Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-морские силы Швеции

 

Военно-морские силы Швеции

 

Своей внешнеполитической деятельности правительство Швеции придерживается курса неучастия в блоках в мирное время и нейтралитета во время войны. Однако милитаристские круги США и НАТО постоянно предпринимают попытки для сближения страны с Североатлантическим блоком и использования ее военного и экономического потенциала в своих агрессивных целях. Новым законом по вопросам обороны на 1982—1987 годы и последующий период до 1992 года предусматривается, что политика нейтралитета, базирующаяся на прочной национальной обороне, должна иметь опору на собственные силы и являться важным элементом обеспечения стабиль-нрсти обстановки в Северной Европе. Этот закон предъявляет более жесткие требования ко всем видам вооруженных сил, совершенствованию их организационной структуры и повышению мобилизационных возможностей. Большое внимание обращается на ВМС, играющие, судя по материалам шведской печати, особую роль в системе обороны страны.

Флот, как подчеркивается в иностранной прессе, призван решать следующие задачи: вести борьбу с подводными лодками и надводными кораблями Противника, нарушать его морские коммуникации, осуществлять разведку в Балтийском море и проливной зоне, защищать свои пути сообщения, вести противодесантную оборону побережья во взаимодействии с другими видами вооруженных сил.

Сообщается также, что командование ВМС Швеции предусматривает оборонять поберелсье поэтапно (по зонам) на максимальном удалении от берега. На первом этапе (в дальней зоне) в боевых действиях будут участвовать подводные лодки и авиация ВВС. Эти силы призваны вести борьбу с отрядами десантных кораблей противника в местах их формирования и на переходе морем.

На втором этапе (в средней зоне) предполагается использовать минно-тральные силы, ракетные и торпедные катера, противолодочные вертолеты при непосредственной поддержке береговой артиллерии. На них возлагается задача уничтожения сил и средств противника на подходе к побережью страны и предотвращения высадки десанта. Минно-тральные корабли выставляют минные заграждения на маршрутах подхода десантных отрядов к побережью, у его десантно-доступных участков и в уз-костях. Легкие силы флота наносят удары по кораблям и транспортам, а противолодочные вертолеты осуществляют поиск и уничтожение подводных лодок. Третий этап (в ближней зоне) предусматривает разгром высаживающегося и высадившегося противника с целью срыва проникновения его в глубь территории. На этом этапе планируется участие береговой артиллерии, стационарных и подвижных заградительных подразделений и егерских рот, а также использование управляемых минных полей.

Военно-морские силы Швеции, являющиеся самостоятельным видом вооруженных сил, состоят из флота, береговой артиллерии и авиации ВМС. Возглавляет их командующий, который через свой штаб (г. Стокгольм), штабы флота, военно-морских баз и укрепленных районов береговой обороны осуществляет административное управление ими. Общее оперативное управление ВМС — функции главнокомандующего вооруженными силами и штаба обороны, а в региональном звене — командующих военными округами и их штабов, организующих использование всех сил и средств, расположенных на территории данного округа.

Флот в мирное время подразделяется на береговой флот и местные силы.

Береговой флот — основное оперативное соединение разнородных сил ВМС, предназначенное для отработки задач боевой подготовки. Во главе его стоит командующий со своим штабом в ВМБ Хорс-фьорд. Во время учений в море штаб командующего располагается на борту флагманского корабля (минный заградитель «Висборг»).

Местные силы — это силы военных округов, подчиненные непосредственно командирам ВМБ и укрепленных районов береговой обороны (сторожевые и десантные катера, отдельные вспомогательные суда).

Флот состоит из флотилий подводных лодок, надводных кораблей и ракетных катеров, отряда и двух отдельных дивизионов тральщиков, тральной группы «Запад» и дивизиона учебных кораблей.

По данным справочника «Джейн», ВМС страны насчитывают 216 кораблей и катеров (12 дизельных подводных лодок, 28 ракетных, шесть торпедных и 35 сторожевых катеров, 43 минно-тральных корабля и 92 десантных катера}, а также около 60 вспомогательных судов и катеров. Кроме того, имеется 16 специальных катеров — постановщиков мин.

Подводные силы флота представлены 12 дизельными лодками (три типа «Нэккен», пять — «Шёормен» и четыре — «Дракен»), задачами которых являются борьба с силами флота противника, нарушение его морских коммуникаций, постановка минных заграждений и ведение разведки.

Наиболее современными считаются лодки типа «Нэккен», введенные в строй в 1980—1981 годах. Их надводное водоизмещение 1030 т, подводное 1125 т, наибольшая скорость хода надводная и под водой 20 уз, вооружение — шесть носовых 533-мм и два кормовых 406-мм торпедных аппарата. Как сообщает зарубежная печать, на этих лодках достигнут высокий уровень автоматизации и централизации управления, вследствие чего экипаж сокращен до 19 человек (пять офицеров и 14 унтер-офицеров и рядовых).

Подводные лодки типа «Шёормен» строились в 1965—1969 годах, прошли модернизацию с целью продления срока службы до конца этого десятилетия. Они имеют следующие тактико-технические характеристики: надводное водоизмещение 1075 т, подводное 1400 т; скорость хода в надводном положении до 15 уз, под водой 20 уз; вооружение — четыре носовых 533-мм и два кормовых 406-мм торпедных аппарата. Экипаж 23 человека.

Подводные лодки типа «Дракен» (подводнее водоизмещение 1110 т) были переданы ВМС в 1961—1962 годах. К настоящему времени они уже устарели и не полностью отвечают предъявляемым к ним требованиям. В соответствии с программой развития флота предусматривается заменить их в 1987—1989 годах лодками нового типа «Вестергётланд» (проект А17), заказ на строительство которых был размещен в начале 1982 года. Предполагается построить четыре такие лодки. ^

В западной печати подчеркивается, что разработка проекта А17 осуществлялась с учетом опыта создания и эксплуатации подводных лодок типа «Нэккен». В ходе ее ставилась цель — добиться максимального уровня автоматизации управления лодкой и механизмами при минимальной численности экипажа с сохранением высокой степени безопасности. Надводное водоизмещение будет 1070 т, подводное — 1140 т, . скорость хода в надводном положении — 17 уз, под водой — 20 уз, вооружение составят шесть носовых 533-мм и три кормовых 406-мм торпедных аппарата. Экипаж 19 человек.

Надводные силы флота представлены ракетными, торпедными, сторожевыми и десантными катерами, а также минно-тральными кораблями. Последние сохранившиеся в ВМС крупные корабли — эскадренные миноносцы УРО типа «Халланд» (J18 «Халланд» и J19 «Смоланд») — в 1983 году выведены в резерв.

В боевом составе флота имеется 28 ракетных катеров (16 типа «Хугин», рис. 2, и 12 — «Норрчёпинг»). Первые построены в 1978—1982 годах. Их полное водоизмещение 150 т, длина 36,6 м, наибольшая скорость хода 36 уз, вооружение — шесть одноконтейнерных пусковых установок для ПКР «Пингвин» и одна 57-мм артустановка. В случае демонтажа ПУ катера могут принимать на борт и выставлять мины. Что касается ракетных катеров типа «Норрчёпинг» (полное водоизмещение 230 т, длина 43,6 м, наибольшая скорость хода 40 уз), то они были переоборудованы из торпедных в 1983—1984 годах. В ходе модернизации на них дополнительно к шести 533-мм торпедным аппаратам и одной 57-мм артустановке смонтировали четыре пусковые установки для ПКР RBS15.

По сообщениям зарубежной прессы, в текущем году ВМС должны пополниться двумя ракетными катерами нового типа «Стокгольм» (полное водоизмещение 310 т, длина 50 м, максимальная скорость хода 32 уз, вооружения — шесть пусковых установок для ПКР RBS15, 57- и 40-мм артустановки, два 533-мм торпедных аппарата). В отличие от ракетных катеров других типов на них размещена гидроакустическая станция, позволяющая вести поиск подводного противника. Всего их намечается построить девять единиц.

В составе флота имеются торпедные катера типа «Спика» постройки 1966 — 1967 годов. Их полное водоизмещение 215 т, длина 42,7 м, скорость хода до 40 уз, вооружение — шесть 533-мм торпедных аппаратов и одна 57-мм артустановка. Экипаж 28 человек. В случае демонтажа торпедных аппаратов катера смогут принимать на борт и ставить мины.

В отношении сторожевых катеров иностранная печать сообщает, что в зависимости от типа их водоизмещение 20 — 275 т, вооружение — 20- или 40-мм артустановки. Некоторые катера могут осуществлять постановку мин.

Использование минного оружия всегда занимало важное место в решении задач, стоящих перед ВМС Швеции. Значительная изрезанность побережья страны, наличие множества островов, узкостей, проливов, а также небольшая глубина прибрежных вод, по мнению западных военных специалистов, создают благоприятные условия для его применения. В связи с этим пристальное внимание обращается на развитие минно-тральных сил. В настоящее время в их составе имеется 13 минных заградителей, десять базовых и 20 рейдовых тральщиков.

Минные заградители представлены кораблями типов «Карлскруна» (один), «Эльвсборг» (два) и «Мул» (десять, строятся еще три). Наиболее современным является минный заградитель «Карлскруна», построенный в 1981 году. Его стандартное водоизмещение 3300 т, скорость хода 20 уз, вооружение — две 57-мм и две 40-мм артустановки, мины (более 100). Имеется вертолетная площадка. Экипаж 50 человек. В настоящее время этот корабль применяется в качестве учебного. Он может принять до 136 курсантов. Минные заградители типа «Эльвсборг» (полное водоизмещение 2660 т, скорость хода 16 уз, вооружение — три 40-мм артустановки, вертолет, до 30 мин) в мирное время используются как плавучие базы для подводных лодок, ракетных и торпедных катеров. Минные заградители типа «Мул» имеют полное водоизмещение 245 т. Их вооружение — 20- или 40-мм артустановки.

Постановку мин могут производить также специальные катера-постановщики (водоизмещение по 15 т), каждый из которых берет на борт 12 мин.

Важным направлением боевой деятельности флота является борьба с миннда опасностью на входах и выходах из ВМВ и портов, в узкостях и прибрежной зоне. Для этих целей в составе минно-тральных сил имеются базовые и рейдовые тральщики.

Базовые тральщики (десять типа «Арке»), построенные в 50—60-х годах, имеют полное водоизмещение 300 т, скорость хода около 15 уз, вооружение — 40-мм артустановка, тралы различных видов, экипаж 25 человек, а рейдовые (три типа «Госстен», четыре — «Хосинген», три — «Гиллёга» и восемь Ml5) — водоизмещение от 70 до 140 т, скорость хода 9—12 уз, вооружение — 20- или 40-мм артустановка, тралы различных видов.

Как отмечают шведские военные эксперты, слабым местом в организации борьбы с минами является отсутствие в ВМС тральщиков — искателей мин, способных эффективно бороться с минной опасностью. С целью повышения возможностей минно-тральных сил по поиску и уничтожению мин принято решение о постройке таких кораблей. На судостроительной верфи «Карлскрунаварвет» начато строительство первых двух тральщиков — искателей мин типа «Ландсорт» (проект М80). Всего предусматривается построить шесть таких кораблей. Ввод в состав флота головного намечен на конец 1984 года. Его стандартное водоизмещение 340 т, скорость хода 15 уз, вооружение — 40-мм артустановка. Экипаж 24 человека. Эти корабли предполагается оснапкть акустической и телевизионной системами поиска мин. Для уничтожения якорных мин будут использоваться контактные тралы, а донных — неконтактные акустические, электромагнитные и гидродинамические). Тральщики — искатели мин типа «Ландсорт» могут применяться и в качестве кораблей управления катерами-тральщиками. Как сообщает иностранная печать, командование ВМС планирует иметь в минно-тральных силах 15 таких катеров-тралов.

Для переброски личного состава, оружия и боевой техники, а также средств материально-технического обеспечения предназначены 92 десантных катера. Наиболее крупными из них являются катера типов «Грим» (три) и «Скагуль» (два). Их водоизмещение более 300 т, скорость хода 18 уз. Кроме того, в ВМС находятся малые десантные катера типов «Анё» (четыре) и.201 (83) водоизмещением 30 — 135 т. Перспективным планом развития флота предусматривается строительство малых катеров (около 20 т).

Для ведения радио- и радиотехнической разведки в ближайшие годы намечается построить специальный корабль водоизмещением 1400 т. Корабль будет патрулировать в прилегающих к Швеции акваториях Балтийского моря. Боевую и повседневную деятельность сил "флота и береговой артиллерии обеспечивают около 60 вспомогательных судов и катеров, в том числе два танкера, два водоналивных судна, два транспорта снабжения боеприпасами и продовольствием, пять буксиров, 14 плавучих баз.

Система базирования шведских ВМС, по мнению иностранных военных специалистов, обеспечивает потребности флота. Основными военно-морскими базами являются Хорс-фьорд, Карлскруна, Гётеборг. Кроме того, имеются четыре пункта базирования: Стокгольм, Форесунд, Густавик и Гульмарсфьорд.

Главная ВМБ Хорс-фьорд построена в итокгольмских шхерах. Па ее территории (в скалах), как сообщает иностранная печать, созданы и оборудованы подземные укрытия для кораблей и подводных лодок, три сухих дока, цеха и мастерские военно-морской верфи, склады, резервная ТЭЦ, госпиталь. В военное время для рассредоточения сил флота, ремонта и материально-технического снабжения могут использоваться более 50 портов. Командование ВМС продолжает уделять большое внимание совершенствованию системы базирования, создавая дополнительные стоянки в районах шхер и островов, а также улучшая систему материально-технического обеспечения флота.

Авиация ВМС, хотя и небольшая по составу, является важной частью военно-морских сил. Она насчитывает 25 противолодочных вертолетов (американские СН-46 «Си Найт», итальянские «Агуста-Белл 206» и французские «Алуэтт-2»), сведенных в две эскадрильи.

1-я эскадрилья (14 машин) базируется в учебном центре ВМС в Берга и предназначена для действий в районах севернее Стокгольма и восточного побережья страны.

2-я (11 машин) дислоцируется в ВМБ Гётеборг, и зоной ее ответственности является южная часть Швеции и западное побережье. В мирное время численность личного состава эскадрилий 200 и 150 человек соответственно.

Береговая артиллерия — один из компонентов военно-морских сил. Ее части и подразделения рассредоточены по пяти укрепленным районам береговой обороны (Стокгольмский, Блекингский, Норрландский, Готландский и Гётеборгский). Они призваны предотвращать высадку десанта на побережье и уничтожать боевые корабли, транспорты и десантно-высадочные средства в прибрежных водах в тесном взаимодействии с силами флота.

В береговую артиллерию в мирное время входят учебно-мобилизационные части, стационарные и подвижные заградительные батальоны, егерские роты, а также другие подразделения специального назначения.

Основной единицей учебно-мобилизационных частей является полк береговой артиллепии. По сообщениям зарубежной прессы, в ВМС Швеции пять таких полков. В них, помимо артиллерийских дивизионов, включены различные специальные школы подготовки личного состава.

Стационарные и подвижные заградительные батальоны осуществляют прикрытие важных участков побережья, ВМБ и портов, развертывание основных сил береговой артиллерии (стационарных и подвижных батарей).

На вооружении частей береговой артиллерии имеются 152-, 120-, 105- и 75-мм орудия, управляемые минные поля и противокорабельные ракеты Rb-52. Противовоздушная оборона батарей обеспечивается 40- и 20-мм зенитными установками и переносными ЗРК.

Егерские роты призваны вести боевые действия прежде всего в условиях наиболее сложной обстановки.

В настоящее время осуществляются широкие мероприятия по размещению новых 120-мм башенных артустановок. Кроме того, намечается создание амфибийных подразделений для действий в шхерных районах.

С ВМС тесно взаимодействует коpnvc морской обороны, являющийся добровольческой организацией и занимающийся военно-морской подготовкой молодежи допризывного возраста и лиц старше 47 лет, ранее не служивших в ВМС. Финансируетсл он из средств военного бюджета. В корпусе 16 флотилий (один-два катера в каждой), которым определены районы их деятельности. Организационно они входят в состав военных округов.

Начальник корпуса морской обороны — офицер в звании капитан 1 ранга. Командные и инструкторские должности занимают кадровые офицеры и унтер-офицеры. Всего в корпусе 2750 человек.

Комплектование и подготовка личного состава. По данным иностранной печати, в ВМС Швеции около 12 тыс. человек, в том числе 4 тыс. в береговой артиллерии. В военное время численность личного состава может быть доведена до 50 тыс. человек.

Комплектование военно-морских сил производится на основе закона о всеобщей воинской повинности. Призывной возраст 18 лет. Ежегодно призывается до 8000 человек. После окончания действительной службы военнослужащие зачисляются в резерв, где состоят, пока им не исполнится 47 лет. В период нахождения в резерве проводится переподготовка (5 раз по две-три недели).

Подготовка личного состава срочной службы осуществляется в учебных центрах ВМС в Берга и Карлскруна, а также в различных школах береговой артиллерии.

Унтер-офицеры готовятся в унтep-офицерской школе в Берга, затем периодически направляются на курсы повышения квалификации, что дает им право на продвижение по службе.

Офицеры флота и береговой артиллерии обучаются в военно-морском училище в Стокгольме в течение 3,5 лет. По окончании его они распределяются в части и на корабли. В дальнейшем офицеры совершенствуют знания по специальности в учебном центре в Берга, куда поступают в звании старший лейтенант, а через шесть — семь лет — на курсах в королевской высшей военной школе. К этому моменту они приобретают достаточно прочные знания, позволяющие им успешно выполнять сложные задачи. Как правило, многим из них присваивается звание капитан-лейтенант. Набор на эти курсы ограничен: 20 — 25 кандидатов в год, срок обучения 8 — 12 месяцев. Кроме того, офицеры проходят переподготовку на различных курсах, окончание которых позволяет им занять более высокую должность.

Пилоты для авиации ВМС отбираются из числа выпускников военно-морского училища. Они направляются для получения начальной подготовки в учебные центры ВВС, где в течение года должны налетать на учебных самолетах не менее 60 ч. Обучение пилотированию вертолетов осуществляется во 2-й эскадрилье. Первоначально осваивается вертолет «Алуэтт-2», а затем — «Агуста-Белл 206». Ежегодный налет пилота во время службы должен составлять около 200 ч.

Боевая подготовка ВМС Швеции направлена прежде всего на повышение боевой готовности частей и соединений флота и береговой артиллерии, а также совершенствование системы оперативного управления. В этих целях проводятся многочисленные учения, как самостоятельно, так и совместно с другими видами вооруженных сил. Особое внимание уделяется отработке вопросов взаимодействия при решении задач противодесантной обороны побережья, поиска и уничтожения подводных лодок, защиты морских коммуникаций, ведения разведки и постановки активных минных заграждений.

Используя клеветническую шумиху, поднятую вокруг якобы имевших место фактов нарушения территориальных вод Швеции советскими подводными лодками, министерство обороны страны официально объявило о недостаточной эффективности существующей противолодочной обороны и активизировало проведение мероприятий по ускоренному развитию национальных ВМС. Так, оно добилось выделения для ВМС 2,8 млрд. крон на 1984 год, что почти на 25 проц. превышает ежегодные ассигнования последних лет.

Капитан 2 ранга С. Гречин.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 1984.

Последнее обновление 02.03.2011

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru