Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука

 

Состояние и перспективы развития военно-морских сил Индии

 

На протяжении всей истории Индии, после провозглашения независимости в 1947 году, военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руководство республики предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому постоянно отводилась весомая роль в достижении страной лидирующего положения в Южной Азии и сохранении твердых позиций в международных отношениях.

Значение ВМС Индии в современных условиях определяется большой площадью территориальных вод (протяженность морских границ составляет свыше 7500 км) и экономической зоны (около 2 млн км2), требующих охраны, а также необходимостью защиты морских коммуникаций, обеспечивающих до 80 проц. торговых перевозок страны.

По взглядам военно-политического руководства республики, в настоящее время ее ВМС, обладая универсальностью, высокой мобильностью, автономностью и боевой устойчивостью, в значительной мере отвечают требованиям защиты национальных интересов. В соответствии с концепцией конфликтов различной интенсивности с началом военных действий против главного вероятного противника Индии - Пакистана военно-морские силы должны быть способны наносить удары по его силам флота и береговым объектам, а также блокировать ключевой порти главную военно-морскую базу (ГВМБ) Карачи. В случае же вооруженного конфликта с Китаем надводные корабли и подводные лодки ВМС Индии обязаны воспрепятствовать появлению кораблей КНР в акватории Индийского океана путем их блокирования в Малаккском проливе.

Военно-морские силы страны, включающие флот, авиацию ВМС, морскую пехоту и береговую охрану (в военное время), являются отдельным видом вооруженных сил и предназначены для ведения полномасштабных боевых действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВВС. Они призваны решать следующие основные задачи: оборона побережья, островных территорий, ВМБ и портов страны от нападения со стороны моря; нанесение ударов по морским базам и портам противника; поиск и уничтожение его надводных кораблей и подводных лодок в море; обеспечение защиты морских (океанских) коммуникаций; оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях и проведение морских десантных операций.

Общее руководство ВМС Индии осуществляет министр обороны, непосредственное -начальник штаба ВМС в звании адмирал, фактически являющийся командующим военно-морскими силами (рис. 1). Штаб как высший орган оперативного и административного управления этого вида вооруженных сил занимается разработкой планов ведения войны на море и перспективных программ развития ВМС, организацией оперативной и боевой подготовки, а также тылового обеспечения частей и кораблей.

По административной организации военно-морские силы имеют в своем составе три региональных военно-морских командования (ВМК): Западное, Восточное и Южное со штабами в ГВМБ Бомбей, Визагапатам и Кочин соответственно. Западное и Восточное ВМК одновременно являются оперативными объединениями ВМС и имеют в своем составе флоты (Западный и Восточный), а Южное командование выполняет роль учебного.

Индийские ВМС комплектуются на добровольной основе и в настоящее время имеют численность личного состава 55 ООО человек; во флоте - 47 ООО, в авиации ВМС - 7000 и в морской пехоте - 1000,

Корабельный состав военно-морских сил Индии включает 97 кораблей основных классов (18 подводных лодок, противолодочный авианосец, шесть эскадренных миноносцев УРО, четыре фрегата УРО и девять фрегатов, из них четыре легких, 24 корвета, семь сторожевых, 18 минно-тральных и десять десантных кораблей), а также 24 боевых катера (шесть ракетных, восемь сторожевых и десять десантных) и 50 вспомогательных судов (включая исследовательские и учебные). Кроме того, в составе береговой охраны имеются 12 патрульных кораблей, 23 больших и 15 малых патрульных катеров.

Подводные силы. Дизель-электрические ПЛ являются одним из важнейших компонентов флота, обеспечивающих ведение боевых действий и завоевание господства в отдельных морских районах В настоящее время подводные силы располагают ПЛ трех проектов: «Кило» и «Фокстрот» советской (российской) постройки, а также 209/1500, построенными в Германии (две) и Индии по немецкой лицензии (две). Однако только четыре из шести подводных лодок проекта «Фокстрот» находятся в боеготовом состоянии, и лишь одна, по данным справочника «Джейн», способна решать боевые задачи в полном объеме. Этими обстоятельствами обусловливается предстоящий в 2000 году вывод всех ПЛ данного проекта из боевого состава ВМС. Четыре лодки проекта 209/1500, две из которых построены на судоверфях кораблестроительной компании «Мэзэгон док лимитед» (MDL) в г. Бомбей в 1989 - 1993 годах при содействии немецких фирм, также нельзя назвать современными. Вместе с тем благодаря этому факту Индия стала третьей (после Китая и Японии) страной в Азии, которая на своих судостроительных заводах самостоятельно может производить подводные лодки. По мнению индийских военных специалистов, наиболее боеспособными в настоящий момент являются ПЛ проекта «Кило» (восемь единиц), которые и составляют основу подводных сил страны.

Как известно, Индия - одна из немногих азиатских стран, имеющих опыт применения атомных подводных лодок. Советская подводная лодка с атомным реактором проекта «Чарли» находилась в распоряжении индийских ВМС по договору аренды в 1988 — 1991 годах и была возврашена по истечении его срока. В настоящее время завершается разработка ПЛА на базе российского проекта с реактором мощностью 190 МВт. Головной корабль в серии из пяти планируется построить на судоверфи ГВМБ Визагапатам к 2004 году.

Недостатком индийских подводных лодок, в отличие от имеющихся в составе подводных сил Пакистана ПЛ типов «Агоста» и «Дафнэ», вооруженных ПКР «Гарпун», является отсутствие у них возможности применять противокорабельные ракеты.

В надводных силах примерно 50 проц, составляют корабли советской постройки Это пять эскадренных миноносцев УРО типа «Кашин-2» (проект 61МЭ,), малые ракетные корабли (по индийской классификации корветы УРО): три типа «Нанучка-2» (проект 1234Э) и 12 типа «Тарантул-1» (1241РЭ), шесть ракетных катеров типа «Оса-2» (205РЭ), восемь малых противолодочных кораблей типа «Петя-2» (159АЭ) и «Паук-2» (соответственно легкие фрегаты и корветы), все минно-тральные корабли- 12 типа «Настя-1» (проект 266ЭМ) и шесть - «Евгения» (проект 1258Э),

Кроме того, в составе военно-морских сил имеются корабли, приобретенные в разные годы в Великобритании (легкий авианосец «Вираат» типа «Гермес»), Польше (восемь средних десантных кораблей типа «Полночный» проекта 773) и Республике Корея (три сторожевых корабля типа «Сукания»), а также построенные на индийских судостроительных верфях по английской лицензии фрегаты УРО типа «Годавари» (четыре) и фрегаты типа «Нилгири» (пять) на базе проекта ФР «Леандер» и по корейской лицензии сторожевые корабли типа «Сукания» (четыре). Хотя корабли собственной разработки и постройки составляют незначительную часть надводных сил, следует отметить, что это современные боевые корабли, оснащенные новым, достаточно эффективным оружием. Так, с принятием на вооружение в конце 1997 года головного (в серии из трех) эсминца УРО проекта 15 «Дели» индийские ВМС получили новый корабль - носитель ракетного оружия, который в настоящее время является самым мощным (по боевому потенциалу) среди надводных кораблей стран Южной Азии. Кроме него, в боевой состав флота начали поступать построенные на индийских судоверфях фрегаты проекта 16А «Годавари» (модифицированный) и корветы проекта 25А «Кхукри», оснащенные современными ракетными комплексами, а также десантные корабли типа «Магар» (на базе английского ТДК типа «Сэр Ланселот»).

Авиация ВМС Индии участвует в решении задач по борьбе с подводными лодками, уничтожению легких надводных сил, ведению разведки корабельных группировок, соединений кораблей и конвоев противника. В ее боевой состав входят 12 авиаэскадрилий и свыше 160 самолетов и вертолетов, в том числе: самолеты базовой патрульной авиации Ту-142М (восемь) и Ил-38С (пять) и боевые вертолеты Ка-28 (21) советского производства, самолеты «Си Харриер» Мк51(20), «Айлендер» BN-2A (11) и вертолеты «Си Кинг» (31) английского, а также 24 вертолета «Четак» («Алуэтт-3») французского производства. Основными авиабазами авиации ВМС являются Гоа, Кочин, Ви-загапатам и Арконам.

Морская пехота до настоящего времени не имеет статуса рода ВМС, однако в ее подразделениях насчитывается около 1000 военнослужащих.

На вооружении ракетного дивизиона и десяти береговых артиллерийских батарей ВМС Индии находятся ПУ ПКР «Рубеж» советского образца и до 100 орудий различных калибров.

В качестве резерва ВМС в военное время рассматриваются силы береговой охраны (СБО), которые в мирное время являются самостоятельной военизированной службой в рамках министерства обороны. СБО имеют в своем составе около 4000 человек, до 50 патрульных кораблей и катеров, а также до 30 патрульных самолетов («Дорнье-228») и вертолетов {«Четак» и «Алуэтт-3»). Эти силы в угрожаемый период или с началом боевых действий планируется привлекать для борьбы с подводными лодками противника, прикрытия прибрежных коммуникаций и побережья, обороны акваторий баз, портов, якорных стоянок и проведения поисково-спасательных операций.

Военно-политическое руководство страны считает, что национальные ВМС на нынешнем этапе способны успешно решать задачи по обеспечению безопасности побережья страны и защите морской экономической зоны. Однако, принимая во внимание существенные изменения в военно-политической и стратегической обстановке в мире, и прежде всего в Южно-Азиатском регионе, оно выступает за создание современных ВМС, способных вести боевые действия в любом районе Индийского океана. Для достижения поставленной цели командование разработало программу развития этого вида вооруженных сил до 2005 года. Основными ее направлениями являются: пополнение флота новыми подводными лодками и надводными кораблями различных классов как собственной постройки, так и закупаемыми за рубежом, дальнейшее повышение их боевых возможностей, модернизация значительной части находящихся в строю боевых хораблей, ускорение и повышение качества строительства кораблей и вспомог ательных судов на национальных судверфях, совершенствование системы управления, разведки и связи.

По оценке командования ВМС, для поддержания боеспособности флота на требуемом уровне необходимо ежегодно вводить в его состав в среднем восемь боевых кораблей различных классов. Однако вследствие ряда трудностей, в первую очередь финансовых и технических, этой цели будет сложно достичь в ближайшие годы.

Всего к 2005 году индийской судостроительной промышленностью для национальных ВМС должны быть дополнительно построены три - пять эсминцев УРО проекта 15, два фрегата УРО проекта 16А, шесть фрегатов УРО типа «Кривак-3» (проекта 1135.6), три корвета УРО проекта 25А, танкодесантный корабль (ТДК) типа «Магар», несколько сторожевых и патрульных катеров, а также вспомогательных судов. Большое внимание в данной программе уделяется развитию подводных сил. Предусматривается их дальнейшее совершенствование, в том числе путем модернизации дизельных ПЛ, находящихся а боевом составе, а также закупки еще двух - четырех ПЛ проекта «Кило». Рассматривается вопрос о возможности ускорения НИОКР по созданию собственной атомной подводной лодки. Продолжаются работы по проектированию многоцелевой дизель-электрической ПЛ, базовой моделью для которой выбрана германская подводная лодка проекта 212. В ближайшее время планируется возобновить строительство ПЛ проекта 209 (намечается построить еще две и оснастить их ПКР, разрабатываемой на базе ракеты «Притхви»).

Вывод в 1996 году из боевого состава ВМС противолодочного авианосца «Викрант» ставит под сомнение концепцию военно-политического руководства страны, предусматривающую развертывание двух авианосных групп. По мнению командования, стране необходимо иметь три авианосца с тем, чтобы два из них постоянно находились в боевом составе и могли быстро реагировать на кризисные ситуации в районах Аравийского моря и Бенгальского залива. В связи с этим политический комитет кабинета министров страны рассматривает предложение министерства обороны о необходимости приступить уже в текущем году к строительству авианесущего корабля собственной разработки водоизмещением около 24 тыс. т. Одновременно ставится вопрос о покупке аналогичного корабля за границей.

Одним из приоритетных направлений развития флота является создание высокоманевренных надводных ракетных сил, основу которых составят эсминцы и фрегаты УРО, обеспечивающие противовоздушную, противоракетную и противолодочную оборону корабельных соединений, а также ракетные корветы и катера, способные вести эффективные боевые действия на морских театрах, включая прибрежные (мелководные) районы. Так, по соответствующей программе началась модернизация эсминцев УРО проекта 61МЭ и фрегатов типа «Нилгири», в ходе которой предусматривается их оснащение современными ПКРК, ЗРК и противолодочными системами.

Повышение боевых возможностей надводных сил связывается прежде всего с завершением программы строительства эскадренных миноносцев проекта 15. Три эсминца (кроме «Дели») в запланированной серии из шести кораблей находятся в различных стадиях постройки на верфи «Мэзэгон док лимитед» в г. Бомбей.

На судостроительных верфях индийской компании «Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг лимитед» (GRSEL, г Калькутта) выполняется заказ на постройку фрегатов УРО проекта 16А (три в серии) типа «Брахмапутра» (модернизированный «Годавари») и продолжается реализация программы строительства ракетных корветов типа «Кхукри» (проект 25А). С 1995 года в Индии ведутся работы по созданию нового фрегата УРО (проекта 17А) на базе российского проекта 1135.6 «Кривак-3» (усовершенствованный вариант). Он будет иметь водоизмещение 4000 т и вооружен противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, а также артиллерийскими системами различного калибра и торпедами. Головной корабль предусматривается построить в России, а остальные пять - на индийских верфях.

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локальных конфликтов (в том числе из-за островных территорий) и необходимость использования амфибийных сил при проведении десантных операций, индийское командование считает необходимым сохранить в составе ВМС десантные корабли. В связи с этим будут продолжены их строительство и модернизация. Основой программы совершенствования амфибийно-десантных сил является достройка серии (в перспективе до восьми) ТДК типа «Магар», которые могут брать на борт до 16 танков «Виджаянта» и 10 БМП или аналогичное по массе число орудий полевой артиллерии и другой военной техники. Четыре десантных катера, находящиеся на борту такого корабля, позволяют производить высадку способом «корабль - берег» на значительном удалении от побережья. Кроме того, на нем предусмотрена площадка для двух транспортно-десантных вертолетов «Си Кинг» Мк42С. Значительные усилия прилагаются для укрепления сил береговой охраны. После завершения строительства для них девяти патрульных кораблей типа «Викрам» (водоизмещением 1224 т) началась реализация новой программы пополнения корабельного состава этих сил, предусматривающая строительство в период с 1992 по 1998 год трех патрульных кораблей типа «Самар» большего водоизмещения (2005 т) и восьми катеров типа «Прийядаршини». Первые имеют на вооружении одну 76-мм артустановку и два 7,62-мм пулемета. На них может также базироваться вертолет «Си Кинг» или «Че-так». В перспективе возможно строительство еще трех таких кораблей.

По мере ввода в состав флота новых кораблей командование ВМС планирует осуществлять мероприятия по дальнейшей оптимизации их организационно-штатной структуры, в частности предусматривается формирование третьего (Южного) флота.

Всего ВМС Индии к 2005 году могут иметь более 100 боевых кораблей, в том числе два авианосца, до 20 подводных лодок, восемь эскадренных миноносцев УРО, восемь фрегатов УРО, до 10 фрегатов и около 20 ракетных корветов, а также 30-40 боевых катеров.

Серьезное внимание планируется уделить развитию морской авиации как наиболее универсальному и мобильному роду сил, способному решать широкий круг задач по борьбе с корабельными группировками противника и обеспечению боевой устойчивости своих корабельных соединений. В связи с этим активизируются работы по созданию палубного варианта легкого вертолета, которым будут заменяться состоящие на вооружении машины Ка-28 и «Четак». Новый вертолет, который должен базироваться на кораблях водоизмещением свыше 1000 т, предназначается для решения задач по борьбе с подводными лодками, а также для проведения поисково-спасательных операций на море. Принятие его на вооружение ожидается в 1998 году. С целью увеличения боевого потенциала морской авиации предусматривается приобретение самолетов AV-8 «Харриер», состоящих на вооружении морской пехоты США, или английских «Си Харриер» последней модификации. Кроме того, возможно, будут приняты предложения израильских и английских компаний по модернизации индийских самолетов «Си Харриер» Mk5t, предусматривающей установку на них современных РЛС, станций РЭБ и оснащение ракетами класса «воздух - воздух».

Предполагается также провести ряд мероприятий по совершенствованию системы базирования ВМС: активизировать строительство военно-морских баз, пунктов базирования, аэродромов, предприятий по ремонту и восстановлению вооружения и боевой техники.

Признано необходимым пересмотреть существующую в ВМС систему оперативной и боевой подготовки в целях повышения ее эффективности и интенсивности. Особое внимание при проведении учений планируется уделить отработке вопросов взаимодействия ВМС и ВВС, а также ведения боевых действий в условиях интенсивного применения вероятным противником средств радиоэлектронной разведки и РЭБ. Реализация программы совершенствования корабельного состава и авиационного парка ВМС Индии, а также оснащение кораблей и самолетов современными системами оружия, по мнению западных экспертов, значительно повысят наступательные и оборонительные возможности всех родов военно-морских сил, что позволит им более эффективно выполнять свои боевые задачи без каких-либо функциональных и географических офаничений.

Капитан 2 ранга А. Чертков

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1998.

Последнее обновление 01.09.2015 год

Автор - , 2001 - 2017.

  Рейтинг@Mail.ru