Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы стран латинской америки

 

Военно-воздушные силы стран латинской америки

 

В большинстве латиноамериканских государств военно-воздушные силы являются отдельным видом вооруженных сил. Они предназначены для действий как самостоятельно, так и совместно с сухопутными войсками и военно-морскими силами.

ВВС призваны решать следующие основные задачи: ведение борьбы с авиацией противника и завоевание превосходства в воздухе; оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; нанесение ударов с воздуха по важнейшим объектам противника; противовоздушная оборона промышленных и административных центров своих стран; воздушная тактическая разведка; выброска воздушных десантов; доставка по воздуху войск, оружия и военной техники. Вместе с ВМС авиация патрулирует территориальные воды, охраняет морскую экономическую зону, принимает участие в ликвидации последствий стихийных бедствий.

В последние годы в ряде латиноамериканских стран значительное внимание уделяется борьбе с антиправительственными вооруженными формированиями, терроризмом и наркобизнесом. Активное участие в ней принимают ВВС, которые привлекаются к проведению противопартизанских акций и операций по выявлению и уничтожению плантаций растений, служащих сырьем для производства наркотиков, а также к перехвату транспортных средств контрабандистов.

Авиационные части и подразделения базируются главным образом в окрестностях столиц и наиболее крупных городов, в важных промышленных районах, вблизи зон массового производства наркотиков и возможных путей их транспортировки.

В составе ВВС стран Латинской Америки имеются бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, истребительная, штурмовая, разведывательная, транспортная и специальная авиация, а также силы и средства ПВО, органы и подразделения тыла.

Основная организационная тактическая единица ВВС - авиационная эскадрилья, состоящая обычно из десяти и более самолетов (вертолетов). Эскадрильи, как правило, сводятся в авиационные группы (крылья) и бригады.

На вооружении частей и подразделений ВВС находится преимущественно авиационная техника иностранного производства.

Главными направлениями строительства ВВС на настоящем этапе являются совершенствование организационно-штатной структуры, качественное улучшение и количественное увеличение самолетного парка, модернизация существующей аэродромной сети (в первую очередь путем реконструкции взлетно-посадочных полос и улучшения технического обеспечения наземных служб). Важное место отводится повышению уровня оперативной, боевой и психологической подготовки личного состава.

Вместе с тем вследствие осложнения финансово-экономического положения стран региона и роста их внешней задолженности в последние годы наметилась общая тенденция к сокращению военных расходов, что непосредственно отразилось на объеме поставок авиационной техники в Латинскую Америку. Однако несмотря на сложное экономическое положение, большинство государств проводит курс на постепенную замену устаревшей авиационной техники более современными образцами, которые закупаются в основном в США, Франции, Израиле, Испании, Германии, Италии и Швейцарии. Модернизируется уже находящийся на вооружении самолетный парк.

Одновременно в Аргентине, Бразилии, Чили и Мексике принимаются меры, направленные на покрытие значительной части потребностей ВВС за счет производства собственных образцов современной авиационной техники, которая даже экспортируется в соседние государства и другие регионы мира.

Комплектование ВВС практически во всех латиноамериканских странах осуществляется на основе закона о всеобщей воинской повинности путем выборочного призыва и за счет найма добровольцев по контракту. Из числа последних формируется технический состав авиационных частей и подразделений. На действительную службу призываются лица мужского пола, достигшие 18 - 20 лет (в зависимости от страны). Срок действительной военной службы составляет один - два года (устанавливается в соответствии с уровнем общеобразовательной подготовки призывников). Лица, имеющие образование не ниже среднего, служат, как правило, год. Зачисляемые на срочную службу проходят начальную подготовку в учебных подразделениях в течение двух месяцев. Сержантский состав комплектуется главным образом на добровольных началах из наиболее подготовленных и грамотных солдат, которые обучаются в школах сержантов.

Подготовка унтер-офицеров и офицеров осуществляется как в национальных военных учебных заведениях, так и за рубежом, в основном в США и странах Западной Европы.

В большинстве государств региона в военные авиационные училища прини-маются гражданская молодежь и лица, находящиеся на действительной военной службе. Для поступления в училище кандидат (возраст ограничен 21 - 25 годами) должен быть гражданином данной страны, иметь среднее образование, пройти медицинскую комиссию и сдать вступительные экзамены. Программы обучения рассчитаны на три - четыре года.

Для подготовки среднего звена руководящего состава почти во всех латиноамериканских странах имеются высшие военные учебные заведения. В них принимают молодых офицеров, обладающих опытом службы в ВВС и способных по своим деловым качествам занять руководящие должности. Срок обучения 1,5 - 2 года.

Кадры для органов высшего руководства ВВС готовятся на специальных курсах при национальных авиационных командованиях, а также в высших учебных заведениях (национальный военный колледж в Аргентине, военная академия ВВС в Бразилии, военно-воздушная академия в Чили, колледж национальной обороны в Мексике и другие). Эти учебные заведения имеют, как правило, несколько факультетов, в том числе командный, командно-штабной и организационно-мобилизационный. На учебу принимаются офицеры в звании полковник и выше.

Согласно сведениям, опубликованным в зарубежной печати, суммарная численность личного состава ВВС стран Латинской Америки достигает 150 тыс. человек (здесь и далее приводятся данные по состоянию на 1 января 1993 года).

На вооружении военной авиации государств региона насчитывается около 4500 единиц авиационной техники, в том числе до 1500 боевых самолетов и свыше 200 боевых вертолетов. Наиболее боеспособными, хорошо подготовленными и технически оснащенными являются ВВС Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, Мексики, Перу и Чили.

Аргентина. Общее руководство ВВС осуществляет начальник главного штаба через соответствующие авиационные командования: боевое, противовоздушной обороны, учебное, военно-воздушных районов, материально-технического обеспечения, личного состава (три последних авиационной техникой не располагают).

Численность личного состава аргентинских ВВС 10 тыс. человек. На их вооружении находится свыше 400 самолетов и вертолетов английского, французского, израильского, американского, бразильского и национального производства («Канберра», «Мираж», «Даггер», А-4Р, ЕМВ-312, IA-58 «Пукара», рис. 1, IA-63 «Пампа» и т.д.), в том числе 175 боевых.

Вся военная авиация Аргентины сведена в девять авиационных бригад. Бригада обычно состоит из двух - четырех авиаэскадрилий однотипных самолетов (6 — 30 машин в каждой, иногда более). Всего в аргентинских ВВС десять авиаэскадрилий боевых самолетов и вертолетов: одна бомбардировочная (шесть «Канберра»), две истребительно-бомбардировочные (16 A-4D), четыре истребительные (43 «Мираж-3 и -5», 23 «Даггер»), три разведывательные и патрульные (36 IA-58, 16 IA-63, 24 MS-760). Кроме того, имеются шесть транспортных эскадрилий (около 60 самолетов и вертолетов) и две эскадрильи связи (более 60). В учебном авиационном командовании насчитывается свыше 80 самолетов и вертолетов.

Помимо закупок современных самолетов за рубежом, потребности ВВС удовлетворяются за счет авиационной техники национального производства (патрульные IA-58 и учебно-боевые самолеты IA-63).

Основным учебным центром по подготовке офицерского состава для ВВС является военное авиационное училище в г. Кордова. Срок обучения четыре года. Часть офицеров направляется в военные учебные заведения США. Кадры для высшего звена руководства ВВС готовит национальный военный колледж, куда принимаются старшие офицеры в звании полковник и выше.

Бразилия. В настоящее время ее ВВС являются самыми многочисленными (50,7 тыс. человек) и наиболее оснащенными среди других стран Латинской Америки. В них свыше 1000 самолетов и вертолетов американского, французского и национального производства (F-5, «Мираж-3», Т-27, АТ-26, рис. 2, ЕМВ-110 и другие), в том числе около 330 боевых. Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет министр авиации через свой штаб. Имеются три главных командования: авиационное, личного состава и тыла. Первое включает следующие авиационные командования: тактическое, ПВО, береговое, транспортное, учебное и шесть региональных (по числу военно-воздушных районов).

Основная организационная единица ВВС - авиационная группа, состоящая из двух-четырех эскадрилий (3-20 самолетов и вертолетов в каждой). В ВВС входят 16 эскадрилий боевых самолетов (три истребительно-бомбардировочные - 57 F-5 и 15 АМХ, две истребителей ПВО - 18 «Мираж-3», семь штурмовых - 98 АТ-26 и 108 Т-27, одна противолодочная - 11 S-2E, две разведывательные - восемь RC-95 и 12 RT-26, одна патрульная - 11 ЕМВ-110), 13 транспортных (около 430 самолетов и вертолетов различных типов), а также одна связи (до 90 самолетов) и учебные эскадрильи (около 350 самолетов и вертолетов, в том числе до 130 учебно-боевых).

Основным центром подготовки летного состава и специалистов служб является академия ВВС в г. Пирасунунга (штат Сан-Паулу). Срок обучения на всех факультетах пять лет.

Выпускники факультета летного состава для завершающего этапа обучения направляются в центр подготовки летчиков (г. Натал). Здесь они осваивают боевое применение самолетов.

Кадры для высших руководящих должностей ВВС готовятся из числа старшего офицерского состава в командно-штабном колледже ВВС (г. Рио-де-Жанейро).

Венесуэла. Личный состав ВВС насчитывает 7 тыс. человек, вооружение - свыше 300 самолетов и вертолетов зарубежного производства.

В организационном отношении ВВС включают три авиационных командования - боевое, учебное и тыловое, которыми руководит командующий через свой штаб. Основным боевым подразделением является авиационная группа (19 и более самолетов или вертолетов). Всего в боевом составе ВВС имеется шесть авиационных групп: три истребительно-бомбардировочные (24 F-16, 13 «Мираж-3 и -5», 20 F-5, 19 T-2D), одна штурмовая (12 ЕМВ-312, 25 OV-lOE), одна вертолетов огневой поддержки (10 SA-316, 20 UH-1D и Н) и одна учебная (28 ЕМВ-312, семь F-5 и 20 Т-34). Транспортные, специальные самолеты и вертолеты (более 80 единиц) сведены в авиационные эскадрильи.

Основной учебный центр подготовки летчиков - военное авиационное училище в г. Маракай (срок обучения четыре года). Имеются также различные курсы усовершенствования офицерского состава.

Колумбия. Непосредственное руководство военно-воздушными силами возложено на командующего. Основной организационной единицей является авиационное командование, куда в зависимости от решаемых задач входит до двух авиационных эскадрилий. В составе ВВС 7 тыс. человек и около 270 самолетов и вертолетов. Всего имеется шесть авиакомандований (учебное, тактической поддержки, .военно-транспортное и три боевых). Последние включают пять эскадрилий боевых самолетов и вертолетов: две истребительно-бомбардировочные (15 «Мираж- 5», 13 «Кфир»), одну штурмовую (25 А-37В, 10 АТ-33 и АС-47, три IA-58, 18 OV-IO), одну разведывательную (три RT-33,13 Хьюз-300 и -500). В военно-транспортное командование входит эскадрилья транспортных самолетов (около 60 единиц) и вертолетная (25 машин американского производства), в учебное авиационное - эскадрилья самолетов (50 единиц) и вертолетная (16 машин).

В последние годы военно-политическое руководство страны активно использует ВВС для непосредственной поддержки сухопутных войск и национальной полиции при проведении ими операций против партизан и военизированных отрядов наркомафии.

Офицерский состав для ВВС готовится в учебных центрах, военных авиацион-ных училищах и академии ВВС. Срок обучения от десяти месяцев до пяти лет. Большая часть военных авиационных учебных заведений размещена в г. Кали.

Куба. В военно-воздушных силах имеется 17 тыс. человек и около 300 самолетов и вертолетов. Руководство ВВС осуществляет командующий через свой штаб (г. Гавана). Основной тактической единицей является эскадрилья. В состав ВВС входит 19 эскадрилий: две истребительно-бомбардировочные - 20 МиГ-23 БН; четыре истребительные - 80 МиГ-21, 40 МиГ-23 и шесть МиГ-29; четыре вертолетные огневой поддержки - 10 Ми-8, 40 Ми-17, 30 Ми-25; четыре транспортные - восемь Ан-2, три Ан-24, 21 Ан-26, два Ан-3, четыре Як-40, два Ил-76; пять тренировочных - 100 самолетов и вертолетов.

Основное учебное заведение, занимающееся подготовкой летных кадров, - военное авиационное училище в г. Камагуэй (срок обучения четыре года). Командный состав среднего и высшего звена готовится за рубежом, преимущественно в России и бывших социалистических странах.

Мексика. Численность личного состава ВВС 8 тыс. человек. На их вооружении находится свыше 300 самолетов и вертолетов. Оперативное руководство военно-воздушными силами осуществляет командующий через свой штаб. В ВВС имеется 20 авиационных эскадрилий (одна истребительная - 11 F-5, одна разведывательная - десять «Командер-500», девять по наблюдению и борьбе с наркотиками - 12 АТ-33, 70 РС-7, десять IAI-201 и 25 Белл 205, 206 и 212, шесть транспортных - до 70 самолетов, одна связи - шесть самолетов, одна учебная - более 90 самолетов и одна вертолетная - десять транспортных вертолетов), а также воздушно-десантная бригада.

Основными учебными заведениями, в которых готовится летный и командный состав, являются военные авиационные училища, авиационный колледж (г. Сапопан, срок обучения четыре года) и колледж национальной обороны (г. Мехико). Имеются также училища для подготовки технических специалистов ВВС. Мексиканские летчики обучаются и в США.

Никарагуа. Численность личного состава военно-воздушных сил 1200 человек. На их вооружении имеется около 90 самолетов и вертолетов. Руководство ВВС осуществляет командующий через свой штаб. Вся военная авиация сведена в шесть эскадрилий: одна по наблюдению и борьбе с повстанческим движением - шесть самолетов Цессна-337, шесть L-39, четыре SF-260; одна вертолетная огневой поддержки - девять Ми-25; две транспортные - пять Ан-26, 21 Ми-8, десять Ми-17; одна связи - 20 самолетов и вертолетов; одна учебно-тренировочная - четыре самолета РА-18.

Основным учебным заведением по подготовке офицерского состава для ВВС является военное авиационное училище (срок обучения три года).

Перу. Военно-воздушные силы (15 тыс человек) являются одними из наиболее боеспособных среди ВВС латиноамериканских стран. Они насчитывают до 400 самолетов и вертолетов российского, французского, американского и английского производства (Су-22, «Мираж», А-37В, «Канберра», Ми-25, Белл 212 и другие), в том числе 140 боевых.

Руководство ВВС осуществляет главнокомандующий через свой штаб. Военная авиация включает девять групп, состоящих из эскадрилий однородных самолетов и вертолетов. Всего имеются 24 авиационные эскадрильи: две бомбардировочные (13 «Канберра»), шесть истребительно-бомбардировочных (41 Су-22, 25 А-37В), три истребительные (28 «Мираж-5 и -2000»), одна вертолетов огневой поддержки (10 Ми-25), одна разведывательная (четыре «Лирджет»), семь транспортных (около 60 самолетов), одна связи (до 35 самолетов и вертолетов), одна учебная (более 90 самолетов и вертолетов) и три вертолетные (62 вертолета различных типов).

В последнее время ВВС страны все чаще привлекаются к борьбе с перуанской наркомафией и антиправительственными вооруженными группировками. Для ведения разведки и нанесения ударов по базам террористов и производителей наркотиков, находящимся в удаленных и труднодоступных районах, привлекаются вертолеты Ми-25, Ми-8, Белл 212.

Подготовка летного и технического состава осуществляется в военных авиационных училищах и военно-воздушной академии. Срок обучения в училищах три года, в академии - от четырех до пяти лет в зависимости от специальности. Старший офицерский состав продолжает профессиональную подготовку в военно-воздушном колледже (два года). Кадры для высшего командного звена готовятся на курсах при главном штабе ВВС и в центре высшей военной подготовки.

Сальвадор. Общее руководство ВВС осуществляет командующий через свой штаб. Численность личного состава 2,4 тыс. человек. На вооружении находится 105 самолетов и вертолетов (из них 30 боевых машин). Боевая авиация представлена двумя эскадрильями, предназначенными для борьбы с партизанскими формированиями (10 А-37, три АС-47, 11 0-2, 15 UH-1M и 35 UH-1H). Транспортные самолеты сведены в авиационную группу, насчитывающую 23 машины. Кроме того, имеются одна эскадрилья самолетов (восемь единиц) и одна учебно-тренировочная (десять единиц).

Чили. В ВВС насчитывается (личный состав 12,8 тыс. человек) около 300 самолетов и вертолетов. Руководство военно-водушными силами осуществляет командующий через свой штаб. Основной тактической единицей ВВС является авиационное крыло, объединяющее две - три эскадрильи.

В состав ВВС входят четыре авиакрыла, включающие шесть эскадрилий боевых самолетов: две истребительно-бомбардировочные (16 F-5, 32 «Хантер»), одну истребительную (15 «Мираж-5»), две штурмовые (24 А-37В, 20 А-36) и одну разведывательную (пять самолетов). Имеются также одна транспортная эскадрилья (30 самолетов) и три учебные (132 самолета и 21 вертолет).

Основными учебными заведениями, готовящими летный и технический офицерский состав, а также специалистов для частей ПВО различных служб ВВС, являются авиационное училище «Капитан Авалос», техническое авиационное училище, военно-воздушная академия ВВС. В училище (срок обучения три года) принимаются гражданские лица в возрасте от 17 до 22 лет, а также унтер-офицеры до 26 лет, имеющие среднее образование и выдержавшие вступительные экзамены. Академия (срок обучения один год) специализируется на подготовке старшего и высшего командного звена ВВС. Кроме того, летный состав систематически проходит переподготовку для освоения новой техники на курсах усовершенствования в своей стране и за рубежом.

Полковник В.Володин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №11 1993.

Последнее обновление 23.01.2017 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru