Южно-Африканская республика

 

Южно-Африканская республика

(Физико-географические условия, государственное устройство, экономика, элементы инфраструктуры)

Южно-африканская республика (ЮАР) является одним из крупных государств Африканского континента. В стране установлен реакционный режим европейского меньшинства, проводящего апартеид — политику жесточайшей расовой дискриминации, возведенной в ранг официальном государственной политики во всех областях жизни. Коренные африканцы полностью лишены политических и экономических нрав. Вся экономика находится в руках белых расистов. ЮАР, оплот расизма на юге Африки, выступает в роли жандарма по отношению к африканским народам. Она длительное время незаконно оккупирует территорию Намибии. Правящие круги страны тесно сотрудничают с империалистическими государствами — членами агрессивного блока НАТО, используют их экономическую, политическую и военную поддержку для сохранения господства империализма в Африке.

ЮАР занимает выгодное военно-стратегическое положение. Она расположена на пересечении важнейших трансокеанских торговых путей. Стратеги НАТ0 рассматривают Южную Африку как важный военно-стратегический плацдарм, контролирующий морские пути общемирового значения. По данным иностранной печати, вокруг мыса Доброй Надежды так называемым «Капским маршрутом» ежегодно проходят 15—16 тыс. судов, по нему поставляется груз нефти, а также другое стратегическое сырье для стран — участниц НАТО. Па территории ЮАР размещены шесть станций слежения за баллистическими ракетами и искусственными спутниками Земли, которые по мнению иностранных военных специалистов, имеют важное значение для стратегических сил США.

В последние годы успехи национально-освободительного движения на юге Африки, и в частности завоевание независимости народами Анголы и Мозамбика, заметно изменили ситуацию в этом районе мира в пользу народов, борющихся за ликвидацию последних очагов расизма и колониализма на континенте. Расисты ЮАР, пытаясь воспрепятствовать освободительным процессам, встали на путь милитаризации и гонки вооружений. Военный бюджет 1977/78 финансового года составил 2 млрд. долларов (17 проц. общего бюджета), что на 21.3 проц. больше, чем в предыдущем году.

Власти ЮАР наращивают военный потенциал под предлогом необходимости отражения угрозы со стороны соседних африканских государств и .. Советского Союза, который якобы помышляет о господстве в Индийском океане. Цепыо этой шумихи о «внешней опасности», как подчеркивает прогрессивная мировая печать, является стремление побудить страны НАТО, прежде всего США и Великобританию, взять на себя «коллективную ответственность» за внутреннее положение в ЮАР, заручиться их поддержкой в борьбе против национально-освободительного движения. Все чаще ставится вопрос о включении ЮАР в НАТО и о создании нового агрессивного блока в Южной Атлантике с участием этой страны.

Физико-географические условмя. ЮАР расположена на юге африканского контннента. Территория страны 1221 тыс. км2 (больше, чем территории Франции, ФРГ, Италии и Португалии, вместе взятые). Сухопутная граница на севере протяженностью 3340 км проходит в основном по малонаселенным, крайне засушливым районам. На северо-западе ЮАР граничит с Намибией по р. Оранжевой, по пересохшим руслам рек Пособ и Молопо. Далее по р. Лимпопо идет граница с Ботсваной и Южной Родезией. На северо-востоке граничит с Мозамбиком (по горам Лебомбо и долине р. Мапуто). На западе омывается водами Атлантического, а на юге и востоке — Индийского океанов. Протяженность морских границ около 3 тыс. км.

По характеру рельефа территория ЮАР напоминает гигантский амфитеатр, наиболее высокая горная система которого, называемая Большой Уступ, расположена на востоке, юге и западе. Этот массив понижается несколькими ступенями в районе пустыни Калахари и долины р. Лимпопо. Большая часть страны расположена выше 1000 м над уровнем моря.

Прибрежная полоса на востоке и юге страны шириной от нескольких десятков метров до 100 км покрыта густой растительностью. На западном побережье местность почти всюду открытая, полупустынная. В целом восточная и западная части побережья слабо изрезаны, здесь мало удобных естественных гаваней и бухт. На южном участке побережья, более расчлененном, имеется ряд заливов и бухт (Сент Хелина, Салданья, Фолс-Бей, Моссел-Бей, Алгоа).

Внутренние плато и прибрежные равнины различаются не только по форме поверхности и высоте, но и по климату, водообеспеченности, почвогрунтам и растительности. Естественной границей этих районов служит Большой Уступ, большая часть которого известна как Драконовы горы (их высота 2500—3500 м). На юго-западе к Большому Уступу примыкают Капские горы высотой 1500—2000 м. Они состоят из хребтов, протянувшихся в широтном направлении.

ЮАР расположена в области субтропического и тропического климата. Среднегодовая температура на всей терпитории 12—23°С. Сухой период года — зима. Максимум осадков приходится на лето, особенно много дождей выпадает в этот период в восточных и юго-восточных прибрежных районах. В Дурбане среднегодовое количество осадков составляет 1100—1200 мм. Большой Уступ является почти непреодолимой преградой на пути влажных восточных ветров. Поэтому большая часть осадков, выпадая на его наветренных склонах, не достигает внутренних райо нов. Наиболее засушливая область — западное побережье. Более 2/3 территории страны испытывает острый недостаток влаги. Реки по территории ЮАР распределены крайне неравномерно. Почти все реки с постоянным водотоком принадлежат бассейну Индийского океана. Большинство рек восточного и южного склонов Большого Уступа короткие и порожистые, полноводные летом. Наиболее значительные из них: Лимпопо, Улифантс, Тугела, Умгени, Грейт-Кей, Грейт-Фиш.

Крупнейшая река страны Оранжевая (протяженность около 2 тыс. км) вместе с притоками протекает через засушливые внутренние плато и сильно мелеет к нижному течению. На ней построены крупные гидротехнические сооружения.

В растительном покрове ЮАР преобладают саванны. Лесов мало (менее 2 проц. территории).

Население и государственное устройство. Основа принятой в ЮАР системы апартеида (разделения) —строгое обособление рас, закрепляющее их неравенство. 26,9 млн жителей страны официально разбиты на четыре категории: африканцы (18,7 млн., главным образом народы банту), белые (4,4 млн.), цветные (2,8 млн.) и азиаты (1 млн.). Принадлежность к одной из этих групп определяет права, доступ к профессиям, культуре, местожительство и т. п.

Политика апартеида в значительной мере влияет на плотность и размещение населения на территории ЮАР. Средняя плотность более 22 человек на 1 км2. Однако коренное африканское население вытеснено в резервации (бантустаны), под которые отведено всего 13 проц. территории, и в городские гетто. В этих районах плотность населения достигает 250 — 300 человек на 1 км 2.

Экономически активное население насчитывает 9,8 млн. человек, в том числе 7 млн. африканцев, из них в промышленности и сфере обслуживания занято 4,4 млн. человек, на «белых» фермах работает около 1,5 млн. сельскохозяйственных рабочих. .

Более 40 проц. населения проживает в горочах (число жителей в 15 городах превышает 100 тыс., а в 20 — 50 тыс. человек). Столица страны — Претория (580 тыс. человек). К наиболее крупным городам относятся: Иоганнесбург (Йоханнесбург, свыше 2 млн. жителей), Кейптаун (1,2 млн.), Дурбан (860 тыс.), Порт-Элизабет (500 тыс).

В административном отношении ЮАР состоит из четырех провинций Капской, Трансвааля, Наталя и Оранжевой.

Главой государства является президент. В высший орган законодательной власти — парламент (состоит из сената и палаты собрания) избирают и могут избираться только белые. Исполнительная власть принадлежит правительству.

Основные политические партии и организации:

Южно-Африканская коммунистическая партия — старейшая марксистско-ленинская партия на Африканском континенте, образована в 1921 году. Своей ближайшей задачей считает свержение расистского рс жима и осуществление в стране национально-демократической революции. Находится в тяжелых условиях глубокого подполья.

Националистическая — правящая, находится у власти с 19-18 года. Выражает интересы наиболее реакционных промышленно-финансовых кругов и сельской буржуазии. Основана в 1913 году. Объединенная — главная оппозиционная партия, образована в 19.34 году. Представляет интересы крупной буржуазии. Поперживает курс националистической партии на сохранение господства расистского меньшинства.

Прогрессивно-реформистская — существует с 1975 года, выступает против крайних форм расовой дискриминации. Пользуется поддержкой финансовых магнатов.

Африканский национальный конгресс — массовая политическая организация африканского народа ЮАР, основан в 1912 году, выступает за ликвидацию системы апартеида вооруженным путем и сознание многорасового демократического государства. Действует нелегально.

К политическим организациям неевропейского населения, борющимся против политики апартеида и расовой тискриминации, относятся Конвент черного народа, Южно-Африканская студенческая организация, Конгресс цветного населения и другие.

Природные ресурсы. Недра ЮАР богаты минеральными ресурсами. Здесь добывается свыше 60 видов полезных ископаемых. По добыче платины, хрома, золота, марганца, сурьмы страна занимает первое место в капиталистическом мире, алмазов, ванадия и асбеста — второе, а урана (около 3,2 тыс. т концентрата в гоцд —третье.

Страна в большом количестве поставляет стратегическое сырье для военной промышленности США. Уран и литий, которые добываются в ЮАР и Намибии, используются американскими концернами члп производства оружия массового поражения. Хромовая, цинковая и снинцо вая руда, бериллий, цирконий и другие важные стратегические материалы в значительных объемах поставляются в США и Западную Европу.

Промышленность. ЮАР — наиболее развитая в экономическом отношении страна на Африканском континенте, на ее долю приходится 25 проц. производимого здесь валового продукта, 40 проц. промышленной продукции. 60 проц. электроэнергии, выплавляется более 3/4 стали (7 млн. т), чугуна (5 млн. т), добывается около 80 проц. каменного угля (77 млн. т). На ЮАР падает почти 60 проц. грузооборота железнодорожного транспорта, 40 проц. автомобильного парка, около 20 проц. экспорта и импорта всего континента.

В стране широко развиты металлургия, электроэнергетика и химическая промыштенность, однако есть отставание в развитии таких отраслей, как электротехника и станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Особую роль в хозяйстве ЮАР играет горнодобывающая промышленность. Разнообразные виды разрабатываемого минерального сырья служат базой дай развития обрабатывающей промышленности. На экспорт идет практически весь добываемый уран и алмазы, сурьма, ванадий. около 90 проц. хромитов, свыше 70 проц. марганца и меди.

В ЮАР вырабатывается более половины всей электроэнергии Африканского континента (около 80 млрд. кВт ч). Самые крупные электростанции сосредоточены в восточном Трансваале За последние годы увеличивается количество ГЭС, только на р. Оранжевая предусмотрено построить 16 таких электростанций. Близ Кейптауна завершается строительство атомной электростанции.

Главные металлургические центры расположены вблизи источников сырья и потребителей продукции (Претория, Фандербейлпарк, Витбанк, Ньюкасл, Фсренигинг). Крупные химические заводы находятся северо-восточнее Иоганнесбурга, близ Кейптауна и южнее Дурбана. В Моддер-фонтейнс (восточнее Иоганнесбурга) работает крупнейший в капиталистическом мире завод по произвочетву ВВ в «мирных целях». Нефтеперерабатывающие заводы действуют в районах портов Дурбан и Кейптаун.

Важными центрами металлообработки и машиностроения являются Иоганнесбург, Питермарицбург, Спрингс и другие. Здесь производятся стальные трубы, горное оборудование, подъемные краны, двигатели внутреннего сгорания и т. п.

К числу старейших и наиболее развитых отраслей машиностроения относится автомобилестроение. Крупнейший автозавод находится в Претории. Центрами произвочетва и сборки автомобилей являются также Порт-Элизабет, Кейптаун, Ист-Лондон и Иоганнесбург.

Промышленность ЮАР развивается относительно высокими темпами (6—7 проц. годового прироста). Благодаря инвестициям западных монополий, составляющим свыше 11 млрд. долларов, страна вышла на 12-е место в капиталистическом мире по объему промышленного производства.

Значительную часть экономики ЮАР контролирует иностранный капитал. Капиталовложения английских промышленников составляют около 4 млрд. долларов, более 500 английских фирм имеют здесь филиалы. Прямые капиталовложения американских компаний в ЮАР превышают 1 млрд. долларов. Здесь также ведут операции около 300 фирм ФРГ.

В последние годы усиливается милитаризация экономики ЮАР. Создана специальная государственная комиссия, которая с помощью иностранных фчрм строит военные заводы. Военная промышленность вып^с-кчет самолеты, бронеавтомобили, артиллерийско-стрелковое вооружение. Министр ооороны Южно-Африканской Республики заявил в парламенте. что «страна производит в настоящее время более 100 видов оружия, включая ракеты». В Белой книге, представленной парламенту ЮАР министерством обороны в апреле 1977 года, утверждается, что в будущем ЮАР должна перейти к принципу «опоры на собственные силы» в области прошводства вооружений. В соответствии с этой программой, например, планируется увеличить производство артиллерийско-стрелкового вооружения в три — пять раз. На верфях ЮАР в настоящее время строятся шесть ракетных катеров, которые предполагается вооружить противокорабельными ракетами. Расширяется производство легких разведывательных самолетов «Куду», истребителей-бомбардировщиков «Импала» 2 и т. д.

Одновременно с ускоренным развитием собственного производства оружия власти Претории закупают его и за границей. Правительство заключило сделки с США, Великобританией. Италией, Францией и Израилем на поставки в страну вооружения. Кроме того, при самом активном участии специалистов из ФРГ ведется работа, связанная с изготовлением отравляющих веществ (на химическом заводе в Сасолбурге). Западногерманские монополии в ЮАР разрабатывают также методы обогащения урановой руды. По данным зарубежной печати, Фралция поставляет Южно-Африканский Республике подводные лодки, самолеты, вертолеты, танки, бронеавтомобили, военные катера. Южноафриканские и французские специалисты совместно разработали ЗРК «Кактус» для борьбы с низколетящими целями. Израиль продаст расистам самолеты «Арава» и ракеты «Габриэль». В последнее время все более проявляется совпадение стратегических интересов израильской верхушки и расистов Претории. Как подчеркивают израильские и южноафриканские военные специалисты, эти страны нуждаются друг в друге, так как Израиль «охраняет северные ворота» в Африку, а ЮАР — «южные».

Сельское хозяйство. На долю сельского хозяйства приходится свыше 36 проц. всей стоимости экспорта (без учета золота). ЮАР — один из основных поставщиков шерсти, кож, фруктов и овощей на капиталистическом рынке. Площадь пригодных для сельского хозяйства земель превышает 100 млн. гектаров. Большая часть ее (85 проц.) из-за засушливого климата используется для животноводства. Более 3/4 посевной площади страны занято зерновыми (маис, пшеница, сорго).

Европейский сектор сельского хозяйства в целом характеризуется ростом товарного земледелия и животноводства, дальнейшей интенсификацией, развитием плантационного хозяйства, ростом числа крупных ферм.

В африканском секторе господствуют безземелье, отсталые полунатуральные формы хозяйства. На долю коренного населения приходится менее 10 проц. валового сбора зерновых и ничтожное поголовье скота.

Пути сообщения и транспорт. ЮАР — одна из немногих стран Африканского континента, сравнительно хорошо обеспеченная всеми видами коммуникаций (рис. 1). На ее долю прихоаится почти 1/3 железнодорожных линий и примерно 1/7 часть морского грузооборота Африки. Из всех внутренних грузовых перевозок 70 проц. осуществляется железнодорожным, около 12 проц. — автомобильным, остальные 18 ироц. — морским и авиационным транспортом.

Железные дороги. В стране 22,3 тыс. км железнодорожных путей, из них более 5 тыс. электрифицировано, в основном в Трансваале. Средняя плотность железных дорог около 2 км на 100 км2 территории, распределечы они неравномерно. Наиболее густая сеть на юге Трансвааля — в главном промышленном районе страны. Слабо обеспечены железнодорожным транспортом центральные и западные области Капской провинции, а также северные и северо-восточные области Трансвааля.

Главные железнодорожные магистрали: Западная Капская (Кейптаун — Кимберли — Претория), Восточная Капская (связывает порты Ист-Лондон и Порт-Элизабет с Феринихингом), Натальская (Дурбан — Иоганнесбург), Мозамбикская (Претория — Лоренсу-Маркиш). Дороги преимущественно однопутные, лишь отдельные участки главных магистралей двухпутные. Нч дорогах насчитывается большое количество искусственных сооружений (свыше 20 тыс. мостов и путепроводов, более 150 тоннелей). В ближайшие годы предусматривается дальнейшее развитие сети железных дорог и совершенствование путевого хозяйства. Строится новая железнодорожная линия протяженностью 853 км от месторождений железной руды в Сайшене до морского порта Салданья. Намечена электрификация 1752 км путей. Подвижной состав насчитывает 2100 паровозов, 700 тепловозов, 1420 электровозов, около 9 тыс. пассажирских вагонов, 166 тыс. грузовых вагонов.

Автомобильные дороги. Автомобильный транспорт в ЮАР не получил большого развития, хотя парк автомобилей в стране значителен (свыше 2 млн. автомобилей).

Общая протяженность автодорожной сети страны почти 400 тыс. км. из них с асфальтовым покрытием около 32 тыс. км. Ширина проезжей части дорог с твердым покрытием 10—20 м.

По данным иностранной печати, автомобильные дороги так же, как и железные, распределены неравномерно. Наиболее густая сеть их в южном Трансваале, на севере Оранжевой Республики, в районе Кимберли, на юго-западе Капской провинции, в южной и юго-восточной прибрежной полосе.

Морской транспорт и базирование ВМС ЮАР. Особое значение для ЮАР имеет морское судоходство. Практически до 50-х годов только морской транспорт связывал страну с внешним миром. Общий тоннаж судов страны составляет около 1 проц. мирового. Основные перевозки осуществляются иностранными транспортными компаниями.

Главные порты страны: Дурбан (рис. 2), Кейптаун (рис. 3), Порт-Элизабет, Ист-Лондон. Их грузооборот достигает 70 млн. т. По грузообороту намного превосходит все другие порты Дурбан (более 30 млн. т) Общая длина его причалов свыше 12 км. Дурбан является также пунктом базирования ВМС. Крупный порт и центр судоремонта — Кейптаун. Общая длина ею причального фронта превышает 8 км. В настоящее время порт реконструируется. Здесь сооружается восемь новых причалов и пирс. Вблизи Кейптауна находится крупный узел связи ВМС. Сейчас в стране ведется строительство двух новых портов: в Ричардс-Бей (Северный Наталь) и в бухте Салданья (северный Кейптаун).

Главная военно-морская база ЮАР — Саймонстаун (рис. 4). По соглашению от 1955 года на нее могут базироваться корабли ВМС Великобритании и ее союзников (сюда ежегодно заходит до 100 английских кораблей). База расположена южнее Кейптауна у входа в бухту Фолс-Бей. По данным зарубежной печати, здесь завершается комплекс работ по обеспечению базирования подводных лодок и надводных кораблей до авианосцев включительно. В горах, окружающих Саймонстаун, построены подземные укрытия.

Воздушный транспорт. Более десятка международных авиакомпаний обслуживают линии, соединяющие Иоганнесбург со странами Европы, Африки, Азин, Австралии и Америки. Все более широкое развитие получает за последние годы воздушное сообщение и внутри самой Ю^Р, с этой целью наращивается сеть малых аэропортов и посадочных площадок. В стране три аэропорта международного Значения: Иоганнесбург, Кейптаун и Дурбан. В ближайшие годы планируется модернизировать аэропорт Иоганнесбург. Сейчас он обслуживает 75 — 80 тыс. самолетов в год. Крупные аэродромы имеются в Порт-Элизабет, Ист-Лондон, Кимберли, Претория и Блумфонтейн.

ЮАР, расположенная на стыке двух океанов и обладающая значительным экономическим и военным потенциалом, в военно-стратегических планах руководства НАТО рассматривается как чрезвычайно важный в этом районе плацдарм. Милитаристские круги НАТО вынашивают планы создания новых агрессивных военных блоков, куда хотят включить ЮАР, расистский режим которой является опасным врагом африканских народов, угрозой миру и безопасности на Африканском континенте.

Полковник К. Козлов, кандидат военных наук

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1978.

Последнее обновление 03.09.2015 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.