Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-морские силы Нидерландов

 

Военно-морские силы Нидерландов

 

Военно-политическое руководство Нидерландов, которые являются активным членом НАТО, проводит курс в поддержку его агрессивных устремлений, выступает за тесное сотрудничество в рамках блока. Так, оно заявило о своем намерении ежегодно наращивать военные расходы на 2 проц., ранее им было дано согласие на размещение с 1988 года на территории страны 48 американских крылатых ракет. Значительное внимание уделяется развитию вооруженных сил, в том числе и ВМС.

Нидерланды занимают весьма выгодное положение на стыке морских путей, ведущих в Западную Европу, и их военно-морские силы, по мнению натовских экспертов, совместно с флотами союзников могут успешно решать задачи по поддержанию благоприятного оперативного режима в открытых районах Восточной Атлантики, Северном море и проливе Ла-Манш, по защите конвоев с войсками усиления, вооружением и предметами МТО, прибывающими из-за океана.

В мирное время военно-морские силы находятся в национальном подчинении, а в случае резкого обострения международной обстановки или с началом войны передаются в распоряжение командующих объединенными ВМС НАТО в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш. Состав передаваемых сил будет определяться с учетом конкретно складывающейся обстановки и возможностей, а также необходимостью защиты национальных интересов.

Организация и боевой состав. Военно-морские силы Нидерландов состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Возглавляет их командующий, он же начальник главного штаба. Организационно ВМС включают четыре командования: ВМС в Нидерландах, ВМС в районе Антильских о-вов, авиации ВМС и морской пехоты (рис. 1).

Судя по материалам зарубежной печати, в настоящее время в составе ВМС Нидерландов насчитывается 48 боевых кораблей и катеров (5 подводных лодок, 16 фрегатов УРО, 24 минно-тральных корабля и 3 сторожевых катера), 15 базовых патрульных самолетов, 22 противолодочных вертолета, а также свыше 20 вспомогательных судов, включая 2 универсальных транспорта снабжения.

Тактико-технические характеристики боевых кораблей и катеров приведены в табл. 1. Общая численность личного состава ВМС 17 000 человек, из них во флоте — 12 500, в авиации ВМС— 1700 и в морской пехоте — 2800 человек.

Командование ВМС в Нидерландах включает флотилию противолодочных кораблей, эскадру подводных лодок, две бригады траления, дивизион сторожевых катеров, а также отдельные корабли, не вошедшие в состав соединений.

Фрегаты УРО совместно с универсальными транспортами снабжения предполагается использовать в трех оперативных корабельных группах примерно равного состава, из них две группы будут действовать в Восточной Атлантике, а одна — на подходах к проливу Ла-Манш. Подвижное тыловое обеспечение оперативных групп в Атлантике будут осуществлять универсальные транспорты снабжения. В зоне пролива Ла-Манш материально-техническое обеспечение планируется организовывать с опорой непосредственно на ВМБ, пункты базирования и морские порты, а также специально выделенными торговыми судами.

Минно-тральные корабли для решения боевых задач предусматривается свести в три группы, две из которых будут развернуты в прибрежных водах Нидерландов, обеспечивая морское судоходство и ликвидацию поставленных противником минных заграждений на подходах к портам и ВМБ. Третью группу предполагается использовать в зоне пролива Ла-Манш.

Командование ВМС в районе Антильских о-вов не имеет постоянного состава. В него могут входить отдельные корабли и самолеты базовой патрульной авиации, а также одна амфибийная боевая группа из командования морской пехоты. Эти силы выделяются на определенное время с задачей охраны заморских территорий Нидерландов.

Командование авиации ВМС включает 320-ю и 321-ю эскадрильи базовых патрульных самолетов (13 Р-ЗС «Орион», и 2 F.27 «Мэритайм») и две эскадрильи — 7-ю и 860-ю — противолодочных вертолетов (22 вертолета SH-14B и С и UH-14A «Линкс»). Патрульные самолеты базируются на авиабазе Фалькенбург, а вертолеты — на Де Кой. Два самолета F.27 «Мэритайм» постоянно дислоцируются на Антильских о-вах. Во главе авиации ВМС стоит командующий, штаб которого располагается в главной ВМБ Ден-Хелдер.

Нидерландские ВМС сравнительно недавно обновили свой самолетный парк. Так, перевооружение базовой патрульной авиации на самолеты Р-ЗС «Орион» и F.27 «Мэритайм» было проведено в начале 80-х годов. Они заменили самолеты «Нептун» и «Атлантик». В это же время появились и новые вертолеты — «Линкс» (24 единицы), два из которых впоследствии были потеряны в авиационных катастрофах.

Вертолеты SH-14B и С «Линкс», входящие в 860-ю эскадрилью, являются палубными, приписаны к кораблям и решают в основном противолодочные задачи. Они оснащены опускаемой гидроакустической станцией и магнитным обнаружителем, могут брать на борт две торпеды типа Мк44, 46 или «Стингрей». Максимальная взлетная масса SH-14B и С около 4750 кг, крейсерская скорость 232 км/ч, практический потолок 2575 м. Вертолет может осуществлять поиск подводной лодки в районе, удаленном от корабля на 50 миль, в течение 1 ч. 7-я эскадрилья (пять UH-14A) подготовлена также к решению задач поиска и спасения.

Командование морской пехоты возглавляет командующий (комендант). Морская пехота предназначена, как отмечается в зарубежной прессе, для усиления с началом боевых действий группировки сухопутных войск НАТО в Норвегии и зоне пролива Ла-Манш, а также для охраны заморских территорий и наиболее важных объектов ВМС.

В ее составе две амфибийные боевые группы по 1000 человек, отдельная рота, специально предназначенная для ведения действий в горно-арктических условиях, отдельные разведывательно-диверсионные и специальные подразделения. Кроме того, предусматривается в военное время сформировать еще одну амфибийную боевую группу за счет подготовленных резервистов.

Каждая амфибийная боевая группа включает четыре роты: две пехотные, огневой поддержки и штабную.

Пехотная рота состоит из штаба и четырех взводов (три пехотных и огневой поддержки).

Рота огневой поддержки состоит из штаба и пяти взводов (минометный, пулеметный, противотанковых средств, разведки и инженерный). Основным вооружением роты огневой поддержки являются ПТУР «Дракон», 106-мм безоткатные орудия, 81-мм минометы.

Штабная рота имеет пять взводов: связи, МТО, ремонтный, транспортный и медицинский. Зарубежная печать сообщает, что в военное время количество пехотных рот в амфибийной боевой группе может быть доведено до четырех.

Одна амфибийная боевая группа морской пехоты и отдельная рота дислоцируются на территории Нидерландов, вторая — на Антильских о-вах (Виллемстад). Командование ВМС считает, что боевой состав нидерландской морской пехоты в ближайшее время не претерпит существенных изменений. Серьезное внимание уделяется отработке взаимодействия при ведении боевых действий с частями, и подразделениями 3-й бригады морской пехоты Великобритании.

Комплектование и подготовка личного состава. Военно-морские силы комплектуются на основе закона о всеобщей воинской повинности и добровольцами. Срок действительной службы в соответствии с законом 14—17 месяцев. Добровольцы заключают контракт на шесть лет, а затем по желанию они могут служить в качестве кадровых военнослужащих до достижения ими предельного возраста — 55 лет (или выслуги 30 лет). В целом по ВМС большая часть личного состава (около 85 проц.) представлена кадровыми военнослужащими и лицами, подписавшими контракт на определенный срок, остальные являются призывниками.

Офицерский состав получает образование в военно-морском институте в г. Ден-Хелдер. Срок обучения пять лет, ежегодный выпуск до 50 человек. Первые три года курсанты изучают общий курс, который является основой для их дальнейшей специализации. После успешного окончания этого курса курсанты корабельной службы отправляются на годичную стажировку на корабли флота, а будущие морские пехотинцы — в части и подразделения морской пехоты с присвоением первичного офицерского звания. Пятый год проходит в военно-морском институте, а также в некоторых других гражданских высших учебных заведениях в зависимости от специальности. После завершения полного пятилетнего курса обучения выпускникам присваивается очередное офицерское звание.

Подготовка рядовых и унтер-офицеров для флота осуществляется в учебном центре (начальная подготовка) и школах: оружия; противолодочной борьбы, навигации и связи; технической и тыла. Личный состав, отобранный для службы в морской авиации, после окончания одной из перечисленных выше школ для получения необходимой специализации направляется в школу авиации ВМС. Морские пехотинцы готовятся в школе (г. Роттердам) и учебном центре (десантная подготовка). Срок обучения в зависимости от получаемой специальности и категории военнослужащих от нескольких месяцев до одного года. Перспективы развития. Строительство военно-морских сил осуществляется в соответствии с десятилетней кораблестроительной программой (1979—1988). К 1993 году намечено передать ВМС четыре подводные лодки типа «Вальрус», восемь фрегатов УРО проекта М, а к концу 80-х годов завершить строительство серии тральщиков — искателей мин типа «Алкмаар» (15 единиц). С вводом в боевой состав новых кораблей устаревшие будут выводиться в резерв, на слом или продажу (табл. 2).

Как сообщает зарубежная печать, подводные лодки типа «Вальрус» должны будут заменить лодки типа «Долфин». Две ПЛ (S802 «Вальрус» и S803 «Зеелев») достраиваются на плаву на военно-морской верфи в г. Роттердам и две заказаны. Главное внимание при разработке проекта было направлено на создание улучшенного варианта подводной лодки типа «Звордфис» с более совершенной системой управления оружием и меньшей шумностью. Высокий уровень автоматизации процессов управления кораблем и оружием позволит, по мнению иностранных специалистов, сократить численность экипажа с 67 до 50 человек. Лодка имеет следующие основные тактико-технические характеристики: длина 67,7 м, ширина 8,4 м, осадка 6,6 м; подводное водоизмещение 2800 т (надводное 2450 т), наибольшая скорость хода в подводном положении 20 уз (в надводном — 13 уз), глубина погружения свыше 300 м; вооружение — четыре 533-мм торпедных аппарата, из которых возможна стрельба торпедами Мк48 или ИКР «Гарпун» (боезапас 20 ракет или торпед).

По взглядам командования ВМС Нидерландов, в будущем десятилетии планируется поддерживать боевой состав подводных сил на уровне шести многоцелевых дизельных подводных лодок.

Серьезное внимание уделяется развитию эскортных сил флота. Продолжается строительство серии многоцелевых фрегатов УРО проекта М. Головной корабль спущен на воду в июле 1987 года, два находятся на стапелях и четвертый готовится к закладке. Заказ на строительство второй группы кораблей этого проекта (четыре единицы) выдан промышленности в 1986 году.

Фрегаты УРО проекта М, как считают зарубежные военные специалисты, будут решать широкий круг задач: поиск и уничтожение подводных лодок, борьба с ракетными катерами и воздушными средствами нападения. Тактико-технические характеристики корабля следующие: полное водоизмещение 3320 т (стандартное 2800 т), длина 122,3 м, ширина 14,4 м, осадка 4,3 м; двухвальная комбинированная дизель-газотурбинная установка типа CODOG (две газовые турбины по 18 000 л. с. и два дизеля по 4000 л. с.) позволяет развивать максимальную скорость до 30 уз; дальность плавания 5000 миль с экономической скоростью 18 уз; вооружение — две четырехконтейнерные пусковые установки (ПУ) ПКРК «Гарпун», восьмиконтеинерная ПУ ЗРК «НАТО-Си Спарроу», одноорудийная 76-мм артуста-новка «ОТО Мелара», 30-мм семиствольный ЗАК «Голкипер», две 20-мм одноствольные артустановки, два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата, вертолет. Экипаж 141 человек, в том числе 16 офицеров.

До октября 1986 года ВМС Нидерландов имели шесть фрегатов УРО типа «Ван Спейк». Четыре корабля были проданы Индонезии, которая, как сообщает зарубежная печать, проявляет интерес к приобретению и оставшихся двух. Вместе с тем командование ВМС считает, что два фрегата УРО типа «Ван Спейк» должны оставаться в боевом составе до передачи флоту первых кораблей проекта М.

С учетом строящихся кораблей, а также тех, которые будут выведены из боевого состава, эскортные силы нидерландских ВМС, по оценкам западных специалистов, возрастут примерно на 30—35 проц. (количество фрегатов УРО увеличится до 22 единиц).

Минно-тральньте силы будут развиваться в направлении строительства современных тральщиков — искателей мин типа «Алкмаар» (Строятся по программе «Трипартит» (совместная разработка Франции. Бельгии и Нидерландов) — Ред.) и постепенного вывода из состава флота устаревших кораблей типа «Доккум». К настоящему времени ВМС переданы 12 тральщиков — искателей мин,, а 3 находятся в различных стадиях строительства. Как сообщает иностранная пресса, в 1988 году все корабли серии будут введены в строй. Рассматривается вопрос о строительстве с 1989 года серии минно-тральных кораблей нового проекта (10—16 единиц). Ожидается, что первые семь тральщиков войдут в состав флота к 1997 году. Таким образом, к 1993 году минно-тральные силы будут располагать 15 современными тральщиками — искателями мин. Возможно, их количество превысит указанную цифру (в случае принятия решения о строительстве новой серии).

В боевом составе авиации ВМС в ближайшее время значительных изменений не произойдет. Ожидается, что первая модернизация базовых патрульных самолетов Р-ЗС «Орион» может начаться в 1988—1989 годах. Планируется улучшить бортовое оборудование и вооружить самолеты противокорабельными ракетами «Гарпун». Вероятно, будут выделены средства на приобретение в США еще двух самолетов этого типа. Как сообщается в зарубежной печати, вертолеты «Линкс» останутся на вооружении, по-видимому, до 2000 года, после чего они будут заменены новыми, конкретный тип которых пока не определен. Обсуждается вопрос о приобретении еще нескольких вертолетов типа «Линкс». В целом командование ВМС полагает, что для успешного решения поставленных перед морской авиацией задач ее авиационный парк должен включать 21 базовый патрульный самолет и около 40 вертолетов.

Боевая и оперативная подготовка нидерландских ВМС, судя по сообщениям иностранной прессы, направлена на освоение личным составом новой техники и тактических приемов ее использования, повышение боевой готовности соединений, частей и кораблей, отработку совместных действий с военно-морскими силами стран — участниц агрессивного Североатлантического союза в составе объединенных ВМС НАТО в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш.

Капитан 2 ранга Ю. Кравченко.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №10 1987.

Последнее обновление 27.02.2011

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com