Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы Швеции

 

Военно-воздушные силы Швеции

 

Судя по сообщениям зарубежной печати, авиационная эскадра является главной ударной силой и средством главнокомандующего вооруженными силами страны при проведении им боевых операций. В ее состав входят три истребительно-бомбардировочные флотилии (в шведской печати их часто называют штурмовыми): 6-я (две эскадрильи самолетов AJ-37 «Вигген», дислоцируются на авиабазе Карлсборг), 7-я (две аэ — AJ-37 и одна транспортная, в составе которой имеются восемь самолетов С-130 и шесть С-47, Сотенэс), 15-я (одна аэ — AJ-37 и одна учебно-боевая — SK-37, Сёдерхамн).

Эскадрильи истребительной и разведывательной авиации сведены в отдельные авиационные флотилии с припиской к военным округам. В зависимости от значения округа на его территорию базируется от одной до трех таких флотилий. Так, в Южном военном округе имеются 10-я истребительная авиафлотилия (три аэ самолетов J-35 «Дракен», Энгельхольм), 17-я истребительная (одна — JA-37; одна — SH-37, Роннебю), в Восточном — 1-я истребительная (две аэ JA-35F, Вестерос), 13-я истребительная (одна аэ — JA-37, одна — SH-37 и SF-37, Норчёпинг), 16-я истребительная (две аэ — J-35F и С, Упсала), в Нижненоррландском — 4-я истребительная (две аэ J-35D, Эстерсунд), в Beрхненоррландском— 21-я смешанная (одна аэ истребителей J-35D, одна самолетов-разведчиков SH-37 и одна легких штурмовиков SK-60 различных модификаций, Лулео).

Кроме того, в ВВС есть авиационная флотилия специального назначения 13М, авиабаза Линчёпинг. В нее входят эскадрильясамолетов-буксировщиков J-32 «Лансен» (12 машин), самолеты РЭБ J-32 (12) и несколько легких штурмовиков SK-60C, а также два транспортных самолета «Каравелла» для перевозки высших должностных лиц.

Базирование авиации в мирное время осуществляется по принципу одна флотилия на аэродром, а в угрожаемый период планируется ее рассредоточение из расчета не более одной эскадрильи на аэродром. С этой целью ведутся строительные работы по оборудованию отдельных участков шоссейных дорог для взлета, посадки и обслуживания всех типов боевых самолетов, состоящих на вооружении ВВС. Согласно сообщениям западной прессы, к настоящему времени в Швеции уже подготовлено более 20 таких аэродромов. Они активно осваиваются летным составом в процессе повседневной учебно-боевой подготовки и во время ежегодных авиационных учений.

Таким образом, в боевом составе ВВС Швеции имеется 21 эскадрилья: шесть штурмовых (на их вооружении находится до 120 самолетов AJ-37, рис. 2, и SK-60), 12 истребительных (около 240 JA-37 и J-35) и три разведывательные (60 SH-37 и SF-37). Кроме того, в ВВС есть части и подразделения вспомогательного (специального) назначения, в которых насчитывается более 30 самолетов и около 20 вертолетов.

Шведские военно-воздушные силы располагают также 5, 18 и 20-й учебными авиационными флотилиями. В 5-й (авиабаза Люнгбюхед) готовится летный состав. Для этого из гражданской молодежи и военнослужащих ежегодно отбирается 60 — 80 человек, которые в течение года проходят обучение на самолетах двух типов: легком поршневом SK-61 (средний налет на каждого курсанта составляет 40 ч) и реактивном учебно-тренировочном SK-60 (130 ч). После успешного завершения курса обучения технике пилотирования самолета SK-60 и получения навыков групповой слетанности выпускники направляются в строевые части для отработки задач боевого применения одиночно и в составе группы. К моменту получения допуска к самостоятельным полетам на все виды боевого применения днем и ночью, а также в простых и сложных метеорологических условиях общий налет летчика составляет 500 ч.

18-я флотилия (Тулинге) приписана к учебному центру подготовки специалистов на автоматизированной системе управления ПВО «Стрил-60» и оснащена самолетами SK-50 и SK-60, а 20-я (Упсала) входит в состав военно-воздушной академии в Стокгольме (ее слушатели в процессе обучения выполняют тренировочные полеты на самолетах SK.-60).

Всего в учебных подразделениях насчитывается около 60 самолетов SK-61, примерно 130 SK-60 в учебном варианте и 20 в боевом. На базе этих авиационных флотилий при мобилизационном развертывании командование ВВС планирует сформировать дополнительно пять легких штурмовых эскадрилий.

Как отмечается в зарубежной печати, командование вооруженных сил уже в мирное время создало мощную группировку сил и средств ПВО. Система ПВО страны, общее руководство которой возложено на командующего ВВС, предназначена для прикрытия от нападения с воздуха административно-промышленных центров, военных и других объектов. Успешно решить эти задачи, по мнению шведских военных специалистов, можно при своевременном обнаружении воздушных целей, заблаговременном предупреждении командования об угрозе нападения и эффективном перехвате самолетов противника на всех высотах.

В систему ПВО входят истребительная авиация, радиотехнические средства и органы управления АСУ «Стрил-60», части и подразделения ЗРК «Хок» и зенитной артиллерии. Основной оперативный центр управления ими расположен на о. Мускё (район Стокгольма). Территориально система ПВО делится на четыре сектора: Южный, Центральный, Нижненоррландский и Верхненоррландский, границы которых в основном совпадают с границами военных округов. В каждом из них развернут оперативный центр, центры и посты управления и оповещения. Наибольшее количество сил и средств ПВО, по свидетельству западной прессы, сосредоточено в Центральном и Южном секторах. На их территориях расположен Стокгольмский промышленный район и большая часть авиабаз.

АСУ ПВО «Стрил-60» обеспечивает непрерывное наблюдение за воздушной обстановкой, обработку и передачу данных заинтересованным органам, наведение активных средств ПВО на обнаруженные цели, управление воздушным движением, а также безопасность полетов военной и гражданской авиации.

Данные о воздушной и надводной обстановке с радиолокационных постов, развернутых вдоль морского побережья Швеции (в начале 80-х годов их сеть пополнилась новыми РЛС, способными обнаруживать низколетящие цели на удалении до 60— 80 км), а также с самолетов, кораблей и пунктов визуального наблюдения передаются на четыре центра обработки информации, находящихся на о. Мускё, в Кар-лскруна, Мальме и Гётеборг (последний вступил в строй в начале 1984 года), а оттуда в органы управления системы «Стрил-60».

Боевая подготовка авиационных частей и подразделений, как отмечается в иностранной печати, осуществляется в виде повседневной учебы и разного рода учений. В процессе ее важное значение придается развитию такого принципа использования ВВС, как сосредоточение усилий на главных направлениях, а также отработке вопросов организации тесного взаимодействия с другими видами вооруженных сил, обеспечению непрерывности и четкости управления и т. д.

Повседневная учеба летных экипажей, наземного обслуживающего персонала и других специалистов проводится в эскадрильях и флотилиях. Ее результаты проверяются в ходе учений, организуемых в рамках военных округов, ВВС и вооруженных сил страны в целом. Так, боеготовность эскадрилий авиационной эскадры проверяется на учениях типа «Монсун», во время которых их летные экипажи отрабатывают: взлет по тревоге, выход на цель на различных скоростях и высотах, всевозможные способы бомбометания по наземным и морским объектам и т. п. Особое внимание при этом уделяется действиям экипажей при преодолении ПВО противника и в условиях широкого применения средств радиоэлектронной борьбы.

Проверку боеготовности истребительной авиации командование ВВС осуществляет на типовых учениях «Сезан», в процессе которых решаются следующие задачи: маневр силами и средствами; управление самолетами в воздухе, включая наведение перехватчиков на цели; ведение воздушного боя; организация взаимодействия с другими частями и подразделениями ВВС, а также с подразделениями ЗУР и ЗА сухопутных войск.

Перехват воздушных целей выполняется по обычной схеме: взлет, наведение истребителя на цель (до захвата ее бортовой РЛС) с помощью органов управления системы «Стрил-60», затем самостоятельный выход истребителя в зону пуска УР «воздух — воздух» или сближение его с целью на дистанцию, позволяющую применить стрелково-пушечное оружие. В качестве целей чаще всего используются ударные самолеты AJ-37, возвращающиеся на авиабазы после выполнения задания в Балтийском море. При этом истребители ПВО стремятся перехватить воздушные цели на рубеже, проходящем над международными водами примерно в 60—70 км от шведского побережья. Кроме того, для каждой истребительной авиационной флотилии 2 раза в год (весной и осенью) организуются практические стрельбы по воздушным мишеням, результаты которых учитываются при ежегодной оценке выучки летных экипажей. Что касается видов летной подготовки, то, судя по данным иностранной печати, из общего налета шведских ВВС до 35 проц. приходится на полеты по маршруту, около 40 — на совершенствование техники пилотирования в зоне и до 25 — на полеты по кругу для отработки взлета и посадки в различных метеорологических условиях. По количеству самолетов в боевом порядке полеты распределяются следующим образом: одиночно — 65 проц., в паре — 25 и в составе группы из четырех и более машин — 10. Средний годовой налет летчика составляет 180—200 ч.

В последние годы в ВВС Швеции большое внимание уделяется освоению полетов на малых и предельно малых (50—100 м) высотах. В частности, на них выполняется до 80 проц. всех полетов по маршруту. Однако, как сообщает зарубежная пресса, это вызывает у летчиков повышенную утомляемость, что ведет к увеличению летных происшествий. Кроме того, отмечается большое количество аварий и катастроф из-за недисциплинированности летного состава. Например, в первой половине 1983 года только в 21-й авиафлотилии разбилось четыре истребителя ПВО J-35 «Дракен». Командование ВВС приняло решение повысить минимальную высоту полета указанных самолетов до 200 м, проверить технику пилотирования летчиков на малых и предельно малых высотах и принять зачеты по теоретическим знаниям. Лиц, получивших неудовлетворительные оценки, намечалось снять с летной работы и перевести на наземную, а дела летчиков, допуставших аварии по личной вине, передать в органы прокуратуры.

В целом, по мнению военного руководств ва Швеции, авиационные части и подразделения содержатся в высокой степени готовности. От каждой эскадрильи истребителей ПВО выделяются экипажи, несущие круглосуточное дежурство. Как сообщает зарубежная печать, неоднократные проверки показали, что дежурный экипаж уже через 1 мин после получения команды на взлет находится в воздухе и готов выполнить перехват цели. Западная пресса отмечает высокую боеготовность и других родов авиации.

Анализируя итоги последних учений «Северное сияние» и «Южный фронт», иностранные военные обозреватели пришли к выводу, что командование шведских ВВС способно в первые 2—3 ч после объявления тревоги привести в полную боевую готовность до 60—70 проц. всех экипажей, а в течение суток довести этот показатель до 90—95 проц.

. Военное руководство Швеции, оправдывая перед налогоплательщиками свои растущие расходы, пытается с помощью буржуазной прессы убедить общественность в необходимости сильной тотальной обороны, главной составной частью которой являются военно-воздушные силы. В январе текущего года газета «Стокгольме тиднинген» писала следующее: «Швеция уделяет большое внимание строительству вооруженных сил для того, чтобы поддерживать доверие к нашему стремлению и способности оставаться вне союзов в мирное время и сохранять нейтралитет при возникновении кризисов и войн. Это является также нашим вкладом в обеспечение стабильности на Севере...»

Прикрываясь такими доводами, шведские «ястребы» не встречают особых преград при утверждении новых военных программ в парламенте. Так, недавно члены парламента большинством голосов утвердили программу развития вооруженных сил на 1983—1988 годы с перспективой до 2000 года, предусматривающую новый виток гонки вооружений. Что касается будущего ВВС, то основной упор сделан на строительство нового многоцелевого самолета JAS, способного совместить функции истребителя ПВО, ударного самолета и разведчика.

Обсуждение проекта JAS развернулось еще в начале 70-х годов. Однако практические шаги в этом направлении стали активно предприниматься в 80-е годы. Окончательное решение о создании новой боевой машины было принято в июне 1982 года. Проект рассчитан до 2000 года, затраты на его осуществление составят примерно 30 млрд. крон. Планируется, что первые образцы машин должны быть готовы к 1992 году, а к концу столетия будет построено уже 140—150 таких самолетов.

Судя по сообщениям западной прессы, в 1992—1993 годах предполагается сформировать первую эскадрилью ударных самолетов JAS (вместо AJ-37). В последующем намечается перевооружить оставшиеся пять эскадрилий. Все они будут оснащены новой шведской ракетой RBS-15 класса «воздух — корабль» с дальностью пуска до 300 км. В работах по проекту примут активное участие американские фирмы «Дженерал электрик» и «Хьюз». В иностранной печати имеются сообщения о возможном участии ФРГ, Франции и Великобритании. Это является принципиально новым моментом в связях шведских военных концернов с предприятиями военно-промышленного комплекса государств, входящих в блок НАТО.

Кроме строительства нового самолета, программой предусматривается проведение ряда других мероприятий по дальнейшему повышению боевых возможностей ВВС. Так, подразделения истребителей ПВО будут по-прежнему получать самолеты JA-37 для замены устаревших J-35. К концу 80-х годов намечается иметь восемь эскадрилий истребителей JA-37 и четыре — J-35. Модернизированные самолеты J-35 (модификация F) сохранятся в боевом составе до середины 90-х годов. На вооружение ВВС будут приняты новые ракеты класса «воздух — воздух».

С поступлением закупленной партии американских военно-транспортных самолетов С-130 возрастут возможности ВВС по переброске войск и боевой техники по воздуху. Выделены средства на модернизацию оборудования АСУ «Стрил-60», изучаются вопросы совершенствования радиолокационной сети, закупок нового поисково-спасательного вертолета и учебного самолета, развертывания новой многофункциональной системы управления силами и средствами ПВО.

Проведение упомянутых выше и ряда других мероприятий, по мнению иностранных военных экспертов, приведет к значительному росту боевой мощи ВВС Швеции.

Подполковник П.Прохоров.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 198

Последнее обновление 02.03.2011 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com