Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Радиолокационная станция «Пейв мувер»

 

Радиолокационная станция «Пейв мувер»

 

В интенсивно проводимых мероприятиях, направленных на подготовку вооруженных сил к новым агрессивным войнам, Пентагон придает исключительно важное значение сокращению времени от момента обнаружения объектов противника до их уничтожения. В связи с этим в последние годы в США наметилась тенденция к интеграции средств разведки, управления и поражения, которая проявляется в создании так называемых разведывательно-ударных комплексов (РУК), объединяющих в своем составе все три компонента. Причем, судя по сообщениям зарубежной прессы, одновременно ведется разработка РУК нескольких типов, отличающихся как по назначению, так и по масштабам применения Одним из них является комплекс «Ассолт брейкер», который предназначен в основном для уничтожения бронированных целей, а в первую очередь танков в глубине территории противника.

Элементом этого комплекса является радиолокационная система, размещаемая на летательных аппаратах, которая включает многофункциональную РЛС. В экспериментальном варианте РУК в качестве такой РЛС использовалась установленная на самолете F-111 станция «Пейв мувер» (Pave Mover), обеспечивающая обнаружение и сопровождение наземных целей, наведение на них ракет, оснащенных кассетными боевыми частями с боеприпасами точного наведения, и низколетящих ударных самолетов на дальности до 200 км. Управление РЛС и основная обработка данных радиолокационной разведки осуществляются на наземном пункте управления комплекса.

В иностранной печати отмечается, что РЛС «Пейв мувер» работает в 3-см диапазоне волн и имеет фазированную антенную решетку длиной около 3 м с электронным управлением диаграммой направленности в секторе 120°. При этом может производиться картографирование небольших участков местности с разрешающей способностью 3 м. Детальную разведку тактической обстановки станция, имеющая режим повышенной скрытности работы, ведет на площади 200 км2. Радиолокационные данные отображаются на экране с наложением на них основных топографических объектов (например, дорог, мостов, озер, рек и т.д.).

Считается, что применение цифровой обработки сигнала и электронного управления диаграммой направленности позволяет РЛС работать одновременно в нескольких режимах и иметь возможность многократного и прицельного наблюдения за определенным участком территории, чем обеспечивается слежение за объектами повышенного интереса (колонна танков, переправа, аэродром). Для более глубокого и неоднократного анализа полученного изображения в станции предусмотрена также возможность его записи на магнитную ленту.

«Пейв мувер» позволит определить площадь, занимаемую группой танков (автомашин), направление и скорость ее движения, а также порядок построения (линейный или площадной). Для этого исследуется возможность отображения информации на цветном экране, на котором подвижные и неподвижные цели будут отмечаться разными цветами, а различия в скорости движения целей передаваться их оттенками.

При нанесении ударов РЛС «Пейв мувер» сопровождает одновременно групповые цели и наводимые на них ракеты. После пуска такой ракеты и в процессе ее полета по траектории с помощью РЛС уточняются данные о точке наведения, которые поступают в бортовое вычислительное устройство для коррекции полета УР. На УР от «Пейв мувер» должна также передаваться информация о площади, занимаемой боевыми порядками танковой группы, направлении и скорости ее движения, построении (линейное или площадное). Это необходимо для выбора схемы разбрасывания кассетных боеприпасов в районе цели.

Полученная с помощью радиолокационной станции информация может передаваться и на самолеты ударных групп, что позволит наводить их над незнакомой местностью на цели (независимо от степени подвижности), а также на выдвигающиеся к линии фронта танковые и мотопехотные группировки противника. При этом для самолетов, подлетающих к цели на малой высоте, отпадет необходимость совершать маневр с набором высоты, чтобы ее захватить.

Опытный образец РЛС «Пейв мувер» в процессе испытаний РУК «Ассолт брейкер» на полигоне Уайт-Сэндс (штат Нью-Мексико) обеспечил управление ударным самолетом F-4E, летящим на высоте 140 м, с целью вывода его на колонну танков, находящуюся на удалении 120 км и движущуюся со скоростью около 18 км/ч.

Судя по сообщениям западной прессы, в текущем году начинается разработка боевых вариантов РЛС «Пейв мувер» для ВВС и армейской авиации. В военно-воздушных силах ее предполагается устанавливать на разведывательных самолетах TR-1A или С-18 (создается на базе Боинг707), в армейской авиации — на самолетах OV-1D «Мохаук».

Подполковник Ю. Клочко, кандидат военных наук

Источник - "Техника и вооружение" №9 1984.

Последнее обновление 27.03.2015

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru