Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военная база Диего-Гарсия

 

Военная база Диего-Гарсия

 

Стремясь к мировому господству, империалистические круги Соединенных Штатов объявили обширные районы земного шара «зоной жизненных интересов» США. Одним из таких районов они считают и Индийский океан, удаленный от Соединенных Штатов на многие тысячи километров, но имеющий большое стратегическое значение, поскольку через него проходят важнейшие морские и воздушные трассы, связывающие Европу со странами Азии, Восточной Африки, с Австралией и Океанией.

В государствах, прилегающих к Индийскому океану, сосредоточены значительные мировые запасы стратегического сырья, особенно нефти, олова, каучука и золота. На этот район приходится более 60 проц. перевозок нефти капиталистических стран и около 10 проц. мирового морского грузооборота.

С целью контроля коммуникаций, оказания давления на развивающиеся страны региона, которые борются за политическую и экономическую независимость, а также поддержки стран с проамериканскими режимами командование ВМС США постоянно держит в Индийском океане армаду боевых кораблей. Систематически туда направляются авианосные ударные и десантные группы. Американская военщина уже давно вынашивает планы создания в Индийском океане 5-го флота, в составе которого намечается иметь две авианосные группы и две экспедиционные бригады морской пехоты.

Для обеспечения базирования и снабжения этих сил, а также «сил быстрого развертывания» (СБР), которые предполагается широко использовать для агрессии в этом районе, на о. Диего-Гарсия была создана военная база Пентагона.

Диего-Гарсия является одним из шести основных островов архипелага Чагос, расположенного почти в центре Индийского океана. Он был открыт португальцами в 1532 году. В 1786 году, оценив стратегическое значение этого острова, Великобритания пыталась создать здесь базу снабжения, однако Диего-Гарсия был захвачен Францией, которая владела им до периода наполеоновских войн. Затем остров опять перешел в английское владение. В 1965 году правительство Великобритании, вынужденное предоставить независимость Сейшельским о-вам, отторгло о. Диего-Гарсия от образовавшегося государства и включило его в состав британских территорий в Индийском океане.

В 1966 году США заключили с Великобританией соглашение, по которому получили право строительства на острове и использования в течение 50 лет узла связи для обеспечения радиосвязи американских кораблей и самолетов, находящихся в Индийском океане. В обход этого соглашения в январе 1971 года около 600 специалистов мобильного инженерно-строительного батальона ВМС США приступили к сооружению основных объектов военной базы, и уже в июле того же года первый американский самолет типа С-130 «Геркулес» совершил посадку на временную взлетно-посадочную полосу построенного здесь аэродрома.

Создание военной базы в 1972 году было узаконено дополнительным соглашением, которое лимитировало масштабы строительства, однако по договоренности 1976 года все ограничения были сняты. Новым соглашением оговорено, что все расходы по строительству и эксплуатации базы должны нести США, а использовать ее имеют право также корабли и самолеты Великобритании, Франции и Австралии.

Диего-Гарсия представляет собой атолл (остров кораллового происхождения) площадью 78 кв км (включая акваторию лагуны), простирающийся на 25 км с севера на юг и на 12 км с запада на восток. Протяженность внешней береговой линии 68,5 км (рис. 1). Площадь собственно суши атолла составляет 25 кв км, ширина — от 0,4 до 2,8 км. Лагуна (наибольшая длина 22 км и ширина 9 км) с севера прикрыта тремя островами и рифами, между которыми имеются два судоходных прохода. К внешней и внутренней береговой черте атолла прилегают коралловые рифы шириной 300 — 1200 м, находящиеся на глубинах до 5 м. Остров расположен в зоне тропических муссонов. Там ежегодно выпадает в среднем 2540 мм осадков (максимальное зарегистрированное количество — 3683 мм), среднегодовая влажность воздуха около 80 проц.

За 11 лет в строительстве базы Диего-Гарсия поочередно принимали участие 17 мобильных инженерно-строительных батальонов ВМС, сменяясь через каждые восемь месяцев. Одновременно на стройке было занято 450 — 900 человек. В ходе работ только от джунглей очистили площадь более 120 га, переместили 153 тыс. куб м грунта. На сооружение основных объектов базы было затрачено около 10 млн. человеко-дней, на дополнительные работы — 15 млн. человеко-дней. По заявлению командования ВМС, на создание базы к середине 1981 года было израсходовано почти 72 млн. долларов. Как полагают американские специалисты, общие затраты составят от 175 до 200 млн. долларов. В ходе строительства базы во внутренней лагуне к 1978 году были расчищены фарватер длиной 5600 м, шириной 229 м и глубиной 11,5 м для прохода судов к грузовому пирсу, а также акватория для разворота судов размером 838X1436 м. Дноуглубительные работы продолжались, и к середине 1979 года были оборудованы восемь якорных стоянок. К 1973 году вместо временной взлетно-посадочной полосы была построена бетонная ВПП длиной 1830 м, которую затем удлинили и расширили.

Ниже, по данным зарубежной печати, приводятся некоторые сведения об основных объектах военной базы США Диего-Гарсия.

Район якорных стоянок (до 6,4 км в диаметре, глубины до 11,5 м) расположен в северной части лагуны. Здесь могут разместиться авианосная группа в составе шести крупных кораблей основных классов и вспомогательные суда.

Аэродром (рис. 2) находится в северозападной части атолла и оборудован ВПП (посадочный курс 130 — 310°) с бетонным покрытием длиной 3660 м. Параллельно ей проложены рулежные дорожки, имеется также групповая стоянка вместимостью свыше 15 крупных самолетов, на которой построен большой ангар. Аэродром оборудован курсо-глиссадной системой посадки ВОРТАК и может принимать и обслуживать самолеты любых типов: стратегические бомбардировщики В-52 «Стратофортресс», тяжелые транспортные самолеты С-5 «Гэлекси» и С-141 «Старлифтер», самолеты-заправщики КС-135 «Стратотанкер» и КС-10 «Икстендер», самолеты базовой патрульной авиации Р-ЗС «Орион» и другие. Сообщается, что в настоящее время на аэродроме постоянно несет боевое дежурство отряд самолетов Р-ЗС (четыре машины), который меняется каждый месяц, а также находятся два — четыре транспортных самолета С-141. В отдельные периоды базовая патрульная авиация на острове усиливается авиаэскадрильей (восемь машин), включающей два отряда, причем, как правило, из разных авиаэскадрилий.

Топливо-грузовой терминал представляет собой пирс из усиленного железобетона длиной 335,5 м и шириной свыше 7,0 м. Он вынесен более чем на 1,5 км в глубь средней части лагуны за полосу коралловых рифов и соединен с берегом дамбой и эстакадой. Глубины у стенки позволяют швартоваться крупнотоннажным судам.

Склады горюче-смазочных материалов ВМС и ВВС емкостью более 100 тыс. т (расположены на площадке у основания дамбы) включают по две топливных цистерны для корабельного и авиационного топлива, а также резервуар для бензина (1787,6 тыс. л). Насосная станция топлив-но грузового терминала имеет девять мощных насосов для подачи горючего в емкости, на корабли и аэродром.

Склад боеприпасов ВМС располагает двумя складскими помещениями из усиленного железобетона размером 12,5X7,6 м каждое. Они окружены забором из кольчужной сетки (высотой 2,1 м) с двойными воротами шириной более 7 м.

Склад боеприпасов ВВС состоит из восьми бетонированных открытых площадок, окруженных с трех сторон земляными валами.

Узел связи ВМС расположен в северо-западной части атолла и обеспечивает коротковолновую радиосвязь и ультракорот-коволновую спутниковую связь надводных кораблей, подводных лодок и авиации ВМС и ВВС США в бассейне Индийского океана. С 1973 года его обслуживают 200 специалистов.

Станция радиоразведки, находящаяся в южной части острова, предназначена для радиоперехвата сообщений и пеленгования работающих бортовых радиостанций надводных кораблей, подводных лодок и самолетов, совершающих плавание и полеты в Индийском океане.

Система электроснабжения базы включает основную дизель-электростанцию мощностью 7500 кВт, запасную электростанцию с тремя дизель-генераторами мощностью по 1200 кВт и подземные дубли, рованные высоковольтные кабельные линии электропередачи, в том числе на топливно-грузовой терминал для берегового электроснабжения кораблей и судов, стоящих у пирса под погрузкой или разгрузкой.

Система водоснабжения основана на сборе дождевой воды и состоит из четырех отдельных районных систем, каждая из которых имеет до четырех водосборных модулей (в них по шесть колодцев). Из колодцев вода перекачивается в четыре резервуара емкостью по 3,8 м3 и самотеком по подземным трубам поступает к потребителям. Построен также пожарный резервуар емкостью около 570 м3.

Кроме того, на острове имеются склады предметов материально-технического снабжения ВМС и ВВС, метеостанция, телевизионный центр, автоматическая телефонная станция, военный лагерь на 1500 человек, жилой городок и другие объекты.

В последнее время на базе Диего-Гарсия постоянно находится 1600 — 1800 военнослужащих ВВС и ВМС США и около 30 военнослужащих ВМС Великобритании.

На острове постоянно базируется группа специальных судов — плавучих складов с размещенными на них тяжелым вооружением и запасами материально-технических средств, которые, как считают западные специалисты, могут обеспечить ведение боевых действий входящей в состав СВР экспедиционной бригады морской пехоты (численностью 12 000 человек) в течение 30 сут.

Таким образом, американский империализм создал в Индийском океане новую базу агрессии, которая способна обеспечить размещение и снабжение авианосных и амфибийно-десантных соединений, самолетов стратегической авиации и «сил быстрого развертывания», предназначенных для подавления национально-освободительных движений в странах, прилегающих к бассейну Индийского океана.

Капитан 2 ранга запаса В. Мосалев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №6 1984.

Последнее обновление 17.10.2010

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com