|
Греция (Греческая республика) — государство на юго-востоке Европы — занимает выгодное географическое положение в восточной части Средиземного моря вблизи стран социалистического содружества на перекрестке морских и воздушных коммуникаций, связывающих страны Азии и Африки с Европой и Америкой. Она является членом агрессивного Североатлантического союза, и ее территория входит по нарезке НАТО в Южно-Европейский ТВД.
США и европейские страны НАТО оказывают Греции ежегодную военную и экономическую помощь. Согласно оценке западных специалистов, военная помощь США Греции с начала 50-х годов по 1987 год включительно составила 6,145 млрд. долларов, экономическая превысила 2 млрд. Помощь ФРГ за 1964 — 1988 годы приблизилась к 1 млрд. марок. Тем самым США и НАТО стремятся сохранить экономическую и военную зависимость страны, удержать ее как своего союзника, еще глубже втягивая в милитаристские приготовления, направленные против Ссаегского Союза и других социалистических стран. Военные эксперты Североатлантического союза подчеркивают, что если бы она вышла из НАТО и заняла нейтральную позицию, то Турция как главный плацдарм на южном фланге блока оказалась бы изолированной и возможность военного присутствия США в Восточном Средиземноморье была бы значительно подорвана. США и НАТО рассматривают территорию Греции в качестве важного плацдарма для ведения военных действий против Советского Союза, Болгарии и других стран Балканского п-ова. Будучи членом НАТО, Греция тем не менее по основным международным проблемам занимает самостоятельные позиции. Ее внешнеполитический курс основывается на принципах сохранения национальной независимости, невмешательства в дела других государств и поддержания отношений со всеми странами, независимо от их политической ориентации. Греция выступает за создание на Балканах безъядерной и свободной от химического оружия зоны и превращение Средиземного моря в море мирного сотрудничества. Продолжают оставаться неурегулированными греко-турецкие отношения по ряду проблем, связанных с Эгейским морем и Кипром, несмотря на активизацию деятельности обеих сторон, направленную на решение этих вопросов. Физико-географические условия. Страна расположена в южной части Балканского п-ова и на прилегающих островах (свыше 3 тыс., или 19 проц. всей площади) Ионического, Средиземного и Эгейского морей, занимает территорию 131,9 тыс. кв. км, граничит с Албанией, Югославией, Болгарией и Турцией (рис. 1). Крупнейшие острова — Крит, Эвбея, Родос, Лесбос. Протяженность материковой части суши с севера на юг около 600 км, а с запада на восток от 100 до 600 км. Длина сухопутной границы 1167 км, а береговой линии свыше 15 тыс. км. Берега Греции крутые и сильно изрезаны. Многочисленные заливы и бухты являются естественными гаванями. Наиболее значительные полуострова Пелопоннес и Халкидики. Около 2/3 территории Греции занимают горы и плоскогорья высотой 1200 — 1800 м. Высшая точка — гора Олимп (2917 м). С северо-запада на юго-восток страну пересекают две горные системы. Труднопроходимая западная тянется вдоль побережья Ионического моря и переходит на п-ов Пелопоннес. Восточная система охватывает массивы Парнас и Отрис, затем переходит не о. Эвбея и о-ва Киклады. Через горные системы есть несколько проходов. Горы расчленены широкими долинами, наиболее значительные из которых Салоникская и Фессалийская. Климат низменной части страны типично субтропический средиземноморский, с мягкой, дождливой, пасмурной зимой и жарким сухим летом. Средняя температуре января от 4°С на севере до 11°С на юге, июля соответственно от 24 до 28°С. За последние десять лет средняя температура находится на отметке 17,8°С. На равнинах осадков выпадает до 350 мм в год, а на наветренных склонах гор — 1200—1400 мм. Наибольшее число дней с осадками приходится на период с декабря по март. В горах (выше 600 м над уровнем моря) и на севере страны климат более прохладный, зимой температура опускается ниже 0°С. Снежный покров на вершинах держится до трех месяцев. Реки, как правило, горные, короткие. Наиболее значительные из них Марица, Нестос, Вардар, Стримон. Их питание преимущественно дождевое. Самые крупные озера — Трихонис, Вегоритис и Преспа. Кроме того, встречается много небольших карстовых озер. Население и государственный строй. В Греции проживает 10 млн. человек (1988 год), из которых мужчин до 49 проц. Свыше 95 проц. населения —греки, в центральных областях живут албанцы, на востоке — турки, болгары. Кроме того, имеются цыгане, евреи. В последние годы рождаемость страны уменьшилась. Среднегодовые темпы роста составляют 0,5 проц. Во внешней миграции преобладает эмиграция (ежегодно до 100 тыс. человек) в Западную Европу, особенно в ФРГ. Средняя плотность населения 75 человек на 1 кв км, но размещено оно неравномерно. Наиболее плотно заселены прибрежные равнины — до 150 человек на 1 кв км, з в горных районах менее десяти человек на такой же площади. Примерно 1/10 населения живет на островах. Количество городских жителей постоянно растет, и сейчас их насчитывается около 58 проц. К крупнейшим городам относятся Афины (свыше 3 млн. жителей, включая порт Пирей), Салоники (более 870 тыс.), Лариса (254 тыс.), Патры (155 тыс.). Из общего количества самодеятельного населения (около 3,9 млн. человек) в промышленности занято более 31 проц., в сельском хозяйстве — почти 29 проц. Государственный язык — греческий. Подавляющее большинство населения исповедует православное христианство, небольшая часть — католики, имеются такжэ мусульмане. В соответствии с Конституцией 1975 года Греция — парламентская республика с президентской формой правления. Глава государства — президент — избирается парламентом на пять лет. Законодательная власть в стране принадлежит парламенту (однопалатный), состоящему из избираемых на четыре года 300 депутатов, и президенту республики. Исполнительная власть осуществляется президентом республики и правительством во главе с премьер-министром. Территория Греции разделена на девять административных районов, включающих 52 нома (области). Последние состоят из епархий (районов). В стране действуют несколько политических партий и профсоюзы. Правящая партия — Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК, создана в 1974 году) отражает интересы в основном мелкобуржуазных слоев населения, выступает с социал-реформистских позиций. Ее лидер является премьер-министром. Правая партия Новая демократия (НД), отстаивающая интере сы крупной промышленно-финансовой буржуазии, связанной с иностранным капиталом, и крупных землевладельцев, основана в 1974 году. Демократическое обновление образована в 1985 году отклонившимися от НД депутатами парламента. Коммунистическая партия Греции (КПГ) — партия ребочего класса, создана в 1918 году, до 1920 года называлась Социалистическая рабочая партия, последовательно выступает в защиту коренных интересов трудящихся, демократических прав и свобод народа, борется за выход Греции из НАТО и ликвидацию иностранных военных баз. Под руководством КПГ действует Коммунистическая молодежь Греции. Существует также более десяти других политических партий и группировок, имеющих незначительное влияние. Большинство отраслевых и региональных профорганизаций страны входит во Всеобщую конфедерацию трудящихся Греции (ВК7Г). Экономика. Греция — индустриально-аграрная страна со средним уровнем развития производительных сил. По объему валового национального продукта (ВНП) она находится на предпоследнем месте среди стран — членов ЕЭС. В структуре ВНП на долю промышленности и строительства приходится около 24 проц., сельского хозяйства — почти 17 проц., на непроизводственную сферу — свыше 50 проц. Для экономики Греции характерны большая зависимость от иностранного монополистического капитала, хронический дефицит внешнеторгового и платежного баланса, значительная зависимость от импорта нефти, высокий уровень инфляции (в пределах 17 проц. в год). Сырьевые и энергетические ресурсы. Греция располагает крупными запасами полезных ископаемых, энергетическими ресурсами, что способствует развитию промышленности. В стране добывается более 30 видов руд и минералов, в том числе бокситы (центральная часть страны, п-ов Халкидики, о-ва Эвбея и Аморгос), лигниты (Птолемаис, Мегалопо-лис и другие), магнезит (Эвбея, Халкидики), ферроникелевые руды (Локрис, Ларимна, Эвбея), смешанные сульфидные руды (Лазрион, Халкидики), хромит (Халкидики, Македония, Фессалия, Фракия), барит (о-ва Милос и Миконос). Производство и добыча основных видов полезных ископаемых з 1987 году характеризовались следующими показателями (тыс. т, в скобках для сравнения указаны данные за 1981 год): лигниты 36 250 (27 214), бокситы 2945 (3218), хромиты 151 (40), бариты 120 (116), никелевые руды 2120 (2290), магнезит 1260 (1062), марганцевые руды 30(80). Добываются также железная руда, свинец, цинк, медь, серебро, сера, асбест, тальк и т. д Из-за недостатка в стране мощностей по переработке значительное количество руды идет на экспорт в необработанном виде или как полуфабрикат. От экспорта продукции добывающей промышленности Греция получает 15—16 проц. валютных поступлений. Добыча нефти ведется на единственном месторождении, расположенном на прибрежном шельфе Эгейского моря. В 1987 году она составила 1,2 млн. т. Потребление сырой нефти превышает ее производство в 9—10 раз и покрывается за счет импорта (до 13 млн. т в год). В стране действуют четыре нефтеперерабатывающих завода (в городах Салоники, Элефсис, Коринф, Аспропиргос) общей мощностью 21 млн. т сырой нефти в год. В топливно-энергетическом балансе на бурый уголь приходилось более 65 проц. (1986 год), нефтепродукты — 25 проц., гидроэнергию — около 10 проц. Промышленность потребляет до 50 проц. энергии Мощность электростанций, входящих в единую энергосистему, составляет более 8,3 млн кВт, в том числе тепловых свыше 6,6 млн. кВт. Среди последних наиболее крупные находятся в Кардии, Лаврионе, Птолемаисе, Мегалополисе, Аливерионе, Керацини (Афины). Важнейшие ГЭС — Кастракион, Кремаста (рис. 2), Пурнари и другие. Выполняется программа развития энергетики на 1983— 1994 годы, согласно которой намечено построить десять ТЭС на лигнитах и 15 ГЭС (20 гидроагрегатов). Строительство АЭС пока не планируется. Среди отраслей обрабатывающей промышленности одно из ведущих мест занимает промышленность строительных материалов. Ее доля в ВНП составляет около 9 проц. Наиболее развито цементное и асбоцементное производство. Всего выпускается свыше 15 млн. т цемента в год, из которых экспортируется от 6 млн. до 8,8 млн. т. Ежегодная добыча мрамора достигает 0,5 млн. т. Быстро развивается химическая промышленность. Более половины предприятий сосредоточено в районе Афин. Основные виды продукции — кислоты, пластмассы, синтетические смолы и волокна, фармацевтические товары, красители, ядохимикаты и удобрения. Черная металлургия представлена заводами по выплавке стали в электропечах из металлолома и производству проката, которые построены в городах Алмирос, Аспропиргос, Афины, Волос, Диавата и других. Общая производственная мощность предприятий этой отрасли зарубежными специалистами оценивается в 1 млн. т чугуна, 4,5 млн. т стали и 6 млн. т стального проката. Потребности черной металлургии в сырье в значительной мере удовлетворяются за счет ввоза железной руды и металлолома. Одновременно Греция экспортирует ферросплавы, прокат, трубы, арматуру. В 1987 году (в скобках приводятся сведения за 1981 год) произведено, млн. т: стали 1,0 (0,7), проката 1,5 (1,1), чугуна 0,5 (0,4). На предприятиях цветной металлургии получают алюминий, свинец, цинк, медь, олово, серебро. Основные центры этой отрасли находятся в городах Афины, Дистомон, Инофита, Лаврион, Ларимна. В 1987 году (в скобках 1981 год) произведено, тыс. т: алюминия 125,5 (146,0), свинца 24,5 (20,9), цинка 26,8 (23,5). Мощности по производству составляют: алюминия 190 тыс., меди 20,5 тыс. т. Развиваются в стране и такие отрасли, как машиностроение, судостроение и автомобилестроение. Их предприятия сосредоточены в портовых городах, особенно в Афино-Пирейском районе. Основные потребности в транспортных средствах удовлетворяются за счет импорта. В экономике страны важную роль играет сельское хозяйство, а также лесоводство и рыболовство. Непосредственно в сельском хозяйстве занято примерно 1,2 млн. человек. Его главная отрасль — земледелие. Площадь обрабатываемой земли достигает 3,9 млн. га, из которых 2,5 млн. приходится на пахотные земли, а юм числе более 0,9 млн. га — на орошаемые. Сбор основных сельскохозяйственных культур в 1987 году составил (в скобках 1981 год) в тыс. т: пшеница 2090 (2700), ячмень 610 (768), кукуруза 2400 (1336), рис 106 (78), хлопок 520 (385). Продукция животноводства в стоимостном выражении составляет около 1/3 общего объема сельскохозяйственного производства и удовлетворяет внутренние потребности страны примерно на 70 проц. В 1987 году насчитывалось почти 1 млн. голов крупного рогатого скота, 8 млн. овец, произведено 516 тыс. т мяса. Военная промышленность. С 1952 года, когда Греция вошла в состав НАТО, оружие и военная техника начали поступать в нее из США и европейских стран —. членов этого блока Возможности собственной военной промышленности ограничивались ремонтом вооружения и производством боеприпасов. После событий на Кипре в 1974 году (антиправительственный мятеж, осуществленный военной хунтой) греческое военно-политическое руководство приняло решение о создании национальной военной промышленности. С помощью США и других западных стран началось строительство нескольких предприятий. К настоящему времени определенное развитие получили сборка и ремонт авиационной техники, производство артиллерийско-стрелкового вооружения, боеприпасов. При технической помощи США и Франции в г. Танагра построен крупный авиаремонтный завод. На нем осуществляется капитальный ремонт, а также модернизация всех типов боевых и транспортных самолетов и вертолетов ВВС Греции. Там же обслуживается авиационная техника других госудерств. Имеется также сеть мелких предприятий по изготовлению отдельных узлов, радиоаппаратуры и запасных частей. Производство артиллерийско-стрелкового вооружения налажено в городах Эйон, Кими, Мандра, Янина и Лаврион. На крупном заводе в г. Эйон освоен выпуск легкого стрелкового оружия, пулемегоз, 81-и 120-мм минометов, безоткатных орудчй, гранатометов, 20-мм зенитных пушек. Важным моментом в развитии этой отрясли явилась совместная разработка с ФРГ и Швецией 30-мм зенитных систем «Артемис-30», модернизация самоходных гяу-биц, Заводы по производству боеприпасов расположены главным образом в районе Афин (в южной части страны). Они полностью обеспечивают потребности вооруженных сил страны в боеприпасах для полевой, зенитной артиллерии и стрелкового оружия. Значительная часть продукции экспортируется. В данной отрасли работает 45 проц. всех занятых в военном производстве. Ее основу составляют пять крупных заводов в городах Лаврион, Афины, Элефсис и Инофита, где изготовляются снаряды калибров до 203,2 мм, мины, авиационные бомбы, ручные гранаты, взрыватели, пороха и т. д. Основные мощности по производству бронетанковой техники расположены в городах Салоники, Велестинон, Афины. На заводах этой отрасли строят бронетранспортеры, тягачи, военные грузовики, «джипы», осуществляют капитальный ремонт и модернизацию танков и другой бронетанковой техники, а также выпускают запасные части На судостроительных верфях ремонтируют корабли и суда всех классов, имеющиеся в составе греческих ВМС, есть возможности для строительства фрегатов, танкодесантных кораблей, тральщикоз, ракетных, торпедных и патрульных катеров. Накоплен опыт создания транспортных судов дедвгйтом до 43 тыс. т. Важнейшие заводы находятся в городах Скараманга и Элефис. Всего в стране насчитывается пять крупных судостроительных и судоремонтных предприятий, около 50 средних и более 350 мастерских. До 1981 года на заводе в Скараманга ремонтировались крупные корабли 6-го флота США, включая ударные авианосцы, а в Элефсисе — до крейсеров включительно. На ряде небольших предприятий радиоэлектронной промышленности в Афинах, Пирее и Салониках выпускаются по иностранным лицензиям военные радиостанции, узлы и отдельные компоненты электронных устройств, а также ремонтируются радиолокационные станции и другая радиотехническая аппаратура. Военно-политические круги проводят определенную работу по расширению экспорта вооружения. В его номенклатуру входят патроны, снаряды, мины, винтовки, пулеметы, безоткатные орудия, взрывчатые вещества. Вооружение греческого производства закупается в основном арабскими и африканскими странами. Транспорт. На развитие транспорта и дорожной сети существенное влияние оказали исторические особенности развития страны, физико-географические условия и потребности экономики. Важное место в экономике принадлежит морскому торговому флоту. В 1981 году греческий торговый флот занимал второе место в мире по валовой вместимости. Затем в связи с кризисом в мировом судоходстве он начал сокращаться и к настоящему времени переместился на пятое место. На середину 1987 года под греческим флагом находилось 1948 судов валовой вместимостью 23,5 млн. брутто per. т (суда вместимостью 100 per. т и более), в том числе свыше 350 танкеров. Кроме этого, значительная часть судов, принадлежащих греческим судовладельцам, находится под «удобными» флагами других государств. На побережье построено свыше 40 портов, крупнейшими по грузообороту являются Элефсис, Пирей, Волос, Мегара (грузооборот каждого свыше 3 млн. т в год). Между Пиреем, Волосом, другими городами континентальной части страны и многочисленными островами действуют постоянные паромные переправы, перевозящие, по данным греческой печати, до 26 млн. пассажиров в год. Общая протяженность автомобильных дорог Греции достигает 38 тыс. км, из которых около 23 тыс. км с твердым покрытием. К магистралям общегосударственного значения относят примерно 9 тыс. км дорог, ширина их проезжей части 8 м и более. Наиболее развита дорожная сеть в прибрежной полосе Эгейского и Ионического морей и в Восточной Македонии. Шоссе связывают все важнейшие промышленные и административно-политические центры, морские порты. В основном они проходят по горной местности, для них характерны крутые повороты, сложный профиль. Во многих местах допускается лишь одностороннее движение, зимой из-за снежных заносов некоторые участки горных дорог непроходимы. Важная автомагистраль Салоники — Афины проходит по побережью Эгейского моря и имеет ширину проезжей части 10—14 м. По оценке зарубежных специалистов, автомобильные дороги содержатся в хорошем состоянии. Парк транспортных средств на начало 1988 года включал около 2,4 млн. единиц техники, в том числе более 1,5 млн. легковых и свыше 0,7 млн. грузовых автомобилей. Автомобильный парк пополняется в основном за счет импорта из Японии, ФРГ, Италии. До 80 тыс. автомашин собирается на местных сборочных заводах. Железнодорожный транспорт, по мнению иностранных экспертов, развит слабо и не соответствует потребностям страны. В целом железнодорожная сеть в значительной мере уязвима из-за большого количества мостов, тоннелей и других искусственных сооружений. На долю железных дорог приходится не более 9 проц. объема перевозок пассажиров и около 5 проц. внешнеторговых грузов. Общая протяженность железкых дорог составляет около 2,5 тыс. км, из них 0,9 тыс. км с узкой колеей. Большая часть железнодорожных путей находится на недостаточном техническом уровне, имеет сложный профиль. Дороги построены в основном в центральной и восточной частях страны. Маршруты с колеей нормальной ширины связывают Грецию с Югославией, Болгарией и Турцией. Подвижной состав насчитывает более 90 локомотивов, 9,5 тыс. товарных и около 340 пассажирских вагонов. Локомотивы и вагоны импортируются из других стран В Греции разработан и осуществляется долгосрочный план реконструкции и модернизации железнодорожного транспорта, предусматривающий, в частности, электрификацию дороги Игуменица — Алек-сандруполис, модернизацию дорог Афины - Салоники — Идомени и Фарсала — Калампака. Важнейшими железнодорожными узлами являются Коринф, фарсала, Салоники, Ламия. Воздушный транспорт получил в стране достаточное развитие. Афины имеют воздушное сообщение с восемью городами на континентальной части и с 18 крупными островами. Кроме того, поддерживается регулярная связь с крупнейшими административно-промышленными центрами Европы, Америки и Австралии. В Греции насчитывается более 30 гражданских аэродромов, девять из которых обслуживают международные авиалинии. Воздушные перевозки сосредоточены в руках государственной компании «Олим-пикэруэйз», имеющей около 50 самолетов. В 1987 году на самолетах греческой авиакомпании перевезено около 10 млн. пассажиров. Как считают западные военные специалисты, сеть военных трубопроводов на территории Греции развита слабо. Общая длина трубопроводов составляет более 700 км. Военно-политическое руководство Греции при финансовой и технической помощи США, ФРГ и других стран НАТО продолжает уделять значительное внимание дальнейшему развитию инфраструктуры. За последние годы построены укрытия для самолетов и склады на аэродромах базирования боевой авиации, а также склады, имеющие значительную вместимость хранилищ, на нефтеперегонных заводах в городах Аспропиргос и Салоники. В планах по совершенствованию военной инфраструктуры большое внимание уделяется аэродромной сети. Существующая аэродромная сеть, по мнению иностранных военных специалистов, способна удовлетворить потребности группировки национальных ВВС и принять при необходимости авиационную технику других стран НАТО. Всего в стране насчитывается около 6Q аэродромов, из которых примерно половина имеет взлетно-посадочные полосы 1800 м и более. Основные авиационные базы — Танагра, Араксос, Салоники, Неа-Анхиалос, Андравида, Лариса, Каламата, Тимбэкион. В военное время для рассредоточения авиации могут быть использованы гражданские аэродромы. В мирное время значительная часть корабельного состава базируется на военно-морских базах Саламис (ГВМБ, в районе порта Пирей) и Суда (ВМБ), а также в нескольких пунктах базирования. Корабли ВМС Греции, кроме того, заходят в порты Митилини Салоники, Волос и Патры. В военное время в качестве пунктов базирования может быть задействовано большое количество портов и якорных стоянок у многочисленных островов. США и НАТО предоставлено право на использование территории страны в военных целях. Только США используют в Греции 20 баз и объектов, четыре из которых считаются крупными. Прежде всего это авиабаза Элиникон (Афины), на которой базируется американская разведывательная и транспортная авиация, центр радио- и радиотехнической разведки (Гурнес, о. Крит), авиабаза ВМС и ракетный полигон Суда (о. Крит), узел связи ВМС США в Неа-Макри и другие объекты. В распоряжение НАТО переданы военно-воздушная база Актио (Превеза) для базирования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления командования АВАКС НАТО, а также еще несколько авиационных баз и объектоз. Являясь членом НАТО и выполняя свои обязанности перед блоком, Греция содержит крупные по масштабам страны вооруженные силы — 193,5 тыс. человек (регулярные вооруженные силы), в том числе сухопутные войска — 150 тыс., ВВС — 24 тыс., ВМС — 19,5 тыс. Соединенные Штаты и блок НАТО в целом уделяют Греции неослабное внимание. Это сгязано в первую очередь с тем, что район Восточного Средиземноморья играет важную роль в реакционных планах международного империализма. Капитан 1 ранга Ю. Введенский, кандидат военных наук, доцент. Источник - "Зарубежное военное обозрение" №5 1989. Последнее обновление 07.03.2010 год |