Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы Великобритании

 

Военно-воздушные силы Великобритании

 

Великобритания, являясь активной участницей агрессивного блока НАТО, постоянно наращивает мощь своих военно-воздушных сил, которые, по мнению иностранных специалистов, занимают одно из ведущих мест среди ВВС капиталистических государств Западной Европы. Военное руководство страны отводит им важную роль в своих далеко идущих замыслах и предусматривает активные меры, направленные на дальнейшее наращивание их боевой мощи путем оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием, совершенствования организационной структуры, повышения качества боевой подготовки и улучшения тылового обеспечения.

Согласно натовским планам, о чем неоднократно писала западная пресса, силы и средства ВВС Великобритании предназначены для проведения воздушных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия. Их основная задача — оказать необходимую авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС как своей страны, так и союзников по блоку на различных ТВД, и в первую очередь в Центральной Европе и Восточной Атлантике. Силы и средства ПВО ответственны за осуществление противовоздушной обороны территории Великобритании. По мнению экспертов НАТО, при обострении обстановки и в военное время она станет транзитным пунктом переброски войск из США и Канады в Европу, а в будущей войне явится также базой снабжения и обеспечения боевых действий войск на европейских ТВД.

Усилия Великобритании в рамках блока,НАТО сосредоточены в трех основных регионах: в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш, где сконцентрирована крупная группировка боеготовых сил, а также в Центральной Европе — там содержится основная часть ударных сил блока.

Согласно сообщениям зарубежной печати, некоторые дислоцирующиеся в метро-соединения и части ВВС Великобритании входят в стратегический резерв верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, а другие выделены для усиления английских войск, находящихся в ФРГ, а также войск союзников на Северо-Европейском ТВД. Оставшиеся силы и средства предназначены для действий в районах Восточной Атлантики и в зоне пролива Ла-Манш.

За последние годы в ВВС Великобритании и в вооруженных силах в целом были проведены реорганизационные мероприятия. К наиболее крупным из них западная пресса относит упразднение департаментов видов вооруженных сил, в том числе ВВС, и создание единого органа управления, в который вошли представители всех видов вооруженных сил. По взглядам английских военных экспертов, это дало возможность сократить количество управлений центрального подчинения и численность личного состава, повысить оперативность в руководстве и планировании. Кроме того, в ВВС была расформирована 38-я авиационная группа. Ее силы и средства организационно вошли в состав 1-й авиационной группы. Проведены были и другие мероприятия по совершенствованию структуры военно-воздушных сил.

На основе сведений, опубликованных в иностранной печати, приводятся об организации, составе, боевой подготовке и перспективах развития ВВС

Организация и боевой состав. В военно-воздушных силах имеются два боевых командования — ВВС в Великобритании (часто называется командованием английских ВВС в метрополии) и английских ВВС в ФРГ, а также командование тыла. Все они непосредственно подчине­ны начальнику штаба ВВС (командующему). На последнего возложена ответственность за строительство этого вида вооруженных сил, составление планов использования авиации во время войны, организацию и проведение боевой подготовки частей, их материально-техническое обеспечение, а также за обучение и тренировку летного и технического состава.

Командование ВВС в Великобритании (штаб в Хай-Уиком) располагает силами и средствами для ведения боевых действии как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами союзников для осуществления противовоздушной обороны территории страны и прилегающих к ней районов (Атлантическая зона ПВО НАТО), оказания поддержки сухопутным войскам и BMС. Командование включено в структуру Североатлантического блока и подчиняется верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе, хотя силы его размещены в метрополии. В его составе имеются три авиационные группы (1, 11 и 18-я), а также отдельные части и подразделения, базирующиеся на заморских территориях: Фолклендские (Мальвинские) о-ва, о. Кипр, Гонконг, Белиз. В каждую группу входят авиастанции с приданными им авиационными эскадрильями.

1-я авиационная группа (штаб в Айпевон) включает следующие части и подразделения:
— Авиастанция Хонингтон: 9-я боевая и 45-я учебно-боевая эскадрильи так­тических истребителей «Торнадо-GR.l». Последняя входит в учебный центр боевого применения (22 машины).
— Марем: 27 и 617 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l»; 55 аэ самолетов-заправщиков «Виктор-К.2» и 232-я учебно-боевая эскадрилья («Виктор-К.2»).
— Колтисхолл: 6-я и 54-я тактические истребительные и 41-я разведывательная авиационные эскадрильи (все они вооружены самолетами «Ягуар-GR.l»).
— Уиттеринг: 1-я и 233-я (учебно-боевая) эскадрильи тактических истребителей «XappHep-GR.3».
— Брайз-Нортон: 10 аэ стратегических транспортных самолетов VC-10, 101 аэ самолетов-заправщиков VC-10K.2 и 3, 216 аэ самолетов-заправщиков «Тристар-K.l» и 241-я учебно-боевая эскадрилья (VC-10).
— Лайнем: 24, 30, 47, 70-я транспортные и 242-я учебная авиационные эскадрильи (все оснащены самолетами «Геркулес-С. 1 и 3»).
— Коттесмор: объединенный учебный центр подготовки экипажей самолетов «Торнадо» (от ВВС Великобритании в его составе имеется одна эскадрилья этих самолетов — 23 машины).
— Лоссимут: 226-я учебно-боевая эскадрилья тактических истребителей «Ягуар».
— Нортхолт: 32-я эскадрилья связи (самолеты «Андовер-C.l», HS-125 и вертолеты «Газель»).
— Бенсон: 155 аэ РЭБ (самолеты «Андовер-Е.З», которые используются для калибровки радиотехнических средств), «королевское звено» (самолеты «Андовер-СС.2» и вертолеты «Уэссекс-НС.4»; на них осуществляются перевозки членов королевской семьи, других высокопоставленных государственных деятелей и иност­ранных гостей).
— Броуди: 79-я и 234-я эскадрильи самолетов «Хок» 1-го учебного центра боевого применения.
— Чайвинор: 63-я и 151-я эскадрильи самолетов «Хок» 2-го учебного центра боевого применения.
— Альдегров: 72 аэ транспортных вертолетов «Уэссекс-НС.2».

11-я истребительная авиационная группа (штаб в Станмор):
— Авиастанция Бинбрук: 5 и 11 аэ, а также учебно-боевое подразделение истребителей-перехватчиков «Лайтнинг-Р.6».
— Льючарс: 43 и 111 аэ истребителей «Фантом-FG.l и -FGR.2», 228 учебно-боевая эскадрилья самолетов Фaнтом-FGR.2» и 27-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
— Уоттисем: 56 и 74 аэ истребителей Фaнтом-FGR.2».
— Конингсби: 29 аэ истребителей Фантом-FGR.2» и 229-я учебно-боевая эскадрилья самолетов «Торнадо-Р.2».
— Лоссимут: 8 аэ самолетов ДРЛО «Шэклтон-АЕW2», 48-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
— Уайтон: 25-я эскадрилья ЗУР «Бладхаунд-2» (ее отряды базируются в Баркстоун-Хит, Уайтон и Уоттисем).
— Уэст-Рейнем: 85-я эскадрилья «Бладхаунд-2» (ее отряды, кроме Уэст-Рейнем, находятся в Норт-Коутс и Боудси).

18-я авиагруппа береговой авиации (штаб в Нортвуд):
— Авиастанция Лоссимут: 12, 208 аэ и 237-я учебно-боевая эскадрилья легких бомбардировщиков «Буканир-5.2».
— Кинлосс: 120, 201 и 206 аэ базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
— Сент-Моган: 42 аэ и 236-я учебно-боевая эскадрилья базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
— Финнингли: 22-я и 202-я поисково-спасательные эскадрильи (оснащены специально оборудованными вертолетами «Уэссекс-НС.2» и «Си Kинг-HAR.3»). Их звенья несут дежурство на девяти аэродромах (Чайвинор, Льючарс, Валлей, Леконфилд, Манстон, Боулмер, Броуди, Колтисхолл и Лоссимут).
— Уайтон: 51 аэ РЭБ, оснащенная самолетами радиотехнической разведки «Нимрод-R.l», 100-я буксировочная эскадрилья, 360 аэ РЭБ, 231-я учебно-боевая эскадрилья (все они вооружены самолетами «Канберра» различных модификаций).

Части подразделения на других территориях:
— На Фолклендских (Мальвинских) о-вах: 23-я тактическая истребительная авиационная эскадрилья (Фантом-FGR.2), 1312-й отряд транспортно-заправочных самолетов «Геркулес-C.IK» и 1564-е звено вертолетов «Си Kинг-HAR.3», 1310-e звено вертолетов «Чинук-НС. 1» (недавно из последних двух звеньев была сформирована 78-я вертолетная эскадрилья).
— В Гонконге (аэродром Сек Конг): 28 аэ вертолетов «Уэссекс-НС.2».
— На Ближнем Востоке (о. Кипр, аэродром Акротири): 84 аэ вертолетов «Уэссекс-Н11.2С».
— В Белизе: 1417-е звено тактических истребителей «Xappиep-GR.3» и 1563-е звено вертолетов «Пума-НС.1».

Командование английских ВВС в ФРГ (штаб в Рейндален) предназначено для действий на Центрально-Европейском ТВД в составе 2 ОТАК объединенных ВВС НАТО. В нем имеется 11 боевых авиационных эскадрилий, одна — самолетов связи, две — транспортных вертолетов и четыре — ЗУР «Рапира», а именно:
— 3 и 4 аэ тактических истребителей «XappHep-GR.3» (авиабаза Гютерсло);
— 14, 17 и 31 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и «Ягуар-GR.l» (Брюгген);
— 15, 16, 20-я эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l», 2 аэ самолетов «Ягуар-GR.l» в разведывательном варианте (Лаарбрух);
— 19 и 92 аэ истребителей ПВО (Фантом-FGR.2» (Вильденрат);
— 60 аэ самолетов связи «Пемброук» (Вильденрат);
— 18 и 230 аэ вертолетов «Чинук-НС. 1» и «Пума-НС. 1» (Гютерсло);
— 16, 26, 37 и 63-я эскадрильи ЗУР «Рапира» (Вильденрат, Лаарбрух, Брюгген и Гютерсло соответственно).
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение (МТО) частей и подразделений ВВС страны, организацию связи, подготовку летного и технического состава, ремонт и поддержание систем вооружения в боеготовом состоянии. В командование входят: главный центр управления МТО, специализированные части и периферийные органы МТО; штаб связи, учебные заведения и центры по подготовке личного состава для военной авиации страны.

Главный центр управления МТО (расположен в Хендон) является центральным органом, координирующим снабжение авиационных частей и подразделений средствами МТО. Он оборудован автоматизированной системой учета предметов снабжения, объединяющей до 600 устройств ввода данных, которые размещены в двух специализированных частях МТО и в периферийных органах — примерно на 100 авиационных станциях (базах) и пунктах снабжения.

Специализированные части МТО (Карлайл и Стаффорд) состоят из подразделений учета средств МТО и имущества, сбора заявок потребителей, технического обслуживания и ремонта, складирования и выдачи запасных частей и имущества. Кроме того, к ним относятся крыло снабжения передовых аэродромов и автотранспортная эскадрилья, предназначенная для перевозки средств МТО.

Ремонтные части (Сант-Атан, Кембл и Абингтон) выполняют ремонт самолетов и обеспечивают их складирование, а 431-я (Брюгген) отвечает за техническое обслуживание боевых самолетов командования английских ВВС в ФРГ.

Учебные заведения и центры. Подготовка летного и технического состава для ВВС Великобритании осуществляется в шести летных школах (1, 2, 4, 6, 7-я и центральная) и трех технических (1, 2 и 4-я), в авиационном и штабном колледжах, двух учебных центрах боевого применения (1-й и 2-й), учебном центре «полка наземной обороны», центральной школе управления воздушным движением, а также в 16 университетских эскадрильях и кадетском корпусе.

Летная школа № 1 (Линтон) осуществляет начальную летную подготовку лиц, вступивших в ВВС без предварительного обучения в университетских эскадрильях. На ее вооружении состоят самолеты «Джет Провост-Т.З и -Т.5». Курс обучения в ней длится 36 недель. Средний налет на каждого курсанта 60 ч.

Летная школа № 2 (Шоубери) готовит летный состав для вертолетных час­тей и подразделений. Она оснащена вертолетами «Газель-НТ.З» и «Уэссекс-НС.2». Срок обучения 20 недель, налет 90 ч. После ее окончания слушатели направляются в 240-ю учебно-боевую эскадрилью (вертолеты «Чинук-НС.1» и «Пума-НС.1», авиастанция Одигэм) или в учебное подразделение службы поиска и спасения.

Летная школа № 4 (Валлей) имеет в своем распоряжении три эскадрильи самолетов «Хок-T.l». На них летный состав обучается полетам на больших скоростях и малых высотах в ходе прохождения курса основной подготовки.

Летная школа № 6 (Финнингли) оснащена самолетами «Домини-T.l», «Джет Провост-Т.5» и «Джетстрим-T.l». Кроме летчиков, в ней обучаются штурманы, бортмеханики и другие члены экипажей многоместных самолетов.

Летная школа № 7 (Черч-Фентоц) готовит дополнительный контингент летчиков по программам начального обучения. В ней имеются две эскадрильи самолетов «Джет Провост-Т.З и -Т.5».

Центральная летная школа (Крануэлл) осуществляет подготовку инструкторов. Ее подразделения оснащены учебными самолетами «Буллдог-T.l», «Джет Провост-Т.З и -Т.5» (Скэмптон), «Хок-T.l» (Валлей) и вертолетами «Газель-НТ.З» (Шоубери). В ее состав входит также демонстрационная эскадрилья высшего пилотажа «Ред эрроу», оснащенная самолетами «Хок-T.l» (Скэмптон).

Технические школы № 1 (Халтон), № 2 (Косфорд) и № 4 (Сент-Атан) гото­вят младший технический персонал (техники, механики, слесари и т. д.) по различным авиационным специальностям. К ним относятся и имеющаяся в составе командования так называемая радио-школа, в которой личный состав учится обслуживать и ремонтировать авиационную (наземную и бортовую) радиоэлектронную аппаратуру.

Авиационный колледж (Крануэлл, самолеты «Джет Провост-Т.5») занимается начальной летной подготовкой слушателей, которые ранее приобрели навыки полетов в кадетском корпусе и университетских эскадрильях. Курс обучения длится 28 недель, средний налет на курсанта 75 ч. После этого летчики направляются в учебные заведения (центры) ВВС для прохождения курсов основной и повышенной подготовки.

Штабной колледж является основным высшим военно-учебным заведением по подготовке командных кадров ВВС (до уровня командира эскадрильи и ему равных). Учебные центры боевого применения (1-й в Броуди, 2-й в Чайвинор) предназначены для обучения летных экипажей практическому бомбометанию, воздушным стрельбам и другим видам боевого применения самолетов и вертолетов на заключительном этапе их подготовки перед направлением в строевые части. Центры вооружены учебно-боевыми самолетами «Хок» различных модификаций. В случае необходимости, то есть в угрожаемый период или в ходе боевых действий, на базе этих центров планируется развернуть четыре боевые эскадрильи, а именно: из самолетного парка, инструкторов и наиболее подготовленных слушателей 1-го учебного центра — 79-ю и 243-ю, а 2-го учебного центра — 63-ю и 151-ю. Эти четыре так называемые «теневые эскадрильи» предназначены для решения следующих основных боевых задач: оборона объектов от налетов воздушного противника на малых высотах, ведение воздушной разведки и борьба с надводными целями в прилегающих к Британским о-вам морских акваториях.

Учебный центр «полка наземной обороны» занимается подготовкой личного состава для подразделений обороны аэродромов, расчетов зенитных ракетных комплексов «Рапира» и военной полиции, обеспечивающей наведение порядка на авиационных базах и других объектах ВВС.

Центральная школа управления воздушным движением (Шоубери) готовит авиационных диспетчеров и других специалистов службы УВД. В ней они изучают теоретически и получают определенные практические навыки по организации, способам и методике управления воздушным движением в районе аэродромов, на трассах и в определенных воздушных районах. Для отработки таких задач, кроме комплекса необходимого наземного оборудования, в школе имеются самолеты «Джет Провост-4». Кроме того, для предварительной подготовки кандидатов в ВВС используются 16 учебных эскадрилий, созданных при основных высших учебных заведениях страны, — так называемые университетские эскадрильи. Все они оснащены учебно-тренировочными самолетами «Буллдог-T.l» и дислоцируются на авиабазах, аэродромах, аэропортах и посадочных площадках, расположенных в непосредственной близости от высших учебных заведений, в частности Лыочарс, Косфорд, Филтон, Тивершам, Тернхауз, Ньютон, Абботиш, Вудвейл, Абингдон, Лиминг, Финнингли и т. д. Для привлечения молодежи в ВВС широко используется упомянутый выше авиационный кадетский корпус. Он представляет собой разветвленную по всей стране организацию ВВС (штаб ее находится в Ньютон), в которой насчитывается 13 отдельных авиационных подразделений (звеньев и отрядов), оснащенных самолетами «Чипмунк-Т.10» и «Буллдог-T.l», до 30 планерных школ и других организаций.

Всего, как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВВС Великобритании насчитывается около 100 эскадрилий, в том числе: 16 истребительно-бомбардиро-вочных, 9 истребительных (ПВО), 7 разведывательных (включая 4 эскадрильи базовых патрульных самолетов), 7 транспортных, 3 заправочные, 14 учебно-боевых, 7 вертолетных и 11 зенитных ракетных. На их вооружении находятся почти 1300 самолетов и вертолетов различного назначения (включая резервные машины) и 136 пусковых установок зенитных управляемых ракет (из них 64 ПУ ЗУР «Бладхаунд-2» и 72 ПУ ЗУР «Рапира»).

Рассматривая самолетный парк английских ВВС, западная пресса отмечает, что добрую его половину составляют боевые самолеты (свыше 600 единиц), в том числе около 200 новейших тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и истребителей ПВО «Торнадо-F.2А», более 120 многоцелевых тактических истребителей «Фантом», почти 120 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», 53 тактических истребителя «Харриер» с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Численность личного состава ВВС страны превышает 93 тыс. человек.

Развитие ВВС. Как отмечает зарубежная печать, военное руководство Великобритании осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее наращи­вание боевой мощи и повышение боеготовности военно-воздушных сил. Основное внимание уделяется совершенствованию самолетного парка и принятию на вооружение более эффективных систем оружия. С этой целью вместо устаревших истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» продолжают поступать новые боевые самолеты «Торнадо-GR.l» (всего для ВВС заказано 220 таких машин), которые предназначены главным образом для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, а также для решения задач по изоляции районов боевых дейст­вий. Оборудование и вооружение истребителей-бомбардировщиков «Торнадо-GR.l» позволяют им действовать на малых и предельно малых высотах в условиях ограниченной видимости. Самолеты оснащены станциями постановки активных и пассивных помех радиотехническим средствам системы ПВО противника. Они могут нести как управляемое, так и неуправляемое оружие класса «воздух — земля», в том числе УР «Мейверик», бомбовые кассеты BL.755 и т. д. Для защиты от истребителей противника на самолет подвешиваются две УР AIM-9L «Сайдвиндер» и могут быть использованы бортовые 27-мм пушки «Маузер».

Самолеты «Торнадо-GR.l» предусматривается использовать также для нанесения ударов по надводным кораблям. Для этого их намечается оснастить противоко­рабельными ракетами «Си Игл».

Для ПВО к концу 80-х годов планируется построить 165 истребителей-перехватчиков «Торнадо» и заменить ими истребители «Фантом» и «Лайтнинг». Кроме того, часть упомянутых выше самолетов «Торнадо-GR.l» предполагается оснастить разведывательным оборудованием, чтобы их можно было использовать также в ударном варианте, и перевооружить ими две эскадрильи (сейчас в них самолеты-разведчики «Ягуар-CR.l).

В то же время большую часть снимаемых с вооружения самолетов «Ягуар» и «Буканир» командование ВВС Великобритании намечает сохранить в строю до середины 90-х годов. С этой целью планируется модернизировать около 100 самолетов «Ягуар» и 50 «Буканир». Последние будут переоборудоваться в носители противокорабельных ракет «Си Игл».

Полковник В. Артемьев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 1987.

Последнее обновление 21.09.2010 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru