Военная авиация Республики Грузия

 

Военная авиация Республики Грузия

 

Военно-политическое руководство Грузии продолжает заниматься реформированием национальной армии, основываясь на западных моделях развития вооруженных сил. В частности, проводится целенаправленная, работа по приведению грузинских ВС к стандартам Североатлантического союза. В связи с этим власти страны пристальное внимание уделяют модернизации и развитию национальной военной авиации с учетом тенденций совершенствования этого вида в ведущих странах Запада.

Военно-воздушные силы Грузии были образованы в 1992 году. Длительное время они оставались самостоятельным видом ВС, однако после событий августа 2008 года грузинское командование пересмотрело свою позицию по этому вопросу. При анализе действий авиации в период конфликта был вскрыт ряд серьезных недостатков, повлиявших на его исход. Они касались главным образом неэффективного управления авиационными средствами, слабой координации действий ВВС с наземными силами и некачественной подготовки летного состава. В результате грузинская авиация понесла значительные потери среди летного состава, а часть авиапарка была безвозвратно утрачена. В ходе последовавшей в сентябре 2009 года военной реформы военно-воздушные силы Грузии подверглись реорганизации и были переданы в состав сухопутных войск в качестве авиационного компонента.

Структура авиационного компонента сухопутных войск Грузии

В настоящее время непосредственное управление авиакомпонентом СВ страны осуществляет начальник командования авиации и ПВО сухопутных войск через центр боевого управления. В соответствии с положениями военной доктрины и боевым уставом этого вида ВС Грузии на авиацию возлагаются задачи по оказанию непосредственной авиационной поддержки СВ, обеспечению противовоздушной обороны важных объектов инфраструктуры и группировок войск, ведению воздушной разведки, переброске личного состава и грузов.

По данным иностранных изданий на 1 января 2015 года, в боевой состав авиации СВ входят:
авиабаза (г. Марнеули),
смешанная АвБ (н. п. Новоалексеевка, пригород грузинской столицы) и
бригада ПВО (г. Тбилиси).

Парк авиационной техники (АТ), состоящей на вооружении частей, включает: семь штурмовиков Су-25К «Мимино» и три Су-25, девять учебно-боевых L-39 «Альбатрос» и девять транспортных (Ту-134, два Як-40, шесть Ан-2) самолетов, 35 вертолетов (шесть Ми-24, 17 Ми-8Т, 12 UH-1H «Ирокез»), а также несколько беспилотных летательных аппаратов «Гермес-450».

Мобильные средства бригады ПВО несут боевое дежурство на ротационной основе в окрестностях столицы, вблизи важных стратегических объектов в других регионах страны, а также в приграничных с Абхазией и Южной Осетией районах Грузии, имея на вооружении ЗРК «Бук-Ml» (шесть единиц), «Оса-АК» (восемь) и «Оса-АКМ» (десять).

Авиационная техника СВ Грузии оснащается такими видами авиационных средств поражения (АСП), как: неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5, С-8, С-13, С-24 и С-25; УР класса «воздух - воздух» Р-60 с инфракрасными ГСН, а также Х-25, Х-29 класса «воздух - земля»; авиабомбы массой до 500 кг; противотанковые управляемые ракеты «Штурм»; 23- и 30-мм авиационные пушки ГШ-23Л, ГШ-30-2, ГШ-30К.

Офицерский состав для грузинской авиации готовит Национальная академия обороны имени Давида Агмашенебели (г. Гори). Занятия проводятся по программам четырехлетней (бакалавр) и шестилетней (магистр) подготовки. Часть дисциплин и курсов преподается на английском языке американскими, британскими, германскими и турецкими военными специалистами. В ходе обучения курсанты изучают предметы, позволяющие получить соответствующую теоретическую подготовку. Для выработки летных навыков используются специальные тренажеры и выполняются учебные полеты. На начальном этапе практические занятия проводятся в сопровождении с инструкторами на легкомоторных самолетах и вертолетах гражданского назначения на аэродроме Натахтари (30 км севернее г. Тбилиси). В дальнейшем, после успешной сдачи зачетов, курсанты приступают к полетам на самолетах L-39 «Альбатрос». По завершении обучения слушателям присваивается воинское звание лейтенант. Уровень своей профессиональной подготовки летный состав повышает в учебных эскадрильях авиационной и смешанной авиабаз. Летный состав выполняет тренировочные полеты днем и ночью. Как правило, это происходит вблизи аэродромов Копитнари и Марнеули, иногда - в воздушном пространстве над западной и восточной частями страны, а также над акваторией Черного моря, в районах городов Поти и Батуми. При этом отрабатываются следующие элементы: взлет и посадка, одиночные и групповые вылеты, выполнение полетного задания в сложных метеоусловиях, патрулирование в назначенных районах, осуществление противоракетных маневров. В ходе практических стрельб учебные пуски ракет и бомбометание по наземным целям проводятся на полигонах Орполо (150 км западнее г. Тбилиси) и Вазиани (15 км восточнее столицы). Несмотря на достаточно высокую интенсивность боевой подготовки, уровень профессионального мастерства большинства пилотов авиации СВ Грузии оценивается как удовлетворительный. Это обусловлено главным образом проблемами с материально-техническим обеспечением полетов и недостаточным количеством часов налета летчиков.

Свои профессиональные навыки, в том числе для назначения на вышестоящие командные должности, летчики совершенствуют в рамках начальных курсов младших офицеров и капитанских «карьерных» авиационных курсов, организованных при национальной академии обороны. На них зачисляются кандидаты в званиях старший лейтенант, капитан и майор, срок службы которых в вооруженных силах Грузии составляет от трех до пяти лет. Продолжительность обучения составляет 36 и 20 недель соответственно.

На курсах младших офицеров подготовка осуществляется по двум специальностям: управление воздушными средствами и технический персонал; управление воздушными средствами и радиоэлектронное оборудование.

В период обучения слушатели изучают авиационное вооружение, аэродинамику воздушных судов, устройство двигателей и бортовых систем, авиационное и радиоэлектронное оборудование, программное обеспечение, системы катапультирования, средства связи, военную топографию, занимаются огневой подготовкой.

На завершающем этапе они направляются в действующие воинские части, где проходят войсковую стажировку.

На капитанских («карьерных») курсах основной упор делается на развитие профессиональных навыков офицеров, которые требуются для выполнения боевых задач при обеспечении наземных операций. Слушатели изучают тактику ведения общевойскового боя, проходят соответствующую инженерную и разведывательную подготовку, получают навыки, необходимые для выполнения обязанностей в должностях командира звена/эскадрильи и офицера штаба авиабазы.

Наряду с этим грузинские летчики проходят обучение на профильных курсах за рубежом. В частности, на Украине (Университет военно-воздушных сил имени И. Н. Кожедуба - г. Харьков), в Болгарии (Национальный военный университет имени В. Левского - г. Велико-Тырново), а также на некоторых авиабазах в Турции (база ВВС НАТО в г. Измир) и США.

Следует отметить, что четвертая часть самолетов и вертолетов СВ Грузии находится в неисправном состоянии. Большинство эксплуатируемой, и в частности приобретенной на Западе (вертолеты UH-1H «Ирокез»), АТ выпущено в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого столетия и находится на грани выработки своего ресурса. По оценкам зарубежных специалистов, к 2018 году свыше 70 проц. самолетов и вертолетов армейской авиации страны полностью исчерпают свой ресурс. При этом возможности национальной промышленности по производству, ремонту и модернизации авиатехники пока весьма ограниченны.

Предполагалось, что существующую проблему сможет решить ключевое в авиационной области предприятие грузинского ВПК - «Тбилавиамшени» (Tbilisi Aircraft Manufacturing - ТАМ), специализировавшееся до недавнего времени на сборке и ремонте штурмовиков Су-25 и вертолетов Ми-8 российского производства. Однако после событий августа 2008 года оно полностью лишилось поставок комплектующих, в связи чем утратило способность выпускать боевую AT. В этих условиях грузинское руководство приняло решение об оснащении авиационного компонента только иностранными летательными аппаратами.

В настоящее время «Тбилавиамшени» занимается обслуживанием и ремонтом авиационных двигателей Р-195 (для Су-25), а также модернизацией штурмовиков Су-25 в сотрудничестве с израильскими компаниями «Элбит системз» и «Элгад», фирмами «Асценд эркрафт инвестор ресурсез» (США) и «Киловна флайткрафт» (Канада). Кроме того, на предприятии налажено мелкосерийное производство легкомоторных и малых реактивных самолетов гражданского назначения (TAM-JET), ведутся работы по созданию БЛА. В частности, научно-технический центр «Дельта» занимается вопросами разработки и опытной эксплуатации БЛА для национальных ВС. Вместе с тем, несмотря на международную кооперацию, завод пока не может обеспечить полноценный выпуск новых боевых самолетов и вертолетов.

По заявлению командования ВС Грузии, авиация сухопутных войск способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. Для повышения ее возможностей планируется приобрести АТ в некоторых странах НАТО, в основном бывшую в эксплуатации. Однако реальное состояние дел свидетельствует об обратном. В 2013 году Минобороны официально признало ошибочным решение о расформировании ВВС, а также войск ПВО и включении их в состав СВ. В этой связи было воссоздано единое командование авиации и противовоздушной обороны с перспективой вывода авиационного компонента из состава сухопутных войск и переподчинения его начальнику генерального штаба. Кроме того, по-прежнему остаются нерешенными вопросы повышения качества боевой подготовки летного состава, МТО авиационных подразделений, улучшения социального положения военнослужащих.

Таким образом, несмотря на все имеющиеся проблемы, авиация сухопутных войск в случае развязывания Грузией военных действий против Республики Абхазия и Республики Южная Осетия будет представлять существенную угрозу для вооруженных сил этих стран и сможет нанести им значительный урон. Если Тбилиси удастся реализовать свои планы по закупкам за рубежом авиационной техники и совершенствованию объектов военной инфраструктуры, Грузия повысит свои возможности по контролю воздушного пространства, а также по поражению наземных и воздушных целей.

Полковник И. Петров

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 2015.

Последнее обновление 16.04.2018 год

        Антропов Петр, 2001 - 2018.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com