Военно-воздушные силы Саудовской Аравии

 

Проводя политику, направленную на дальнейшее укрепление своего лидирующего положения в арабском мире, прежде всего в районе Персидского залива, а также активизируя свои действия против прогрессивных сил в регионе, монархический режим Саудовской Аравии продолжает наращивать мощь всех видов вооруженных сил. Считая ВВС одним из наиболее мобильных и эффективных компонентов своей военной машины, руководство страны уделяет особое внимание их развитию. С этой целью закупается большое количество новой авиационной техники и оружия, совершенствуется боевая подготовка частей и подразделений, проводятся организационные и другие мероприятия. Причем, как подчеркивает зарубежная печать, все это осуществляется при непосредственном участии и с помощью главным образом США, а также некоторых других западных государств—членов агрессивного блока НАТО.

Ниже, по данным, опубликованным в иностранной прессе, освещаются задачи, организация и боевой состав, система ПВО, базирование, боевая подготовка и перспективы развития ВВС Саудовской Аравии.

Задачи, организация и боевой состав. ВВС призваны решать следующие задачи: -прикрытие районов добычи нефти, административных центров и военных объектов от ударов с воздуха; непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС; ведение воздушной разведки; переброска живой силы и техники, а также средств материально-технического обеспечения боевых действий войск; выполнение специальных операций.

Для решения этих задач в ВВС имеются: истребительная (ПВО), истребительно-бомбардировочная и военно-транспортная авиация, а также подразделения вертолетов различного назначения.

В составе истребительной авиации насчитывается четыре эскадрильи истребителей-перехватчиков. Одна из них вооружена устаревшими английскими самолетами «Лайтнинг» (2 иаэ, 20 — «Лайтнинг-Р.53» и 5 — «Лайтнинг-Т.55», авиабаза Табук), а три — американскими F-15 «Игл» новейших модификаций (в том числе 5 и 13 иаэ; 45 — F-15C и 15 — F-15D; авиабазы Эт-Таиф, Дахран и Хамис-Мушайт соответственно).

В истребительно-бомбардировочную авиацию входят шесть авиационных эскадрилий: 3, 10, 15, 7, 9 и 11-я. Первые четыре оснащены американскими тактическими истребителями F-5E и F «Тайгер-2». Всего в них имеется около 100 самолетов, в том числе несколько более старых учебно-боевых F-5B. 3 и 10 ибаэ дислоцируются на авиабазе Эт-Таиф, а 15 и 7 ибаэ — на Дахран (последняя осуществляет обучение летного состава боевому применению бортового авиационного оружия). 9 и 11 ибаэ вооружены английскими учебно-боевыми самолетами ВАС-167 «Страйкмастер» (более 40 единиц, авиабаза Эр-Рияд). В мирное время эти эскадрильи занимаются летной подготовкой (основной и повышенной) слушателей акаде-J мии ВВС, а в военное на них возлагается задача оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

Боевой состав ВВС Саудовской Аравии

В военно-транспортной авиации имеется две эскадрильи (4-я и 16-я) самолетов «Геркулес», в которых насчитывается около 50 транспортных С-130Е и Н и восемь самолетов-заправщиков КС-130 (дислоцируются на авиабазах Эр-Рияд и Джидда), а также одна специальная транспортная эскадрилья самолетов и вертолетов, предназначенная для перевозки членов королевской семьи, высшего руководства страны и высокопоставленных иностранных гостей.

Для решения ряда вспомогательных задач в составе ВВС Саудовской Аравии имеется две эскадрильи (12-я и 14-я) вертолетов различного назначения: часть из них используется для перевозки личного состава и грузов, несколько — для выполнения поисково-спасательных работ и т. д. Кроме того, есть одна эскадрилья вертолетов SA.365, вооруженных противокорабельными ракетами AS-15TT для борьбы с надводными целями. В оперативном отношении она подчинена командованию ВМС страны и действует в их интересах.

Всего, как свидетельствует зарубежная печать, в ВВС Саудовской Аравии насчитывается более 200 боевых, 62 транспортных, около 20 учебно-тренировочных самолетов и свыше 80 вертолетов, а численность личного состава превышает 14 000 человек (подробнее боевой состав ВВС страны приведен в таблице).

Система ПВО, К решению задач противовоздушной обороны, кроме истребительной авиации, привлекаются 14 батарей ЗУР «Усовершенствованный Хок» (108 ПУ), а также 24 модернизированных ЗРК «Кроталь» и значительное количество малокалиберной зенитной артиллерии и переносных ЗРК из состава сил и средств сухопутных войск. Для управления активными силами ПВО созданы: один командный пункт (авиабаза Эр-Рияд), пять центров управления и оповещения (ЦУО) секторов ПВО (Дахран, Эт-Таиф, Табук, Хамис-Мушайт, Эль-Хардж) и несколько отдельных радиолокационных постов. Все они оснащены РЛС, системами обработки и передачи данных. С целью создания сплошного радиолокационного поля и особенно для обнаружения низколетящих целей используется находящийся согласно двустороннему соглашению на авиабазе Эр-Рияд отряд ВВС США (четыре самолета ДРЛО и управления Е-3 и три самолета-заправщика КС-135), способный осуществлять круглосуточное боевое патрулирование самолетов Е-3 в течение довольно продолжительного времени.

В состав экипажей самолетов Е-3 и расчетов РЛП наряду с американскими военнослужащими входит и значительное количество специалистов ВВС Саудовской Гравии. В последующем функции этого отряда намечается передать своему подразделению соответствующего предназначения по мере поступления закупленных в США пяти самолетов Е-3 и подготовки их экипалсей.

Согласно сообщениям западной прессы, все силы и средства противовоздушной обороны планируется передать в оперативное подчинение формируемому специальному командованию ПВО. Базирование. Кроме упомянутых выше основных авиабаз, которые оснащены современными радиотехническими средствами, а также другим наземным оборудованием для обеспечения полетов и имеют взлетно-посадочные полосы (ВПП) с твердым покрытием длиной более 3000 м, части и подразделения ВВС используют аэродромы гражданской авиации, например Турайф, Бадана, Сакака, Хаиль, Бурайба, Эр-Расс, Тамра и многие другие.

Большая часть авиабаз и аэродромов построена с помощью США. В настоящее время, судя по сообщениям западной печати, модернизация аэродромной сети продолжается. В частности, ведется строительство крупнейшей в регионе авиационной базы Эль-Хардж (60 км южнее Эр-Рияд). На ней намечается построить от пяти до семи ВПП длиной около 4000 м, расположенных друг от друга на расстоянии 5 км. По завершении строительства на ней будут дислоцироваться: академия ВВС (с подразделениями учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов), 4-я транспортная авиационная эскадрилья (самолеты С-130), группа самолетов ДРЛО и управления !-ЗА и обслуживающие их самолеты-заправщики КС-707, центр управления и опо-ещения ПВО страны, части МТО, технического обслуживания и ремонта, а также некоторые другие подразделения ВВС.

На основных авиабазах построены прочные укрытия для самолетов, причем, как отмечается в иностранной печати, не одиночные, как в Западной Европе (отдельное укрытие для каждой машины), а групповые (рис. 2). В одном отсеке такого укрытия размещается до четырех самолетов. Они имеют большие размеры и оснащены всем необходимым для обслуживания и подготовки самолетов к вылету в полном объеме, включая проверку всех систем, заправку топливом, зарядку пушек, подвеску ракет, авиабомб и т. д. По свидетельству зарубежной прессы, для технического обслуживания и полевого ремонта авиационной техники на авиабазах имеется вдвое больше, чем принято в НАТО, запасных узлов, блоков, агрегатов и отдельных деталей.

На авиабазах и аэродромах рассредоточения складированы запасы материально-технических средств и боеприпасов, обеспечивающих ведение активных боевых действий авиационными подразделениями в течение 30 сут. В целом, по оценке западных военных экспертов, аэродромная сеть Саудовской Аравии вполне обеспечивает рассредоточение авиации в угрожаемый период и выполнение необходимого маневра силами и средствами во время боевых действий. Тем не менее командование ВВС страны прилагает определенные усилия по расширению ее возможностей. В частности, как сообщает американский журнал «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи», военно-воздушные силы страны провели испытания новой французской системы быстрой остановки самолетов после посадки — аэрофинишера «Атлас», который рассчитан на обеспечение посадки истребителей с посадочным весом до 30 т при скорости приземления до 350 км/ч. Во время испытаний истребитель F-15C совершил четыре посадки с использованием данного аэрофинишера. Посадочный вес самолета равнялся 18 т, а скорость приземления составляла 205—250 км/ч.

Рис. 1. Схема расположения основных авиабаз, гражданских и военных аэродромов и* некоторых других элементов инфраструктуры Саудовской Аравии

Система «Атлас» мобильная. Она может быть переброшена на заданный аэродром на военно-транспортном самолете С-130 или грузовых машинах и в течение 30 мин установлена на новом месте. Как считают иностранные военные специалисты, применение таких аэрофинишеров позволит заметно расширить возможности по рассредоточению тактический авиации и использованию небольших неповрежденных участков ВПП аэродромов (в случае нанесения по ним ударов) для безопасной посадки своих самолетов, возвращающихся после выполнения боевого задания.

Подготовка личного состава. Крупнейшая по территории и самая богатая (за счет продажи нефти) страна региона Саудовская Аравия имеет население 8,8 млн. человек, причем подавляющая его часть неграмотна. Поэтому практически во всех отраслях промышленности, на транспорте и в других сферах деятельности, где требуется определенный уровень образования и квалификация, работают и служат сотни тысяч иностранцев. Это положение сказывается и на вооруженных силах страны. Так, из 52,5 тыс. военнослужащих в регулярных вооруженных силах Саудовской Аравии насчитывается более 10 тыс. иностранных подданных. Кроме того, в стране находится несколько тысяч военных советников, инструкторов, экспертов и других специалистов главным образом из США, а также из некоторых стран Западной Европы. Так как наиболее сложная техника состоит на вооружении военной авиации, то значительная часть иностранцев работает в штабах, частях и подразделениях ВВС, причем в подавляющем большинстве это американцы. Принцип формирования вооруженных сил наемный. На службу принимаются мужчины в возрасте 18—35 лет. Зарубежная печать отмечает, что особые трудности возникают при подготовке летного состава, которая проводится сначала в академии ВВС, а затем в учебных центрах США.

В академию ВВС принимаются добровольцы в возрасте от 18 до 24 лет. Кроме обычных требований к состоянию здоровья и уровню образования, выдвигается еще одно — кандидаты обязательно должны знать английский язык. Обучение длится три года. За это время налет слушателя достигает 200 ч. Первоначальная летная подготовка осуществляется на самолете Цессна 172 (12 ч), основная и повышенная — на ВАС-167 «Страйкмастер» (42 недели, выполняется до 150 полетов, средняя продолжительность каждого около 1,2 ч). Затем летчики направляются в США для освоения самолета F-5 и лишь после завершения этой программы — в строевые части.

В иностранной печати отмечается, что в процессе обучения происходит большой отсев. Так, в академию ежегодно принимается 150 человек. Но уже после начала полетов на самолете ВАС-167 (при налете 15—17 ч) свыше 50 проц. обучаемых списывается с летной работы. В дальнейшем при освоении техники пилотирования по приборам и других более сложных видов подготовки списывается еще довольно значительное количество обучаемых. В результате к полетам на самолете F-5 допускается, как правило, примерно 50 человек, а успешно завершают этот этап обучения около 40.

Как считает командование страны, для того чтобы восполнить нехватку летных экипажей в строевых частях, необходимо выпускать, как минимум, в 2 раза больше летчиков. Такое же положение отмечается и при подготовке квалифицированного инженерно-технического состава, особенно по специальностям, требующим основательной теоретической подготовки.

Исходя из этого, военное руководство страны вынуждено нанимать иностранцев. Однако участие последних практически во всех сферах деятельности авиационных штабов, частей и подразделений, по мнению командования ВВС, приводит к определенным трудностям, лишает их полной самостоятельности. Поэтому командование стремится по возможности заменять иностранных специалистов национальными кадрами, особенно в боевых частях. Но, по оценке некоторых представителей военного руководства страны, этот процесс идет очень медленно, хотя удалось достигнуть определенных результатов. В частности, строевые подразделения, вооруженные самолетами F-5, практически могут действовать без привлечения американских специалистов, в результате их число заметно уменьшилось. Однако в связи с поступлением из США новых самолетов (F-15) и систем оружия количество военных советников, инструкторов, представителей фирм этой страны снова значительно возросло, и, по мнению командования ВВС, потребуется еще много лет, чтобы заменить их своими специалистами.

Боевая подготовка направлена на повышение боеготовности ВВС. Она проводится в виде повседневной учебы и различных учений, в ходе которых авиационные части и подразделения отрабатывают главным образом присущие им задачи. Так, экипажи истребительной авиации обучаются ведению воздушного боя, перехвату самолетов противника на удаленных рубежах, сопровождению ударных групп. Одновременно они несут боевое дежурство на аэродромах, в зонах и выполняют патрульные полеты по заданным маршрутам. В ходе повседневной учебы и особенно во время учений истребители довольно часто перебрасываются на другие аэродромы и с них выполняют свои задачи. В то же время в эскадрильях истребителей ПВО значительное внимание уделяется обучению экипажей нанесению ударов по наземным и морским целям. Так, истребители F-15 регулярно выполняют полеты на боевое применение оружия класса «воздух—земля» на специальных полигонах. Рассматривая этот вопрос, зарубежная печать подчеркивает, что даже «чистые» истребители-перехватчики «Лайтнинг» довольно часто совершают полеты на бомбометание.

Экипажи эскадрилий, вооруженных тактическими истребителями F-5, тренируются наносить удары по наземным (морским) целям с применением авиабомб и управляемого оружия. При этом они отрабатывают различные приемы и способы преодоления ПВО противника, для чего, в частности, совершают полеты в режиме радиомолчания на малых и предельно малых высотах, используя средства РЭБ, а также поиска и выхода на цель и ее атаки.г

В зарубежной печати подчеркивается, что летчики одноместных самолетов F-5E наряду с решением основной задачи в равной степени с экипажами истребителей F-15 и «Лайтнинг» обучаются ведению воздушного боя, сопровождению ударных групп, перехвату самолетов противника и несут боевое дежурство в системе ПВО страны. Например, на авиабазе Дахран круглосуточно в пятиминутной готовности к взлету находятся два истребителя F-15 и два F-5E.

Перед экипажами двухместных самолетов F-5F также ставится задача ведения борьбы с воздушным противником. Однако, по взглядам командования ВВС, основное их предназначение — нанесение ударов по наземным целям и особенно при применении управляемого оружия класса «воздух—земля», в частности управляемых авиационных бомб с лазерной системой наведения и УР «Мейверик» (рис. 4). При выполнении полетов на решение различных боевых задач экипажи тактических истребителей F-5 довольно часто осуществляют дозаправку топливом в воздухе от самолетов-заправщиков КС-13О. По опыту учений ВВС страны, переброска тактических истребителей на аэродромы рассредоточения или передовые пункты базирования осуществляется группами самолетов. В состав такой группы входят, как правило, 12—14 экипажей, которые по прибытии на заданный аэродром выполняют с него свои задачи, совершая при этом в среднем 35—40 самолето-вылетов. Для нанесения ударов по наземным целям создаются смешанные боевые группы. При нормальном составе группы в нее входят 8—12 самолетов F-5 в ударном варианте и 4—6 истребителей сопровождения F-15, а по минимальному — 4 — 6 F-5 и 2 — F-15. Кроме отработки упомянутых выше задач, экипажи боевых подразделений в той или иной степени обучаются ведению воздушной разведки. Специально для решения этой задачи готовится личный состав 3-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи.

В процессе повседневной подготовки и особенно в период учений командование стремится создать условия, близкие к тем, в которых подразделениям придется действовать в случае войны. Летают они при этом с высоким боевым напряжением. Касаясь последнего, зарубежная печать сообщает, что одна из эскадрилий, дислоцирующаяся на авиабазе Эт-Таиф, во время учения за довольно короткий летный день совершила 66 самолето-вылетов на боевое применение бортового оружия на полигоне.

При вылетах по тревоге во время боевого дежурства, а также при отработке задач ПВО и оказания авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС в обычных условиях части и подразделения боевой авиации тесно взаимодействуют с упомянутыми выше американскими самолетами ДРЛО и управления Е-3. Освещая этот вопрос, иностранная пресса подчеркивает, что как в расчеты наземных органов этой системы, так и в состав экипажей самолетов Е-3 включается все большее число специалистов из ВВС Саудовской Аравии. В среднем каждый летчик боевой авиации имеет налет 20 ч в месяц и как минимум 1 раз в год осуществляет практический пуск управляемых ракет. Западные военные эксперты отмечают довольно высокую выучку летного состава и части наземного персонала боевой авиации Саудовской Аравии. Так, они подчеркивают, что, участвуя в учениях ВВС США по программе «Ред флэг», подразделение самолетов F-5E военно-воздушных сил этой страны успешно выполнило 135 полетов из 140 запланированных. Причем остальные полеты не выполнены по не зависящим от летчиков и инженерно-технического состава ВВС Саудовской Аравии причинам. Подготовку к полетам и обслуживание самолетов они выполняли своими силами, а подстраховывавшие их американские специалисты вынуждены были бездействовать.

Подразделения военно-транспортной авиации страны осуществляют переброски войск и грузов в интересах всех видов вооруженных сил. Кроме того, они отрабатывают выброску воздушных десантов, эвакуацию больных и раненых, а также ряд других стоящих перед ними задач. Средний налет на каждый самолет С-130 составляет 45 ч в месяц.

Развитие ВВС осуществляется главным образом путем оснащения их новой авиационной техникой и оружием, модернизации состоящих на вооружении самолетов, совершенствования системы боевой подготовки частей и подразделений.

Что касается первого направления, то в последние годы в США было приобретено 60 упомянутых выше истребителей F-15, более 2400 управляемых ракет «Мейверик» (для вооружения истребителей-бомбардировщиков F-5) класса «воздух— земля», большое количество УР «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух», авиабомб, в том числе управляемых, другой техники и оружия. В дальнейшем для замены истребителей «Лайтнинг» и развертывания новых авиационных подразделений Саудовская Аравия намеревалась закупить в США еще значительное количество истребителей F-15, в том числе в ударном варианте. Однако под давлением произраильского лобби американский сенат не утвердил поставок этих самолетов. Тогда руководство страны подписало контракт с Великобританией о поставке истребителей «Торнадо» и легких штурмовиков «Хок» английского производства.

Всего по этому контракту (на общую сумму около 5 млрд. фунтов стерлингов) ВВС Саудовской Аравии получат 132 самолета, из них: 48 истребителей-бомбарди-ровщиков «Торнадо-GR.l», 24 истребителя-перехватчика «Торнадо-Р.2», 30 штурмовиков «Хок» и 30 учебно-тренировочных самолетов РС-9 (последние выпускаются в Швейцарии; сначала они будут доставлены в Великобританию, где на них произведут некоторые доработки и установят согласованное со специалистами Саудовской Аравии новое бортовое оборудование). Одновременно Великобритания поставит и оружие для самолетов, в частности противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, бетонобойные боеприпасы, УР «Скайфлэш» класса «воздух — воздух» с радиолокационной головкой самонаведения и т. д.

Контрактом предусматривается также снабжение запасными частями, подготовка личного состава, ремонт и выполнение сложных видов работ по техническому обслуживанию самолетов до конца срока их службы. Кроме того, для ВВС страны в США заказано пять самолетов ДРЛО и управления Е-ЗА, шесть транспортно-заправочных самолетов КС-707, два переоборудованных в самолеты РЭБ Боинг 707, более 1000 УР AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух» и другое оружие. Поставки этой авиационной техники и оружия планируется завершить к 1988 году.

Для модернизации системы управления силами и средствами ПВО, кроме упомянутых выше самолетов Е-ЗА, в США закуплены 17 новых трехкоординатных РЛС FPS-117, которые устанавливаются на КП ВВС, в ЦУО и на отдельных радиолокационных постах. Совершенствуется и система связи. Одновременно с закупкой новой техники и оружия за рубежом командование ВВС страны осуществляло и планирует провести ряд мероприятий по модернизации состоящих на вооружении самолетов. В частности, на истребителях F-5 намечается установить лазерные гироскопы, что позволит снизить время приведения бортовых навигационно-пилотажных систем в готовность к взлету с 2,5 мин до 22 с. С целью расширения возможностей авиации по переброске войск и грузов ведутся доработки пяти коммерческих транспортных самолетов Боинг 707 (устанавливаются люки больших размеров, усиливается пол грузовой кабины).

Полковник В. Заболотныи

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1986.

Последнее обновление 16.02.2015



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.