Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы Австралии

 

Военно-воздушные силы Австралии

 

Руководство Австралии в проведении внутренней и внешней политики, в решении мировых и региональных проблем придерживается проамериканского, антисоциалистического курса. Австралия - активный член агрессивного блока АНЗЮС (включающего также США и Новую Зеландию) и пятисторонней региональной военной группировки АНЗЮК (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Малайзия и Сингапур).

По сообщениям зарубежной печати, на ее территории размещено 15 различных военных объектов США. В соответствии с соглашением 1981 года американскому командованию предоставлено право дислоцировать на авиабазе Дарвин стратегические бомбардировщики В-52. В базы и порты Австралии регулярно заходят принадлежащие Соединенным Штатам боевые корабли. На плановой основе проводятся совместные учения в рамках блока АНЗЮС, осуществляются закупки в основном американского оружия и военной техники.

Стремясь избежать раскола в АНЗЮС, Австралия под давлением США пытается убедить новозеландское правительство отказаться от своего решения не допускать в порты страны иностранные боевые корабли с ядерным оружием на борту. Австралия принимает непосредственное участие в обеспечении действий американских вооруженных сил в Индийском океане, для чего выделяет свои корабли и самолеты для патрулирования его акватории. Ориентация на США в проведении военной политики и строительстве вооруженных сил, поддержка всех военно-политических мероприятий Вашингтона в азиатско-тихоокеанском регионе заставляют лейбористское правительство Австралии постоянно увеличивать расходы на оборону и наращивать вооруженные силы. Их общая численность (около 72 300 человек), по мнению даже западных военных экспертов, значительно превышает национальные потребности.

Одним из важных видов вооруженных сил страны являются ВВС, что определяется стратегическим положением Австралии, ее ролью и местом в общей военной стратегии США. По свидетельству иностранных специалистов, австралийские военно-воздушные силы в настоящее время достаточно подготовлены к ведению боевых действий и занимают ведущее место среди ВВС стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана.

В соответствии с основными положениями по боевому применению авиации перед ВВС Австралии поставлены следующие задачи: прикрытие административных и промышленных центров, военных объектов от ударов с воздуха; непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС; патрулирование прилегающих акваторий Тихого и Индийского океанов; ведение воздушной разведки; переброска живой силы и техники.

Ниже, по данным, опубликованным в зарубежной печати, освещаются организация и боевой состав, базирование, боевая подготовка и перспективы развития австралийских ВВС.

Организация и боевой состав. Военно-воздушные силы Австралии как самостоятельный вид вооруженных сил созданы в 1921 году. В настоящее время в них насчитывается более 100 боевых самолетов и свыше 260 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации. Численность личного состава около 23 000 человек. Руководство ими возложено на начальника штаба, который одновременно является командующим ВВС и непосредственно подчиняется начальнику штаба обороны (главнокомандующему вооруженными силами). Управление авиационными частями и подразделениями командующий ВВС осуществляет через штаб, состоящий из нескольких управлений и отделов, и два командования: оперативное (ОК) и тыловое (ТК).

Оперативное командование (штаб расположен в Гленбрук) предназначено для обеспечения решения возложенных на ВВС задач, оперативной и боевой подготовки и поддержания их в высокой степени боевой готовности. Согласно сооб-щениям иностранной прессы, в состав ОК входит несколько авиационных крыльев различного назначения. Каждое крыло в свою очередь включает от двух до шести авиационных эскадрилий, которые составляют основу боевых сил. По свидетельству иностранной печати, в ВВС Австралии насчитывается 18 авиационных эскадрилий, в том числе две истребительно-бомбардировочные (1-я и 6-я), три истребительные ПВО (3, 75 и 77-я), одна разведывательная (2-я), две базовые патрульные (10-я и 11-я), шесть транспортных (33, 34, 35, 36, 37 и 38-я), три вертолетные (5, 9 и 12-я), одна учебно-боевая, а также несколько учебно-тренировочных подразделений. Каждая из них решает присущие данному роду авиации задачи, однако 34-я транспортная авиационная эскадрилья выполняет специфические функции - занимается перевозкой высокопоставленных членов правительства и иностранных делегаций.

На вооружении ВВС состоят тактические истребители F-111 различных модификаций (А, С и в разведывательном варианте RF-111C), истребители-перехватчики "Мираж-3", базовые патрульные самолеты Р-ЗВ и Р-ЗС "Орион". Основу военно-транспортной авиации составляют 24 самолета С-130Е и Н, а также 15 самолетов DHC-4 "Карибу". На вооружении вертолетных эскадрилий находятся: UH-1B и Н "Ирокез", AS-350B и СН-47 "Чинук". В качестве учебно-боевых самолетов используются "Мираж-ЗD" и МВ-326Н, учебно-тренировочных - СТ-4А, МВ-326Н и HS-748 (более подробные данные о боевом составе ВВС Австралии приведены в таблице).

Тыловое командование (штаб в г. Мельбурн) ведает вопросами материально-технического обеспечения частей и подразделений, технического обслуживания и ремонта авиационной техники и вооружения, подготовки летных и технических кадров, проводит научные исследования и разработки в области авиации.

Базирование. Согласно сообщениям зарубежной печати, Австралия, кроме ее центральных и северо-восточных районов, располагает широко развитой аэродромной сетью. Она создана при непосредственной помощи США и Великобритании в соответствии с совместно выработанными планами по оперативному оборудованию территории. При строительстве авиационных баз, как и других военных объектов, учитываются возможности их использования как национальными ВВС, так и авиацией других стран, прежде всего США, в связи с их расширяющимся военным присутствием в зоне Индийского океана. В этих целях наиболее важные из них постоянно модернизируются и оснащаются современным радио- и светотехническим оборудованием, позволяющим выполнять полеты самолетов всех классов и типов в любых метеорологических условиях днем и ночью.

Главными авиабазами с длиной ВПП 2500 м и более, на которых базируется основная группировка военно-воздушных сил Австралии, являются Амберлей, Уильямтаун, Фейрберн, Ист-Сэйл, Эдинбург, Пирс, Дарвин и Таунсвилл. Кроме того, в соответствии с "Пятисторонним соглашением об обороне Малайзии и Сингапура" австралийские ВВС используют имеющуюся на территории Малайзии авиабазу Буттерворт. Здесь постоянно дислоцируется 3-я истребительная авиационная эскадрилья. Расположение основных штабов и авиабаз ВВС Австралии показано на рис. 2.

Боевая подготовка авиационных частей и подразделений организуется в соответствии с основными положениями военной политики и строительства вооруженных сил и направлена на дальнейшее повышение боеспособности и боеготовности ВВС. Она осуществляется в ходе повседневной учебно-боевой подготовки, различных учений и маневров, проводимых по планам командования вооруженных сил страны, а также в рамках блоков АНЗЮС и АНЗЮК.

По взглядам военно-политического руководства Австралии, характер боевых действий ВВС будет зависеть от масштабов вооруженного конфликта, применяемых в нем средств борьбы, особенностей театра военных действий и боевого состава авиа-ционных группировок. С учетом возможных действий в будущем авиационные части и подразделения в мирное время отрабатывают учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этого на территории страны оборудованы различные полигоны и учебные центры. В то же время австралийская авиация довольно широко использует соответствующие базы своих союзников. Например, экипажи самолетов Р-ЗВ и Р-ЗС "Орион", осуществляя воздушное патрулирование акватории Индийского океана, используют американскую авиабазу на о. Диего-Гарсия и малайзийскую Буттерворт (Малайзия). В ходе таких полетов они отрабатывают поиск и слежение за подводными и надводными целями, а также наведение на них ударных сил ВМС и ВВС. Подразделения истребителей-бомбардировщиков тренируются в нанесении ударов по различным наземным и морским целям с использованием обычных авиационных бомб и управляемого оружия. Большое внимание уделяется отработке приемов преодо-ления системы ПВО противника. Одним из них австралийские военные специалисты считают выполнение полетов на малых и предельно малых высотах и на возможно больших скоростях. Этот способ преодоления ПВО отрабатывают экипажи и других родов авиации.

Эскадрильи истребителей ПВО готовятся к выполнению прикрытия административных и экономических центров, военных объектов путем перехвата воздушного противника на дальних подступах из положения "дежурство на аэродроме" и при патрулировании в заданной зоне. Одновременно, по свидетельству иностранных экспертов, авиация ПВО тренируется и в нанесении ударов по наземным целям. Военно-транспортная авиация занимается отработкой задач переброски живой силы, оружия, военной техники и средств МТО, выброски воздушных десантов. При этом она действует в интересах как собственных вооруженных сил, так и своих союзников. О последнем свидетельствуют проводимые на регулярной основе учения "Кенгуру" и "Римпак", к участию в которых привлекаются ВВС Австралии.

По оценке западных экспертов, летный состав австралийских ВВС имеет достаточно высокий уровень подготовки, чему способствуют тесная координация с США в вопросах обучения (по совместно разработанной методике) и система профессионального становления авиационных кадров. Для этого в стране создана широкая сеть военно-учебных заведений: академия ВВС, центральная, 1-я и 2-я летные школы, школа авиационных штурманов, а также два центра подготовки инженерно-техничес-кого состава и различные курсы усовершенствования и переучивания авиационных специалистов.

В академии ВВС будущие офицеры за четыре года получают теоретическую и практическую военную и авиационную подготовку. Слушатели летного факультета после трех лет обучения направляются в 1-ю летную школу (авиабаза Нойнт Кук), где в течение шести месяцев проходят курс первоначального обучения на легких учебно-тренировочных самолетах СТ-4А (общий налет 60 ч). Основная подготовка осуществляется во 2-й летной школе (авиабаза Пирс). В ходе ее отрабатываются техника пилотирования и боевое применение на реактивных учебно-боевых самолетах МВ-326Н. Продолжительность обучения восемь месяцев, налет 120 ч. По ее окончании им присваивается первичное офицерское звание и квалификация летчика.

Дальнейшее совершенствование летной подготовки и переучивание на новую авиационную технику проходят в учебно-боевой эскадрилье ВВС, а также в учебных центрах США и Великобритании.

Развитие ВВС, как считают зарубежные военные эксперты, идет по двум основным направлениям: модернизация состоящих на вооружении самолетов и вертолетов, закупка новой авиационной техники. Касаясь первого направления, они отмечают следующее. Для повышения боевых возможностей истребителя-бомбардировщика F-111 предусматривается установка на нем современной американской системы управления оружием "Пейв Тэк" и аппаратуры предупреждения экипажа об облучении самолета РЛС противника. Этот самолет планируется приспособить для боевого применения закупаемых в США противокорабельных ракет "Гарпун" и управляемых авиационных бомб GBU-15. Кроме того, ведутся работы по продлению его срока службы (вплоть до 2000 года). Подобные мероприятия проводятся и на других состоящих на вооружении самолетах и вертолетах.

Одной из главных программ развития ВВС Австралии, как подчеркивает западная пресса, является перевооружение истребительных авиационных эскадрилий новейшими американскими самолетами F-18 "Хорнет". Для этого заказано 75 таких истребителей (два из них построены в США и своим ходом перелетели в Австралию, а остальные собираются на государственном авиационном заводе в Мельбурне). Самолетами F-18 планируется заменить состоящие на вооружении устаревшие истребители "Мираж-3".

Многоцелевой истребитель F-18 "Хорнет" имеет более высокие, чем "Мираж-3", тактико-технические характеристики и более мощное вооружение. В частности, он может нести управляемые ракеты AIM-9 "Сайдвиндер" и AIM-7 "Спар-роу" класса "воздух - воздух" самых последних модификаций, противокорабельные ракеты "Гарпун", обычные и управляемые авиационные бомбы и другое современное оружие.

По сообщениям зарубежной печати, в мае 1985 года в ВВС Австралии поступили первые четыре самолета F-18 "Хорнет" на базу Уильямтаун, где разворачивается центр переучивания. К этому времени шесть австралийских летчиков уже прошли курс переучивания на самолет F-18 на авиабазе ВМС США Лемур. Из них сформирована первая группа летчиков-инструкторов по переподготовке летного состава. Самолетами F-18 планируется вооружить 3, 75 и 77-ю истребительные авиа-ционные эскадрильи. Намечается в 1986 году приступить к переучиванию экипажей 3-й эскадрильи, а к началу 1989-го иметь все три перевооруженные эскадрильи в боевом составе ВВС. При этом предполагается, что 75 иаэ будет перебазирована на новую авиабазу Тиндал, 3 и 77 иаэ останутся в Уильямтаун, а их экипажи поочередно будут нести боевое дежурство на авиабазе Баттеруорт (Малайзия), то есть выполнять задачи, решаемые до сих пор экипажами 3 иаэ.

С целью дальнейшего повышения боевых возможностей ВВС военное руковод-ство страны намерено приобрести в Соединенных Штатах самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления (по мнению западных экспертов, выбор падет на создаваемый в США самолет ДРЛО и управления на базе базового патрульного Р-ЗС "Орион" - P-3AEW), а также переоборудовать состоящие на вооружении транспортные машины Боинг 707 в самолеты-заправщики. Кроме того, предполагается, что имеющиеся на вооружении ВВС Австралии самолеты Р-ЗВ будут заменены Р-ЗС, оснащенными более современными радиолокационным и электронным оборудованием и системами оружия.

Учитывая то, что на вооружение поступают новые, более сложные самолеты (например, F-18), командование ВВС страны прилагает определенные усилия по совершенствованию программ подготовки летного состава. С этой целью намечается заменить устаревшие учебно-тренировочные самолеты более современными. В частности, как отмечает западная пресса, оно намерено приобрести около 70 новых учебно-боевых самолетов "Тукано".

Наряду с упомянутыми выше в ВВС Австралии проводятся и другие мероприятия, направленные на расширение их боевых возможностей. Все это делается с целью повышения роли Австралии в регионе и весьма поощряется Пентагоном, который рассматривает страну в качестве плацдарма для выполнения своих агрессивных замыслов как в зоне Индийского океана и южной части Тихого, так и в мировом масштабе.

Полковник А. Николаев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 1986.

Последнее обновление 24.03.2010 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru