|
В государствах Древнего Востока войска комплектовались из рабовладельцев, военных поселенцев, земледельцев и наемников.
Каждое государство имело постоянный отряд, который вместе с рабовладельческим ополчением составлял армию как орудие классового господства. Войско Древнего Востока подразделялось на пехоту, конницу и отряды воинов, действовавших на боевых колесницах, слонах и верблюдах. Боевое использование слонов, верблюдов и колесниц — особенность военного искусства древневосточных стран.
Военное искусство государств Древнего Востока развивалось в многочисленных войнах. Развитие стратегии шло от организации и проведения кратковременных походов ограниченными силами на небольшое расстояние до организации более длительных походов, осуществляемых более крупными силами. Организация таких походов требовала сложного руководства. Выбору направления движения войск и главного пункта для удара придавалось важное значение. На вооружении сражавшейся армии состояло ручное (копье, меч) и метательное оружие (дротик — метательное копье, лук со стрелами). Тактическими формами сражения были фронтальное столкновение и фланговые удары. В странах Древнего Востока получает развитие военно-инженерное искусство. Города, как правило, обносились сильными военно-оборонительными заграждениями. Появляется осадная техника — тараны для пробивания стен, подвижные осаднве башни и метательные машины, катапульты и баллисты, метающие камни и стрелы. Особенно высокого уровня военно-инженерное искусство достигло в Древнем Китае. Так, в IV—III вв. до н. э. для защиты северо-западных границ страны от набегов кочевников была построена мощная оборонительная линия — Великая китайская стена. Общая длина ее равнялась почти 4 тыс. км. Через каждые 60—100 м в стене располагалась башня. Высота стены достигала 10 м, по ее широкому верху могли ездить повозки и передвигаться подразделения войск, построенные в ряд по нескольку человек. Сторожевые отряды и гарнизоны крепостей в качестве средств связи использовали дымовые и световые сигналы, что позволяло своевременно оповещать войска о появлении противника «а тех или иных подступах к стене. Постепенно в государствах Древнего Востока зарождается военная теория, в которой обобщается опыт ведения войны и боя рабовладельческой армией. Наиболее крупным теоретиком был Сунь Цзы, живший в Китае в конце VI и начале V в. до н. э. Последующий период в развитии военного искусства связан с войнами Древней Греции, Древнего Рима и Карфагена. Источник - "История военного искусства", М., Воениздат, 1966.
|