Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука ВМС Бразилии

 

ВМС Бразилии

 

ВМС Бразилии - курс на укрепление позиций в Южной Атлантике

В условиях острых финансовых ограничений и экономической нестабильности в достаточной степени оснащенные и профессионально подготовленные военно-морские силы Бразилии продолжают поддерживать курс на сохранение и усиление своих боевых возможностей, укрепление военно-политических позиций в Южно-Американском регионе. Бразилия традиционно является крупной морской державой, экономика которой находится в прямой зависимости от состояния торгового судоходства. Протяженность ее береговой черты свыше 7 400 км, а морских торговых путей, по которым доставляется до 95 проц. коммерческих грузов, в том числе 75 проц. импортной нефти, более 50 000 км. Объем экспортно-импортных операций, осуществляющихся через морские порты страны, составляет ежегодно около 6 млрд долларов США. Поэтому защита морских коммуникаций наряду с выполнением международных и национальных геополитических обязательств относится к числу основных задач военно-морского флота страны. На поддержание готовности к решению этих задач и направлены программы его строительства и технического оснаще-ния, повышения боевых возможностей и выучки личного состава соединений, частей и кораблей.

В соответствии с организационной структурой ВМС Бразилии возглавляет министр, который осуществляет общее руководство силами через командование морских опера-ций (Naval Operations Command). Оно включает командования флота, морской пехоты (МП), контроля за морским судоходством и военно-морских районов (восемь ВМР, рис. 1). Оперативное руководство силами осуществляют начальник штаба ВМС и начальник морских операций (оба в звании адмирал).

Общая численность личного состава ВМС, по данным западной прессы, около 50 тыс. человек. Корабельный состав флота насчитывает 46 боевых кораблей, 86 катеров и 52 вспомогательных судна, в морской авиации числится 77 боевых самолетов (из них 54 - базовой авиации в составе ВВС) и 80 вертолетов. Морская пехота включает флотские силы МП и отдельные отряды охраны в военно-морских районах. Основное место дислокации МП - база Рио-Мерити. В торговом флоте зарегистрировано 509 судов общим тоннажем 4 278 151 гросс т.

Состояние и перспективы развития флота. Командование флота (Fleet Command) имеет в своем составе надводные, подводные и воздушные силы, два отдельных дивизиона и оперативный системно-аналитический центр. Возглавляет флот командующий (в звании вице-адмирал). Главной базой флота (ГВМБ) является Рио-де-Жанейро. По данным справочника «Джейнс файтинг шипс», численность личного состава флота - 31 400 человек (5 900 офицеров). Количество боевых кораблей за последние 15 - 20 лет сократилось практически вдвое. Тем не менее бразильский флот остается крупнейшим в Южной Америке.

По отзывам зарубежных специалистов, надводные и подводные силы являются вполне современными и, так же как и единственный оставшийся в регионе действующий авианосец в составе воздушных сил флота, постоянно поддерживаются в боеспособном состоянии, а амфибийно-десантные силы считаются потенциально наиболее эффективными в Латинской Америке.

Подводные силы включают четыре дизель-электрические подводные лодки типа «Тупи» (немецкого проекта 209/1400) и одну типа «Умаита» (британского проекта «Оберон»). Головная ПЛ типа «Тупи» построена в Германии на судоверфи HDW (ВМБ Киль) в 1989 году, остальные три («Тамойо», «Тимбира» и «Тапайо») - на верфи «Арсенал ВМС» (Рио-де-Жанейро) в 1994 - 1999 годах. (Первоначально по контракту с ФРГ 1984 года планировалось построить до конца 90-х четыре ПЛ этого типа на национальных заводах и еще две улучшенного проекта.) Последняя из трех ПЛ типа «Умаита» («Оберон») - «Тонелеро», построенная на судоверфи «Виккерс» (Барроу) в 1971 году, прошла модернизацию в 1999-м, в ходе которой на ней была установлена новая корпусная ГАС STN ATLAS CSU-90-61, и, как полагает командование, останется в строю и в следующем десятилетии. Две другие лодки были исключены из боевого состава флота в 1996 - 1997 годах.

Основной базой ПЛ служит ВМБ Адмирал Кастро э Силва в районе Рио-де-Жанейро. Тактико-технические характеристики подводных лодок приведены в табл. 1.

В 1997 году на судоверфи «Арсенал ВМС» была заложена ПЛ «Тикуна» (S 34), строящаяся по усовершенствованному проекту «Тупи» (SNAC-1), разработанному инженерным управлением ВМС в качестве переходного к созданию первой национальной атомной подводной лодки (SNAC-2). Контракт с HDW был подписан еще в 1995 году, но строительство новой лодки неоднократно откладывалось ввиду финансовых трудностей. В апреле 2000 года она была спущена на воду, а передача флоту намечена на 2003-й. Согласно проекту надводное водоизмещение ПЛ «Тикуна» будет на 600 т, а подводное - почти на 1 000 т больше, длина увеличится на 6 м, ширина - на 2 м, глубина погружения - до 300 м. В дополнение к торпедному вооружению (новые торпеды «Бофорс-2000») лодка будет оснащена противокорабельными ракетами SM 39 «Экзосет» или «Саб-Гарпун» (общий боекомплект 16 ПКР и торпед), а также минами (до 32 типа MCF-01/100, вместо части торпед). Система управления стрельбой будет заменена более совершенной (ISUS 83-13). Вторая ПЛ этого проекта - «Тапуйа» (S 35) согласно планам должна быть спущена на воду в 2004 году и передана флоту в 2005-м.

Программа строительства атомных подводных лодок, которая предусматривает ассигнования в размере 1,4 млрд долларов, несколько продвинулась с созданием прототипа ядерного реактора (с водяным охлаждением под давлением - PWR) проекта IPEN/MB-1 на уранообогатительном заводе в г. Арамар (Иперо) в районе Сан-Паулу, вступившем в строй в 1988 году. В соответствии с текущими планами реактор мощностью 50 МгВ (обеспечивающий скорость хода до 25 уз) должен быть окончательно подготовлен к установке на лодку в 2004 году, однако сама ПЛА (типа «Риачуэло») водоизмещением 2 825 т , как сообщается в зарубежной прессе, из-за бюджетных ограничений может быть построена и передана флоту не ранее 2010-го.

В среднесрочной перспективе возникнет также потребность в проектировании и постройке (в дополнение или для замены ПЛ типа «Тупи» и «Тупи» SNAC-1) дизельных подводных лодок нового поколения. Скорее всего, как полагают специалисты, разработки проекта начнутся при участии долговременного партнера Бразилии - немецкого концерна HDW. Однако и национальное судостроительное предприятие «Арсенал ВМС», обладая возможностями ремонта как надводных кораблей, так и подводных лодок, в состоянии в настоящее время вести проектные работы и модульное строительство современных ПЛ приемлемого качества, опережая в этом отношении ряд других стран (например, Австралию).


Рис. 3. Авианосец «Минае Жераис» типа «Колоссус»

Авианесущие корабли в составе воздушных сил флота представлены в настоящее время едва ли не старейшим в ВМС морских держав мира авианосцем (АВ) «Минас Жераис» типа «Колоссус» (CV) британской постройки 1945 года (рис. 3). Бывший «Вендженс» (в 1953 - 1955 годах использовался также в ВМС Австралии), был приобретен у Великобритании в 1956-м и введен в состав бразильского флота в 1960-м после трехлетнего капитального ремонта и модернизации на судостроительном заводе в Роттердаме (Нидерланды), в процессе которой на нем была смонтирована угловая палуба (рис. 4), установлены вспомогательные системы посадки самолетов, управления оружием и новые РЛС. За свою 40-летнюю службу в ВМС страны АВ служил фактически в качестве противолодочного вертолетоносца и прошел дополнительный ремонт в 1981 году, а также модернизацию в 1991-1993 годах, в ходе которой на нем было заменено радиоэлектронное и связное оборудование, обновлены котлы и другие механизмы ГЭУ, установлены ЗРК «Матра Садрал» вместо артиллерийских систем. До передачи морской авиации (главным образом палубной) в состав ВМС (до 1997 года она относилась к ВВС) флоту в законодательном порядке было запрещено использовать самолеты с фиксированным крылом, хотя авианосец оборудован паровой катапультой и соответствующими тормозными системами посадки. В 1997 году ВМС добились, наконец, заключения сделки на приобретение (за 70 млн долларов) у Кувейта реактивных истребителей «Скайхок» (20 одноместных A-4KU и три двухместных TA-4KU в учебном варианте). Самолеты в составе сформированной в авиации ВМС 1-й истребительной эскадрильи (на авиабазе ВМС Сан-Педро да Алдейра) получили обозначение AF-1 и AF-1A соответственно. Планировалось, что все 23 машины будут подготовлены к полетам с палубы авианосца, а летчики получат соответствующие летные сертификаты (с помощью американских, аргентинских, уругвайских инструкторов и ВВС страны) к концу 1999 - началу 2000 года. Фактически только в октябре этого года пять из них приступили к отработке взлета и посадки на АВ «Минас Жераис», катапульта которого была адаптирована к обслуживанию истребителей типа «Скайхок» на заводе «Арсенал ВМС» в сентябре 1999-го. Первые квалификационные полеты выполняли американский, аргентинский и три бразильских пилота, сертифицированные в авиации ВМС в числе первых.

Рис. 4. Полетная палуба авианосца «Минас Жераис»

Авианосец принимает на борт авиагруппу в составе: шесть самолетов AF -1 «Скайхок», четыре - шесть вертолетов «Агоста» SH-3A или «Си Кинг» SH-3D, два «Экурил» UH-13 и три «Супер Пума» UH-14. В качестве авиационных средств дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) командование ВМС предполагает использовать модернизированные надлежащим образом вертолеты «Си Кинг» SH-3 или самолеты «Трэккер» S-2A/E американской фирмы «Грумман», которые ранее уже базировались на АВ «Минас Жераис» в составе 1-й группы палубной авиации ВВС. Второй вариант представляется специалистам ВМС более предпочтительным, хотя были также предложения использовать в этом качестве патрульный самолет P-3 C «Орион».

Несмотря на тщательное обслуживание и периодически проводимую модернизацию, направленную на продление сроков службы, АВ «Минас Жераис» подлежит замене, по расчетам командования ВМС, до 2010 года. В связи с этим министерством ВМС рассматривались возможности приобретения многоцелевого авианосца водоизмещением 35 - 40 тыс. т, способного принимать на борт до 40 самолетов, или строительства вертолетоносца водоизмещением около 25 тыс. т, аналогичного английскому «Оушн» (LPH), построенному в Великобритании по коммерческим стандартам. Приобретение такого авианосца, как таиландский «Чакри Нарубет» (водоизмещением 11 тыс. т), способного принимать самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой, потребовало бы значительных расходов на переориентирование авианосной авиации и не оправдало бы уже затраченных средств на самолеты с фиксированным крылом.

По последним сообщениям зарубежной прессы, министерство ВМС остановилось на приобретении бывшего французского многоцелевого авианосца (АВМ) «Фош» (постройки 1963 года) водоизмещением 32 780 т, способного принимать 37 самолетов с фиксированным крылом и два вертолета. АВМ может развивать скорость хода до 32 уз, что существенно повышает фактор безопасности при использовании палубных реактивных самолетов. На церемонии в ВМБ Брест (Франция) 15 ноября текущего года корабль был передан ВМС Бразилии и переименован в «Сан-Паулу». После предупредительного ремонта он перейдет в Бразилию в апреле 2001 года. Предусматривается, что в начале 2002 года он заменит в составе флота АВ «Минас Жераис». Как полагает командование ВМС, АВМ «Сан-Паулу» значительно повысит возможности бразильского флота, что будет способствовать укреплению его позиций в Южной Атлантике.

Надводные силы флота включают десять фрегатов (ФР) УРО: шесть - типа «Нитерой» (проекта «Воспер Торникрофт» Mk10) в составе 1-й эскадры и четыре - типа «Гринхалф» (бывший «Броудсворд», проекта 22 1-й серии) - 2-й эскадры фрегатов, а также четыре ФР типа «Пара» (бывшие американские типа «Гарсия») - 1-й эскадры эсминцев и четыре ракетных корвета типа «Инаума» - 1-й эскадры корветов. Все они базируются в бухте Нитерой (ГВМБ Рио-де-Жанейро) и могут принимать на борт вертолеты «Супер Линкс» SAH-11. Тактико-технические характеристики кораблей приведены в табл. 2.

ФР УРО типа «Нитерой» (рис. 5) были построены в период с 1976 по 1980 год (четыре в Великобритании, два последних в Бразилии). В 1997 году была утверждена программа (стоимостью 385 млн долларов) их модернизации, направленная в основном на повышение возможностей систем ПВО и РЭБ. В качестве головного контрактора была выбрана британская фирма «Алениа - Маркони системз» (бывшая AESN), которая должна заменить на всех кораблях ЗРК «Сикэт» на «Альбатрос» (с восемью направляющими для ЗУР «Аспид»), 40-мм АУ «Бофорс» на новую модификацию Mk 3, основные РЛС управления оружием, системы РЭБ и РТР. Противолодочная установка «Икара» (в корме) должна быть демонтирована. Консорциум национальных компаний «Элебра», «Консаб», «Дол- фин» и «Холосис» осуществляет общую координацию работ и совместно с французской DCN проведет работы по модернизации АСБУ (будет установлена система «Сиконта» II Линк YB фирмы «Элебра») на заводе «Арсенал де Марина». Вся программа согласно первоначальным планам должна была завершиться в декабре 2000 года, однако к настоящему времени закончилась модернизация только одного корабля («Либерал»), а окончание остальных работ сдвинулось на 2004 год. Намеченная ранее замена в ходе модернизации корабельных дизельных установок отложена на неопределенное время, однако планы оснащения кораблей в перспективе новыми корпусными гидроакустическими станциями (ГАС) остаются в силе.

ФР УРО типа «Гринхалф» (см. цветную вклейку) также были построены в Великобритании в 1979 - 1982 годах и переданы ВМС Бразилии в период с 1995 по 1997-й. Они предназначены главным образом для проведения противолодочных операций и регулярно участвуют в совместных учениях с британскими ВМС. Их модернизация ограничилась установкой 40-мм АУ «Бофорс» (две на каждом). Планы оснащения этих кораблей ЗРК «Симбад» вместо «Сивулф» GWS 25 мод. 4 выполнены не были. Фрегаты типа «Пара» (бывшие американские типа «Гарсия») постройки 1965 - 1968 годов были переданы ВМС Бразилии в 1989-м на условиях лизинга, который продлевался в 1994-м и 1999-м. Они вооружены в основном противолодочным оружием, в том числе ПЛУР ASROC Mk112 и двумя трехтрубными торпедными аппаратами для запуска торпед Mk 46 мод. 5. По бразильской классификации от-носятся к классу эскортных миноносцев.

Корветы типа «Инаума» (рис. 6) спроектированы (с участием частной немецкой компании «Марин текник») и построены в Бразилии (на судоверфях «Арсенал ВМС» и «Велорме», Ангра дос Реис) в 1989 - 1994 годах. В 1994 году было принято решение продолжить строительство кораблей этого класса по улучшенному проекту. Первый корвет, получивший название «Барросо» (V 34), был заложен на судоверфи «Арсенал ВМС» в декабре того же года. Его полное водоизмещение увеличивается почти на 400 т, длина корпуса - на 4,2 м, что придаст ему улучшенные мореходные качества, а мощность дизелей возрастет до 11 780 л. с. (максимальная скорость хода 29 уз). Корабль строится по модульному проекту с применением некоторых элементов технологии «стелт», будет оснащен новыми РЛС слежения (RAN-20S) и управления оружием (RTN-30X), АСБУ «Сиконта» Mk2, корпусной ГАС (EDO мод. 700) и системами РЭБ и РТР. Контейнеризация оборудования облегчит обновление или замену отдельных систем оружия при необходимости модернизации (не исключается, например, установка ЗРК «Симбад»). Как планируется, корвет «Барросо» должен быть передан флоту в 2003 году. Закладка второго корабля этого типа (была намечена на 1997 год) не состоялась в связи с проектированием по технологии «стелт» нового фрегата (водоизмещением 3 500 т).

Программы НИОКР в интересах надводных сил флота, осуществляемые аналитическим центром систем ВМС, технологическим центром и институтом изучения моря им. Адмирала Пауло Морейра, направлены в основном на разработку систем ПЛО, ПРО, РЭБ, боевого управления, подводной акустики и применение технологии «стелт» в кораблестроении, создание новых технологий и минимизацию национальной зависимости от зарубежных источников стратегических ресурсов. Патрульные силы. Флот Бразилии располагает значительным количеством океанских патрульных кораблей, прибрежных и речных сторожевых судов и катеров. Основу патрульных сил составляют 12 больших патрульных (артиллерийских) катеров типа «Гражау» (водоизмещением 217 т), построенных в период с 1993 по 2000 год на немецкой судоверфи «Пиневерфт» и национальных судостроительных заводах, семь прибрежных патрульных кораблей типа «Империал Маринеро» (водоизмещением 911/960 т) и четыре ПКА типа «Бракуи» (бывшие британские тральщики «Ривер», 890 т), а также прибрежные ПКА типа «Пиратини» (шесть, 105/146 т) и «Треккер-2» (16, тоннаж 37 т). Кроме того, в составе Амазонской флотилии имеются пять речных сторожевых судов (PBR) типа «Педро Тек- сейра» (два, 690 т) и «Рораима» (три, 340/365 т). Все они вооружены артиллерийскими установками (АУ) калибров 76, 40 («Бофорс») и 20 мм, а также 12,7-мм пулеметами в различной комбинации.

Патрульные корабли типа «Империал маринеро» были построены в 1955 году в Нидерландах и относились к классу океанских буксиров, затем переклассифицировались в корветы, вооружены артиллерийскими системами и оснащены системой пожаротушения.

Четыре из семи британских тральщиков типа «Ривер», построенных в 1985 - 1986 годах и переданных Бразилии в период с 1995 по 1998-й, первоначально, как и остальные, предназначались для использования в качестве лоцмейстерских судов (типа «Аморим до Валле»). Однако в 1998 году (перед поставкой второй партии) были переоборудованы в Великобритании в прибрежные патрульные катера, выделены в ВМС Бразилии в отдельный тип - «Бракуи» (Р 60 - 63) и вооружены 40-мм АУ «Бофорс».

В перспективе для замены в составе флота ПКА типов «Гражау» и «Бракуи» планируется построить на национальных судоверфях новые океанские патрульные корабли (водоизмещением до 1 200 т). Тендер на создание проекта корабля был объявлен центром проектирования ВМС в 1998 году.?

Минно-тральные силы представлены шестью базовыми тральщиками типа «Арату», построенными в Германии в 1971 - 1976 годах по проекту «Шётзе». Они оснащены проводными, магнитными и акустическими тралами и базируются в ВМБ Арату (штат Байа). В соответствии с текущими планами подлежат модернизации.

Амфибийные силы. Для переброски и высадки десантных сил морской пехоты флот располагает двумя десантными кораблями-доками (ДКД) типа «Сера» (американский тип LSD «Томастон»), двумя танкодесантными кораблями (ТДК) типа «Де Сото Каунти» и «Ньюпорт» (LST), построенными в США и переданными Бразилии в 1989, 1990, 1973 и 1994 годах соответственно на условиях лизинга (первый из ТДК был затем приобретен в 1980-м), а также 48 десантными катерами следующих типов: LCU 1610 (три) и EDVM 25 (LCM 8, пять) национальной постройки, EDVM 17 (LCM 6, пять, приобретены в США) и EDVP 11 (LCVP, 30 построены в Японии и пять - на бразильских заводах). Последние, кроме участия в десантных операциях, используются в составе речных флотилий. Командование ВМС рассматривает возможность пополнения амфибийных сил флота еще одним десантным кораблем путем приобретения ТДК «Пеория» (LST-1183) типа «Ньюпорт» или строительства нового. Кроме того, предполагается постройка транспортного судна, специально предназначенного для проведения речных операций в 4 и 6 ВМР.

Командование морской пехоты, которое возглавляет комендант МП (адмирал, штаб расположен в Форт Сан-Хосе в районе Рио-де-Жанейро), включает флотские силы морской пехоты (командующий - вице-адмирал), которые в оперативном отношении подчиняются непосредственно командованию морских операций, и отряды охраны в каждом ВМР. Общая численность личного состава МП - 15 100 тыс. человек (в том числе 680 офицеров). Командование флотских сил МП включает: амфибийную дивизию (три пехотных батальона, артбатальон, батарея ПВО, отдельные танковая и штабная роты), силы усиления и обслуживания (три батальона: инженерный, боевых амфибийных машин и обслуживания), батальон специальных операций и базу МП Рио-Мерити.

На вооружении МП состоят: 26 плавающих БТР AAV-7A1 (рис. 7), танки M41, БРМ EE-9 Mk 4, БТР М 113 и Mk 8. Артиллерийский батальон вооружен 105-мм буксируемыми гаубицами М101, 105-мм орудиями L118, 155-мм гаубицами М114 и 108-мм минометами FGT 108R MRL. Батарея ПВО оснащена 40-мм ЗАУ «Бофорс».

Батальон специальных операций (коммандос) подготовлен ко всем видам разведывательно-диверсионных действий, включая противопартизанские и контртеррористические. В его состав включен отряд боевых пловцов, тренированный американскими инструкторами спецназ. Обучение пловцов осуществляется на шестимесячных курсах в центре подводных систем ВМС (ПБ Нитерой) под руководством французских специалистов. Программа включает подготовку к проведению всех видов разведывательно-диверсионных действий, включая подрывные работы и спасательные операции.

Специальная группа боевых пловцов предназначена для антитеррористических действий.

Морская авиация. Непосредственно в состав воздушных сил флота входит палубная авиация, включающая в настоящее время 23 самолета (АБ-1 «Скайхок», 1-я истребительная эскадрилья) и 80 вертолетов (шесть эскадрилий).

Базовая авиация насчитывает 54 боевых самолета (шесть авиаэскадрилий) и организационно входит в состав ВВС страны.

Основной авиабазой воздушных сил флота является Сан-Педро да Алдейра, где кроме недавно сформированной 1-й истребительной эскадрильи базируются пять вертолетных эскадрилий: противолодочные HA-1 (14 «Супер Линкс» SAH-11) и HS-1 (7 SH-3D и 6 SH-3G/H «Си Кинг»), учебно-вспомогательная HI-1 (19 «Джет Рэнджер» IH-6B), транспортно-десантная HU-1 и поисково-спасательная HU-2 (5 «Супер Пума» UH-14 и 2 «Коугар» AS 532 SC). Еще три транспортные и поисково-спасательные эскадрильи HU-3, HU-4 и HU-5 базируются на авиабазы Рио-Негро, Флувивал де Ладарио и Рио- Гранде соответственно. В их составе (вместе с аэ HU-1) насчитывается 18 вертолетов UH-12 и 9 UH-13 «Экурил». Численность личного состава авиации ВМС 1 300 человек.

Базовая авиация включает три патрульные авиаэскадрильи (9 самолетов Р-3 «Орион», 9 самолетов «Бандейранте» Р-95А и 10 Р-95 В) в составе 7-й авиагруппы ВВС, две штурмовые (18 самолетов А-1 AMX) в составе 3-й и 10-й авиагрупп, базирующихся на АБ Санта-Мария, и одну - легких штурмовиков AT-27 «Тукано».

Направленность боевой подготовки. В своей внешней политике правительство Бразилии следует стратегии интеграции с соседними странами, направленной на укрепление политической, военной и экономической стабильности на Южно-Американском континенте и прилегающей акватории Атлантики. Необходимость обеспечения региональной и международной безопасности отражена в национальной оборонной политике, которая предусматривает содействие ВС установлению межнационального, регионального и всеобщего мира, участие в международном переговорном процессе, в том числе по всеобщему разоружению, сокращению ядерного и других видов ОМП, а также в миротворческих операциях под эгидой ООН.

Укрепление внешнеполитической позиции Бразилии во многом зависит от состояния боевой готовности ее ВМС и их взаимодействия с флотами других стран региона. Поэтому бразильский флот принимает активное участие в совместной боевой подготовке и многонациональных учениях и маневрах с привлечением ВМС не только латиноамериканских и североамериканских стран, но и ЮАР и Испании, районы проведения которых охватывают всю акваторию Южной Атлантики. К их числу относятся: совместные с ВМС Аргентины учения морской авиации ARAEX; отработка операций ALTASUR в южно-атлантической зоне мира и сотрудничества (с участием ВМС ЮАР, Аргентины и Уругвая); объединенные маневры с ВМС Чили (BOGATUN) и Аргентины (FRATERNO) по отработке ПРО, ПВО и РЭБ корабельных соединений; речные операции NINFA с ВМС Парагвая (с наблюдателями со стороны Боливии, Уругвая и Аргентины; ежегодные маневры ВМС стран ОАГ UNITAS с участием США и периодически Канады и Испании; учения VENBRAS с ВМС Венесуэлы по отработке ПЛО, ПВО и ПРО кораблей. С прошлого года ВМС Бразилии участвуют в двух многонациональных учебных операциях: с ВС США (INDEX/OPFOR) и НАТО («Суордфиш»). Ежегодно ВМС организуют объединенные военные учения CONJUNTEX (с амфибийно-десантным компонентом армии) и COMBINEX (с бразильскими ВВС).

Независимо от взлетов и падений национальной экономики командование ВМС страны осуществляет интенсивные программы модернизации флота и развития инфраструктуры его обеспечения и обслуживания, а также разработки новых проектов кораблей и боевых средств, что способствует неуклонному качественному росту оперативных возможностей флота на пороге XXI столетия.

Капитан 1 ранга В. Чертанов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 2000.

Последнее обновление 15.01.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru