более 750 боевых американских самолетов, включая до 50 стратегических бомбардировщиков и разведчиков.

В настоящее время, как сообщала зарубежная пресса, Таиланд разрешил США использовать аэродром Такхли для временного базирования американских самолетов-разведчиков и бомбардировщиков, совершающих разведывательные и патрульные полеты в районе Юго-Восточной Азии и зоне Индийского океана. Ведутся рмоворы о возобновлении соглашения на использование американскими ВВС других аэродромов и военных объектов на таиландской территории. Речь идет об аэродроме Угапао и разведывательном центре Рамасун, расположенном в районе г. Убоп. Этот военно-технический объект оборудован современной радиоэлектронной аппаратурой, обеспечивающей сбор разведывательной информации на значительном удалении от границ.

Сеть военно-морских баз и пунктов базирования Таиланда, по данным иностранной печати, представлена одной ВМБ (Бангкок) н тремя пунктами (Саттахип, Сонгкхла и Пакнам). Первая расположена в устье р. Чаупхрая, примерно в 45 км от побережья. Здесь дислоцируется штаб ВМС Таиланда. Основная часть корабельного состава базируется в ВМБ, остальные корабли — в Саттахип и Сонгкхла, а часть катеров — на р. Меконг. Несколько кораблей и катеров, несущих пограничную службу, приписаны к другим портам, в том чнеле находящимся на побережье Андаманского моря.

Крупнейшим портом Таиланда, имеющим международное значение, является Бангкок, через который проходит 2/3 экспортных и 4/5 импортных грузоа страны. В течение года здесь обрабатывается более 3 тыс. судов из различных стран.

Важное место в системе морских перевозок принадлежит также портам Саттахип и Сонгкхла. Здесь были проведены диоуглубитсльные работы, построены дополнительные причалы и складские помещения. Порт Саттахип располагает причалом для разгрузки тапкеров. От него американцы в свое время проложили трубопровод для подачи горючего из аэродром Утапао.

Вооруженные силы Таиланда, по сообщениям иностранной прессы, насчитывают 216 тыс. человек и состоят из сухопутных войск (145 тыс.), военно-воздушных (43 тыс.) и военно-морских (28 тыс.) сил.

В боевом составе сухопутных войск имеется шесть пехотных и одна мотопехотная дивизия, один дивизион ЗРК «Хок», несколько отдельных балальонов. На их вооружении состоит около 200 танков, более 900 орудий и минсметоп, приблизительно 250 самолетов и вертолетов армейской авиации.

ВВС включают свыше 20 эскадрилий боевой и вспомогательной авиации (до ISO боевых и около 300 вспомогательных самолетов и вертолетов).

Военно-морские силы насчитывают до 150 кораблей, катеров и вспомога-тельных судов. Основу ВМС составляют шесть фрегатов и 12 противолодочных кораблей.

По оценке зарубежных военных специалистов, вооруженные силы Таиланда способны решать ограниченные задачи.

Полковник запаса И. Васин, кандидат военных наук.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №6 1980.

Последнее обновление 27.04.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru