Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Средства десантирования грузов с самолетов ВВС США

 

Средства десантирования грузов с самолетов ВВС США

 

Командование вооружейных сил США придает важное значение вопросам десантирования парашютным способом различных военных грузов, включая боевую технику, оружие, боеприпасы и материально-технические средства.

Большое внимание совершенствованию средств десантирования стало уделяться уже в ходе агрессивной войны в Юго-Восточной Азии, и особенно после создания «сил быстрого развертывания» и командования сил специальных операций,

Судя по публикациям в зарубежной печати, парашютный способ является практически единственным способом доставки предметов снабжения войскам, действующим на большой глубине в тылу противника. Считается, например, что для обеспечения боевых действий американской легкой пехотной дивизии ее подразделениям ежесуточно необходимо доставлять 400—700 т различных грузов, причем с высокой точностью выброски.

В ВВС США выполнение задач по десантированию и доставке грузов возложено на военно-транспортное авиационное командование (ВТАК), имеющее на вооружении более 500 военно-транспортных самолетов. Применительно к этим самолетам в США разработано несколько систем воздушного десантирования грузов массой 225 — 22500 кг с высот 1,5 — 9000 м. Однако ни одна из них не обеспечивает решение задач десантирования и доставки в любых условиях, то есть не является универсальной. По мнению западных специалистов, такой путь развития средств десантирования эффективнее, поскольку создание универсальной системы практически нереально. Ниже рассмотрены основные американские системы десантирования грузов и их возможности.

Система десантирования контейнеров CDS (Container Delivery System) предназначена для парашютного десантирования до 16 контейнеров А-22 общей массой 225 — 1000 кг с самолетов С-130 (рис. 1) и С-141 . Контейнеры могут выбрасываться по одному или парами. Система CDS включает контейнер и парашютную систему. В грузовой кабине самолета контейнеры А-22 устанавливаются в два ряда, обычно группами по четыре. Точность десантирования достаточно высокая — с высоты 180 м на скорости 210 км/ч 16 контейнеров могут быть сброшены на площадку размером 115 X X 35 м.

Система десантирования на платформах APS (Airdrop Platform System) обеспечивает десантирование грузов различных типоФ, поскольку платформы (называемые также поддонами) накладывают менее жесткие ограничения по высоте и скорости выброски в сравнении с контейнерами. Кроме того, платформы являются несущей конструкцией при транспортировке грузов и подаче их к люку при выброске, а также служат демпфером при ударе о землю. Платформы выполнены модульными и набираются из секций размером 1,22 X X 2,64 м и толщиной 6,67 см, которые изготавливаются из бальзового дерева с верхней и нижней панелями из алюминиевого сплава. Для крепления грузов на платформах по их торцам устанавливаются алюминиевые направляющие длиной 2,44; 3,66; 4,83; 6,1 или 7,32 м.

В комплект системы APS, кроме платформы, входят вытяжной, один или несколько основных и тормозные парашюты. Существующие платформы обеспечивают десантирование грузов массой от 1140 кг (платформа длиной 2,44 м) до 18 120 кг (7,32 м). Проходят испытания платформы с расчетной нагрузкой 27180 кг и более. Десантирование грузов на платформах осуществляется, как правило, с самолетов С-130 и С-141.

Система десантирования с малых высот LAPES (Low Altitude Parachute Extraction System) предназначена для сбрасывания на специальных платформах с самолетов С-130 грузов массой 1130 — 15 860 кг на скорости 210 км/ч со сверхмалых высот (1,5 — 3 м). В ходе испытаний выбрасывались грузы массой 24 920 кг. Десантирование осуществляется одиночными платформами или группами, соединенными тандемом, на площадку размером не менее 230X45 м.

Сбрасывание грузов с применением системы LAPES (рис. 2 и 3) осуществляется следующим образом. При подходе самолета к площадке десантирования на высоте 60 — 90 м экипаж на определенном рубеже выпускает шасси и производит снижение до высоты примерно 3 м, выдерживая скорость 210 км/ч. В расчетное время открывается грузовой люк и выбрасывается стабилизирующий парашют, который обеспечивает раскрытие вытяжных парашютов. Грузовая платформа выходит с небольшим положительным углом атаки (передняя ее часть приподнята) и тормозится на участке длиной около 60 м от точки касания земли. Торможение осуществляется за счет трения платформы о землю и аэродинамических сил вытяжных парашютов.

Система LAPES пригодна для десантирования материально - технических средств и некоторых видов техники.

Система десантирования с тормозным крюком GPES (Ground Proximity Extraction System). По принципу действия она аналогична системе LAPES за исключением того, что вместо стабилизирующего и вытяжных парашютов используется тормозной крюк, крепящийся к сбрасываемому грузу и зацепляющийся за трос на земле. Система позволяет десантировать грузы массой до 15 860 кг.

Система десантирования е малых высот LADS (Low Altitude Delivery System) обеспечивает десантирование на неподготовленные ограниченные размерами площадки грузов массой до 6800 кг с высоты 200 м. Оно осуществляется с использованием модифицированных грузовых парашютов G-11A, позволяющих выбрасывать грузы с меньшей высоты по сравнению с той, что необходима при применении стандартного парашюта (340 м), с одновременным увеличением максимальной нагрузки на парашют с 1590 до 2270 кг. Модифицированные парашюты используются совместно со стандартными грузовыми платформами.

Для расширения возможностей десантирования с малых высот разработаны и проходят испытания еще две системы: PRADS (Parachute Retro-Rocket Airdrop System) с блоками тормозных ракет (рис. 4) и EXIARP (Extraction by Inflation Aided Recovery Parachute System), в которой для раскрытия основных парашютов используются вспомогательные.

Система десантирования контейнеров с больших высот HLCAD (Hiqli Level Container Airdrop System] обеспечивает одновременное десантирование нескольких контейнеров массой по 680 — 1000 кг с высот 600 — 7600 м. Точность десантирования (круговое вероятное отклонение) с высоты 3000 м составляет 200 м.

Перспективные системы десантирования. Зарубежные специалисты считают, что для создания и совершенствования современных средств десантирования необходимо более глубокое исследование факторов, влияющих на процесс десантирования. Полагают, что для решения этой задачи целесообразно использовать телеметрическую аппаратуру, применяемую в космических программах. За последние десять лет парашютные системы были настолько усовершенствоваваны, что применение для их испытаний устаревшей телеметрической аппаратуры уже не эффективно. Считается, в частности, что для повышения точности десантирования тяжелых грузов (15 — 30 т) и сокращения времени их снижения необходимы данные о действующих на грузы силах на каждом этапе процесса десантирования: при выходе из грузовой кабины, свободном падении, стабилизации, торможении, снижении, торможении перед приземлением и приземлении. Особую потребность в современных средствах телеметрии связывают с проходящими в Форт-Брэгг (штат Северная Каролина) испытаниями новых парашютов для сил специального назначения.

Чтобы обеспечить выполнение этих требований, в США разрабатывается система записи и передачи на землю телеметрической информации ADIS (Air Delivery Instrumentation System). Ее демонстрационный образец выполнен в двух блоках размером 0,31 X 0,46X0,61 м, в одном из которых размещается электронная аппаратура, а в другом — батареи питания.

В качестве датчиков используются акселерометры и гироскопы. В состав электронной аппаратуры входят восьмиразрядные аналого-цифровые преобразователи, 16-разрядный микропроцессор «80086» и запоминающее устройство с объемом памяти 1 Мбайт.

Американские специалисты полагают, что на базе системы ADIS может быть разработан ее портативный вариант размером 15,2Х 15,2X7,6 см и массой 340 г. При разработке перспективных систем десантирования грузов, в том числе массой до 30 т, серьезное внимание уделяется снижению массы парашютов, увеличению скоростей полета, уменьшению минимальных высот выброски, повышению эффективности действия каждого парашюта при их использовании в системах, а также применению планирующих парашютов и управляемых грузовых платформ (рис. 5 и 6).

 

Таковы, по данным иностранной печати, состояние и перспективы развития средств десантирования грузов с самолетов ВВС США.

Полковник Ю. Беляев, кандидат технических наук.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1989.

Последнее обновление 05.05.2013 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru