|
Военнополитическое руководство Швеции, традиционно придерживаясь политики неучастия в военных блоках, тем не менее считает, что сильная национальная оборона является важнейшим фактором обеспечения нейтралитета страны. В связи с этим оно уделяет неослабное внимание повышению боевых возможностей своих ВВС путем оснащения их новой авиационной техникой. В настоящее время в Швеции продолжается начатая в 1982 году разработка многоцелевого тактического истребителя нового поколения JAS-39 "Грипен" (JAS-начальные буквы шведских слов Jakt, Attack, Spaning, указывающие на боевое предназначение самолета, а именно:
перехват, нанесение ударов, разведка).
Согласно сообщениям зарубежной печати, JAS-39 будет способен в любых метеоусловиях днем и ночью вести борьбу с воздушными, наземными, морскими целями и осуществлять воздушную разведку, то есть выполнять боевые задачи истребителя ПВО, штурмовика и разведывательного самолета. Отмечается также, что в 90-х годах он заменит состоящие на вооружении самолеты "Дракон", "Вигген" и Сааб-105. Истребитель "Грипен" создается группой шведских фирм: "Сааб-Скания" (основной разработчик), "Вольво флюгмотор", "Эриксон" и FFV. Кроме того, с целью сокращения сроков и расходов к его разработке привлечены некоторые фирмы США, Великобритании, ФРГ и Франции, Самолет JAS-39 представляет собой моноплан со среднерасположенным треугольным в плане крылом со срезанными законцовками, переднерасположенными поверхностями управления и однокилевым хвостовым оперением (рис. 1). Шасси трехопорное, основные стойки убираются вперед, а передняя - назад. Крыло оснащено двумя парами элевонов (внешние и внутренние) и предкрылками. В хвостовой части фюзеляжа установлены аэродинамические тормозные щитки. Воздухозаборники двигателя размещены по обеим сторонам фюзеляжа на уровне кабины летчика. Судя по материалам иностранной прессы, до 30 проц. конструкции самолета, включая крыло, киль, передние управляющие поверхности, воздухозаборники и створки шасси, выполнены из композиционных материалов, что позволило снизить его массу почти на 25 проц. В соответствии с требованиями нормальная взлетная масса самолета должна составлять 8000 кг, максимальная скорость полета без наружных подвесок - около 2000 км/ч (на большой высоте) и 1200 км/ч (на уровне моря). Длина истребителя 14 м, размах крыла 8 м, экипаж один человек. Однако уже начата разработка двухместного варианта, получение заказа на который ожидается в 1987 году. В качестве силовой установки намечается использовать двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) RM12 с низкой степенью двухконтурности (0,28), являющийся модификацией американского ТРД F404-GE-400. Двигатель RM12 создается и будет производиться совместно шведской фирмой "Вольво флюгмотор" и американской "Дженерал электрик". По сравнению с американским он имеет на 10 проц. большую тягу на форсажном режиме (8200 кгс при удельном расходе топлива около 1,8 кг/кг-ч). Это достигнуто за счет увеличения степени повышения давления компрессора до 27 и температуры в камере сгорания, применения материалов с улучшенными характеристиками в конструкции турбины и форсажной камеры, а также изменения программы управления лопатками спрямляющего аппарата первой ступени компрессора. Для повышения надежности RM12 на нем устанавливается дублирующая система запуска и диагностическое устройство контроля работы. Кроме того, усиливается передняя опора компрессора, что позволит выдерживать ударные нагрузки, возникающие в полете при попадании в двигатель птиц массой до 0,5 кг. Масса двигателя RM12 1050 кг. С июня 1984 года в США и с января 1985-го в Швеции осуществляется программа наземных испытаний двигателя RM12, рассчитанная на 5500 ч наработки. По свидетельству западной печати, в настоящее время на заводе фирмы "Вольво флюгмотор" проходят испытания пять опытных его образцов, которые к апрелю 1986 года уже наработали 1400 ч. Летные испытания двигателя намечены на первую половину 1987 года, а принятие решения о его серийном производстве ожидается в конце 1987-го. Полагают, что к этому времени опытные образцы будут иметь наработку 3800 ч. Шведские специалисты рассчитывают 1990 году увеличить максимальную тягу двигателя на 20 проц., а к 1995-му - на 30 проц. по сравнению с тягой двигателя F404-GE-400. Самолет "Грипен" оснащается современным радиоэлектронным оборудованием на базе шведской центральной цифровой ЭВМ SDS80, которая будет использовать в своем математическом обеспечении языки программирования "Ада" и "Паскаль". Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС 3-см диапазона разрабатывается совместно шведской фирмой "Эриксон" и английской "Ферранти". Считается, что благодаря цифровой обработке сигналов с помощью программируемого микропроцессора РЛС обеспечит применение оружия по наземным, морским и воздушным целям, полет с огибанием рельефа местности и обзор земной поверхности с высокой разрешающей способностью в интересах разведки. Летчик сможет сам выбирать любой из режимов работы станции. По оценке шведских специалистов, новая РЛС в сравнении с установленной на истребителе "Вигген" будет обладать в 3 раза большей эффективностью, а за счет применения миниатюрных электронных компонентов и подвижной щелевой фазированной антенной решетки из углеродистого пластика, разработанной фирмой "Ферранти", занимаемый ею объем уменьшится на 40 проц. В настоящее время первый опытный образец РЛС проходит стендовые испытания. Для нанесения ударов по наземным целям и ведения разведки в ночное время в состав бортовой прицельно - навигационной аппаратуры намечается включить ИК станцию переднего обзора с автоматом захвата и сопровождения цели. Станция будет размещаться а подвесном контейнере под правым воздухозаборником двигателя. В кабине летчика устанавливаются электронно-оптический индикатор американской фирмы "Хьюз" с расширенным (30Х20°) полем зрения и три комбинированных растровых индикатора на электронно-лучевых трубках с экранами размером 120Х150 мм. На левом индикаторе будет отображаться пилотажная информация (в том числе искусственный горизонт, скорость и высота полета, данные для захода на посадку), на центральном - движущаяся карта местности, хранящаяся в цифровом виде в запоминающем устройстве, на правом - тактическая обстановка с данными о целях, получаемая от РЛС и ИК станции. Истребитель "Грипен" оборудуется электродистанционной цифровой системой управления полетом с трехкратным резервированием (механическое резервирование не предусмотрено), разработанной американской фирмой "Лир Сиглер". В ее состав войдут три основные цифровые и три резервные аналоговые ЭВМ. Сообщается, что система уже прошла испытания на специально оборудованном самолете "Вигген". Самолет JAS-39 будет оснащен лазерной инерциальной навигационной системой Н-423 американской фирмы "Ханиуэлл", включающей, в частности, ЭВМ (быстродействие 860 тыс опер./с.) с объемом памяти запоминающего устройства около 66 тыс. слов. УКВ радиостанция AMR-345 шведской фирмы "Бофорс", имеющая кнопочный набор и встроенный микропроцессор, обеспечивает установку 500 предварительно настроенных частот. Для размещения современного ракетного и бомбового вооружения самолет оборудуется четырьмя подкрыльевыми узлами и двумя узлами подвески на концах консолей крыла (для ракет класса "воздух - воздух"). Кроме того, в фюзеляже устанавливается пушка "Маузер" калибра 27 мм. Предусматривается также использование подвесных контейнеров с разведывательным оборудованием и аппаратурой РЭБ. В иностранной прессе отмечается, что сейчас ведется сборка первого из пяти запланированных опытных образцов самолета JAS-39. Три комплекта крыла для них изготавливаются английской фирмой "Бритиш аэроспейс", а затем технология их производства будет передана Швеции. Для наземных испытаний систем истребителя построено более десяти стендов, проведено три серии испытаний в аэродинамической трубе, изготовлено несколько передних частей фюзеляжа для испытаний на прочность при столкновении с птицами и проверки системы катапультирования. Командование ВВС Швеции предполагает закупить 140 самолетов "Грипен". Начало летных испытаний истребителя намечено на 1987 год, а поступление на вооружение - на 1992-й. Общая стоимость программы разработки и закупки этого самолета, по оценке зарубежных экспертов, составит около 4 млрд. долларов. Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 1987. Последнее обновление 14.06.2015 год |