Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука

 

Подводные силы Японии

 

Командование ВМС Японии, как подчеркивается в иностранной печати, всегда считало подводные лодки достаточно боеспособным и эффективным средством борьбы на море. Большое внимание их строительству уделялось еще в предвоенный период и в ходе второй мировой войны. Так, к началу войны на Тихом океане в японском флоте насчитывалось 57 лодок, а в ходе ее было построено еще более 120 (в отдельные годы — до 36 единиц), однако вследствие значительных потерь в процессе боевых действий к октябрю 1945 года их осталось около 60. После капитуляции милитаристской Японии ВМС, в том числе и подводные силы, были расформированы.

Официальной датой возрождения японского флота (при непосредственной помощи США вопреки решениям Потсдамской конференции и в обход послевоенной конституции страны, запрещающей ведение войны и создание для этой цели сухопутных, морских и военно-воздушных сил) считается 1 июля 1954 года.

Образование подводных сил началось в августе 1955 года, когда, судя по сообщениям зарубежной прессы, от Соединенных Штатов была получена ПЛS261 «Минго» (переименована в S501 «Куросио»). Она использовалась до марта 1966 года для подготовки подводников и отработки задач боевой подготовки в море, а затем в течение почти пяти лет в качестве учебно-тренировочной станции. Сообщается также, что с 1957 года в Японии развернулось строительство лодок собственной конструкции. По мере ввода в строй первых ПЛ в составе военно-морского района Куре в августе 1962 года был образован 1-й отдельный дивизион ПЛ (ДНПЛ), в который вошли ПЛ «Куросио», «Оясио», «Хаясио», «Вакасио» и спасательное судно подводных лодок (ССПЛ) «Тихая».

1 февраля 1965 года была сформирована 1-я флотилия подводных лодок (ФЛПЛ) сначала в составе двух, а потом трех и четырех дивизионов с базированием в ВМБ Куре. В дальнейшем от нее отделились 3 и 4 ДНПЛ, образовав 16 октября 1973 года 2 ФЛПЛ в ВМБ Йокосука, куда в апреле 1985-го был передан и 2-й дивизион ПЛ. В последующем в состав 1 ФЛПЛ вошли 5-й и 6-й дивизионы подводных лодок. И наконец, в составе флота 10 февраля 1981 года было сформировано командование подводных сил (КПС), включающее 1 и 2 ФЛПЛ, а также учебный отряд подготовки подводников (рис. 1).

В отличие от других родов ВМС (надводных кораблей и морской авиацик), соединения которых имеются в составе как флота, так и военно-морских районов, подводные лодки входят только в командование подводных сил (оперативное объединение флота). Руководство ими через свой штаб в ВМБ Йокосука осуществляет командующий (штатная категория вице-адмирал), которому подчинены командиры флотилий подводных лодок (по штатам мирного времени капитаны 1 ранга). В составе флотилий по три ДНПЛ (две-три ПЛ в каждом).

Кроме подводных лодок, во флотилиях имеются флагманские корабли (обычно ССПЛ) и корабли обеспечения боевой подготовки (как правило, один устаревший фрегат или эсминец из резерва). В настоящее время, по свидетельству западной печати, флагманскими кораблями являются ССПЛ AS405 «Тиёда» (1 ФЛПЛ) и ASR402 «Фусими» (2 ФЛПЛ), а кораблем обеспечения боевой подготовки КПС — эсминец резерва ASV 7008 «Харусамэ». Отмечается также, что эпизодически (после постройки или перед выводом в резерв) в состав флотилий входят подводные лодки непосредственного подчинения. Так, на штаб 1 ФЛПЛ замыкается ПЛ S565 «Арасио».

Основной корабельный состав командования подводных сил, по данным справочника «Джейн», представлен 14 дизельными ПЛ (шесть типа «Юсио», семь — «Удзусио», одна — «Асасио»). Последняя считается устаревшей, и ее намечено вывести в резерв в марте 1986 года. Наиболее современными подводными лодками ВМС Японии являются ПЛ типа «Юсио». Две последние лодки данной серии имеют на вооружении противокорабельные ракеты (ПКР) «Гарпун». Сообщается, что уже-выделены средства на постройку еще четырех единиц. Кроме того, ПКР «Гарпун» намечается установить и на первых четырех ПЛ этого типа. К началу 90-х годов, по данным зарубежной прессы, японский флот будет насчитывать восемь — десять подводных лодок, оснащенных противокорабельными ракетами. Лодки типа «Удзусио» являются наиболее многочисленными в КПС. Их вывод из боевого состава намечено начать в конце текущего десятилетия.

Строительство подводных лодок в Японии в качестве генеральных подрядчиков ведут две кораблестроительные компании — «Мицубиси» и «Кавасаки» — на своих верфях в г. Кобе. С 1960 по 1984 год было передано ВМС 23 ПЛ семи типов. Кроме того, в различных стадиях постройки находятся три лодки и выделены ассигнования еще на одну. Строительство подводных лодок осуществляется указанными фирмами поочередно: если заказ на постройку ПЛ в прошлом финансовом году получила компания «Мицубиси», то в текущем он будет выдан «Кавасаки». В последнее время средние темпы ввода в строй новых лодок составляют одну единицу в год. С передачей флоту новой ПЛ одна устаревшая выводится в резерв и примерно через год сдается на слом. Таким образом, количество боегстовых лодок в японских ВМС сохраняется в последние годы на уровне 14 единиц.

Одной из особенностей японских подводных лодок, подчеркивается в иностранной печати, является их довольно короткий жизненный цикл. С момента закладки до ввода в строй ПЛ проходит около трех лет, а весь период от выделения ассигнований и заключения контракта до завершения постройки занимает до пяти лет (табл. 1). Подводные лодки находятся в боевом составе в среднем 15—18 лет.

Большинство ПЛ двухкорпусные, имеют легкий и прочный корпус. Их тактико-технические характеристики приведены в табл. 2. Прочный корпус подводных лодок типа «Юсио» (рис. 2) включает шесть отсеков. Торпедные аппараты расположены побортно в средней части под углом 10° к диаметральной плоскости корабля. Диаметр первого отсека заметно меньше, чем у последующих. В его верхней части размещены каюты личного состава, а под ними — гидроакустическая рубка. Второй отсек жилой, в нем находятся каюты офи- церского и унтер-офицерского состава. Третий стсек трехпалубный: на верхней палубе размещены центральный пост и радиорубка, на средней — торпедные аппараты и запасные торпеды, а на нижней — аккумуляторная батарея. В четвертом отсеке на верхней палубе находится кают-компания офицеров, на второй — столовая команды и на нижней — аккумуляторная батарея. В пятом отсеке размещены побортно два дизеля и вспомогательные механизмы энергетической установки. Шестой отсек электротехнический, в нем расположены гребной электродвигатель, а также другие электрические механизмы. В отдельной герметичной выгородке шестого отсека размещен пост управления всей энергетической установкой ПЛ.

По свидетельству западной прессы, перспективу развития подводных сил Японии (как и ВМС в целом) на данном этапе определяют «Основные положения плана обороны», принятые правительством в 1976 году. Согласно им в боевом составе флота предусматривается иметь 16 подводных лодок, организационно сведенных в две флотилии. Однако, как считает командование ВМС, намеченный уровень не может быть достигнут в ходе реализации текущей программы строительства вооруженных сил на 1983—1987 годы (предполагается, что общее число ПЛ к началу 90-х годов составит 15 единиц, так как с 1988—1989-го планируется начать поэтапный вывод в резерв и на слом первых лодок типа «Удзусио»). Поэтому военное ведомство по проекту новой пятилетней программы строительства вооруженных сил Японии (1986—1990) намерено добиться от правительства выделения ассигнований на постройку за указанный период шести — восьми подводных лодок. Более того, японский центр стратегических исследований предлагает правительству пересмотреть «Основные положения плана обо. роны», в частности, довести число ПЛ до 20 единиц. Соединенные Штаты Америки со своей стороны требуют от Японии, что-бы у нее было не менее 25 лодок, которые, по мнению Вашингтона, якобы необходимы Токио для защиты морских коммуникаций в 1000-мильной зоне от Японских о-вов. Как сообщает зарубежная печать, страна сможет иметь 20—25 подводных лодок не ранее середины 90-х годов.

Капитан 2 ранга Ю. Юрин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №6 1985.

Последнее обновление 24.05.2015 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.