|
Значительное увеличение дальности эффективной стрельбы средств поражения, которые находятся на вооружении сухопутных войск (СВ), существенно повлияло на решение вопросов, связанных с опознаванием на поле боя объектов (целей), подлежащих поражению. Проблема заключается в том, что с помощью прицелов, имеющихся на боевых машинах, часто невозможно идентифицировать цели на расстояниях, соответствующих дальности действия имеющегося оружия, а это значительно снижает боевую эффективность вооружения танковых и мотопехотных подразделений. С этой проблемой в ходе проведения операции «Буря в пустыне» вплотную столкнулись и американские специалисты-разработчики.
Вскоре после завершения операции руководство армии США поручило главному контрольно-финансовому управлению провести анализ эффективности действия американского вооружения и военной техники (В и ВТ) в зоне Персидского залива с целью более полного приведения возможностей вооружения в соответствие с требованиями заказчиков. Применительно к бронетанковому вооружению такому анализу были подвергнуты действия танков М1 и М1А1 «Абрамс», а также БМП М2А1 и М2А2 «Брэдли». В ходе операции в зоне Персидского залива они показали достаточно высокую эффективность. Однако согласно информации службы заместителя начальника штаба сухопутных войск США по оперативным вопросам и планированию, в период ведения там боевых действий было поражено 20 БМП «Брэдли» и 12 получили повреждения. Из этого числа огнем американских войск поражены 17 машин и повреждены три. Из девяти уничтоженных танков «Абрамс» семь были обстреляны «своими». Причиной столь частого ведения огня по своим машинам, по мнению американских специалистов, стало отсутствие как на танках «Абрамс», так и на БМП «Брэдли» прицелов, имеющих большую кратность увеличения и высокую разрешающую способность. Участники боевых действий и представители армейского учебного центра в своих отчетах также подтвердили необходимость решения возникшей проблемы. В одном из отчетов учебного центра указывалось, что наводчики могли видеть потенциальные цели на дальности 4000 м и более, обнаруживаемые при помощи тепловизионных прицелов, при этом на дисплеях они имели вид «горячих пятен». Идентификация же цели, то есть распознавание объекта «свой - чужой», была возможна только на расстоянии 1 500 - 2 000 м в ясную погоду и 500 - 600 м в условиях ограниченной видимости. Основное вооружение танков и БМП было способно поражать цели за пределами этих дальностей: ПТРК ТОУ - на расстоянии 3 750 м, 120-мм танковая пушка - 3 000 м и более, 25-мм пушка БМП «Брэдли» - 2 500 м. Отсутствие возможности у экипажей боевых машин идентифицировать цели на расстояниях, соответствующих дальности действия оружия, значительно снижало боевую эффективность танков и БМП. Наводчики вынуждены были задерживать открытие огня, дожидаясь пока боевые машины не сблизятся с потенциальной целью и не станут ясно видны ее очертания. Это говорит о несоответствии возможностей приборов и применяемого оружия, находящихся на вооружении армии США танков и БМП. Как отмечается в упомянутом отчете службы заместителя начальника штаба СВ США, неспособность экипажей танков «Абрамс» и БМП «Брэдли» опознавать цели на больших дальностях была одной из причин многочисленных случаев ошибочного ведения огня по своим войскам. В связи с возникшей ситуацией, министерство обороны (МО) США вынуждено было принять меры для решения этой проблемы. Специалистам в области военных разработок были поставлены задачи по ведению НИОКР в этом направлении. Так, согласно требованиям наставления армии США «Боевые действия войск XXI века» командование по научно-исследовательским разработкам, вопросам организации и использования сухопутных войск, проводя такие НИОКР, должно было обеспечить СВ техническими системами, способствующими решению данной проблемы. Одной из таких разработок стала перспективная система вооружения, способная вести стрельбу с закрытых огневых позиций, осуществляя одновременно поиск и распознавание целей. Составной ее частью является боевая система опознавания на поле боя BCIS (Battlefield Combat Identification System), в задачи которой входит решение вопросов, связанных с иденти-фикацией целей. Система BCIS работает в миллиметровом диапазоне с частотой 38 ГГц. Она является системой опознавания типа «запрос - ответ» и полностью интегрирована с системой управления огнем (СУО) танка, БМП или БМ ПТУР. При обнаружении цели наводчик посылает ей запрос. Сигнал, используемый в системе, модулирован по частоте, и поэтому подавление его при работе системы маловероятно. Запрос посылается в виде преобразуемого сигнала. Если сигнал запроса принят запрашиваемой машиной, он декодируется и проверяется на подлинность. Затем система запрашиваемой машины возвращает сообщение машине, готовящейся к открытию огня. Убедившись в подлинности от-вета от запрашиваемой машины, система BCIS сигнализирует наводчику световой индикацией, отображаемой в окуляре прицела и по внутренней связи. В случае отрицательного ответа на запрос цель определяется как «неизвестная». Весь цикл «запрос - ответ» повторяется 3 раза в секунду. Сигнал запроса системы BCIS посылается каждый раз, когда наводчик делает замер дальности до цели с помощью лазерного дальномера. Дальность действия системы без учета влияния внешних условий и искусственных помех составляет 14 км с точностью распознавания 97 проц. Аппаратное оборудование системы BCIS включает антенну с иглообразной диаграммой направленности для передачи сигнала запроса; блок передатчика «запрос - ответ», всенаправленную антенну «запрос - ответ» и устройство отображения и сопряжения (рис. 1 и 2). В системе BCIS имеется функция «тест - контроль», которая предупреждает экипаж о возникших неисправностях. По сообщениям иностранных источников, полевые испытания системы, установленной на танках и БМП, подтвердили заявленные характеристики в хорошую погоду, сильный дождь, туман, через плотную листву и в других условиях ограниченной видимости по подвижным и неподвижным целям в различных вариантах создаваемой обстановки. Помимо интеграции системы BCIS в СУО танков и БМП, планируется ее совместимость с перспективными информационно-управляющими системами (ИУС). Как известно, ИУС танковых и мотопехотных подразделений оснащаются автоматизированными подсистемами обмена данными обстановки (в том числе информацией о соседних подразделениях), которые передаются с помощью цифрового кода и отображаются на дисплее командиров подразделений и отдельных боевых машин. С целью лучшей организации взаимодействия между боевыми машинами танковых и мотострелковых подразделений на поле боя, кроме систем опознавания, американские военные специалисты СВ использовали системы навигации. В перспективе их также планируется интегрировать в ИУС. В министерстве обороны США считают, что комплексное применение систем опознавания и навигации повысит возможности экипажей по идентификации объектов на поле боя. Так, в ходе ведения боевых действий в зоне Персидского залива командование армии США применяло два типа космических радио-навигационных систем: LORAN-C и NAVSTAR. С помощью LORAN-C определялось местоположение объекта, основываясь на сигналах радиомаяков, расположенных на земле. Такая сеть радиомаяков была создана на территории Саудовской Аравии. В этих целях МО США было вынуждено закупить 6000 приемников. В процессе ведения боевых действий система LORAN-C позволяла командирам машин определить их местоположе-ние с ошибкой в пределах до 300 м. Навигационная система GPS использовала сигнал от спутников. На танках «Абрамс» и на БМП «Брэдли» устанавливались приемники SLGR, которые были закуплены у коммерческих фирм и приспособлены для военных целей. Они позволяли командирам определять местоположение машин с точностью от 15 до 30 м. Всего для этой системы СВ приобрели 8000 приборов SLGR, 3500 из которых были установлены на боевые машины. Министерство обороны США планирует расширение использования глобальной нави-гационной системы NAVSTAR во всех боевых и учебных подразделениях. Основываясь на результатах использования вооружения в зоне Персидского залива, американские специалисты разработали 9-летний план НИОКР (1992 - 2001), результаты которого поэтапно внедрялись в практику. На первом этапе (1992 - 1994) была завершена комплектация боевых машин средствами навигации и идентификации, встроенными приемниками спутниковой навигационной сис-темы NAVSTAR, которые были доработаны с учетом требований военных специалистов. Второй этап был связан с разработкой более совершенных систем новейших технологий. Их внедрение осуществлялось с 1995 по 1997 год. Третий этап (1998 - 2001) предусматривает выполнение функциональных и поисковых ис-следований по созданию встроенных многофункциональных средств идентификации и на-вигации. На каждом из этапов проводились работы по проверке совместимости систем уп-равления огнем с автоматизированными системами разведки. Внедрение систем опознавания и навигации, способных действовать круглосуточно, в системы управления огнем и ИУС боевых машин и автоматизированные системы управления подразделений позволит существенно увеличить дальность прицельной стрельбы в условиях ограниченной видимости, сократить время поражения целей, в результате чего значительно повысить боевую эффективность не только отдельных танков и БМП, но и танковых (мотопехотных) подразделений в целом. Подполковник И. Политов Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 2001. Последнее обновление 12.01.2016 год |