Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-транспортное авиационное командование ВВС США

 

Военно-транспортное авиационное командование ВВС США

 

По взглядам иностранных экспертов, военно-транспортная авиация играет важнейшую роль в обеспечении боевых действий сухопутных войск, других родов авиации и сил флота. Пентагон считает ее одним из главных элементов для достижения стратегической мобильности своей военной машины, основным средством быстрой переброски интервенционистских сил в любой район земного шара.

Кроме того, он ставит перед ней следующие задачи: выброска воздушных десантов, доставка средств материально-технического обеспечения (МТО) в заданные районы, эвакуация больных и раненых, ведение поисково-спасательных и специальных операций, а также обеспечение диверсионных действий.

Основные ее силы и средства сведены в специальное военно-транспортное авиационное командование (ВТАК) ВВС США. Помимо упомянутых выше задач, на это командование возложено метеорологическое обеспечение всех видов вооруженных сил страны, а также выполнение кино- и фото- съемок различных учений, летных испытаний, боевых действий и других важных событий в американских вооруженных силах, главным образом в ВВС.

Ниже, по данным, опубликованным в зарубежной печати, приводятся сведения об организации, составе, резервных компонентах, боевой подготовке и перспективах развития ВТАК ВВС США.

Организация и состав ВТАК. Во главе его стоит командующий (в настоящее время им является генерал Райен), который через свой штаб руководит всей деятельностью командования. По вопросам административным, боевой подготовки и МТО он подчинен начальнику штаба ВВС, а оперативного использования объединений, соединений, частей и подразделений ВТАК — непосредственно председателю комитета начальников штабов (КНШ).

Организация ВТАК приведена на рис. 1.

Штаб (находится на авиабазе Скотт, штат Иллинойс) разрабатывает планы оперативного использования подчиненных объединений, соединений, частей и подразделений, руководит боевой подготовкой, организует крупные учения транспортной авиации, проводит по указанию командующего операции по переброске войск и грузов с континентальной части США на заморские ТВД и внутри их, контролирует боеготовность подчиненных сил и снабжение необходимыми средствами МТО, ведает вопросами подготовки и расстановки кадров, аренды самолетов из гражданских авиакомпаний и т. д.

21-й воздушной армии отведена «зона ответственности», которая простирается от р. Миссисипи (США) на восток до меридиана, проходящего через г. Калькутта (Индия). В пределах этой зоны силы и средства армии должны решать свои задачи как в мирное, так и в военное время. Организационная структура 21 ВА показана на рис. 2.

Как входящие в дивизии, так и отдельные транспортные авиакрылья имеют в своем составе обычно по две-три (в некоторых случаях больше или меньше) эскадрильи тактических (С-130) или стратегических (С-141 и С-5) военно-транспортных самолетов, а также авиабазовую группу (иногда крыло) с тем же номером, что и авиакрыло, к которому она относится. В эскадрилье в среднем, насчитывается 16 — 18 самолетов. На авиабазовые группы, а также крылья и эскадрильи поддержки возложены: аэродромное обеспечение, техническое обслуживание, выполнение полевого ремонта самолетов и решение ряда других задач, в частности погрузка, разгрузка, МТО, охрана. Исходя из этого в их составе есть соответствующие подразделения (эскадрильи, отряды и группы).

Особое место занимает 1605-е крыло поддержки (находится на авиабазе Лагенс, Азорские о-ва). Оно осуществляет техническое обслуживание, мелкий ремонт и дозаправку топливом транзитных военно-транспортных и других самолетов, летающих с континентальной части США в Западную Европу, на Ближний Восток и обратно.

89-е специальное транспортное авиакрыло предназначено для воздушных перевозок президента, вице-президента, конгрессменов-и-других членов высшего руководства страны, а также высокопоставленных иностранных гостей. Для этого в его составе имеются две эскадрильи, оснащенные самолетами С-6А, С-9, С-121, С-135, С-137 и С-140, а также подразделение вертолетов СН-3, НН-3 и UH-1H.

22-я воздушная армия отвечает за воздушные перевозки и решение других возложенных на нее задач в зоне, простирающейся от р. Миссисипи (США) на запад до меридиана, проходящего через г. Калькутта (Индия). Организация 22 ВА показана на рис. 3. Наряду с основными частями в армию входит ряд более мелких подразделений вспомогательного назначения — отряды и группы поддержки на заморских авиабазах и некоторые другие.

Части и подразделения 22-й воздушной армии по своему составу и решаемым задачам аналогичны частям и подразделениям 21 ВА, за исключением 314-го и 443-го авиакрыльев. Последние, помимо выполнения обычных функций, занимаются подготовкой экипажей соответствующих самолетов (тактических и стратегических) в интересах всего ВТАК.

23-я воздушная армия была сформирована в 1983 году. В отличие от 21 и 22 ВА она предназначена для решения особых задач: организация и проведение так называемых специальных и поисково-спасательных операций. Исходя из этого в нее были переданы из тактической авиации силы и средства специального назначения (спецназ), а также служба поиска и спасения, ранее подчинявшаяся непосредственно штабу ВТАК. Организация 23 ВА приведена на рис. 4.

Входящие в состав 23 ВА части и подразделения вооружены самолетами АС-130 «Ганшип» и МС-130Н, а также вертолетами UH-1 и СН-3.

АС-130 представляет собой вооруженный вариант транспортного самолета С-130. На его борту устанавливаются 105-мм гаубица, 40- и 20-мм скорострельные пушки с большим запасом боеприпасов и другое оружие. Он предназначен для огневой поддержки разведывательно-диверсионных групп, борьбы с повстанцами и т. п.

МС-130Н (создан также на базе С-130) — специальный диверсионный самолет, приспособленный для скрытого глубокого проникновения на территорию противника и выброски или эвакуации диверсантов. Он оснащен самыми современными навигационно-пилотажными системами, аппаратурой обеспечения полета на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, специальными приспособлениями для подъема людей и грузов с земли без посадки и т. д.

Поисково-спасательная служба (часто в зарубежной печати называется воздушно-космической службой поиска и спасения, штаб ее находится на авиабазе Скотт, штат Иллинойс) создана для проведения операций по поиску и спасению терпящих бедствие экипажей различных летательных аппаратов (космических кораблей, самолетов, вертолетов и т. д.) как в мирное, так и в военное время. В последнем случае предполагается вести эти работы и на территории, занятой войсками противника.

Организационно в службу входят: 39-е авиакрыло поиска и спасения, 41-е авиакрыло поиска, спасения и разведки погоды и отдельные эскадрильи, отряды которых базируются более чем в 50 пунктах земного шара. На их вооружении находятся самолеты НС-130, вертолеты НН-1, НН-ЗЕ и НН-53.

Судя по сообщениям западной прессы, всего в 23 ВА в настоящее время насчитывается около 90 самолетов и до 200 вертолетов различного назначения.

375-е транспортно-медицинское крыло перевозит больных и раненых в пределах ТВД и между ними. Оно располагает 23 самолетами С-9А и С и большим количеством личного состава, подготовленного для решения данной задачи. К осуществлению таких перевозок широко привлекаются самолеты С-130, С-141 и С-5А из других частей и подразделений ВТАК.

Метеорологическая служба ведает сбором, обработкой и анализом данных о состоянии погоды и прогнозированием ее в интересах ВВС и других видов вооруженных сил страны. Кроме прогнозирования погоды в заданных районах земного шара и на маршрутах полетов и перелетов авиации, служба отвечает за своевременное предупреждение заинтересованных штабов и других военных организаций о возможности, месте и сроках возникновения опасных явлений природы (гроз, тайфунов и т. п.). Ее наземные посты, а также летные подразделения, занимающиеся сбором, обработкой и передачей метеорологических данных, размещаются более чем в 300 пунктах земного шара. Они оснащены соответствующими приборами, оборудованием и аппаратурой. В летных подразделениях насчитывается 14 самолетов разведки погоды WC-130E (создан на базе транспортного самолета С-130). Для решения поставленных задач слулсба широко использует информацию, полученную с метеорологических спутников и от родственных организаций США и других стран — членов агрессивного империалистического блока НАТО.

Кинофотографическая cлужба занимается кино- и фотосъемками наиболее важных событий деятельности прежде всего ВВС. Создаваемые ею кинофильмы, фотоальбомы и другие материалы используются в учреждениях, частях и подразделениях ВВС при проведении научно-исследовательских работ, для оценки результатов боевых действий и эффективности того или иного вида оружия, а также в учебном процессе при подготовке личного состава.

На многих заморских промежуточных и конечных авиабазах ВВС США дислоцируются наземные подразделения ВТАК, которые осуществляют обслуживание, разгрузку и погрузку, а также мелкий ремонт прибывающих туда военно-транспортных и других американских самолетов.

Всего, как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВТАК насчитывается 92 тыс. человек личного состава, свыше 1000 самолетов и вертолетов, в том числе: 73 тяжелых транспортных самолета С-5А «Гэлекси» (они сведены в четыре эскадрильи), 272 тяжелых транспортных самолета С-141В «Старлифтер» (13) и около 260 средних С-130 «Геркулес» (14).

Резервы ВТАК включают части и подразделения военно-транспортной авиации командования резерва ВВС, ВВС национальной гвардии, а также резерв из состава гражданской авиации.

Командование резерва ВВС, по данным западной прессы, для оказания помощи ВТАК может выделить 15 тактических транспортных эскадрилий (130 самолетов С-130), четыре поисково-спасательные (14 самолетов НС-130, восемь вертолетов НН-ЗЕ, десять НН-1H и UH-1N) и одну эскадрилью разведки погоды (семь WC-130).

Кроме того, в этом командовании есть 18 так называемых приписных эскадрилий (четыре - самолетов С-5, 13 - С-141 и одна - С9А), в которых нет собственных самолетов, а их летный состав приписн к транспортным эскадридьям ВТАК, где он и проходит программу боевой подготовки. Как сообщает печать, у экипажей этих подразделений высокий уровень подготовки они часто наравне с экипажами регулярных ВВС принимают участие в учениях и в обычных полетах иперелетах.

ВВС национальной гвардии для выполнения задач, решаемых ВТАК, в своем составе имеют 19 тактических транспортных эскадрилий (в них насчитывается около 170 самолетов С-130 различных модификаций), а также две эскадрильи поиска и спасения (восемь самолетов НС-130 и 12 вертолетов НН-ЗЕ). Уровень подготовки личного состава этих подразделений, по мнению американских военных специалистов, примерно такой же, как и в регулярных ВВС. Их самолеты и экипажи участвуют практически во всех крупных учениях ВВС США к которым привлекается военно-транспортная авиация, совершают полеты, связанные с переброской военных грузов и людей, а также выполняют другие задачи

Резерв из состава гражданской авиации. На основании cуществующего законодательства конгресс США ежегодно, исходя из запросов Пентагона, определяет количественно и качественно резерв ВТАК от гражданских компании страны. Так, на 1983 финансовый год в него было выделено 323 самолета, из которых 215 пассажирских лайнеров (Боинг 747, Боинг 707, L-1011 "Тристар", DC-8 и DC-10) и 108 грузовых (Боинг 747, Боинг 707, DC-8 и DC-10 Все они имеют большие грузоподъемность и дальность полета. Для этих самолетов и их экипажей установлены три очереди мобилизационной готовности (количество сроки их перевода на военное положение).

Боевая подготовка частей и подразделений ВТАК осуществляется в виде обычных тренировочных полетов, учений и маневров, проводимых, как правило совестно с другими родами авиации и видами вооруженных сил. В ходе ее летные экипажи осваивают выполнение полетов по различным маршрутам. При этом они все чаще осуществляются с дозаправкой топливом в воздухе и с посадкой на промежуточных или конечных аэродромах, расположенных на территориях других стран. Наземныи обслуживающий персонал тренируется в быстрой подготовке самолетов к вылету, погрузке и разгрузке крупногабаритной боевой техники и различных грузов, а специалисты других служб обеспечения полетов — в выполнении своих функциональных обязанностей в различных условиях обстановки, которая во время ученай, как правило, максимально приближена к боевой.

Как свидетельствует иностранная печать, в процессе боевой подготовки частей и подразделений ВТАК большое внимание уделяется решению задач по десантированию войск. При этом наряду с доставкой личного состава, боевой техники и средств МТО в заданные районы высадки посадочным способом регулярно отрабатывается выброска десантов парашютным способам. В последние годы, особенно при отработке выброски тактических воздушных десантов, все чаще практикуется сброс боевой техники с предельно малых высот методом сдергивания.

Кроме повседневной работы по перевозке войск и грузов, а также решения других задач в соответствии с планами боевой подготовки вооруженных сил, военно-транспортная авиация США регулярно привлекается к различным военным авантюрам Пентагона. В частности, она обеспечивала боевые действия американских агрессоров во время войны в Юго-Восточной Азии, участвовала в других развязанных или поддерживаемых американским империализмом так называемых локальных войнах, военных конфликтах и т. п. Самолеты ВТАК доставляют боевую технику, оружие, боеприпасы, средства МТО разбросанным по всему миру группировкам американских войск, союзникам по блокам и различным антинародным марионеточным режимам.

Осенью 1983 года в беспрецедентной агрессии США против Гренады американская военно-транспортная авиация сыграла не последнюю роль. Это ее самолеты, совершив около 100 полетов, высадили на территорию Гренады 4500 головорезов из состава 82-й воздушно-десантной дивизии и доставили около 1000 т различных грузов для обеспечения боевых действий против малочисленного и практически безоружного народа этого маленького островного государства.

В конце того же года в соответствии с планами администрации Рейгана самолеты ВТАК начали доставку компонентов нового оружия первого удара в Западную Европу, а именно: крылатых ракет наземного базирования в Великобританию и Италию, а также баллистических ракет средней дальности «Першинг-2» в ФРГ.

Об интенсивности использования ВТАК для решения всех изложенных выше задач свидетельствует то, что ежегодно его самолеты перевозят сотни тысяч тонн различных грузов и большое число военнослужащих (например, за 1981 год 440 000 т грузов и более 2,2 млн. человек).

Развитие ВТАК. Форсируя гонку вооружений и подготовку к войне в первую очередь против СССР и других стран социалистического содружества, Пентагон уделяет большое внимание наращиванию возможностей командования главным образом по решению стоящей перед ним стратегической задачи — переброске живой силы, техники и средств МТО на заморские ТВД. При этом не скрывается тот факт, что такие переброски планируется производить прежде всего при непосредственной подготовке и ведении войны в Европе и в других районах, объявленных американской администрацией «жизненно важными для США».

Западная пресса отмечает, что с целью развития военно-транспортной авиации министерство обороны и командование ВВС США разработали и проводят следующие основные мероприятия: совершенствование организации частей, соединений, объединений и органов управления; развитие самолетного парка; более широкое применение дозаправки самолетов в воздухе; повышение уровня подготовки личного состава и ряд других.

Организационные мероприятия, как сообщает зарубежная печать, направлены на более эффективное использование самолетного парка и обеспечение больших возможностей маневра силами и средствами военно-транспортной авиации в различной обстановке. С этой целью в середине 70-х годов из состава тактического авиационного командования в распоряжение ВТАК были переданы 14 эскадрилий, оснащенных средними военно-транспортными самолетами С-130, создан резерв гражданской авиации и разработаны планы его мобилизационной готовности, постоянно совершенствуется структура командования (в 1983 году в нем сформирована 23 ВА), ведутся работы по дальнейшей автоматизации управления его силами на различных уровнях.

Изучая опыт воздушных перевозок, командование ВВС США пришло к выводу, что самолетный парк ВТАК использовался недостаточно эффективно из-за нехватки летных экипажей. Американские специалисты считают, что если в авиационных частях и подразделениях ВТАК на один самолет будет приходиться четыре экипажа (в настоящее время от полутора до трех), то возможности командования возрастут на 25 — 30 проц.

На развитие самолетного парка, как следует из сообщении зарубежной печати, расходуется наибольшая часть финансовых средств, затрачиваемых на развитие американской военно-транспортной авиации. Работы ведутся по двум основным направлениям — модернизация состоящих на вооружении самолетов и создание новых.

Касаясь первого из них, западная пресса отмечала, что в период с 1979 по 1982 год в целях повышения возможностей авиации по переброске войск и грузов все имеющиеся в ВВС США самолеты С-141А были модернизированы (после чего они получили обозначение С-141В). В настоящее время проходят модернизацию С-5А.

С-141А «Старлифтер» создан и выпускался фирмой «Локхид». Совершенствованне его состояло в следующем: удлинен фюзеляж на 7,11 м (путем включения дополнительных секций длиной 4,06 м перед крылом и 3,05 м за ним), улучшено сопряжение крыла с фюзеляжем, установлены система дозаправки топливом в воздухе и улучшенное пилотажно-навигационное и другое оборудование.

В результате этих работ С-141В стал тяжелее, чем С-141А, примерно на 4,6 т, однако его летные характеристики не ухудшились, а крейсерская скорость полета и практический потолок даже возросли. Как подчеркивалось в иностранной печати, хотя максимальный вес груза, перевозимого самолетом С-141В, не изменился (42 т), транспортные его возможности повысились по сравнению с С-141А на 35 — 40 проц. за счет увеличения площади пола грузовой кабины на 22,3 м2 и ее объема на 61,5 м3. Это позволяет перевозить более крупные грузы и в большем количестве (в пределах допустимой грузоподъемности). В частности, сообщается, что С-141В может транспортировать до 13 стандартных грузовых платформ 463L (их допустимая суммарная полезная нагрузка 27 т), а С-141А — лишь десять таких платформ (около 20 т).

С-5А «Гзлекси» создан и выпускался также фирмой «Локхид». В процессе эксплуатации у него выявились существенные недостатки. Основным из них американские специалисты считают низкую усталостную прочность крыла, что привело к уменьшению расчетного срока службы по налету (30 000 ч) почти в 2 раза, по количеству посадок более чем в 5 раз и к ограничениям максимального веса перевозимых грузов со 120 до 93 т.

Для устранения этих недостатков были проведены НИОКР по модернизации самолета С-5А. В частности, создано новое крыло, которое, по заявлению американских специалистов, позволило повысить грузоподъемность самолета на 9 т, а в отдельных случаях (при уменьшении эксплуатационной перегрузки с 2,5 до 2) она может быть доведена до расчетной (120 т). Кроме того, был увеличен запас топлива на 6 т, усовершенствованы некоторые узлы и агрегаты для удовлетворения требований по ресурсу налета и количеству посадок, установлены новые навигацпон-J но-пилотажное оборудование, автоматика для управления некоторыми системами, также более мощные двигатели TF39-GE-1C (максимальная статическая тяга каждого 19 500 кг).

В результате выполнения этих работ самолет получил обозначение С-5В. Его максимальный взлетный вес возрос до 363 т при сохранении летных качеств главным образом за счет возрастания тяговооруженности и улучшения аэродинамических характеристик крыла.

Первый самолет С-5В поступил в ВВС США в феврале 1983 года, а последний из состоящих на вооружении С-5А планируется модернизировать в 1987-м. Кроме того, администрация Рейгана приняла решение о строительстве в период 1985 — 1989 годов 50 новых машин С-5В.

Судя по сообщениям зарубежной печати, в США регулярно совершенствуются и другие самолеты, которыми оснащены части и подразделения ВТАК. Наряду с этим некоторые американские авиастроительные фирмы работают над проектами новых военно-транспортных самолетов по программе СХ. В частности, фирма «Макдоннелл Дуглас» разрабатывает перспективный самолет данного предназначения С-17. Для ускорения процесса его создания конгресс США в 1983 году выделил дополнительно 60 млн. долларов.

В соответствии с требованиями ВВС новый самолет должен иметь большие полезную нагрузку и дальность полета, а также возможность совершать полеты с укороченных ВПП. Последнее, по замыслу американских военных экспертов, позволит перебрасывать личный состав, технику и другие грузы непосредственно в район боевых действий своих войск, исключив тем самым необходимость посадки тяжелых стратегических самолетов на промежуточных базах для перегрузки на тактические самолеты или на наземные виды транспорта.

Кроме того, ВВС США иногда приобретают самолеты у гражданских авиакомпаний и оснащают ими некоторые свои подразделения. Например, в конце 1983 года было куплено несколько бывших в эксплуатации широкофюзеляжных лайнеров Боинг 747, которыми вооружается одна из эскадрилий ВВС национальной гвардии. Проводятся и другие мероприятия, направленные на усиление ВТАК.

Широкое использование дозаправки топливом в воздухе американские эксперты считают одним из важных и эффективных путей, повышающих возможности всех родов авиации, в том числе и военно-транспортной. Оно позволяет значительно увеличить дальность полета самолетов или вес их полезной нагрузки.

В ВВС США все самолеты-заправщики сосредоточены в стратегическом авиационном командовании и его резервных компонентах. Всего, согласно данным, опубликованным в западной прессе, на 1 января 1984 года в их боевом составе насчитывалось 652 самолета-заправщика КС-135 «Стратотанкер» и 16 новейших транспортно-заппавочных самолетов KС-10А «Икстендер». Однако Пентагон считает, что для полного удовлетворения всевозрастающих потребностей военной авиации такого количества танкеров недостаточно. Поэтому принято решение и выделены средства на строительство еще 44 КС-10А, на совершенствование КС-135 и осуществление ряда других мероприятий.

Некоторые крупные американские фирмы по заданию военного ведомства страны либо в инициативном порядке работают над созданием новых самолетов данного предназначения. В частности, фирма «Боинг» уже проводит летные испытания нового транспортно-заправочного самолета КС-707 — переоборудованного гражданского лайнера Боинг 707. Она рассчитывает в скором времени получить от ВВС заказ на поставку 100 — 150 таких самолетов.

Учитывая достоинства дозаправки топливом в воздухе, ВТАК уделяет все большее внимание расширению ее использования в своих авиационных частях и подразделениях. С этой целью, как упоминалось выше, С-141, не имевшие системы дозаправки, при модернизации были оснащены ею. Самолеты командования все чаще совершают как учебные, так и практические дальние перелеты с одной, двумя и даже тремя дозаправками топливом в воздухе.

Так, летом 1981 года самолет С-141В, имея на борту более 30 т груза, совершил беспосадочный перелет с авиабазы Мак-Гвайер (штат Нью-Джерси, США) в Саудовскую Аравию. За 13,5 ч он преодолел расстояние около 12 000 км. Во время полета экипаж выполнил три дозаправки от самолетов КС-135: первую у Атлантического побережья Канады, вторую над территорией Франции и третью, пролетая над о. Сицилия (Италия). Осенью того же года самый большой американский военно-транспортный самолет С-5А перебросил восемь полуразобранных тактических истребителей F-5 с авиабазы Довер (штат Делавер, США) в Амман (Иордания). Полет был выполнен без посадки на промежуточных аэродромах с тремя дозаправками топливом от самолетов КС-10.

Касаясь вопросов повышения уровня подготовки личного состава, иностранная печать отмечает, что наряду с ростом интенсивности полетов, различных учений и других мероприятий в процессе боевой подготовки во ВТАК все более широко применяют различные авиационные тренажеры. По взглядам американских специалистов, использование последних при обучении как летных экипажей, так и наземного обслуживающего персонала заметно способствует повышению их мастерства, экономии топлива и ресурса самолетов, снижению аварийности полетов.

Все изложенное выше еще раз подтверждает, что в планах военных приготовлений американского империализма наряду с наращиванием ударной мощи ВВС большое внимание уделяется и военно-транспортной авиации как основному средству быстрой переброски войск и техники на заморские ТВД. Этому роду авиации отводится важная роль в агрессивных устремлениях американской администрации, острие которых направлено прежде всего против стран социалистического содружества и других независимых, неугодных империалистам США государств и народов.

Полковник В. Кондратьев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1984.

Последнее обновление 14.05.2012 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru