|
В. Файвишевский. "Знание - сила" май 1986 год (Это комментарии к статье М. Максимова Улитка ломает панцирь) С проблемой критических возрастных периодов в жизни человека я знаком непосредственно по своему опыту работы врача-психотерапевта. Но книга, столь живо «рассказанная» в статье М. Максимова, дает нечто вроде осмысления этих сложных моментов нашей жизни. Итак, вот уже и закономерности судьбы, которые прежде были специфическим предметом художественного анализа, стали объектом научного исследования .. Однако представление о том, что жизнь человека складывается из закономерной смены определенных этапов, каждый из которых имеет свои особенности, существовало всегда. Древний грек Теофраст - один из первых психологов - в своей книге «Характеры» отмечал как определенную аномалию, когда взрослый мужчина манерой своего повеления уподоблялся юноше. Да и в народных пословицах отражено понимание личностных особенностей в разные возрастные периоды: «В двадцать лет силы нет - не будет, в тридцать лет ума нет не будет, в сорок лет жены нет — не будет». Не станем придираться к чрезмерной категоричности этих утверждений - в жизни бывает» по-всякому. Речь идет лишь о существовании закономерностей. Чем же они определяются, чти особенности стиля жизни, рода занятий, психологии людей на разных возрастных этапах? Здесь играют роль факторы двоякого рода - объективные и субъективные. К объективным относятся прежде всего психофизиологические черты, присущие каждому возрасту. Как правило, в двадцать лет человек физически сильней, да и темпераментней, чем в пятьдесят. Но зато в пятьдесят он опытней, чем в двадцать. Каждый возрастной период наиболее пригоден для выполнения определенной социальной функции, для определенного рода деятельности: молодой солдат выносливей пожилою, а командир должен быть достаточно взрослым, чтобы иметь опыт руководства. Каждый возраст ставит и определенные социальные задачи: молодой должен учиться, пожилой — учить. Из субъективных факторов я хочу выделить тот, который считаю главным и который заключается в ощущении человеком смысла собственной жизни. Я имею в виду вот что. В душе каждого человека существует своя, особая, в основ ном неосознанная система ценностей. Она построена по иерархическому принципу во главе с доминирующей, главной, которая обычно осознается как цель. Все другие ценности ориентированы по отношению к ней. Их важность, второстепенность, третьестепенность и т. д. определяется тем, какое отношение они имеют к доминирующей цели. Эта организованность ценностей и создаст у человека ощущение порядка в душе, осмысленности своей жизни. Потребность установить порядок в своем душевном мире, даже если человек этого не осознает, является, можно сказать, инстинктивной и составляет фундаментальный принцип, которому подчиняется вся жизнь человека. Профессор Ф. В. Бассин сформулировал его как «закон смысла». Действительно никто не может добровольно делать ничего, что, с его точки зрения, не имеет смысла (поэтому самым мучительным наказанием. которое боги смогли придумать, для Сизифа, была бессмысленная работа). Человек, не осознавая того. выдвигает перед собой цели и стремится к их достижению не только и порой даже не столько ради материальных или социальных благ, сколько потому. что само это стремление организует порядок в его душе. Исчезновение главной цели — из-за невозможности ее достижения или вследствие ее обесценивания (разочарование), или даже в результате ее достижения — означает распад всей системы ценностей. и тогда все становится равнозначимым или равнонезначимым. Это переживается как душевный хаос, растерянность, как утрата смысла жизни, как тягостное состояние. Но в это же время в душе человека — отчасти осознанно, а отчасти неосознанно — совершается большая работа: идет поиск новых целей взамен утраченных; по сути дела, происходит сотворение нового внутреннего мира. Подобная работа — творчество в буквальном смысле этого слова. Вот такие периоды в жизни и называются критическими. Гейл Шиихи, автор книги, о которой идет речь в публикуемой статье М. Максимова,определяет продолжительность возрастных этапов примерно в семь лет. Я для удобства изложения подразделяю их тоже весьма приблизительно, на десятилетние периоды. Так. условно говоря, для двадцатилетних главное — найти дело по душе, овладеть специальностью, выбрать свое место на старте жизнни, направление пути. Здесь каждый старается стать «обещающим». Главная задача тридцатилетних —- на избранном пути «набрать скорость», добиться первых успехов, показать другим, а главным образом себе, на что ты способен. В этот период «обещавший» стремится стать «перспективным». У него налаживается семейный уклад, семья становится неотъемлемой частью внутреннего мира человека. Сорокалетним нужно как можно дальше продвинуться на жизненном пути, «перспективный» должен состояться как специалист, приобрести желаемый социальный статус, в семейной жизни помочь детям «выйти на старт». Для пятидесятилетних самое важное, говоря военным языком,— «закрепиться на достигнутых позициях», утвердить свой авторитет, стать руководителем или воспитателем более молодых. Шестидесятилетним важно, пользуясь той же терминологией, «суметь отступить, сохраняя боевые порядки, на заранее подготовленные позиции». Когда человеку к определенному возрасту не удается достичь того, чего он, согласно общепринятым представлениям или собственным ожиданиям, должен был достичь, то он, естественно, переживает это как неудачу, а порой и как крах, катастрофу. Тут таится суть большей части возрастных кризисов. Порой они бывают связаны лаже не с самим возрастом, а с закономерными событиями, которые возникают в процессе течения жизни и с возрастом связаны весьма приблизительно Например, «неожиданно» вырос сын, становится самостоятельным человеком (а возраст родителей к этому времени может быть очень разным). Казалось бы, прекрасно! Но для матери исчез прежний смысл жизни - опекать ребенка. Он уже не нуждается в материнском уходе. И мать растеряна: «Что же мне теперь делать? О ком заботиться?» Отсюда бывает недалеко и до невроза. Часто особенно ранимыми люди становятся в периоды чисто номинальной смены возрастных этапов. когда одна система ценностей должна смениться другой, и более всех уязвим тот, кто оказался неподготовленным к этой смене. Порой в таких случаях «круглые даты» приобретают символическое, роковое значение. Мне как психотерапевту нередко приходится сталкиваться наиболее драматичными последствиями переживаний, обусловленных необходимостью перестройки системы ценностей и целей, когда эти переживания выливаются в неврозы, а иногда в так называемые психосоматические заболевания, то есть по своим проявлениям как бы телесные, но обусловленные психологическими причинами. Эти заболевания часто становятся своего рода психологической защитой от вызвавших их переживаний: болезнь переключает на себя внимание от жизненных неприятностей и, делаясь доминирующей заботой, наводит своеобразный «порядок» в иерархии внутренних ценностей, дескать, «здоровье — самое главное». ...Вот сорокалетний мужчина, который по характеру, пожалуй, относится к типу «транзита» (по терминологии Гейл Шиихи в свободном переводе М. Максимова). это тип «бродяги-романтика». До своего сорокалетия он метался по жизни и по стране, «искал себя» и "вся жизнь была впереди". Но наутро после празднования сорокалетнего юбилея он проснулся в гостиничном номере с пронзительной мыслью: -«Сорок лет, а каков итог? Семьи нет. образование и специальность хотя и получил когда-то, но квалификации нет, репутации нет, своего жилья тоже нет». И чуть ли не в ту же минуту у него возник жестокий невроз. Не говоря уж о психологических переживаниях, у него стали возникать боли в сердце, так что врачи сначала даже подозревали стенокардию. А вот другой случай, когда у человека возник невроз из-за того, что жизнь его не пошла по запланированному им пути, а более точно — из-за того, что он несколько «застрял» на системе ценностей минувшего жизненного этапа. Это был талантливый исследователь, который блестяще начал четвертый десяток лет жизни с находки, сулившей большое научное открытие и даже начало нового направления в науке. Мой будущий пациент провел пятое десятилетие своей жизни в погоне за маячившим открытием Но оно не состоялось. Не по вине исследователя, просто так бывает в науке. Вскоре после того, как ему исполнилось пятьдесят лет («круглая дата»!), он понял, что дальнейшие поиски обещают мало шансов на успех, что срок оставшейся деятельной жизни в науке для него ограничен и, главное, что сам он утратил прежнее чувство азарта, горения. Именно это его больше всего угнетало. Он разделял тот стереотип мышления, что ученый должен «всегда гореть». Так у него возник невроз, из-за которого мы с ним и встретились Он выздоровел. найдя для себя в той же науке иное поприще, для которого он теперь чувствовал себя более подготовленным, чем прежде, - подготовку молодых ученых, и сумев смириться с тем, что триумфа — не будет. Смирение перед невозможным (это если ты сделал все возможное) не отчаяние, не упадок духа. О смирении говорят, только когда есть, что смирять. Напротив, для того чтобы смириться с неудачей, требуется порой большая сила духа, чем даже для деяния. Смириться - это значит и навести мир (в смысле - покой) в своей душе и создать в ней новый мир (в смысле упорядоченной системы представлений,ценностей и целей) Эта творческая работа, всегда благодетельная, иногда оборачивается обретением как бы второго дыхания, новым, порой небывалым до того творческим взлетом. Из тех примеров, которые привел я, и тех, что приведены в статье М. Максимова, вовсе не следует, что критические возрастные периоды в жизни всегда протекают в виде кризисов. Я приводил подобные случаи потому, что сталкивался именно с ними в силу моей специальности, а Гейл Шиихи, по-видимому, из-за их выразительности. В жизни смена возрастных этапов чаще всего происходит естественно и органично, не вызывая ни болезней, ни потрясений. Так бывает у людей — и это норма, - которые заранее готовят себя к жизни на новом возрастном этапе. Кризис может возникнуть у спортсмена, если без достаточного чувства реальности и в сорок лет он будет пытаться ставить рекорды, но этого не случится, если спортсмен, не желающий расставаться со спортом, планирует для себя стать тренером. Да, нужно знать и помнить о том. что "каждому овощу — свое время", чтобы безболезненно и плодотворно проходить все возрастные этапы, умно готовясь к ним. И в этом смысле статья, которую вы прочли. может многим оказать немалую пользу. Последнее обновление 12.03.2003 |