|
Французская Республика — одна из крупнейших капиталистических стран, оказывающих влияние на международную жизнь как в Западной Европе, так и во всем мире. В ее состав, кроме департаментов метрополии, входят также пять заморских департаментов — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон, о-ва Сен-Пьер и Микелон — и пять заморских территорий — Новая Каледония, Французская Полинезия, о. Майотта, о-ва Уоллис и о-ва Хорн (Футуна). С 1949 года Франция входит в НАТО, с 1955-го— в Западноевропейский союз, с 1957-го — в Европейское экономическое сообщество; она является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда. До начала 60-х годов Франция была активным участником НАТО, однако вследствие возникновения острых противоречий в 1966 году она вышла из военной организации Североатлантического союза и взяла курс на особое место в рамках этого блока. Во Франции были созданы национальные ядерные стратегические силы, пересмотрена военная доктрина, заявлено об отказе от абсолютного подчинения Соединенным Штатам в военных вопросах. Вместе с тем выход из военной организации НАТО не означал полного разрыва военных отношений со странами блока: по-прежнему части и соединения вооруженных сил продолжают участвовать в маневрах и учениях НАТО с целью отработки совместных действий, развивается сотрудничество в производстве оружия и военной техники, французские специалисты участвуют а работе по военной стандартизации и т. д. В основе военной политики Франции лежит стратегия «сдерживания и устрашения», разработанная в начале 60-х годов и базирующаяся на национальных стратегических ядерных силах. Одновременно продолжает укрепляться идея «атлантической солидарности». Союз Франции с НАТО рассматривается как решающее условие ее безопасности, а национальные вооруженные силы считаются основным резервом ОВС НАТО. В Париже придерживаются концепции так называемой «расширенной зоны безопасности», выдвинутой в середине 70-х годов. В соответствии с ней Франция является страной, имеющей глобальную ответственность, чьи жизненные интересы не ограничиваются национальной территорией, а включают всю Западную Европу и ближайшие к ней регионы. Вне этой зоны французы намерены оказывать ограниченную помощь своим союзникам. Следуя выбранному курсу, военно-политическое руководство продолжает наращивать мощь своих вооруженных сил, и прежде всего стратегических ядерных сил. Физике - географические условия. По площади (551,6 тыс. кв км) Франция занимает первое место среди стран Западной Европы. Протяженность территории страны (рис. 1) с севера на юг составляет 973 км, с запада на восток — 945 км. Общая протяженность сухопутных границ 2800 км, морских — 2700 км. Республика граничит на северо-востоке с Бельгией и Люксембургом, на востоке — с ФРГ, Швейцарией, Италией и Монако, на юго-западе — с Испанией и Андоррой, ее берега омываются водами Атлантического океана и Средиземным морем. Средняя высота территории Франции составляет 342 м; более 1/4 площади лежит ниже 100 м над уровнем моря, примерно 1/3 — на высотах 100— 250 м и лишь около 7 проц. — выше 1000 м. Низменности протянулись широкой полосой по всему северному, западному и южному побережьям страны. Морской берег в этих районах большей частью отмелый дюнный, местами заболоченный, в Средиземноморье — частично лагунный. Центральные районы занимают средневысотные сглаженные горы (Центральный массив, наибольшая вершина 1885 м), в северо-восточной и восточной частях расположены Арденны и Вогезы, а на юго-востоке — Западные Альпы, где находится высшая точка Франции — гора Монблан (4807 м). Значительная часть горных хребтов покрыта ледниками. Имеется ряд перевалов и тоннелей, через которые проходят транспортные коммуникации. На юго-западе страны по границе с Испанией протянулись северные склоны труднопроходимых Пиренейских гор (самая высокая вершина 3404 м). Климат большей части Франции морской, умеренный, с теплым летом (средняя температура июля 16—20°) и мягкой зимой (-(-5°). С продвижением на восток он приобретает черты континентального. Для южных районов страны характерен средиземноморкий климат. Естественная растительность сильно изменена хозяйственной деятельностью. Леса занимают около 20 проц. территории, в них преобладают дуб, бук, сосна, береза. Страна имеет развитую речную сеть, часть которой пригодна для судоходства. Большинство рек соединены судоходными каналами в единую систему. Население и государственный строй. По численности населения (55,5 млн. человек на начало 1985 года) Франция занимает четвертое место среди стран Западной Европы. Средняя плотность населения составляет около 100 человек на 1 кв. км. В городах проживает 75 проц. жителей, в том числе в крупных — более 16 проц. Национальный состав в основном однороден. Помимо французов (93 проц.), в стране имеется несколько народностей и национальных меньшинств (эльзасцы, лотарингцы, бретонцы, фламандцы, баски, корсиканцы и другие), а также проживает примерно 4,5 млн. иностранцев (в том числе иностранных рабочих) — алжирцы, испанцы, итальянцы, португальцы. Подавляющее большинство верующих — католики. Численность экономически активного населения достигает 23 млн. человек, в том числе занято 20,5 млн., остальные — безработные. Столица страны — Париж (2,2 млн. жителей в пределах официальной городской черты, около 10 млн. в «Большом Париже»). К крупнейшим городам относятся Лион (1,2 млн.), Марсель (1,1 млн.), Лилль (936 тыс.), Бордо (640 тыс.), Тулуза (541 тыс.). В административном отношении территория Франции делится на 96 департаментов, в которые входят 325 округов.
Франция — буржуазная республика, во главе которой согласно конституции 1958 года стоит президент. Он избирается всеобщим прямым голосованием на семь лет и облечен широкими полномочиями: назначает премьер-министра и членов правительства, председательствует на заседаниях совета министров, высшего совета обороны и комитета обороны, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право объявлять чрезвычайное положение. Высшим органом законодательной власти является двухпалатный парламент. Нижняя палата — Национальное собрание (491 депутат) избирается на пятилетний срок, верхняя палата — Сенат (318 сенаторов) — на девять лет, при этом каждые три года его состав обновляется на 1/3. Исполнительная власть осуществляется президентом и советом министров. В его состав входят премьер-министр, министры и государственные секретари.
В стране действуют несколько политических партий и группировок. Французская коммунистическая партия создана в 1920 году, насчитывает более 600 тыс. человек, отстаивает интересы рабочего класса, имеет влияние во многих демократических организациях. Французская социалистическая партия существует с 1905 года, реорганизована в 1971-м, в нее входит 240 тыс. человек, основу партии составляют мелкобуржуазные слои города и деревни. Союз за французскую демократию — федерация буржуазных партий и группировок правоцентристского характера (Республиканская партия, Центр социальных демократов, Партия радикалов и радикал-социалистов) образован в 1978 году, представляет интересы крупной, части средней и мел- кой буржуазии, насчитывает около 220 тыс. членов. Объединение в поддержку республики (свыше 860 тыс. человек)— это буржуазная партия, созданная в 1958 году сторонниками де Голля. Ее социальная опора — крупная и средняя буржуазия, националистически настроенная часть мелкой буржуазии. В политической жизни принимают участие и другие организации различного характера. Экономика. Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства она занимает четвертое место в капиталистическом мире. В структуре ВВП доля промышленности составляет 28,5 проц., сельского хозяйства — 4, строительства — более 6 проц. Большую роль в хозяйстве Франции играют внешнеторговые связи: удельный вес экспорта в ВВП достигает 20 проц., импорта — 21,5. Около 60 проц. внешнеторгового оборота приходится на западноевропейские страны. В импорте преобладает минеральное сырье и топливо (25 проц.), а также машины и оборудование (24). Страна экспортирует в основном продукцию машиностроения, химической промышленности, сельскохозяйственные товары. Важное место занимает экспорт оружия и военной техники, по объему которого Франция уступает лишь США. Характерной чертой французской экономики является высокоразвитая банковская система. По уровню концентрации финансового капитала страна обгоняет США, ФРГ и Японию. В стране уделяется внимание укреплению и развитию научно-технического потенциала. На проведение НИОКР ежегодно расходуется около 2 проц. ВВП. По этому показателю Франция отстает от ведущих капиталистических государств, и правительство планирует поднять его до 2,5 проц. к 1990 году, при этом значительная часть выделяемых средств направляется на проведение НИОКР в военных целях. В первой половине 80-х годов усилившиеся кризисные явления и затянувшаяся структурная перестройка хозяйства значительно снизили темпы экономического роста. За 1980—1985 годы ежегодный прирост ВВП составлял в среднем 1 проц. по сравнению с 3 проц. в предыдущие пять лет. Резко возрос дефицит государственного бюджета и внешний долг страны, увеличилось отрицательное сальдо платежного баланса. Рекордного уровня достигла безработица. Правительство в целях улучшения экономического положения проводит политику «жесткой экономии», отвечающую интересам правящего класса, что вызывает обострение социальных конфликтов и рост армии безработных. Сырьевая база для развития экономики в целом ограничена. Энергетические полезные ископаемые представлены каменным и бурым углем, природным газом и нефтью, а среди металлических наибольшее значение имеют железные и урановые руды, бокситы. Имеются также небольшие месторождения свинцовых, цинковых, вольфрамовых и других руд. Недра страны богаты калийной и поваренной солью, серой, плавиковым шпатом. Ежегодная добыча полезных ископаемых в среднем составляет: каменного угля — около 18 млн. т, нефти — почти 2,5 млн., железной руды — 15 млн., бокситов — 1,7 млн., природного газа — 7—9 млрд. куб. м урановой руды — 3,5 тыс. т. В целом, как признают французские специалисты, собстэенные природные ресурсы не обеспечивают потребностей страны, поэтому ее экономика в большой степени зависит от внешних источников сырья. Несмотря на сложное экономическое положение, военно-политическое руководство проводит курс на усиление милитаризации страны. Военные расходы возросли за 1981—1985 годы в 1,5 раза и составляют ежегодно около 4 проц. ВВП. По их величине Франция занимает третье место среди капиталистических стран. Только на 1986 год министерству обороны выделено 195,3 млрд. франков. Промышленность. В промышленном производстве Франции занято около 5 млн. человек. Ведущая роль в нем принадлежит обрабатывающей промышленности и электроэнергетике; добывающая промышленность в связи с недостаточной сырьевой базой развита слабо. Транспортное машиностроение, радиоэлектроника и электротехника, нефтепереработка и химическая промышленность являются важнейшими отраслями обрабатывающей промышленности. В состоянии кризиса долгое время находится судостроение. В последние годы быстрыми темпами развиваются перспективные отрасли — производство станков с ЧПУ, роботов, гибких производственных систем, компьютеров, композиционных материалов. Французская автомобильная промышленность — одна из наиболее развитых среди стран Западной Европы. Производство автомобилей (около 3,5 млн. в год, в том числе 0,4 млн. грузовых) осуществляется главным образом государственной компанией «Рено» и частным объединением «Пежо — Ситроен». Ежегодно экспортируется до 1,5 млн. автомашин. Крупнейшие заводы размещены в городах Сошо, Париж, Рен, Дуэ, Флен. В радиоэлектронной и электротехнической промышленности насчитывается около 12 проц. занятых и создается почти 10 проц. стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Отрасль высокомоно-полизирована. Ведущая роль принадлежит крупным компаниям «Томсон-КСФ», «Сит — Алкатель» САЖЕМ, «СИИ-Ханиуэл Бюль», САФТ, «Альстом-Атлантик». Быстрый рост производства в отрасли в значительной мере объясняется военной специализацией многих радиоэлектронных фирм. Основные центры отрасли расположены в городах Париж, Лион, Бордо, Гавр, Корбей-Эсон. Химическая промышленность (свыше 10 проц. занятых, около 12 проц. стоимости продукции обрабатывающей промышленности и 16 проц. экспорта) также характеризуется высокой степенью монополизации. Крупнейшие химические концерны имеют предприятия в Гавре, Тулузе Руане, Дюнкерке, Лионе, Гренобле. Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов составляет около 150 млн. т в год, включая вторичную переработку. В настоящее время наметилась тенденция к сокращению их действующих мощностей. Основные предприятия сосредоточены в районе двух портов, являющихся пунктами приема импортной нефти— Гавр и Лавера. Основу электроэнергетики составляют тепловые станции, среди которых на первое место в последние годы вышли атомные электростанции, имеющие общую мощность 39 млн. кВт. По производству электроэнергии страна занимает второе место в Западной Европе. Военная промышленность является наиболее динамично развивающимся и конкурентоспособным секгором промышленности Франции. За последние 15 лет, по данным зарубежной печати, объем ее производства в денежном выражении увеличивается примерно на 6 проц. в год (в постоянных ценах), что связано с ростом заказов для французских вооруженных сил и одновременно со значительным увеличением поставок на экспорт. Она занимает второе место в капиталистическом мире после США как по стоимости выпускаемой продукции, так и по объему экспорта, на который приходится 5 проц. всего экспорта Франции и свыше 10 проц. продажи оружия и военной техники в мире. По данным журнала «Арме д'ожурдюи», в 1983 году в военной промышленности Франции насчитывалось 310 тыс. занятых. Широкое участие государства в производстве оружия и военной техники (на чолю государственного сектора приходится свыше 80 проц. стоимости военной продукции), экспортная направленность военного производства (более 40 проц. создаваемого вооружения направляется за пределы страны) и высокая степень концентрации военной промышленности (восемь крупнейших компаний выполняют свыше 70 проц. военных заказов) — таковы ее характерные черты на современном этапе. Атомная промышленность включает комплекс научных и производственных центров, которые обеспечивают полный технологический цикл от добычи сырья до производства ядерных боеприпасов и ядерного топлива. По сообщениям зарубежной печати, в отрасли занято около 30 тыс. человек. Вся производственная деятельность осуществляется компанией «Кожема». Основные предприятия расположены в городах Пьерлат, Маркуль, Ла-Аг, Париж, Гренобль. Авиаракетная промышленность! занимает ведущее место среди отраслей военной промышленности Франции и второе — в капиталистическом мире по объему экспорта авиационной и ракетной техники. Крупнейшими производителями авиаракетной техники являются фирмы «Аэроспасьяль», «Дассо — Бреге», «Матра», «Томсон— КСФ», СНЕКМА и другие. Заводы по сборке самолетов находятся в городах Бордо и Тулуза, вертолетов— в г. Мариньян. Ракеты различных классов изготавливаются на предприятиях в Сен-Медар-ан-Жаль (недалеко от Бордо), Бурж, Сальбри и Сель-Сен-Дени. Производство авиационных и ракетных двигателей сосредоточено на предприятиях компаний СНЕКМА в Эври-Корбей (под Парижем) и Шательро, «Тюрбомека» — в Бордо, «Микротюрбо» — в Тулузе, а также на заводах других фирм. Более 130 компаний занимаются созданием авиационного и ракетно-космического оборудования. Радиоэлектронная промышленность — вторая среди отраслей военного производства по численности занятых (свыше 50 тыс. человек) и стоимости выпускаемой продукции (20 проц.). Производственную базу составляют предприятия ведущих государственных и частных компаний «Томсон—КСФ», «Элек-троник Серж Дассо», «Электроник аэроспасьяль», СФЕНА, СФИМ, «Крузе» и СОПЕЛЕМ, крупнейшие из которых расположены в районе Парижа. Важнейшая продукция отрасли — радиоэлектронная аппаратура систем управления оружием, аппаратура связи, навигационное оборудование. Бронетанковая промышленность, по мнению иностранных военных специалистов, способна полностью обеспечить вооруженные силы страны современной техникой и выполнять крупные экспортные заказы. Она представлена государственными военными арсеналами, входящими в промышленное объединение ЖИАТ, и предприятиями государственных и частных компаний. Beдущим является арсенал в г. Роан, на котором выпускаются танки, БМП и БРМ. Другие сборочные предприятия отрасли находятся в городах Шалон-сюр-Сон (легкие танки и спецмашины на их базе), Сен-Шамон (БТР), Мароль-ан-Юрпуа (БТР, БРМ). Комплектующие детали и узлы поставляют военные арсеналы ЖИАТ в городах Бурж и Тарб, а также заводы других компаний. Головной научно-исследовательский центр отрасли находится в г. Версаль. Артиллерийско-стрелковая и боеприпасная отрасли промышленности являются старейшими в военном производстве. Разработка и изготовление артиллерийско-стрелкового оружия осуществляется на государственных арсеналах в городах Бурж, Тарб (артиллерийские орудия), Роан (САУ), Сент-Этьенн (стрелковое оружие), Тюль (орудия зенитной артиллерии), а также на заводах частных компаний в городах Париж, Ла-Ферте-Сент-Обен и Тюль (минометы), Кюсе и Мюлуз (гранатометы и стрелковое оружие), Сен-Шамон (корабельные артустановки), Бурж (гранатометы). Производственную базу по выпуску боеприпасов составляют государственные военные арсеналы и заводы. Их собирают также на предприятиях частного сектора. Изготовление взрывчатых веществ, порохов и ракетного топлива полностью сконцентрировано на государственных заводах. Кораблестроительная промышленность имеет большой опыт строительства кораблей. По объему производства она занимает третье место в капиталистическом мире. Общая численность занятых в ней превышает 30 тыс. человек. Промышленная база, по данным справочника «Джейн'с файтинг шипс», насчитывает 13 предприятий, главными среди которых являются государственные военно-морские арсеналы. Основные предприятия отрасли расположены в городах Брест (авианосцы, крейсера УРО, эсминцы УРО, фрегаты УРО), Шербур (подводные лодки всех классов), Лорьян (эсминцы УРО, фрегаты УРО, тральщики). К строительству боевых кораблей привлекаются также частные судоверфи в городах Сен-Назер, Ла-Сен-сюр-Мер, Нант и другие. Сельское хозяйство. Франция, являющаяся крупнейшим в Западной Европе производителем сельскохозяйственной продукции, полностью обеспечивает свои потребности, а часть ее (продовольственное зерно, мясо молочные продукты, фрукты) экспортирует. В структуре сельскохозяйственного производства около 55 проц. приходится на продукцию животноводства и 45 проц,— на растениеводство. Широко распространено разведение крупного рогатого скота, а в земледелии — выращивание пшеницы и кормовых культур. Развито садоводство, виноградарство и морское рыболовство. Ежегодное производство основных сельскохозяйственных продуктов составляет (в млн. т): зерновые — около 50, картофель — 6, мясо — 5,5, молоко — свыше 30. Годовой улов рыбы достигает 700 тыс. т. Пути сообщения и транспорт. Характерной чертой транспортной системы является довольно густая сеть железных и автомобильных дорог, судоходных рек и каналов. В грузообороте большая роль отводится также морскому, авиационному и трубопроводному транспорту, Основные транспортные маршруты имеют ярко выраженное радиальное направление с единым центром — Парижем. В перевозках одно из ведущих мест занимает жолезнодорожный транспорт (33 проц. грузооборота). По данным французских статистических справочников, общая протяженность эксплуатируемых железных дорог 34,7 тыс, км, из них более 11 тыс. км электрифицировано. На главных магистралях проложены двухпутные линии (14 тыс. км), а вокруг крупных транспортных узлов — многопутные. Плотность железнодорожной сети составляет 6,2 км на 100 кв км территории. Для сравнения отметим, что в ФРГ этот показатель достигает 12,1 км, а в Италии — 6,6 км. Наибольшее количество железных дорог приходится на восточную часть страны. В 1983 году во Франции завершено строительство высокоскоростной железнодорожной линии Париж — Лион (максимальная скорость движения 370 км/ч). К числу друих важных магистралей относятся Париж — Орлеан — Лимож — Тулуза — Нарбон, Париж — Тур — Ангулем — Бордо — Байонна, Париж — Дижон — Лозанна (Швейцария), Париж — Мобеж и далее в Бельгию. Крупнейшими железнодорожными узлами являются города Париж, Тур, Лимож, Бордо, Тулуза, Ним, Лион, Дижон, Руан, Мец. Железные дороги находятся в хорошем техническом состоянии. В диспетчерской службе широко распространены системы автоматизации с использованием ЭВМ. На начало 1985 года парк подвижного состава насчитывал свыше 2,4 тыс. электровозов, более 2 тыс. тепловозов, около 260 тыс. вагонов, из них 16 тыс. пассажирских. Грузооборот автомобильного транспорта превышает перевозки по железным дорогам, но его доля в последние годы несколько снижалась. По протяженности автодороги Франции наибольшие в Западной Европе, однако по плотности дорог и доле автодорог высшего класса страна уступает ФРГ, Италии и Великобритании. Общая протяженность автомобильных дорог свыше 800 тыс. км, из которых на дороги с твердым покрытием приходится более 655 тыс, км. На автострадах преобладает двухрядное движение, на особо напряженных участках количество рядов достигает шести. Основные автострады: Париж — Орлеан — Пуатье — Бордо, Париж — Лилль — Дюнкерк, Париж — Кан, Париж — Бон — Лион — Оранж — Марсель, Бордо — Тулуза — Нарбон — Оранж. По мнению иностранных специалистов, технический уровень автомобильных дорог Франции в целом высокий, особой насыщенностью инженерно-техническими сооружениями отличаются дороги горных районов (Альпы и Пиренеи). Вместе с тем в стране меньше, чем, например, в ФРГ доля дорог, приспособленных к скоростному и интенсивному движению тяжелых автомашин. В начале 1985 года автопарк составлял 24, 1 млн. машин, в том числе II, 6 млн. легковых. Воздушный транспорт. Аэродромная сеть страны насчитывает почти 740 аэродромов, гидроаэродромов и посадочных площадок всех типов, из них около 400 с ВПП длиной более 500 м. Из этого количества для базирования и рассредоточения боевой и военно-транспортной авиации пригодными считаются 105 (имеют ВПП длиной, свыше 1800 м и соответствующее оборудование). Крупнейшим центром авиационных сообщений является Париж, где сосредоточено 3 международных аэропорта и 11 аэродромов местного назначения. Современные аэропорты построены в Тулузе, Ницце, Лионе, Бордо, Марселе. Самолетный парк насчитывает более 6,5 тыс, самолетов и свыше 420 вертолетов. Морскому транспорту принадлежит ведущее место во внешнеторговых перевозках. По данным Регистра Ллойда, в морском торговом флоте страны насчитывается около 400 судов общим тоннажем 8,58 млн, брутто per. т (11-е место в мире), из них более половины находятся в эксплуатации менее десяти лет. Большая часть тоннажа приходится на нефтяные танкеры (4,8 млн. т). В стране насчитывается 18 портов с грузооборотом более 1 млн. т в год. Крупнейшие из них Марсель, Гавр, Дюнкерк. Два первых порта являются основными пунктами приема импортной нефти и газа. Техническое состояние ремонтной базы портов поддерживается на высоком уровне. В 1980 году в Бресте введен в эксплуатацию сухой док (420 X 80 м), в котором можно осуществлять ремонт крупнотоннажных танкеров, в порту Марселя находится крупнейший в Западной Европе сухой док (465 X 85), в Гавре — один из самых больших в мире плавучих доков. Определенную роль в грузообороте (около 5 проц.) играет внутренний водный транспорт. Франция занимает первое место в Западной Европе по длине внутренних водных путей, из которых пригодными для навигации считаются свыше 8,5 тыс. км, в том числе более 4,6 тыс. км приходится на каналы, соединяющие все важнейшие реки. Основными судоходными реками являются Сена, Уаза, Рейн, Рона, Сона, Мозель. Важнейшие судоходные каналы: Марна—Рейн, Рона—Рейн, Южный канал, Валансьен — Дюнкерк и другие. Большая часть водных путей расположена в северных и северо-восточных районах. На них построено большое количество инженерно-технических сооружений. Речной флот страны насчитывает свыше 4,8 тыс. судов, из которых около половины построено до 1950 года. На долю трубопроводного транспорта приходится свыше 15 проц. внутреннего грузооборота. Длина нефтепроводов и трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов составляет 7,7 тыс. км, а магистральных газопроводов — около 25 тыс. км. Во Франции построено несколько военных трубопроводов, которые входят в систему трубопроводов военного назначения НАТО: Гавр — Валансьен (для нефти), Донж — Мец и Лавера — Лион — Лангр — Страсбур (для топлива), причем последние соединены между собой. Сеть трубопроводов гражданского назначения начиналась с создания в 1958 году первого в Западной Европе трубопровода Гавр — Париж, послужившего основой системы снабжения нефтепродуктами Парижского района. В настоящее время это разветвленная сеть трубопроводов общей протяженностью более 1300 км. Второй крупный магистральный трубопровод Лавера — Лион — Гренобль — Женева имеет длину почти 600 км. Места добычи или пункты выгрузки импортируемой нефти с нефтеперерабатывающими заводами связаны нефтепроводами. К основным из них относятся Лавера — Лион — Стресбур — Карлсруэ (ФРГ), Гавр — Гранпюи, Парантис-ан-Борн — Ам-бес. К основным газопроводам относятся линии, соединяющие месторождение Лак с крупными городами страны, а также магистрали, идущие из других западноевропейских стран. На территории страны существует развитая система подземных хранилищ нефти, нефтепродуктов и газа как в естественных хранилищах, так и в искусственно созданных. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных, военно-морских сил и военной жандармерии. По сообщениям иностранной печати, численность регулярных вооруженных сил составляет 477 тыс. человек и жандармерии около 90 тыс. В резерве вооруженных сил Франции в 1986 году находилось 393 тыс. человек. Ответственность за строительство вооруженных сил, их состояние и реализацию военной политики возложена на министра обороны (назначается из гражданских лиц), которому подчинены штабы вооруженных сил и отдельных их видов. Непосредственное руководство подготовкой и деятельностью вооруженных сил страны в мирное время осуществляет начальник , штаба вооруженных сил через начальников штабов видов вооруженных сил, которые фактически являются командующими. В военное время он назначается начальником генерального штаба. В настоящее время строительство вооруженных сил осуществляется в соответствии с планом их развития на 1984—1988 годы. Территория Франции разделена на шесть военных округов, каждый из которых состоит из двух — шести военных районов (всего 22). П. Воронов, А. Исаев Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1987. Последнее обновление 16.10.2009 год |