Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-морские силы Бельгии

 

Военно-морские силы Бельгии

 

Свою современную историю военно-морские силы Бельгии ведут с февраля 1946 года, когда они были созданы в рамках министерства транспорта страны. Их основой стала бельгийская флотилия, принимавшая участие в боевых действиях в годы Второй мировой войны в составе ВМС Великобритании. Тогда в новых военно-морских силах имелось 11 кораблей, катеров и судов (в том числе семь катерных тральщиков) и 1,5 тыс. человек. Через три года ВМС были переданы в подчинение министерства обороны и заняли место в общей структуре вооруженных сил королевства.

За 54 года существования ВМС Бельгии принимали участие в четырнадцати боевых операциях в различных районах земного шара - от пролива Ла-Манш до Бельгийского Конго и от Корейского п-ова до Средиземного моря. Весной 1999 года бельгийский корабль действовал в составе военно-морской группировки НАТО в Адриатическом море в ходе агрессии блока против СРЮ.

Учитывая специфику географического положения страны, командование ВМС основное внимание всегда уделяло развитию противоминных сил. Этим объясняется неизменное доминирование в составе флота минно-тральных кораблей над противолодочными (иногда их соотношение достигало 7,5 : 1). Порты Бельгии играют важную роль при доставке войск усиления и грузов из США и Канады в Европу и поэтому нуждаются в надежной защите от минной опасности. Бельгийские моряки стали признанными специалистами в области противоминной борьбы в масштабе ОВМС HATO.

Главным предназначением бельгийских военно-морских сил является защита национальных интересов страны на море, а также выполнение принятых союзнических обязательств. Бельгия традиционно проводит активную внешнюю политику, имеет прочные позиции в ряде стран Африки, на Ближнем Востоке. Экономика страны в значительной степени зависит от торгового судоходства. Суммарный грузооборот портов Антверпен, Брюгге-Зебрюгге, Гент достигает 150 млн т в год, торговый флот страны включает около 190 судов общей грузовместимостью более 165 тыс. брт.

Основными задачами ВМС Бельгии являются: оборона морских границ государства; защита морских коммуникаций в зоне ответственности; противоминная борьба; участие в осуществлении контроля за соблюдением международных санкций; демонстрация флага в различных районах Мирового океана. Кроме того, военно-морские силы следят за соблюдением режима экономической и прибрежной зоны, проводят океанографические исследования, организуют поисково-спасательные операции на море, участвуют в борьбе с загрязнением окружающей среды. В частности, ежегодно бельгийские ВМС находят и обезвреживают от 30 до 40 т боеприпасов, затопленных в период Первой и Второй мировых войн.

Военная доктрина Бельгии предполагает, что поставленные задачи ВМС будут решать преимущественно в составе коалиционных группировок. В военное время предусматривается передача основной части национальных военно-морских сил в оперативное подчинение командования ОВМС НАТО «Север».

В соответствии с бельгийско-нидерландским соглашением с января 1996 года все боеготовые надводные корабли обоих государств переданы в подчинение совместного оперативно-тактического соединения ВМС этих стран «Адмирал Бенилюкс» (штаб в Ден-Хелдер, Нидерланды). Данное решение позволило повысить эффективность оперативной и боевой подготовки флотов двух стран, организовать совместное техническое и тыловое обеспечение ВМС. Вместе с тем Бельгия и Нидерланды сохраняют возможность задействования национальных военно-морских сил по собственным планам и активно участвуют в деятельности постоянных оперативных соединений (ПОС) объединенных военно-морских сил Североатлантического союза.

В ПОС минно-тральных сил ОВМС НАТО на Севере Европы (бывшее соединение минно-тральных сил в проливе Ла-Манш) постоянно находится бельгийский тральщик - искатель мин (ТЩИМ). Фрегат УРО регулярно (до четырех месяцев в году) участвует в деятельности ПОС ОВМС НАТО на Атлантике, а также на Средиземном море. После создания в 1999 году ПОС минно-тральных сил ОВМС НАТО на Средиземном море командование военно-морских сил Бельгии приняло решение о выделении в его состав ежегодно на срок до трех месяцев одного тщим.

Степени готовности ВМС Бельгии соответствуют общим для НАТО нормативам. В силах немедленного реагирования Североатлантического союза от бельгийских военно-морских сил участвует тральщик, находящийся в 48-часовой готовности к выходу в море. В состав сил быстрого развертывания (готовность от 5 до 30 суток) Бельгия готова предоставить фрегат УРО, плавбазу тральщиков (в иностранной литературе - корабль управления и МТО тральщиков) и до семи минно-тральных кораблей. В состав главных оборонительных сил блока может быть выделен фрегат УРО, плавбаза, один - два тральщика. В резерве (срок готовности более 90 суток) находятся фрегат УРО и один тральщик.

Непосредственное руководство военно-морскими силами Бельгии осуществляет начальник главного штаба ВМС (г. Брюссель) в ранге дивизионного адмирала (примерно соответствует званиям контр-адмирал - вице-адмирал в ВМФ России). В результате реформирования оргштатной структуры на базе трех существовавших ранее командований (оперативного, тыла и военно-учебных заведений) в конце 1999 года создано обьединенное оперативное командование (ООК) ВМС, дислоцированное в ВМБ Зебрюгге. ООК отвечает за поддержание в боеготовом состоянии национальных ВМС и за непосредственное управление ими в мирное и военное время. Его особенностью является наличие двух оперативных управлений - в Зебрюгге и Ден-Хелдер, что вызвано стремлением бельгийского военного командования к расширению сотрудничества с Нидерландами.

Корабельный состав ВМС Бельгии насчитывает три фрегата УРО типа «Виллинген», 11 минно-тральных кораблей (семь ТЩИМ типа «Флауер» и четыре океанских ТЩ типа «Агрессив»), две плавбазы тральщиков, океанографическое судно, учебный парусник, речной патрульный катер, семь буксиров. В боевом составе имеется два фрегата УРО, восемь тральщиков и две плавбазы. Остальные корабли находятся в длительном ремонте или консервации. В составе ВМС имеются также подразделение боевых пловцов, специализирующееся на борьбе с минной опасностью, поисково-спасательная эскадрилья (три вертолета «Алуэтт-3»), рота охраны береговых обьектов.

ВМС Бельгии комплектуются на контрактной основе. Численность личного состава - около 2 400 человек (до 300 офицеров, 1 000 унтер-офицеров, около 1100 матросов), из которых около 10 проц. - женщины. Командование военно-морских сил старается поддерживать примерно равное соотношение кадров плавсостава и береговых служб. В военно-морских частях и учреждениях работают 150 гражданских служащих. Кроме того, в интересах ВМС постоянно используются 100 человек из состава военно-медицинской службы, имеющей в Бельгии статус службы центрального подчинения.

Основными тактическими соединениями бельгийских ВМС являются дивизион фрегатов УРО и флотилия минно-тральных кораблей (в составе трех дивизионов), которые базируются в ВМБ Зебрюгге. Там же обслуживаются корабли резерва, учебные и другие вспомогательные суда, а также находится центр подготовки водолазов. Кроме того, в интересах ВМС используются пункты базирования Остенде (существовавшая там ВМБ упразднена в 1999 году) и Антверпен.

Модернизация и развитие флота осуществляются в соответствии со среднесрочной (2000 - 2004 годы) и долгосрочной (2000 - 2024 ) программами.

Фрегаты УРО типа «Виллинген», вошедшие в боевой состав флота в 1978 году, составляют основу бельгийских военно-морских сил. С целью совершенствования их боевых возможностей и продления сроков эксплуатации до 2010 - 2012 годов командование ВМС осуществляет поэтапную программу модернизации этих кораблей, завершение которой планируется в 2003 году.

На первом этапе были модернизированы корабельные 100-мм орудия (mod. 68) На них установлены новые системы отката и подачи снарядов, а в качестве боеприпасов стали использоваться снаряды с готовыми убойными элементами. После модернизации темп стрельбы орудий возрос с 60 до 80 выстр./мин.

На втором - обновляется радиоэлектронное вооружение и навигационное оборудование с целью приведения его в соответствие современным требованиям. В частности, предусмотрена замена навигационной РЛС ТМ 1645/9Х фирмы «Рэйтеон» на навигационную и поисковую станцию «Скаут» фирмы «Келвин Хьюз», обладающую более высокой помехоустойчивостью за счет излучения частотно-модулированных сигналов малой мощности, а также модернизация РЛС наблюдения DA 05 и многофункциональной (обнаружения целей и управления стрельбой) WM 25 фирмы «Сигнаал».Модернизация станций направлена на улучшение помехоустойчивости и повышение возможностей обнаружения и сопровождения малозаметных целей, для чего предусматривается усовершенствование дисплея и приемно-передающей антенны РЛС WM 25, а также внедрение программных средств анализа артиллерийских стрельб.

Гидроакустическую станцию AN/SQS-505А фирмы «Вестингауз» намечено модернизировать по типу канадской ГАС AN/SQS-510 с возможностью последующего воспроизведения работы для анализа выполнения задачи. Она будет оснащена программным процессором обработки сигналов AN/UYS-501, новым операторским пультом, автоматической системой обнаружения и сопровождения целей и будет иметь возможность сопряжения с системами управления на плавбазах тральщиков и береговых центрах. Программное обеспечение автоматической системы боевого управления SEWACO IV позволяет отображать до 16 траекторий целей. По итогам конкурса выбрана новая система РЭБ и РТР AR-900 фирмы «ARGOS», оснащенная частотно-измерительными приемниками с цифровыми преобразователями мгновенного действия, всенаправленной антенной и цветным 19-дюймовым дисплеем MPRD-9651. Она заменит систему DR 2000 фирмы «Томсон - CSF».

Дополнительно планируется установить оптоэлектронную систему VIGY-EOMS, сочетающую инфракрасные средства обнаружения и целеуказания и станцию управления стрельбой. Она включает 160-кг панорамную головку с двумя датчиками, представляющую собой легкую, стабилизированную по трем осям систему, содержащую тепловой преобразователь изображений и безопасный для глаз дальномер, работающий в диапазо-не 1,54 мкм. Средства внешней и внутренней связи (радиопередающие и приемные устройства, телекоммуникационное оборудование) также намечено модернизировать с целью обеспечения интеграции системы связи НАТО BRASS (Broadcast Ship-Shore) с узкополосной станцией закрытой телефонной и видеосвязи «Have Quick II» и обновления системы отображения обстановки боевого информационного поста (БИП) корабля.

На модернизацию фрегатов планируется израсходовать 320 млн долларов США. В ходе предстоящего ремонта корпусов и механизмов кораблей будут использованы новейшие технологии по усилению конструкций, снижению уровня физических полей, совершенствованию средств борьбы за живучесть, автоматизации систем контроля и управления.

В 2003 году планируется начать исследования с целью обоснования требований к проекту корабля, предназначенного для замены фрегатов УРО типа «Виллинген». Анализ бюджетной политики нового бельгийского правительства позволяет сделать вывод о том, что национальные ВМС не смогут в ближайшее время довести до четырех количество фрегатов в боевом составе флота. В настоящее время решаются проблемы финансирования проекта и очередности поступления новых фрегатов в состав флота. Оптимальным вариантом, по оценкам специалистов, представляется приобретение у Нидерландов в 2000 году двух фрегатов типа «Кортенаэр» или «Карел Доорман» с одновременным выводом одного из фрегатов типа «Виллинген» из боевого состава ВМС и заменой двух остальных новыми (предпочтительнее совместной постройки с Нидерландами или ФРГ) в 2007 - 2010 годах. Остается также возможность отложить закупку новых кораблей на более длительный срок: заменить один из фрегатов типа «Виллинген» двумя новыми в период 2007 - 2010 годов, а остальные два оставить в строю до появления необходимых средств из бюджета на приобретение еще двух нового проекта. Но это признается неприемлемым из-за высоких затрат на поддержание корпусов и механизмов устаревших кораблей в рабочем состоянии.

Борьба с минной опасностью в прибрежных водах и на подходах к ВМБ и портам является одной из важнейших задач бельгийских ВМС, которая требует наличия современных противоминных кораблей и хорошо подготовленного личного состава. Начиная с 1985 года, Бельгия последовательно осуществляет замену устаревающих тральщиков новыми в тесном сотрудничестве с другими странами НАТО. В 1985 - 1991 годах в состав ВМС вошли десять ТЩИМ типа «Флауер», построенных совместно с Францией и Нидерландами по программе «Трипартит» (в 1996 году три тральщика были проданы Франции). В середине 2000 года командова- Рис. 4. ТЩ типа «Агрессив» ние ВМС Бельгии планирует приступить к программе модернизации оставшихся семи кораблей, которая должна включать: усовершенствование корпусной ГАС DUBM 21В фирмы «Томсон - Синтра» с целью увеличения дальности ее действия и автоматизации рабочего цикла; переоборудование или замену противоминных управляемых подводных аппаратов РАР-104; усовершенствование систем обнаружения, идентификации и уничтожения мин; автоматизацию систем управления с целью сокращения экипажа, в частности за счет установки современных компьютеров в комплект АСБУ.

Модернизацию первого тральщика планируется завершить к середине 2001 года, а остальных - к 2004-му. Стоимость проекта составит, по оценкам специалистов, 200 млн долларов. После проведения модернизации у тральщиков - искателей мин повысятся возможности по обнаружению якорных и неконтактных мин и они смогут остаться в составе ВМС до 2015 - 2020 годов.

По мнению командования бельгийских ВМС, численность корабельного состава флота с учетом проводимой модернизации, можно поддерживать на существующем уровне до 2007 - 2008 годов, а в дальнейшем будет необходима замена кораблей основных классов.

В 1999 году начато строительство четырех новых кораблей типа KMV (Kust Mijnen Veeger - базовый тральщик), которые заменят выводимые из боевого состава устаревшие ТЩ типа «Агрессив». Головной должен войти в строй в 2000 году, а остальные - к 2004-му. Ожидается, что они прослужат не менее 30 лет. На начальной стадии проектирования корабля (с 1989 года) работы велись совместно со специалистами Нидерландов, Норвегии и Португалии. Однако в 1993 году партнеры Бельгии отказались от участия в проекте, и ей пришлось завершать его самостоятельно.

Количество планируемых к постройке тральщиков было решено сократить с шести до четырех. Ориентировочно их строительство обойдется министерству обороны Бельгии в 375 млн долларов. Строиться новые тральщики будут на судоверфи SKB Shipyard (Антверпен). Совместное предприятие, созданное фирмами SAIT systems, ALCATEL и «Бритиш аэроспейс», должно оснастить их самым современным радиоэлектронным и миннотральным вооружением, которое будет включать: неконтактный трал STERN; буксируемую систему контроля собственных физических полей корабля и неконтактного трала STAMMS; аппаратуру определения параметров работы минно-поискового и миннотрального вооружения MERS; интегрированную навигационную систему автоматического определения местоположения корабля SlNPATS; автоматизированную систему планирования минно-поисковых и миннотральных операций SPES; систему анализа результатов траления SELS; ГАС бокового обзора и систему выбора оптимального курса при обнаружении мин с использованием автопилота SABEL. Особенностью нового неконтактного трала является способность имитировать физические поля защищаемого корабля или судна.

Предполагается, что на тральщики KMV, кроме борьбы с минной опасностью, будут также возлагаться задачи учебной постановки мин, замеров корабельных магнитных и акустических полей, защиты рыболовства, обеспечения водолазных работ, а также мероприятий по устранению последствий загрязнения морской среды. Бельгийские специалисты считают, что данные корабли станут одними из наиболее совершенных в своем классе, и не исключают возможности их экспорта.

Командование военно-морских сил Бельгии планирует также замену двух плавбаз тральщиков (AGF) «Зинния» и «Годетта» (постройки 1966 - 1967 годов) новыми. Первый из них должен войти в строй к 2007 году, второй - к 2010-му. Основным их предназначением является организация управления и материально-технического обеспечения миннотральных соединений, действующих в отрыве от пунктов базирования. Кроме того, они могут использоваться для транспортировки войск и грузов, защиты рыболовства.

Бельгия поддержала голландскую инициативу о создании европейского командования военно-морских перевозок и рассматривает вопрос о возможном участии в финансировании строительства десантного корабля типа «Роттердам» для совместного использования с Нидерландами.

Таким образом, к 2010 году в боевом составе флота планируется иметь три - четыре фрегата УРО, до десяти минно-тральных кораблей и две плавбазы тральщиков.

Оперативная и боевая подготовка. Начальная подготовка отобранных на флот добровольцев проводится в учебном центре ВМС в г. Брюгге. Затем, в зависимости от дальнейшего предназначения, личный состав проходит подготовку по специальности в соответствующих школах как в стране, так и за рубежом (в основном в Нидерландах) в рамках программы обмена.

Обучение унтер-офицеров осуществляется в два этапа. На первом унтер-офицеры проходят общую подготовку в унтер-офицерской школе при учебном центре ВМС. На втором они изучают будущую специальность либо в учебных центрах сухопутных войск, либо в технических школах Бельгии, Франции и Нидерландов. Общий срок обучения до трех лет.

Офицеры военно-морских сил Бельгии готовятся на общевойсковом отделении королевской военной академии или в морском колледже в г. Антверпен. Обязательным требованием к офицерскому составу является знание двух государственных языков - французского и фламандского, практически каждый офицер владеет английским языком. Ежегодно часть курсантов проходит морскую практику на французском учебном корабле «Жанна д’Арк». После прохождения курса обучения (четыре - пять лет) и службы на кораблях (один год) часть офицеров направляется в Великобританию, Францию, Нидерланды, а также в бельгийско-голландскую минную школу на курсы по избранной специальности. Младшие офицеры по желанию могут направляться на стажировку в ВМС Великобритании, США, Франции, Южной Африки и Канады по программе обмена. Для присвоения звания старшего офицера необходимо окончить курсы усовершенствования при военном колледже в городах Брюсселе или Париже. Офицерский состав ВМС комплектуется также выпускниками мореходного училища торгового флота в г. Антверпен и унтер- офицерами, сдавшими соответствующие экзамены. Однако рост по службе последних ограничивается офицерским званием капитан фрегата (примерно соответствует званию капитан 2 ранга ВМФ России).

Резервисты готовятся на специальных курсах при учебном центре и в технических школах ВМС из числа лиц, прошедших обучение в гражданских учебных заведениях соответствующего профиля, а также моряков торгового флота. В настоящее время в рамках проходящей в стране военной реформы осуществляется переход на добровольный принцип комплектования резервного компонента вооруженных сил. Специалисты из резерва систематически призываются на сборы (на одну - две недели) и принимают участие в тактических учениях.

Военно-морские силы Бельгии активно участвуют в мероприятиях оперативной и боевой подготовки, проводимых по планам НАТО, в рамках программы «Партнерство ради мира», а также в соответствии с другими соглашениями. Основным мероприятием оперативной и боевой подготовки, которое организуется командованием бельгийских ВМС, является учение минно-тральных сил «Сэнди кост». В 1999 году из-за агрессии Североатлантического союза против СРЮ интенсивность боевой подготовки ВМС стран-участниц несколько снизилась, однако бельгийские военные корабли принимали участие в таких крупных учениях ОВМС НАТО, как «Блю Харриер», «Стронг Ризолв» и «Нозерн Лайт». В марте 2000 года бельгийский фрегат УРО «Ванделаар» в составе голландского отряда кораблей ушел в четырехмесячный дальний поход «Фэйрвинд» на Дальний Восток. Планируется участие бельгийских ВМС в многонациональных учениях «Эрэбиан гонтлет», «Блю гейм» и «Оупен спирит».

Международное сотрудничество. В рамках НАТО и Европейского союза Бельгия выступает за расширение связей между ВМС государств-союзников, активно отстаивая идею о необходимости специализации флотов различных стран. По мнению начальника бельгийского генерального штаба, военно-морские силы страны могли бы быть представлены в ОВМС НАТО и будущих ВМС Европейского союза минно-тральными силами, а также фрегатами ПЛО. В развитии двусторонних связей приоритет отдается Нидерландам, Франции, ФРГ и Великобритании.

Бельгийско-голландское сотрудничество не ограничивается участием этих стран в совместном оперативно тактическом соединении «Адмирал Бенилюкс». В настоящее время действуют три совместные бельгийско-голландские военно-морские школы: минная (Остенде, Бельгия), командирской подготовки (Ден-Хелдер, Нидерланды) и интендантская (Брюгге, Бельгия). Данные учебные заведения финансируются на паритетной основе. В минной школе, оснащенной самым современным в Европе тренажером для отработки задач противоминной борьбы, проходят подготовку не только бельгийские и голландские военные моряки, но и специалисты ВМС других стран НАТО.

Основными направлениями сотрудничества между ВМС Бельгии и Франции являются совместное обучение и подготовка кадров, проведение совместных мероприятий ОБП, НИОКР. Французские специалисты осуществляют техническое обслуживание и ремонт вооружения бельгийских фрегатов: ПКРК «Экзосет», торпед L 5, 100-мм орудийных установок, 375-мм РБУ. В 1990 - 1991 годах в период кризиса в Персидском заливе бельгийские корабли, выделенные для несения в регионе боевой службы, находились в оперативном подчинении командования ВМС Франции в Индийском океане.

В сентябре 1998 года подписан меморандум о намерениях между ВМС Бельгии и Германии, предусматривающий, в частности, совместное использование полигонов для проведения ракетных стрельб (в Карибском море в ходе учений «Майекс»).

Соглашения о сотрудничестве ВМС Бельгии и Великобритании предусматривают проведение технического обслуживания энергетических установок бельгийских фрегатов специалистами фирмы «Роллс-Ройс». Кроме того, по установившейся традиции, стороны регулярно проводят двустороннюю тренировку с участием британской ПЛ и бельгийских противолодочных кораблей.

В целом Бельгия, являясь активной участницей НАТО, продолжает совершенствовать свои военно-морские силы несмотря на некоторые экономические трудности. По оценке западных специалистов, бельгийские ВМС вносят достойный вклад в поддержание военно-морской мощи Североатлантического союза.

Капитан 2 ранга С. Прокофьев, капитан 3 ранга В. Песоцкии

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №5 2000.

Последнее обновление 07.03.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru