|
7 января 1926 года приказом Реввоенсовета республики одному из линейных кораблей Морских сил Балтийского моря присвоили новое название — «Михаил Фрунзе», в честь видного партийного, государственного и военного деятеля Михаила Васильевича Фрунзе (1886—1926). Раньше этот корабль назывался «Полтава» и относился к первой серии отечественных дредноутов. Напомним о происхождении этого термина. В ходе русско-японской войны выяснилось, что самым мощным артиллерийским кораблям — броненосцам недостаточно четырех орудий главного калибра и прежней системы бронирования. И в 1906 году англичане спустили на воду линкор «Дредноут» («Неустрашимый»), вооруженный десятью орудиями калибра 305 мм, развивавший скорость в 21 узел — против 16—17 узлов у броненосцев. Вскоре постройку подобных дредноутов начали в Германии, Франции, США, Японии. И в России. 8 октябре 1907 года Морской технический комитет приступил к разработке технических условий для проекта российских дредноутов, а затем объявил конкурс, в котором могли участвовать отечественные заводы и иностранные фирмы. Представленные проекты рассматривал главный инспектор кораблестроения, профессор Морской академии А. Н. Крылов. «Я обратил внимание, — вспоминал он, — что с точки зрения строительной механики корабля наилучшим, далеко оставляющим за собой все остальные проекты является проект Балтийского завода, разработанный под руководством профессора Морской академии корабельного инженера И. Г. Бубнова». Правда, этот проект, по которому башни главного калибра предлагалось сосредоточить по две в оконечностях — одна, а за нею, выше ее, другая, пересмотрели, расположив их по длине корабля, а противоминные (для отражения атак миноносцев) пушки поместили в бронированных казематах. Конфигурацию корпуса позаимствовали у линкоров типа «Андрей Первозванный», учтя большее водоизмещение. В Опытовом бассейне опробовали два десятка моделей, улучшая обводы. В 1908 году на Обуховском заводе приступили к созданию новых 305-мм орудий со стволами длиной в 52 калибра, что обеспечило стрельбу на 24 тыс. м, а Металлический завод сконструировал трехорудийные башни главного калибра. В 1909 году на Балтийском заводе заложили линкоры «Севастополь» и «Петропавловск», а на Адмиралтейском — «Гангут» и «Полтава». У новых линкоров был характерный силуэт — ровный, без полубака корпус, над которым высились две рубки и четыре башни. Первоначально думали установить высокие мачты системы В. Г. Шухова, разместив на них дальномеры, но моряки сочли, что решетчатые конструкции послужат хорошим ориентиром для вражеских артиллеристов. По ватерлинии тянулся 225-мм бронепояс, толщина которого в оконечностях уменьшалась до 125 мм, были на новых линкорах и три бронепалубы. За скошенным по-ледокольному форштевнем, в носовой части, находились шпилевое отделение, кубрики команды и баня. Дальше, под боевой рубкой, чуть ли не у днища — центральный пост (второй был под кормовой рубкой). В пространстве между первой и четвертой башнями смонтировали машинно-котельные отделения, где стояли 25 котлов системы «Ярроу», вырабатывавших пар для 10 турбин «Парсонс», работавших на четыре гребных винта. Механизмы для линкоров изготавливали под наблюдением специалистов английской компании «Джон Браун». Внизу, у второй и третьей башен, разместили четыре турбоагрегата с электростанциями, в кормовой части устроили кубрики для команды, офицерские каюты, дизель-генераторы, радиотелеграфную рубку с искровыми радиостанциями, румпельное отделение и два балансирных руля. 4 декабря 1914 года «Полтава» подняла Андреевский флаг. Четверка новых кораблей образовала 1-ю бригаду линкоров, которой предстояло дать бой кайзеровским эскадрам, если бы те попробовали пройти минно-артиллерийскую позицию в Финском заливе. Для этого крупные корабли Балтийского флота разделили на маневренные группы — «Полтава», «Севастополь» и крейсер «Россия» входили во вторую. Впрочем, флот противника так и не попытался прорваться через Финский залив к Кронштадту и Петрограду. Февральскую революцию «Полтава» встретила на зимней стоянке в Гельсингфорсе, а 25 октября 1917 года команда линкора перешла на сторону Советской власти. В начале 1918 года, когда в Финляндии высадился германский экспедиционный корпус, а против революции выступили и местные белогвардейцы, моряки-балтийцы, выполняя приказ В. И. Ленина, провели корабли через трехметровые льды, сковавшие Финский залив, в Кронштадт и Петроград. В годы гражданской войны многие моряки линкора ушли на фронты, а потом занялись восстановлением народного хозяйства. ...«В соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской Республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного Военного Флота», — постановил Х съезд РКП(б). В том же, 1921 году «с гражданки» на флот вернули моряков-коммунистов, в следующем году Всероссийское совещание военных моряков наметило меры по восстановлению флота, а V съезд РКСМ постановил «принять шефство над Красным Военным Флотом Республики». Уже в 1922—1923 годах вновь вступили в строй линкор «Петропавловск», крейсер «Аврора» и «Коминтерн» (бывший «Память Меркурия»), учебное судно «Океан» (переименованное в «Комсомолец»), другие боевые корабли. А вот «Полтаве» не повезло — на ней вспыхнул пожар, серьезно повредивший центральный пост и соседнее отделение. Нехватка сил и средств вынудила командование отложить ремонт и даже использовать некоторые детали и механизмы «Полтавы» при восстановлении однотипных линкоров. Кстати, тогда же из списков флота исключили до полутора сотен боевых единиц и отказались от достройки и ремонта 2 линкоров, 4 линейных крейсеров, 7 крейсеров, 9 эсминцев... В 1924 году заместителем председателя РВС СССР стал М. В. Фрунзе, а через 11 месяцев он сменил Л. Д. Троцкого на посту председателя РВС и народного комиссара по военным и морским делам. Тогда же была проведена реформа Вооруженных Сил страны — в РККФ началось обновление кадров и корабельного состава. «В частности в отношении к нашему морскому флоту я должен отметить открывающуюся возможность обогащения его новыми кораблями,— говорил Фрунзе.— Что касается общей оценки роли морского флота в общей системе обороны страны, то я должен сказать, что мы не представляем себе возможность твердого обеспечения границ советской земли без наличия достаточно сильного морского флота». Фрунзе недолго пробыл во главе наркомата, но именно при нем корабли совершили первые заграничные походы, был принят Устав корабельной службы, была намечена судостроительная программа, предусматривавшая закладку новых и модернизацию старых кораблей. Линкор «Михаил Фрунзе» предполагалось к 1931 году переделать в авианосец для будущего Северного флота (подобные перестройки осуществили в Англии, США, Франции). Потом разработали несколько проектов его переоборудования в более быстроходный и мощный линейный крейсер... ...В начале Великой Отечественной войны линкор повели в Кронштадт, но при буксировке он сел на бровку Морского канала. Моряки устроили на нем корректировочный артиллерийский пост и импровизированную базу катеров, охранявших подступы к Ленинграду с моря. Так линкор «Михаил Фрунзе» еще раз послужил Родине. Лишь в конце 50-х годов его корпус разобрали. Игорь ШУХИН, инженер Источник - "Техника-молодежи" №9 1985. Последнее обновление 1.09.2004 год |