Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Канада (военно-географическое описание)

 

Канада (военно-географическое описание)

 

Канада — федеративное государство в Северной Америке, высокоразвитая индустриально-аграрная страна, активный член НАТО, входят в Содружество (политическое и экономическое объединение стран и территорий, входивших ранее в Британскую империю). По объему промышленного производства и размерам валового внутреннего продукта (ВВП) она находится в числе теми, а по объему внешнеторгового оборота — девяти наиболее промышленно развитых капиталистических стран.

Отличительная особенность ее экономики — сохранение определенной зависимости от иностранных монополий при высоком общем уровне развития собственного хозяйства. Канада не имеет себе равных среди развитых капиталистических стран по степени проникновения иностранного (главным образом американского) капитала в экономику.

Ему принадлежит более 50 проц. всех активов в обрабатывающей и добывающей промышленности, около 70 проц. в машиностроении и электротехнической промышленности, свыше 90 проц. в нефтеперерабатывающей а угольной и до 97 проц. в автомобильной промышленности. Общая сумма иностранных капиталовложений превысила 100 млрд. долларов, около половины которых — прямые инвестиции, позволяющие контролировать канадские предприятия.

Физико-географические условия. Канада расположена в северной части континента и на многочисленных островах, крупнейшие из которых — Ньюфаундленд, Кейп-Бретон, Пршгца Эдуарда, Антикости (у восточного побережья), Ванкувер и Королевы Шарлотты — у западного побережья и острова Канадского Арктического архипелага на севере. На юге и северо-западе на протяжении почти 9 тыс. км проходит граница с США, на востоке страна омывается Атлантическим океаном, на севере — Северным Ледовитым и на западе — Тихим (рис. 1). Она занимает площадь 9976 тыс. кв. км, что составляет почти 40 проц. всей территории Северной Америки.

Восточную часть страны занимают равнины и плато Лаврентийского плоскогорья высотой от 300 до 1500 м. В западной части находится широкий горный пояс Кордильер, включающий Береговой хребет, Скалистые горы, горы Святого Ильи. Береговая линия сильно изрезана, имеется ряд удобных бухт.

В Канаде сосредоточена почти 1/4 мировых запасов пресной воды. Важнейший водный путь — система р. Святого Лаврентия и Великих озрр, по которому я океанские суда могут проходить в глубь территории почти на 3700 км. В стране находятся крупные озера — Большое Медвежье (около 32 тыс.кв км), Большое Невольничье (28,5 тыс. кв км), Виннипег (24,5 тыс.кв км) и Атабаска (8 тыс. кв км). Самая большая по протяженности р. Маккензи (4241 км) впадает в Северный Ледовитый океан. Другие крупные реки — Фрейзер, Нельсон и Саскачеван.

Канада расположена в зонах умеренного и субарктического климата, меняющегося от резко континентального в центральной части до влажного морского на восточном и западном побережьях. Зимой на всей территории держится устойчивый снежный покров. На равнинах четко выражены основные (тундровая, лесная, степная), а также переходные почвенно-растительные зоны.

Население и государственный строй. Население Канады на конец 1988 года насчитывало 25,9 млн. человек. Национальный состав неоднороден: крупнейшие этнические группы — потомки английских (англоканадцы, свыше 44 проц.) и французских (франкоканадцы около 28 проц.) переселенцев, за ними следуют немцы, итальянцы, украинцы, выходцы из Скандинавских стран, поляки и представители других национальностей. По данным переписи 1986 года, английский считали родным языком 61 проц. жителей, французский — 24 проц., другие языки — 11 проц. Для остальной части населения родными были два языка и более. Коренное население — индейцы и эскимосы — составляет около 1,4 проц.

Рост населения происходит в основном за счет естественного прироста, который сокращается и в 1986 году был всего 0,8 проц. (в 1976 году — 1,3 проц.)- На долю иммиграции в приросте приходится около 0,3 проц. в год. В возрастной структуре увеличивается численность лиц пожилого возраста: в 1986 году лица старше 60 лет составляли 15 проц. населения, в то время как десять лет назад этот показатель был 12,6 проц. Одновременно доля лиц моложе 14 лет сократилась за тот же период с 25,6 до 21,4 проц. Экономически активное население насчитывает около 13,5 млн. человек, из них почти 8 проц. безработных.

Средняя плотность населения 2,6 человека на 1 кв км, по территории оно распределено очень неравномерно: от 22,4 человека на 1 кв км на о. Принца Эдуарда до 0,01 на 1 кв км на северо-западных территориях.

Городские жители составляют 67 проц. Крупнейшие города — Торонто (3,1 млн.), Монреаль (2,9 млн.), Ванкувер (1,3 млн.), Оттава и Эдмонтон (по 0,7 млн.), Виннипег, Калгари и Квебек (по 0,6 млн.), Гамильтон (0,5 млн.). На эти города приходится 43 проц. жителей страны.

Канада — федерация, состоящая из десяти провинций и двух территорий, находящихся под управлением федерального правительства. Формально главой государства является английская королева. Ее представляет генерал-губернатор, которого она назначает по рекомендации премьер-министра Канады. Законодательная власть принадлежит парламенту, включающему сенат (104 назначаемых генерал-губернатором сенатора) и палату общин (282 депутата, избираемых на пятилетний срок). Высший орган исполнительной власти — правительство во главе с премьер-министром.

Каждая провинция Канады имеет свою законодательную ассамблею, формируемую на выборной основе. Исполнительную власть осуществляет кабинет министров провинции во главе с премьер-министром. В. ведении провинциальных правительств находятся такие вопросы, как использование природных ресурсов, образование, здравоохранение, условия труда и другие. Каждая провинция имеет свои судебные органы — от городских судов до верховного суда.

Основные политические партии и профсоюзы. Прогрессивно-консервативная партия создана в 1854 году, представляет интересы крупной буржуазии и зажиточного фермерства, главным образом запада страны, придерживается курса на тесное сотрудничество с США, либеральная партия основана в 1873 году, выражает интересы крупной и средней буржуазии центральной Канады. В основе политической программы — защита принципа «свободного предпринимательства» при ограниченной регулирующей роли государства. Новая демократическая партия образована в 1961 году. Партия социал-демократического толка, выступает за национализацию ряда отраслей промышленности, активное государственное регулирование экономики, повышение занятости и улучшение социального обеспечения. Коммунистическая партия Канады (КПК) была основана в 1921 году под названием Рабочая партия Канады. С 1943 по 1959 год называлась Рабочая прогрессивная партия Канады. Канадские коммунисты последовательно борются против засилья американского капитала в экономике, отстаивают социально-экономические и демократические права трудящихся. КПК вносит свой вклад в укрепление мира и дружбы между народами, упрочение единства коммунистических и рабочих партий, консолидацию демократических и антиимпериалистических сил в борьбе против военной угрозы.

Профсоюзы страны насчитывают свыше 3,6 млн. человек. Крупнейшие профобъединения: Канадский рабочий конгресс (около 2/3 всех членов профсоюзов, из которых более половины связано с АФТ—КПП США), Конфедерация национальных профсоюзов (свыше 200 тыс. человек, наибольшим влиянием пользуется в провинции Квебек). Более 20 проц. членов профсоюзов относится к независимым, не входящим а объединения национальным профсоюзам.

Экономика. Открытый характер экономики Канады (экспорт в середине 80-х годов достигал почти 1/4 ВВП), зависимость от конъюнктуры мирового рынка порождают немало проблем хозяйственного развития. Сохранение низких цен на энергоносители, зерно и ряд других сырьевых товаров приводит к опережающему росту импорта. Канадская экономика в высокой степени зависит от цикличности развития хозяйства США. Кризисы в экономике южного соседа, как правило, влекут за собой падение деловой активности в Канаде, причем спад производства носит более глубокий и острый характер. Несмотря на начавшийся в 1983 году после затяжной депрессии экономический подъем, экономика Канады так и не смогла преодолеть всех последствий экономического кризиса начала 80-х годов. Безработица, дефицит федерального бюджета, неустойчивость национальной валюты — эти проблемы по-прежнему стоят достаточно остро.

Энергетика и добывающая промышленность. По объему производства всех видов энергии Канада в середине 80-х годов находилась на втором месте в капиталистическом мире, а по потреблению энергии на душу населения вышла на первое место. В 1986 году достоверные запасы нефги составляли 940 млн. т (добыча в 1987-м — около 80 млн. т), природного газа — 2,8 трлн. куб м (82 млрд. куб м), угля — 590 млрд. т (61 млн. т). Производство урановых концентратов достигает в настоящее время 12,0 тыс. т. Запасы энергетического сырья сосредоточены в провинциях Альберта, Саскачеван и Британская Колумбия. По производству электроэнергии (около 440 млн. кВт-ч в 1987 году) страна занимает пятое место в капиталистическом мире. Основные гидроресурсы сосредоточены в провинциях Квебек (45 проц.), Британская Колумбия (почти 20 проц.) и Ньюфаундленд (свыше 10 проц.). Суммарная мощность электростанций в середине текущего десятилетия превысила 95 млн. кВт, при этом примерно 2/3 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. На тепловых и атомных электростанциях получали соответственно около 20 и 10 проц. электроэнергии. Крупнейшие ГЭС (мощность в млн. кВт) — «Черчилл-Фолс» (5,5), «Ла-Гранде 2» и «Ла-Гранде 3» (5,4 и 2,4 соответственно), «Ревел-сток»; ТЭС — «Нэнтикоук» (4,3) и «Лейквью» (2,3); АЭС — «Брюс» (4,7) и «Пикеринг» (3,6).

Ведущее место в топливно-энергетическом балансе занимает нефть (40 проц. в 1986 году), затем следуют природный газ (25), уголь (14), гидроэнергия (13) и атомная энергия (около 3). В энергетическом секторе занято свыше 305 тыс. человек, из них четвертая часть — в электроэнергетике. Собственное производство энергии полностью обеспечивает потребности в ней.

По разнообразию (более 60 видов) и объему добычи полезных ископаемых Канада занимает второе место в капиталистическом мире, уступая лишь США. Стоимость отгруженной продукции добывающей промышленности составляет около 43 млрд. долларов, из них почти 20 проц. приходится на руды металлов, 70 проц. — неметаллическое сырье (включая уголь) и 10 проц. — на стройматериалы. По объему добычи неэнергетического сырья лидируют провинции Онтарио (34 проц.), Квебек (16) и Британская Колумбия (12). Основные месторождения минерального сырья расположены в южной части страны вдоль границы с США, на п-ове Лабрадор, в центральных районах провинции Манитоба и территории Юкон. До 80 проц. сырья идет на экспорт.

Обрабатывающая промышленность. В 1985 году в отраслях обрабатывающей промышленности было занято 1,7 млн. человек, стоимость отгруженной продукции достигала 244 млрд. долларов. К важнейшим отраслям промышленности относятся машиностроение (свыше 17 проц. стоимости продукции обрабатывающей промышленности, из них почти 9/10 приходится на производство автомобилей и запасных частей к ним), пищевая промышленность (15 проц.), нефтепереработка (более 10 проц.), металлургия (около 7 проц.), электротехника, радиоэлектроника и приборостроение, а также некоторые другие. Предприятия этих отраслей размещены довольно неравномерно, в основном вдоль границы с США. Крупнейший промышленный район Канады — провинция Онтарио. На ее долю приходится свыше половины общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности, в провинции Квебек создается почти 25 проц., в Британской Колумбии — около 8 проц., в Альберте — примерно 7 проц.

Ведущей группой отраслей машиностроения является транспортное (производство автомобилей, судов, авиационной техники, локомотивов и вагонов). Страна занимает одно из первых мест в мире по производству автомобилей. В 1987 году их выпущено 1 635 тыс., в том числе 810 тыс. легковых. Б провинции Онтарио сосредоточено более 80 проц. мощностей этой отрасли, в провинции Квебек — свыше 10 проц. Автомобили изготавливаются также на мелких предприятиях в провинциях Новая Шотландия, Манитоба, Британская Колумбия. Крупнейшая автомобилестроительная компания — филиал американской фирмы «Дженерал моторе» — расположена в г. Ошава. Ей принадлежат шесть заводов в провинции Онтарио и два в провинции Квебек. Второе и третье места занимают также филиалы американских компаний — «Форд моторе» (г. Оквилл, имеет пять заводов в провинции Онтарио) и «Крайслер Кянада» (г. Уинсор, четыре завода).

Среди других отраслей развиты сельскохозяйственное машиностроение, производство энергосилового оборудования, оборудования для горнодобывающей и лесной промышленности. Станкостроение развито относительно слабо, что предопределяет зависимость многих важных отраслей промышленности от ввоза оборудования из США, Японии и Великобритании.

Значительное развитие получила нефтеперерабатывающая промышленность. В стране насчитывается 40 нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью около 100 млн. т нефти в год. Основные предприятия расположены в центральных и западных районах — в городах Сарния, Оквил,л, Корунна (провинция Онтарио), Эдмонтон (Альберта), Бернаби, Ванкувер (Британская Колумбия), а также на востоке — в городах Монреаль, Галифакс, Сент-Джонс и других. Наличие богатых месторождений коксующегося угля, руд черных и цветных металлов, дешевой электроэнергии создало предпосылки для развития металлургии. Отрасль специализируется на выплавке высококачественных сталей, производстве алюминия, никеля, цинка, свинца и меди. В черной металлургии занято до 110 тыс. человек. Основой ее производственной базы являются 54 сталеплавильных завода общей мощностью около 21,5 млн. т стали и 14,9 млн. т чугуна в год. За 1987 год выплавка стали составила 14,8 млн. т, чугуна — 9,7 млн. т. В последние годы загрузка производственных мощностей не превышает 65—70 проц. Предприятия черной металлургии сосредоточены главным образом в провинциях Квебек и Онтарио (города Гамильтон, Су-Сент-Мари, Порт-Колборн, Монреаль, Трейси и другие).

По производству наиболее распространенных цветных металлов Канада занимает одно из ведущих мест в капиталистическом мире: по выплавке никеля — первое, алюминия — второе, меди и цинка — третье, свинца — шестое. В 1987 году в стране было выплавлено (тыс. т): меди — 472, свинца — 210, цинка — 611, алюминия — 1500. Главные центры цветной металлургии созданы в городах Трейл (цинк и свинец), Томпсон (никель), Норанда (медь), Арвида, Шавиниган и Китимат (алюминий) и других. Отличительной чертой этой отрасли является экспортная направленность производства. В начале 80-х годов, например, вывозилось более 60 проц. производимых цветных металлов, в том числе около 85 проц. алюминия, 65 проц. меди, 60 проц. свинца.

Одна из наиболее быстроразвиваюшихся отраслей обрабатывающей промышленности — химическая, сформировавшаяся в значительной степени за счет притока капитала американских монополий. Для ее развития имеется богатая сырьевая база: крупные залежи серы, калийных и натриевых солей, нефти и природного газа. В отрасли насчитывается свыше 1200 предприятий с общим числом занятых около 97 тыс. человек.

В числе основных видов продукции — пластмассы и синтетические смолы, синтетический каучук, химические волокна, минеральные удобрения, моющие средства, лаки, краски и т. д. Предприятия химической промышленности сосредоточены главным образом в районах городов Сарния, Торонто, Монреаль, Ниагара-Фоле, Саскатун.

Высокого уровня развития достигли электротехническая и радиоэлектронная промышленность, приборостроение. Заводы этих отраслей располагают современным, высокоспециализирсванным оборудованием. Число работающих на них достигает 130 тыс. человек. Стоимость отгруженной продукции отрасли в 1986 году составила 12,3 млрд. долларов. Спектр выпускаемых изделий очень широк: оборудование большой мощности промышленного назначения (генераторы, электромоторы, переключатели высокого напряжения, оборудование ЛЭИ), радиоэлектронная аппаратура военного и гражданского назначения (ЭВМ, наземные и бортовые радионавигационные системы, оборудование для авиакосмической техники, средства радиотелефонной связи), кабели, электрооборудование для транспортных средств, измерительные приборы, бытовые электроприборы и радиотехника, радиоэлектронные компоненты и многое другое. Ведущие фирмы отраслей («Канадиен дженерал электрик», «Вестингауз Кэиада», «Интернэшнл бизнес мэшинз Канада», «Канадиен Маркони») непосредственно связаны с производством военной продукции. Электротехнические, радиоэлектронные и приборостроительные предприятия сосредоточены в основном в крупных промышленных центрах страны — Торонто, Монреале, Оттаве, Гамильтоне, Лондоне (провинция Онтарио) и Питерборо.

Военная промышленность. По сообщениям зарубежной печати, производством вооружений в Канаде занято около 90 крупных фирм, выпускающих оружие и военную технику для своей страны и на экспорт. Важное значение имеет подписанное б 1959 году канадско-американское соглашение о совместном военном производстве, согласно которому канадские компании имеют право наравне с американскими участвовать в торгах за заказы Пентагона, поставляя в США комплектующие изделия для производства техники для всех видов вооруженных сил. В 1987 году двумя странами была создана организация по вопросам военно-промышленной базы Северной Америки. Ее задачей является согласование производственных потребностей военной промышленности Канады и США и оптимизация путей их удовлетворения. В настоящее время около 70 проц. продукции, выпускаемой военной промышленностью Канады, экспортируется южному партнеру по блоку НАТО, однако она поддерживает Еоенно-экономические связи и с другими странами. Ведущую роль играют авиакосмическая, радиоэлектронная и судостроительная отрасли, а также производство ар-тиллерийско-стрелкового вооружения.

Авиакосмическая промышленность насчитывает около 100 компаний с общим числом занятых более 40 тыс. человек. Объем производимой продукции превышает 3 млрд. канадских долларов. По основным показателям развития данной отрасли Канада занимает пятое место среди развитых капиталистических стран, уступая США, Великобритании, Франции и ФРГ. Большая часть продукции (около 77 проц.) идет на экспорт, в котором преобладают узлы, детали, авиационное оборудование. В структуре авиационной промышленности представлены важнейшие отрасли производства — самолетостроение, выпуск авиационных двигателей, авиационного оборудования и отдельных узлов и деталей. Ниже приводятся краткие сведения о наиболее крупных фирмах отрасли.

«Де Хэвилленд эркрафт оф Кэнада» имеет два крупных предприятия в городах Торонто и Ванкувер, общее число занятых более 5,4 тыс. человек. Там выпускаются военно-транспортные самолеты DHC-5 «Буффало» (в канадских ВВС — СС-115), DHC-6 «Твин Оттер» (СС-138), DHC-71R (модификация пассажирского самолета). Последний используется для ведения ледовой разведки, охраны территориальных вод и побережья. Фирме «Канадэр» принадлежат несколько заводов в г. Монреаль, на которых занято свыше 5,5 тыс. человек. Основная продукция — самолеты типа «Челленджер-600 и -601» (в ВВС обозначаются СС-144), двухмоторный противопожарный самолет-амфибия CL-215, а также беспилотные средства разведки CL-89 и CL-227 -«Оентинел». Компания является также субподрядчиком в производстве двигателей и агрегатов для американских самолетов F-15, F-18, Боинг 767, С-5В, СР-140 и Р-ЗС.

«СПАР аэроспейс» специализируется на выпуске узлов и деталей для силовых установок самолетов и вертолетов (американских СН-46, французских «Пума», английских «Линкс»), инфракрасных систем обнаружения целей, РЛС, ИСЗ связи типов «Алузтт» и «Аник», дистанционных манипуляторов для космических кораблей многоразового использования «Шаттл».

«Иратт энд Уитни оф Кэнада» — дочерняя компания американской фирмы «Юнайтед текнолоджиз» — производит в основном силовые установки для самолетов, небольших кораблей и наземных транспортных средств, а также запасные части к ним. Число занятых 8 тыс. человек, почти 75 проц. продукции идет на экспорт.

«Макдоннелл Дуглас оф Кэнада» изготовляет детали, части крыльев и отдельные элементы фюзеляжей для военных (типа F/A-18 «Хорнет») и гражданских самолетов (DC-8, -9, -10).

«Бристоль аэроспейс» — ведущая фирма по созданию высотных зондирующих ракет типа «Блэк Брэнт» и 70-мм НУР CRV-7 классов «воздух—воздух» и «воздух—земля». Она производит также узлы и детали авиационных газотурбиных двигателей.

Радиоэлектронная промышленность Канады выпускает для военных самолетов бортовую навигационную аппаратуру, средства микроволновой связи, тренажеры для обучения экипажей, а также радиогидроакустические бук, отдельные элементы оборудования ИСЗ и разнообразную радиоэлектронную продукцию uj-енного назначения.

Одна из крупнейших в этой области фирм — «Канадиен Маркони». Ее предприятия специализируются на выпуске военной радиоэлектроники, в том числе авиационного оборудования, РЛС, средств связи для ВМС и сухопутных войск, средств телевизионной связи, электронных модулей для оконечных станций радионавигационной системы НАВСТАР, телевизионных систем контроля за полетом ИТУР «Хеллфайр». Компания имеет шесть основных отделений, 75 проц. продукции направляется на экспорт. «САЕ электронике» производит пользующиеся мировой известностью тренажеры для самолетов и вертолетов. Для них характерна высокая точность моделирования реальной полетной обстановки. Численность занятых на предприятиях компании около 3 тыс. человек. «Литтон системз оф Кэнада» — ведущая компания — изготовитель инерциальных навигационных систем для самолетов и крылатых ракет. Численность занятых на фирме составляет 3 тыс. человек.

Производство артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов сосредоточено на фирмах «Ди-Мако», «ИВИ индастриз» и «Канадиен арсеналз». Последняя выпускает продукции примерно на 100 млн. долларов и год, при этом 90 проц. поставляется национальным вооруженным силам. Заводы отрасли изготавливают патроны калибров 5,56; 7,62 и 9,0 мм, снаряды калибров от 20 до 105 мм, морские, противопехотные и противотанковые мины, различные бомбы, пороховые заряды для выстрелов к 105-мм гаубицам, средства защиты от ОМП.

Специализированиой бронетанковой промышленности в Канаде нет. Фирма «Дженерал моторе оф Кэнада» изготовляет двух-, трех- и четырехосные бронированные машины для своих вооруженных сил и американских. Военные грузовые автомобили, «джипы», мотоциклы производят компании «Бомбардир», «Пасифик трак энд трейлер» и «Канадиен фоурмост».

Судостроительнал промышленность располагает возможностями по строительству и ремонту боевых кораблей, в том числе фрегатов и эскадренных миноносцев водоизмещением до 5 тыс. т, а также судов на подводных крыльях, гидрографических судов для ВМС и других.

Ведущие фирмы данной отрасли — «Дэви шипбилдинг», «Сент-Джон шипбил-динг энд драй док комиани», «Скэн Мэрайн индастриз». Продолжается строительство серии фрегатов УРО типа «Галифакс» (шесть единиц). Завершение программы планируется на 1992 год. Осуществляется обслуживание и ремонт кораблей ВМС других стран НАТО. Основные центры судостроительной промышленности — Ванкувер, Торонто, Монреаль, Виктория, Сент-Катарине, Галифакс, Сент-Джон и Сорель.

Военная промышленность Канады тесно связана с военно-промышленным комплексом США. Как отмечают зарубежные эксперты, отрасль не может полностью обеспечить потребности, вооруженных сил в оружии и военной технике, ряд их основных видов закупается за рубежом в обмен на поставки тех образцов, в производстве которых специализируется данная отрасль.

Сельское хозяйство — важный сектор экономики Канады. По производству сельскохозяйственных продуктов на душу населения, их экспорту, а также по производительности труда и механизации страна занимает одно из ведущих мест в мире. Ь 198G году в сельском хозяйстве было занято около 488 тыс. человек. Площадь обрабатываемых земель почти 70 млн. га. Основная часть пахотных земель расположена на юге, вдоль границы с США (полоса шириной примерно 300 км). Развиты все основные отрасли сельского хозяйства.

Животноводство дает более половины стоимости продукции отрасли. В растениеводстве более четверти продукции (в стоимостном выражении) приходится на основную зерновую культуру — пшеницу.

Валовой сбор сельскохозяйственных культур можно проиллюстрировать следующими данными (1987 год, млн. т): пшеница — 25, ячмень — 14,2, рожь — 0,4, овес — 14, кукуруза — 6,2. Поголовье крупного рогатого скота составляло свыше 16 млн., свиней — около 11 млн.

Большое значение для экономики страны имеет внешняя торговля. В 1987 году объем внешнеторгового оборота достиг 243 млрд. канадских долларов, при этом положительное сальдо торгового баланса приблизилось к 15 млрд. Крупнейшим торговым партнером являются США — на них приходится 2/3 товарооборота. Заметна также роль стран Западной Европы и Японии.

Пути сообщения и транспорт. Значительные размеры территории Канады обусловили необходимость создания разветвленной транспортной сети. Получили интенсивное развитие все виды транспорта. В структуре грузооборота первое место принадлежит автомобильному транспорту: им перевозится около половины всех грузов. Протяженность автодорог составляет почти 900 тыс. км, в том числе с твердым покрытием около 500 тыс. км. Парк автомобилей насчитывает 17,3 млн. машин, из них около 15 млн. легковых. На железнодорожный транспорт приходится до 40 проц. перевозок грузов. Общая длина железных дорог 67 тыс. км.

Основные пути сообщения пролегают в южной части страны, где развиты магистральные транспортные артерии как широтного (соединяющие восточное и западное побережья), так и меридионального направления, связывающие канадские провинции с северными штатами США. Транспортная сеть северной части развита недостаточно.

Доля авиационного транспорта в грузообороте составляет лишь около 2 проц. Он используется в основном для перевозок пассажиров. Парк самолетов насчитывает примерно 730 машин со взлетной массой 9000 кг и более. В стране имеется свыше 60 аэропортов. Наиболее крупные из них — Торонто (пропускная способность 12 млн. пассажиров в год), Ванкувер и Монреаль (более 5 млн. каждый), Калгари (3,5 млн.), Виннипег, Эдмонтон и Оттава (почти по 2 млн.) и другие.

Важную роль играет водный транспорт. На внутренний водный транспорт приходится около 8 проц. грузооборота. В стране насчитывается до 650 морских и речных портов с суммарным годовым грузооборотом более 200 млн. т, из них 25 крупных глубоководных портов грузооборотом свыше 2 млн. т каждый. Основные морские порты — Ванкувер (грузооборот 50 млн. т), Тандер-Вей, Сет-Иль, Квебек (по 23 млн.), Монреаль и Порт-Картер (по 21 млн.), Ярмут и т. д.

Магистральные нефте- и газопроводы ориентированы также в широтном и меридиональном направлениях. По ним нефть и газ из западных канадских провинций поступает в крупные центры Тихоокеанского побережья и северо-западных штатов США. На Атлантическом побережье трубопроводы соединяют морские порты Канады и США с промышленно развитыми южными частями провинций Онтарио и Квебек. С запада на восток тянется несколько крупных трубопроводов. Все они, за исключением Трансканадского газопровода, проходят по территории США.

Вооруженные силы делятся по функциональному признаку на шесть командовании (мобильное, ВВС, ВМС, канадских вооруженных сил в Европе, связи и учебное), а по территориальному — на шесть территориальных военных округов. Во главе вооруженных сил формально стоит верховный главнокомандующий — генерал-губернатор. Фактически все законодательные акты по вопросам обороны я строительства вооруженных сил принимаются канадским парламентом, а административное и оперативное руководство войсками как в мирное, так и в военное время осуществляют премьер-министр, министр обороны и начальник штаба национальной обороны.

По сообщениям иностранной печати, численность регулярных вооруженных сил Канады на конец 1988 года превышала 82,3 тыс. человек. Комплектование вооруженных сил личным составом производится на добровольной основе. На территории страны имеется свыше 30 военных баз, в том числе 1 подчинено командованию ВВС, восемь — мобильному командованию, пять — командованию связи и три — командованию ВМС. Они расположены в основном в восточной части страны.

Канадские вооруженные силы, как считают иностранные военные специалисты, находятся в сравнительно высокой степени боевой и мобилизационной готовности, оснащены вполне современным оружием и военной техникой, личный состав имеет достаточную профессиональную подготовку. Их дальнейшее строительство увязывается с военными программами США и НАТО, а планы боевого применения предусматривают широкое участие в составе объединенных вооруженных сил блока. В целом, по оценке зарубежных экспертов, Канада является экономически развитым в хорошо подготовленным в военном отношении государством, существенным компонентом военной и военно-экономической мощи Североатлантического союза.

Подполковник Н. Николаенко, А. Белецкий

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 1989.

Последнее обновление 22.10.2010

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru