Военно-воздушные силы Португалии

 

Военно-воздушные силы Португалии как самостоятельный вид вооруженных сил были созданы в 1952 году. В их состав вошли части и подразделения авиации сухопутных войск и ВМС, а также парашютно-десантные войска. С первых дней существования они стали важным инструментом в руках реакционных кругов страны. В свое время ВВС принимали активное участие в боевых действиях против патриотических сил в Анголе и в других, так называемых «заморских владениях» Португалии. Их совершенствованию и развитию уделяется большое внимание со стороны военного руководства страны и блока НАТО.

Рассматривая территорию Португалии в качестве одного из важнейших районов, через который будут осуществляться стратегические переброски войск и авиации с Североамериканского континента на европейские ТВД в Ближний Восток, США и их главные союзники по НАТО оказывают значительную помощь в наращивании боевых возможностей всех видов португальских вооруженных сил, в том числе и ВВС.

Ниже, по данным, опубликованным в зарубежной прессе, приводятся сведения о задачах, организации, составе, базировании, подготовке личного состава, боевой подготовке частей и подразделений и перспективах развития ВВС Португалии.

Задачи, организация и боевой состав. Как свидетельствует иностранная печать, военным руководством Португалии поставлены перед ВВС следующие задачи: оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведение воздушной разведки, обеспечение ПВО страны, осуществление перебросок личного состава и военных грузов в интересах всех видов вооруженных сил, организация поиска и спасения экипажей терпящих бедствие самолетов, вертолетов и кораблей, зашита прилегающих морских акваторий. Кроме того, в мирное время португальские ВВС решают ряд не присущих военной авиации вопросов, ведут разведку природных ресурсов, осуществляют охрану рыболовной зоны и т. п.

Учитывая особенности географического положения Португалии, руководство НАТО планирует привлекать ВВС страны для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника в прибрежных районах Атлантического океана, а также для контроля и обеспечения ПВО участка основного «воздушного моста» между США и Ближним Востоком — от Азорских о-вов до континентальной части страны. Особая роль отводится им в обеспечении прикрытия на этих островах военно-воздушной базы Лагенс, используемой американскими ВВС при выполнении стратегических перебросок войск и тактической авиации на Европейский континент и Ближний Восток.

Возглавляет военно-воздушные силы Португалии начальник главного штаба ВВС (командующий). Он подчиняется непосредственно министру обороны страны и отвечает за повседневную деятельность и боевую готовность ВВС, руководство частями и подразделениями осуществляет через главный штаб ВВС (находится в Альфаджиде).

Организационно силы и средства ВВС сведены в оперативное авиационное командование и командование парашютно-десантных войск.

Оперативное авиационное командование включает оперативные авиационные группы, центр материально-технического обеспечения (МТО) и радиотехнические подразделения контроля воздушного пространства и управления воздушным движением. Примерная организация ВВС Португалии показана на рис. 1.

Оперативная авиационная группа (Часто в западной прессе оперативные авиационные группы ВВС Португалии называют авиационными крыльями. — Ред.)— основная авиационная часть португальских ВВС. В ее состав входят от двух до пяти авиационных эскадрилий. Командир группы отвечает за боевую подготовку, МТО, комплектование личный составом подчиненных ему подразделений. В настоящее время в ВВС Португалии шесть таких авиагрупп, дислоцирующихся на шести основных авиабазах: 12-я (авиабаза № 1, Синтра), 21-я (№ 2, Ота), 31-я (№ 3, Танкуш), 41-я (№ 4, Лагенс, Азорские о-ва), 51-я (№ 5, Монте-Реал) и 61 (№ 6, Монтажу).

Как свидетельствует зарубежная пресса, в португальских ВВС принята четкая нумерация авиационных эскадрилий в зависимости от их основного предназначения. Например, номера всех учебных и учебно-боевых эскадрилий начинаются после числа 100 (101-я. 102-я и т. д.), истребительных (ПВО) — 200, истребительно-бомбарди-ровочных — 300, разведывательных — 400, транспортных — 500, транспортных вертолетных — 550, базовых патрульных — 600, наблюдения, целеуказания и связи — 700, поисково-спасательных — 750.

Всего в ВВС Португалии имеется 19 авиационных эскадрилий, в которых насчитывается более 300 летательных аппаратов, из них около 100 боевых самолетов и свыше 60 вертолетов различного назначения (подробнее состав ВВС приведен в таблице ). Численность личного состава достигает 12 600 человек (включая 2170 десантников).

Центр МТО находится в Альберка ди Риватижу (10 км севернее Лиссабона). В него входят два отделения: ремонта авиационной техники и материально-технического снабжения. Основу первого составляют главные ремонтные мастерские, в которых работает свыше 3000 человек. В них выполняются сложные виды обслуживания и ремонта (включая капитальный) авиационной техники. Кроме своих самолетов и вертолетов, по контракту, заключенному с военным ведомством США, в этих мастерских ремонтируются американские самолеты F-4, А-6, Р-3, С-2 и С-130, находящиеся на вооружении частей и подразделений ВВС и морской авиации США в Западной Европе и в районе Средиземного моря.

На расположенном здесь же главном складе МТО сосредоточены запасные части, узлы и комплекты бортового оборудования, необходимые для ремонта вышедшей из строя авиационной техники. Со склада осуществляется снабжение частей и подразделений материально-техническими и другими средствами и предметами.

В системе ПВО страны силами радиотехнических подразделений ВВС развернуты Центр управления и оповещения (ЦУО) и четыре радиолокационных поста (РЛП). ЦУО размещается в Монганто (пригород Лиссабона), а РЛП — на возвышенностях, в частности: на горе Мопсанто (обслуживает 10-я радиолокационная эскадрилья), Монте-Жунту (около авиабазы Ота, 11-я), Пасуш ди Ферейра (25 км севернее Порту, 12-я) и Сан-Роман (горы Эстрелья, 13-я).

Эти радиолокационные средства составляют основу системы контроля воздушного пространства и наведения истребителей на воздушные цели. Они тесно взаимодействуют с органами УВД гражданской авиации, а также с автоматизированной системой управления (АСУ) ПВО Испании «Комбат Гранде», имеющей выход на АСУ силами и средствами ПВО НАТО «Нейдж».

Парашютно-десантные войска (ПДВ), созданные в 1951 году, широко применялись при проведении карательных операций против сил национально-освободительного движения в бывших португальских колониях, например в Анголе и Мозамбике. В настоящее время их подразделения сведены в командование ПДВ (штаб в Монсанто), которое подчинено непосредственно начальнику главного штаба ВВС. В него входят три оперативные базы (Монсанто, Авейру и Бежа) и одна учебная (Танкуш). В боевом составе командования ПДВ имеются: три парашютно-десантных батальона, противотанковая рота, группа обеспечения десантирования, учебный батальон и батальон материально-технического обеспечения.

Основная боевая единица ПДВ — парашютно-десантный батальон, в нем насчитывается около 500 человек. Он включает три парашютно-десантные роты, роту управления и обслуживания. Как сообщает иностранная печать, ПДВ предназначены для проведения десантных операций как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и морской пехотой, а также для обеспечения противодесантной обороны важных военных объектов, охраны государственных учреждений и выполнения поисково-спасательных операций.

Касаясь вопроса базирования, западная пресса сообщает, что, кроме упомянутых выше авиабаз, являющихся местами постоянной дислокации авиационных частей и подразделений, в стране есть резервные базы и аэродромы, которые предназначены для рассредоточения авиации и маневра ее силами и средствами. К ним относятся авиабазы Сан-Жасинту, Овар и Бежа, а также 12 других аэродромов (часть из них в настоящее время используется гражданской авиацией).

По свидетельству зарубежной печати, уже в мирное время некоторые португальские авиабазы включены в инфраструктуру НАТО. Особое внимание уделяется авиабазе Лагенс и другим объектам, расположенным на Азорских о-вах. Подчеркивая важное значение этих островов, американский генерал Л. Райт заявил: «До тех пор, пока мы будем удерживать Азорские о-ва, мы будем контролировать Атлантику».

В планах США и НАТО Лагенс считается базой для ведения борьбы с подводными лодками противника, а также главным перевалочным пунктом при переброске войск и грузов из США в районы Средиземного моря и на Ближний Восток. Подтверждая данный факт, западная пресса сообщает, что ежемесячно, используя эту базу как промежуточный аэродром, из США в упомянутые выше регионы перелетает до 250 самолетов. На авиабазе Лагенс, кроме авиационных подразделений португальских ВВС, постоянно несут боевое дежурство пять американских базовых патрульных самолетов Р-3 «Орион» и периодически осуществляют посадки самолеты ВКП (воздушные командные пункты) ЕС-135 ВВС США.

Для обеспечения деятельности авиабазы Лагенс и других объектов на Азорских о-вах постоянно находятся более 1050 человек из состава португальских ВВС (820 военнослужащих и 233 гражданских специалиста), а также 1800 американских военнослужащих (ВВС — 1300, ВМС—450, сухопутные войска — 50). С целью дальнейшего совершенствования оперативного оборудования островов недавно США выделили 100 млн. долларов.

На авиабазе Бежа в соответствии с двусторонним правительственшлм соглашением между ФРГ и Португалией находится центр боевой подготовки западногерманских ВВС. В его составе имеется эскадрилья легких штурмовиков «Альфа Джет» (16 самолетов) 44-й кадрированной истребительно-бомбардировочной эскадры ВВС ФРГ.

Подготовка личного состава (летного и инженерно-технического) для военно-воздушных сил осуществляется в основном в расположенной на авиабазе Синтра академии ВВС. Срок обучения в ней четыре-пять лет. Материально-техническая база академии (наряду с лабораториями и специальными классами здесь имеются образцы практически всех самолетов и вертолетов, состоящих на вооружении ВВС страны) позволяет готовить инженерно-технический персонал достаточно высокой квалификации.

Летный состав изучает в академии теоретические дисциплины, а его летная практика проходит в учебных и учебно-боевых авиационных эскадрильях. В частности, для освоения курса начальной летной подготовки слушатели летают на легких поршневых самолетах DHC-1 «Чипмунк» в 101 аз на авиабазе Ота. Сюда они прибывают группами до 25 человек и совершают полеты в течение четырех-пяти месяцев. На первом этапе обучения (18 — 20 ч налета) инструкторы определяют пригодность обучаемых к летной работе. Отчисленные слушатели, непригодные к ней, возвращаются в академию, где решается вопрос об их дальнейшем прохождении службы в качестве наземных авиационных специалистов. На втором этапе продолжается освоение техники пилотирования самолета «Чипмунк» (общий средний налет на каждого 60 ч).

Курс основной летной подготовки организован для слушателей на авиабазе Синтра в 102 аэ на самолетах Т-37С. Здесь отрабатываются техника пилотирования (визуально и по приборам), а также основы боевого применения. Успешно завершившие этот этап обучения и приписанные к истребительной авиации слушатели направляются в Монте-Реал, где на реактивных самолетах Т-ЗЗА и Т-38А 103-й учебно-боевой эскадрильи проходят курс повышенной летной подготовки, включающей групповую слетанность, полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью, боевое применение и т. д.

Слушатели, готовящиеся к полетам на многоместных самолетах и вертолетах, направляются в 11-ю учебную авиационную эскадрилью (авиабаза Танкуш). Здесь они осваивают полеты на самолете С.212 «Авиокар» или на вертолете «Алуэтт-3».

Совершенствование летной подготовки после завершения обучения в академии осуществляется в строевых авиационных частях.

Боевую подготовку португальские летчики проходят в процессе повседневной учебы, ее качество проверяется на различных учениях и соревнованиях, проводимых по планам командования вооруженных сил страны и военного руководства блока НАТО.

Основу самолетного парка боевой авиации ВВС Португалии составляют устаревшие, снятые с вооружения авиации ВМС США дозвуковые штурмовики А-7Р «Корсар-2» и западногерманские истребители-бомбардировщики G-91 различных модификаций (R.3, R.4 и Т.З). В связи с отсутствием в ВВС истребителей ПВО и самолетов-разведчиков экипажи истребителей-бомбардировщиков из состава 301-й и 303-й авиационных эскадрилий, кроме нанесения ударов по наземным и морским целям в интересах сухопутных войск и ВМС, регулярно выполняют полеты для ведения воздушной разведки, перехватов и воздушных боев. Такие же задачи возложены на 302 и 304 аэ,

оснащенные штурмовиками А-7Р. Подразделения военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес» и С.212 «Авиокар» (501, 502 и 503 аэ), помимо выполнения перевозок войск и грузов, выброски воздушных десантов, привлекаются к патрулированию над морем, разведке погоды, РЭБ, а также участвуют в поисково-спасательных операциях.

Вертолетные транспортные эскадрильи (551-я и 552-я, вертолеты «Алуэтт-3») наряду с решением основной-задачи готовятся к оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным. войскам, для чего на вертолеты устанавливаются 12,7-мм пулеметы и пусковые установки с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР), а также к выполнению эвакуационных и спасательных работ. Совместно с вертолетами «Пума» из 751-й и 752-й поисково-спасательных авиационных эскадрилий экипажи вертолетов «Алуэтт-3» упомянутых выше транспортных подразделений регулярно патрулируют прибрежные районы страны.

Как упоминалось выше, в мирное время ВВС Португалии участвуют в разведке природных ресурсов, поиске косяков рыбы, охране районов рыболовства, оказывают помощь населению при стихийных бедствиях и т. п. В частности, выполнение трех первых задач возложено на экипажи 401-й разведывательной авиационной эскадрильи, на вооружении которой состоят четыре транспортных самолета С.212 «Авиокар». При этом два самолета оснащаются аэрофотоаппаратами, на третьем имеется специальная инфракрасная аппаратура, а на четвертом — магнитометры и спектрометры.

Полковник В. Сибиряков

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1988.

Последнее обновление 20.10.2010



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.